Коснувшись крылом детства
Самолет кружился в
безоблачном небе, удаляясь все дальше и дальше, стремительно уменьшаясь в
размерах. На солнце сверкнули белоснежные плоскости авиамодели. Мы, летная
команда, мчались по степи в надежде догнать свое детище. Попав в восходящие
потоки знойного казахстанского неба самолет, набирая по спирали высоту
становился все меньше и меньше пока не превратился в точку. Двенадцатилетние
пацаны неслись по ровной глади степи, в надежде догнать уносящуюся в небо нашу
работу последних двух месяцев. Сначала авиамодель превратилась в едва заметную
точку, затем и вовсе исчезла в голубой бесконечности. С нами бежал наш учитель
Борисов Евгений Иванович. Наконец всем стало понятно, что уже, никогда не
догнать наш замечательный самолет, который мы мастерили несколько
месяцев.
В самолет, прежде чем
его выпустить, вложили записку на всякий случай с указанием адреса нашего
авиакружка с просьбой его вернуть. Собрав инструмент и все
принадлежности команда «летунов» поплелась к остановке автобуса.
-**-
Я стоял на крыльце дома и с удовольствием дышал свежим морозным воздухом.
Огляделся по сторонам – на улице никого, было раннее студеное утро.
Светало. Мне, уже седоголовому и прилично пожилого вида дедушке, не
стыдно было слепить снежок, и я уже намеревался бросить его, как из-за поворота
показалась группа ребят в возрасте 12-14 лет. Они двигались как в замедленном
кино. Лиц их не было видно, но когда они разом обернулись, я узнал их. Это шли
друзья моего детства Слава Варнаев, Витя Дружинин, Валера Кондрашов, Саша
Чабан. Они были одеты в стеганые телогрейки и шаровары, надетые поверх
валенок - все как будто только что вывалянные в снегу. Смех, дружеские
броски снега за шиворот, улыбающиеся лица как в тумане. Вскоре они начали
таять, словно растворяясь в зыбком сумерках морозного утра. Они пропали,
не дойдя до поворота и, казалось, мгновенно скрылись за углом дома. Позже я понял,
почему это были именно они, одни из многих моих многих друзей - одноклассников.
На тот момент этих ребят уже не было в живых.
-**-
Нахлынули воспоминания. Много-много лет назад в детстве, с друзьями,
морозным утром бежал на занятия в кружок авиамоделистов. Занятия в школе были
во вторую смену. Там каждый из нас сделал небольшой шажок в жизни. Запах клея,
жженного бамбука, сосновые стружки все это манило в жизнь полную созидания и
новый мир техники. Это был полный переворот совершенный в моей голове.
После уроков в школе мальчишки собирались стаями – кто играть в «ножички» в
«орлянку». Кто просто пошляться, подраться, а иногда и посерьезнее. Но у нас
было свое занятие и на всякие глупости просто не хватало времени.
Кружковцы, так мы себя называли, бежали домой быстрее выполнить домашнее задание,
и мчались в «Искорку». Детский клуб «Искорка» располагалась в жилом доме на
первом этаже пятиэтажного дома. Детям выделили большие помещения, был даже
небольшой актовый зал со сценой. Занятия в кружке вел наш школьный учитель
Борисов Евгений Иванович. Путь в кружок авиамоделистов был не простой.
-**-
С детства я был непоседой. Как только начал с четверенек вставать на две
ноги, не было никакого удержу. С каждым шагом стремился расширить горизонты
познания окружающего мира. Бабушка, чтобы я немного дал ей заняться по
хозяйству, переворачивала тяжелую табуретку и привязывала верёвочкой меня за
ногу к табуретке. Неожиданный грохот летящей мне в след табуретки по ступенькам
крыльца заставлял её оторваться от хозяйственных дел.
Что ты за неслух, - причитала она, занося меня обратно в комнату. А
неслух уже несся по двору, на ходу совершая шкодливые дела.
- Вы не видели мальчика в красной маечке?
