90-годы
90-ГОДЫ
"Цивилизация, - заметил в начале XX века итальянский журналист Луиджи Бардзини –старший,- прекрасная, но ужасно монотонная штука. Куда бы ни добивал ее мощный свет, везде он окрашивает все вещи в один и тот же размытый цвет, подобно электрической лампочке. Самые далекие страны становятся одинаковыми, постепенно различия в обычаях и традициях стираются, даже различия в языках и расах исчезают, все что было чудесного – разнообразие – выравнивается, и мир идет к тому, что, в конце концов, будет привлекать не больше, чем огромный бильярдный шар."
Резанув по России, свет цивилизации высветил пустоты, вид которых оживил заскучавший было цивилизованный мир и вновь вдохновил его на разномастное миссионерство. Подобно тому, как раньше, делая ставку на блеск атрибутики своего культа и пышность своей литургии, нас хотели преобразовать католики, теперь, привлекая провославный люд в открытые ими приходы раздачей подарков, за нас взялись нахлынувшие в страну протестанты, внешность большинства из которых откровенно указывала на то, что они выходцы из тех мест, где традиционен не протестантизм, а совсем иные религии. На улицах зазвучало скандируемое быстро движущимися яркими стайками «Харе-Кришна». С листовочками в руках по мостовым засеменили неизменно обутыми в красовки ножками и при этом в костюмчиках, галстучках и с рюкзачками за спиной - все примерно одинокового роста и с лицами , будто все они вышли из-под одной мамы, в общении скромные и даже застенчивые - мармоны. На всех перекрестках бодрые ребята кричали во всеуслышание о чуде века – дианетике, которая-де позволяет в миг сломать все психологические комплексы и стать преуспевающим человеком, но которая на самом деле представляет собой корыстную переработку наблюдений психолога Хаббарда, считавшего, что его теория и есть не более, чем теория. Рядом с бойкими «гербалайфщиками», обещающими здоровье и радость жизни, расфасованные в баночки, шествовали загадочные «таймшершики», заманивающие на собрания, где их лихие метры – под наглый звон колокольчиков, извещающий о выигранных у клиентов поединках, - впаривали отловленным ими простакам «вечные» домики в райских уголках планеты… Навстречу этому пестрому балагану, составляющему в цивилизованном мире монотонность повседневности, пошатываясь, в сапогах в гармошку и косоворотках, двигались бородатые дяди, чей полуграмотный ор: «Смотрите, православные, что деется! », сливаясь с усиленными микрофонами, чуть более грамотными речами о кармической миссии России, произносимыми на площадных митингах «по-интеллегентному» пьяными мужиками, уносился меж крыш домов… Все это было неизбежно и, по сути, не ново… «Представьте себе, что современная нам Европа, - писал в 1905 году большой знаток истории религий Франц Кюмон, - становится свидетелем того, как христиане отворачиваются от своих Церквей с тем, чтобы начать поклоняться Аллаху или Брахме, стать последователями Конфуция или Будды, принять установки синтоизма; вообразите себе, какое великое смешение всех рас и народов наступило бы, если арабские муллы, китайские мудрецы, японские бонзы, тибетские ламы, индуистские пандиты вдруг, в одно и то же время, стали бы проповедовать у нас фатализм и предопределение, культ предков и поклонение обожествляемому властителю, пессимизм и освобождение через погружение в небытие; принялись бы возводить в наших городах экзотического вида храмы и совершать в них свои причудливые обряды. Эта воображаемая картина, которую будущее, возможно, еще воплотит в реальность, являет собой точный образ того религиозного разброда, какой царил в античном мире накануне эпохи Константина».