- спрашивала она рабочих, которые трудились и строили из горбыля сарай
для дров и угля. А красная маечка мелькала уже на другом конце улицы...
Мои родители озаботились, как найти применение моей энергии в мирных целях.
Первое что они пытались сделать в этом направлении, когда я достиг возраста
первоклашки, это отвести меня в танцевальную группу дома пионеров. Под баян я
выплясывал молдавский танец, взявшись за руки крест-накрест с девочкой. А
согласился пойти на танцы с одним условием, что я буду танцевать матросский
танец. В настоящем матросском костюме.
Но до матросского танца дело не дошло, поскольку мне надоело прыгать в паре со
своей важной партнершей - на танцы я больше не ходил, как бы меня не
уговаривали.
Когда с танцами было покончено, мама отвела меня к своей ученице по
педагогическому училищу. Мама в училище преподавала русский язык и литературу.
В городе казалось, не было места, где с неподдельной радостью и теплотой ее
встречали ученики.
Учительница музыки линейкой по столу отстучала какую-то мелодию и попросила
меня повторить. Повернувшись к маме, она сказала:
- Из него выйдет толк. Начались постановки
пальцев на пианино и гаммы. Это нудное дело мне надоело и однажды во время
урока, когда моя мама и учительница разговорились в соседней комнате, я
потихоньку вылез из окна класса, где стояло пианино - благо это был первый этаж
школы. На этом мои занятия музыкой закончились.
Книги. Научился читать задолго до школы. А уроки проводила моя старшая
сестра, где за партой сидел я рядом с плюшевым медведем. Быстро преуспев в
чтении, начал глотать книгу за книгой. Особенно любил Маршака, Чуковского.
Позже перешел на более серьезных писателей Марк Твен, Чехов, Гоголь. Нравилось
сидеть в читальном зале листать журналы Мурзилка, Веселые картинки.
Школа принесла разочарование - вместо чтения книг и писания букв начались
палочки и закорючки. Так продолжалось полгода. Интерес к учебе был в первое
время отбит напрочь. Под одеялом одной рукой держал батарейку с лампочкой в
другой руке книга. Читал Гайдара.
Начал рисовать. Отдали в кружок рисования. Несколько дней рисовали яблоко.
Прорисовывали тени. Рисовали карандашом, яблоко получилось объемным.
Дальше предложили рисовать вазу. Терпение кончилось. Не хватило усидчивости.
Во втором и третьем классе стало интереснее, учеба вошла в норму. Папа
отвел меня в дом юного техника. Дом располагался в старом купеческом здании из
бревен, дореволюционной постройки. Ездить на автобусе приходилось через весь
город. В целях экономии, а это был целый пятак, ходил пешком. В коридорах
стояли модели фрегатов, боевых кораблей у потолка висели модели самолетов и
ракет. На кораблях можно было разглядеть лесенки и боевые рубки, спасательные
шлюпки и круги. Рассматривать их было очень интересно. Занятия очень
нравились и увлекали все сильнее и сильнее. Научился сам вытачивать пропеллер
самолета. Для этого сначала вытачивал из буковой дощечки заготовку, затем
размечал с учетом шага винта и размеров. Долго и тщательно стачивал лишнее и получался почти
готовый винт модели. Далее полировка и тщательная балансировка, и вот уже стою
и любуюсь своим произведением. Здесь я научился запускать компрессионный
двигатель. Работа в кружке увлекала настолько, что даже учеба в школе стала на
второй план. Тут мне был поставлен ультиматум - прекратить занятия в кружке и
выправить все провалы в учебе. Пришлось налечь на учебу. Вскоре математика и
русский язык снова подружились с юным техником, отлученным от техники.
Школа, в которой я учился была построена по московскому проекту и для школы
это здание было как посчитало городское руководство излишним. В нашем районе
была построена другая более скромная школа. И после окончания четвертого класса
мы, ученики, перешедшие в пятый класс, еще и перешли в новую школу. Начались
серьезные предметы математика геометрия…
Нельзя было сказать, что школа относилась к элитным, как сейчас принято
говорить. Коллектив учителей подобрался очень сильный благодаря директору школы
Новокшанову Алексею Карповичу. Алексей Карпович был очень добрым
человеком, но вместе с тем очень строгим.
Вместе с одноклассником Володей Ереминым мы сбежали с уроков - захотелось
приключений, и мы их получили. Перед окончанием урока решили выйти из укрытия в
туалете. Но у выхода прорвало трубу и коридор залито водой. Володя был в
валенках, а я в ботинках. Посадил его на закорки и начал медленно
выходить в коридор школы. На выходе в коридор уперся во что-то, вернее в
кого-то. Поднял голову – и ужас, директор школы грозно спрашивал:
– Это что такое?
Не сносить нам головы. Но все обошлось мирно, в кабинете директора
сознавшись и раскаявшись, мы пили чай и рассказывали, как преодолевали водную
преграду. Алексей Карпович взял с нас слово, что больше не будем сбегать с
уроков, после чего отвел нас в класс прямо на середину урока математики.
Математика в жизни учителя Ивана Андреевича Дика занимала первое место.
Очень строгий и очень требовательный учитель. Его тройки и четверки стоили
многого - пятерки ставил очень редко. Благодаря его стараниям математика стала
в моей учебе на первое место. Позже, в период учебы в военной академии
вспоминал его добрым словом.
Учитель химии Георгий Готлибович Ваккер свой предмет считал самым
главным. Хочу сказать, что каждый учитель считал свой предмет особенным и
требовал серьёзного к нему отношения. Учительница русского языка и литературы
Крючкова Людмила Васильевна говорила литературным языком и приучала учеников
говорить правильно. Физику преподавала Валентина Михайловна. Впоследствии это
стал один из моих любимых предметов.
И наконец, учитель рисования и черчения Борисов Евгений Иванович. Это был
увлечённый и помешанный на технике и авиации человек. Благодаря нему мы,
мальчишки прониклись его любовью к технике к небу. Многих его увлеченность
повела по жизни и помогла выбрать профессию.
Однажды в выходной день в парке возле школы услышал высокий звук ревущего
мотора. Ребята из старших классов под руководством Евгения Ивановича завели двигатель,
и серебристый самолет взмыл в воздух. Больше от этого меня было уже не
оторвать. На следующий день пришел в кружок юных авиамоделистов. За мной
потянулись одноклассники. Навыки, полученные раньше пригодились и первый
мой планер получился летающим. Чтобы получилось что-то более серьезное,
пришлось пролистать журналы. Журнал «Моделист-конструктор» стал любимым. Решили
спроектировать самолет похожий на ЯК-12. Долго корпел над фюзеляжем и
крыльями, вытачивая лонжероны и нервюры. Несколько других учеников занимались
двигателем и шасси. После долгой коллективной работы, наконец, начал
вырисовываться облик самолета. Полгода трудились над моделью. В воскресенье,
собрав все необходимые принадлежности, двинулись с самолетом в поле за
городскую черту. Двигатель завелся легко. Самолет взмыл, плавно набирая высоту.
Однако нашей ошибкой был большой бак с горючим. К сожалению, двигатель до
выработки топлива работал долго и за это время самолет поднимался все выше и
выше. Стрекот двигателя замолк. Затем самолет, попав в восходящие потоки,
быстро удалялся и вскоре исчез из виду. Мы долго бежали по степи пока не
поняли, что нам его не догнать.
-**-
Потеря нашего самолета сильно огорчила.
- Вот бы сделать его управляемым по радио, - предложил Евгений Иванович.
Начали искать в журналах схемы радиоуправляемых моделей, и я окунулся в мир
РАДИО.
Поняв всю сложность темы, решил начать с малого. В журнале «Юный техник»
нашел статью о том, как сделать детекторный приемник. В стеклянную пробирку
намешал свинец, серу и всего того что требовал журнал. На спиртовке все это нагрел,
и началась реакция - комнату заволокло ядовитым дымом. Разбил пробирку и
достал спекшийся металл. Самое трудное это было изготовить самодельный динамик.