И, хотя о традиции русских путешествий в Европу поэт и искусствовед Владимир Вейдле говорил как «о залоге европейского бытия России», считая, что удаляясь от Запада, Россия, тем самым, не приобретает самобытность, а напротив, чем дальше она от него отходит, тем становится меньше похожей на саму себя, что более лаконично, зло и точно сформулировал русский философ и культуролог Георгий Федотов: "Не пожелали, поленились почаще припадать к истокам европейской культуры – хлебайте теперь упрощенного Маркса", то сейчаc, когда с упрощенным Марксом было покончено и появилась возможность продолжать традицию русских путешествий в Европу, из вояжей в цивилизованный мир сами наши вынесли немного: Россия наполнилась ароматами иноземной парфюмерии; запах сигаретной селитры уже не будоражил, как раньше, воображение картинами западной жизни; в «хрущевках», у обитателей которых еще недавно все представления о комфорте сводились к тому, чтобы повесить в каждой комнате и на кухне часы и не ходить из одного места в другое «смотреть время», начали конструировать сауны, что спалило в стране не один дом; телефонные номера стали писать на цивилизованный манер слитно, обязательно предваряя их заключенным в скобки кодом города, или как стало принято говорить, префиксом номера; рекламные объявления на все лады вякали теперь о скидках, о которых так и подмывало спросить: « От какой же они цены ?», что можно было сделать посетив офисы давших эти объявления новоиспеченных «контор» , где за массивными на вид столами восседали их шефы - лоснясь сытыми лицами и выставляя напоказ рукава пиджаков с подлежащими в цивилизованном мире устранению перед ноской этикетками именитых фирм…
Единственное, что - в свете цивилизации – могло показаться настоящим приобретением России того времени, - так это всеохватывающая, подобная поголовному желанию свободы в набитом рабами эргастуле, лютая жажда денег, которая, в свою очередь, породила и моду на дорогие импортные гробы …
Сами цивилизаторы коммерчески стали приводить Россию к общему знаменателю, первым делом «влюбив» ее в такие- имеющие, пожалуй, успех лишь в Америке - глупые слова, как «уникальное», «престижное», «элитное», «эксклюзивное». И, поскольку она, несмышленая варварка, хлебая свободу, была неразборчива, да и всегда, в общем-то, склонялась к тому, чтобы принимать лишь ненужное и бесполезное, ее стали обманывать или откровенно, или с некоторой долей изобретательности - что мастера торговли определяют выражением «бомбить по аналогии». В первом случае, при прямом обмане, ей, привитой дурью роскоши, вполне можно было «на ура» втюхать, например, невесть где "сшорниченные" костюмы с ярлыками фирмы «Trussardi», на которых слово «Trussardi» - во избежание судебных разбирательств – писалось с тремя буквами «s», или иную «элитную одежду», которую русские торгаши описывали фразой «от известных фирм», где предлогом «от» стало неправильно истолкованное, но одинаково с ним звучащее прилагательное «haute» - «высокая» - из французского выражения «высокая мода» , что впоследствии - в той же традиции невежества – но уже превознося и подчеркивая якобы отродясь существовавшую качественность отечественных продуктов - позволит создавать товарные серии типа « От бабы Нюры». Во втором случае, то есть при бомбежке по аналогии, все зависело от фантазии «бомбардировщиков». Так , например, если во всем мире известен лишь один миндальный ликер – довольно-таки дорогой - «Амаретто ди Саронно», то для нас, справедливо уповая на то, что, смущенный блеском мишуры, дальше слово «амаретто» русский ум не последует, и используя - один и тот же- дешевый химический концентрат, стали бадяжить «Амаретто ди Верона», «Амаретто из леса», «Амаретто бабушки» и др., позволившие нашим дамам отказаться от традиционного «портвешка» и «сухенького» и порассуждать о многообразии вкусовых оттенков напитков, сидя на кухоньках в компании своих кавалеров, хлобыщущих не пойми где состряпанную, но вероятно, для успокоения бородатых дядек в сапогах и косоворотках, водку «Распутин» - должную, согласно рекламе, иметь на бутылке обязательно две этикетки с изображением героя, что находчивый юморист «передернет» в карикатуре, изобразив на ней лежащего в постели небритого мужика, которого два одинаковые - восседающие один на другом – демоноподобные существа с задорными улыбками на рожах приветствуют с порога комнаты: «Здравствуйте, мы – Григории Распутины, поздравляем вас с белой горячкой !». Эксплуатируя такие символы цивилизации , как «кока-кола» и «пепси-кола», подобно тому как в кино рентабельный односерийный сюжет превращают в сериал, к слову «кола» стали присобачивать всевозможные приставки – лишь бы сохранить в конкуренции ставшее весьма значимым для русских само слово «кола». И варварку Россию, готовую, все перепутав, все принять, стали, словно из брандспойтов, заливать имеющим лишь цвет американской аптечной болтушки не всегда безопасным для здоровья пойлом . Лидерство здесь, бесспорно, принадлежало « Херши-коле», которую рекламировал рыжий веснушчатый бесенок, выкрикивая с экрана «Херши Кола- вкус победы» и в названии которой ее изобретатель, как утверждают, наш бывший соотечественник , проявляя свойственный времени подход к коммерческим отношениям с Россией, зашифровал вполне русскую мысль: «А хули? Кола!»
Рег.№ 0137026 от 16 сентября 2013 в 09:15
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!