На бумажный рупор намотал тонким проводом необходимое количество витков. Из
картона сделал держатель рупора и подковы магнита с красным и синими полюсами.
Если провести батарейкой по контактам этого устройства, то раздавался сильный
шорох. Динамик работает! Для надежности проверил его через радиоточку.
Динамик заговорил громким голосом на казахском языке.
Две катушки и бумажный конденсатор контура детекторного приемника легли на
стол. Антенну протянул с крыши соседней пятиэтажки. Самодельный кристалл стал
работать в качестве детектора. Долго перемещал катушки между собой. Тишина.
Проверил, правильно ли собрал схему. Поменял местами подключение конденсатора и
долго искал проводом точку на кристалле. И о чудо! Приемник заговорил. Тихо и с
искажениями звучала музыка. Поверил в свои силы и в возможности радио.
Дальше начал заниматься в радиокружке. Занятия в авиамодельном кружке не
бросал, благо, что они были в соседних помещениях. Потом начались
ламповые приемники, и появившиеся транзисторы начали вытеснять у радиолюбителей
лампы. Первый приемник на одном транзисторе звучал уже громче и ловил несколько
станций.
Но Евгений Иванович Борисов неугомонно продолжал «заражать» нас новыми
техническими новинками, появляющиеся в то время. Киносъёмка в то время
казалась, была сказочно недоступна. В детском клубе «Искорка» появился новый
кружок киносъёмки. Незамедлительно попал туда и я. Научились снимать, правильно
подбирать освещение, экспозицию. Снимали школьный концерт самодеятельности.
Движущиеся изображения окружающей нас жизни на экране без звука, под стрёкот
проектора были недосягаемым чудом. Долго мешали растворы проявителей, мерили и
подбирали температуру растворов. Процесс обработки обращаемой кинопленки был
настолько сложным, что иногда получали брак. Пленка с размывами и разводами все
равно смотрелась с огромным интересом. После киносъемки фотографирование
стало более простым процессом. Купленный родителями легендарный и не убиваемый
фотоаппарат «Смена» позволял делать хорошие и качественные снимки. В кружке
фотодела, где руководил все тот же Евгений Иванович, научился работать с
химикатами в процессе проявления пленки. Евгений Иванович несколько раз показал
самый сложный процесс – как печатать снимки, после нескольких неудачных попыток
у меня, наконец, получились неплохие фотографии. Увлечение кино и фотосъемкой перешло
и на «взрослую» жизнь.
-**-
Однажды Евгений Иванович собрал всю нашу команду.
- Через три месяца в столице Казахстана состоится выставка детского
технического творчества. Давайте подумаем, что мы будем показывать, а
фамилии двух участников утвердит педсовет школы.
Педсовет, конечно, утвердил одного участника отличника Кондрашова Валерия. В
отношении меня вопрос решался туго. Дела с учебой шли неравномерно. Именно
поэтому учителя в один голос твердили – Ведь может хорошо учиться, а не хочет,
ленится - Рядом с тройками и двойками стояли пятерки. Конечно, дело было
не в моей лени и нежелании хорошо учиться. Времени на учебу и работу в кружке
катастрофически не хватало. Но Евгений Иванович все-таки отстоял мою
кандидатуру. Началась подготовка к выставке. К тому времени я закончил
истребитель, управляемый по корде. Самолет получился не только красивым, но и с
хорошими летными качествами. Вечером Евгений Иванович попросил меня
остаться.
Когда все ушли по домам он, взяв меня за плечо, сказал: – Понимаешь ты
уже всем доказал, что можешь конструировать и изготавливать отличные модели. Но
на выставке – соревновании мы должны удивить чем-то необычным. Давай попробуем
сделать ракету. А свою модель отдай Кондрашову, он из-за напряженной учебы не
сделал ничего путного. Я согласился с учителем. На следующей неделе он
отправил меня на практику в дом юного техника, они давно начали конструировать
и изготавливать ракеты. В группе ребят я в первое время выделялся
неумением клеить корпуса ракет, полировать стабилизаторы и самое главное
изготавливать двигатель ракеты. Но со времени я уверенно брал фланельку,
пасту ГОИ и тщательно полировал до зеркального блеска треугольники
стабилизатора ракеты. Сложнее было с двигателем ракет. Топливо для ракет
использовали в отличие от известного ранее состава - селитра, уголь
и сера, смесь черного пороха и угля. Состав разводили под руководством
руководителя станции юных техников. Чтобы он не воспламенился, состав
замачивали в керосине и терли в ступе до однородной массы. После чего бумажную
гильзу от охотничьего ружья набивал этим составом на специальном станке.
Набивать надо было очень аккуратно, ложечкой добавляя порцию смеси и несколько
капель керосина. Сверху специальной колотушкой медленно трамбовал слой за
слоем. Эти работы требовали аккуратности и терпения. Завершающая фаза работ была ранним утром в воскресенье на стадионе. В
центре установили пусковую установку - на площадке вверх по направляющей стояла
моя первая ракета. С помощью электрозапала от мотоциклетного аккумулятора,
через пусковую кнопку – заранее выкрашенную мною в красный цвет и по команде -
Старт! Ракета, оставляя белый шлейф дыма, взлетела и превратилась в точку.
Хлопок и раскрылся парашют. В верхнем конце двигателя ракеты закладывался заряд
пороха и когда двигатель заканчивал работу, пороховой заряд выбивал парашют.
Чтобы парашют не сгорел, перед ним закладывался бумажный пыж.
Ура! Я научился делать ракеты и моя первая ракета показала
работоспособность. Мой учитель был доволен и как теперь я понимаю, он мною
гордился. Началась подготовка ракет к выставке
теперь уже самостоятельно в клубе «Искорка». Хотелось придумать что-то
новое, отличающееся от уже освоенных стандартных ракет. Решил установить в
переднем колпачке прибор: небольшая стрелка была связана с резиновым
шариком, шарик на высоте раздувался, и на закопченном кусочке стекла
стрелка чертила черту. Чем выше ракета взлетала, тем больше была черта.
Несколько проверок показали, что прибор работает.
Настало время поездки в Алма-Ату. Нашу команду из пяти человек во главе с
Евгением Ивановичем решили отправить на самолете. Впервые летел самолетом
и меня очень удивили бескрайние просторы, степь и редкие аулы и небольшие
города. Поразил вид оазиса, когда пролетали над Баян-Аулом и в центре горных
хребтов неожиданно выросших в глади степи блеснула гладь озера Джасыбай. В
столицу прилетели поздно вечером. С огромным интересом смотрели на оркестр
технических решений. На выставке были и радиоуправляемые модели автомобилей,
самолетов, кораблей. Многоступенчатые ракеты, куда моим с ними тягаться.
Но на удивление жюри разглядело новые решения, установленные на моих ракетах. С
грамотой и свидетельством о первом месте по ракетному моделированию возвратился
домой. После этой поездки принял твердое решение стать радиоинженером. Подробно описывая технические вопросы с одной целью: может быть юных
недорослей, прочитавших это, заинтересуют муки творчества, радость и огорчения
при работе с техникой, азы инженерных профессий.
Учителя прививали вкус к жизни к творчеству, интерес к технике во всех ее
проявлениях. Воспитывали в нас уважение к знаниям, мотивировали добывать знания
и докапывается до глубины технических вопросов. Школа, которую я описал, давала
вектор дальнейшего пути, выбора профессии. А выбрав и выучившись на любимую
профессию постоянно совершенствоваться. Все мои одноклассники, пройдя эту школу
выбрали и получили прекрасные профессии. Четверо закончили казанский
авиационный институт, один из нас - московский авиационный
институт. Практически все получили хорошее инженерное образование
благодаря нашему учителю.
Учителю с большой буквы – БОРИСОВУ ЕВГЕНИЮ ИВАНОВИЧУ к величайшему
сожалению скоропостижно скончавшегося в относительно молодом возрасте.
Рег.№ 0165520 от 16 мая 2014 в 09:18
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!