Русская Карелия в свете нетрадиционного взгляда на историю. Северная история России

11 февраля 2024 — Влад Батарин

Русская Карелия в свете нетрадиционного взгляда на историю.
Северная история России

В.Батарин

Рускеала

Официальная история Рускеалы.

Каменоломни, как считается, обнаружил пастор-краевед, член Вольного экономического общества Самуил Алопеус. Они начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали «итальянские» специалисты (пока берем в кавычки, это могут быть и славяне с венетского севера Италии (профи в строительстве по всей ордынской европейской и не только Империи). А могут и специалисты с других мест: смотрите еще версию ниже.-Авт.).

«Было заложено пять карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор четырёх цветов — пепельно-серого, серо-зелёного, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. На добыче камня было занято до 500 человек местного населения». Мрамор Рускеалы использовался для зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов: облицован Исаакиевский собор (Архитектор Огюст Монферран неоднократно посещал мраморные разработки в 1818—1858 годах выбирать подходящую породу), выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также: подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская». Качество мрамора было не очень хорошее, годился больше для внутренних отделок. Другого, видимо, не было. И с середины 19 века здесь активно производили известь.

Согласно финским «исследованиям» (где русофобия явно замылила взгляд-Авт.): по версии члена-корреспондента РАН и топонимиста Ирмы Муллонен: имя Руские/Ruskie по-карельски значит просто «красный»; так называли и рыжеволосых людей, что и породило прозвище. Таким образом, наименование волостного центра Рускеала означает «место жительства рода Рускеа». Или же в русле той, но уже совсем бредовой версии: «Красная-бурая, так как в Рускеале добывали красный мрамор.».

Ну во-первых: бурого-красного-коричневого мрамора там нет! И никогда не было! Есть разве что маленькая железистая речка в 6-7 км от Рускеалы. Знаменитая по советскому фильму «А зори здесь тихие»

Бурая речка в 6 км от Рускеалы

Во-вторых: Рускеала - это славянская-русская историческая территория, ставшая финской (и то: в рамках Российской империи) в начале 19 века. Спасибо царю-либералу Александру 1!

В-третьих: «Карл (точнее- Ирма Муллонен), ну имя Руские/Ruskie-это просто РУССКИЕ! Полная очевидность! А Рускеала- поселение русов-русских».

Примечание 1. Дюма.

Где то в 1858-1859 гг. место посетил французский писатель Александр Дюма [5], о чем поведал в четырехтомном труде «Путевые впечатления. В России». Удивительно, что Дюма интересовался загадочными местами русской истории: ocтpoв Baлaaм, Углич, Mocква, Цapицын, Acтpaxaнь, Kaлмыцкиe cтeпи, Зaкaвкaзьe, Рускеала…Чутье на места загадок русской истории- порой прямо Пушкинское… Что он хотел увидеть в Рускеале?

Цитируем Дюма: «Bcкope, пpимepнo в двуxcтax шaгax впepeди, пoкaзaлcя ocлeпитeльнoй бeлизны xoлм, имeвший кoнуcooбpaзную фopму; вecь этoт xoлм cocтoит из мpaмopнoй кpoшки, и ecли cмoтpeть нa нeгo издaли, тo мoжнo пoкляcтьcя, чтo этo бoльшaя кучa cнeгa. Mы oбoгнули cвepкaющий бeлизнoй xoлм и вышли нa пpocтopную плoщaдку, кoтopaя былa зacтaвлeнa oгpoмными мpaмopными глыбaми кубичecкoй фopмы, пpигoтoвлeнными к oтпpaвкe. Итaльянcкий кapьep. Здecь вceми гopными paбoтaми pукoвoдили итaльянcкиe мacтepa. Я cтaл paздумывaть нaд тeм, кaкими cpeдcтвaми пepeдвижeния мoжнo дocтaвить эти гpoмaдныe блoки к бepeгу oзepa, пocкoльку былo oчeвиднo, чтo в Caнкт-Пeтepбуpг иx мoжнo вeзти лишь вoдным путeм. Taк и нe cумeв удoвлeтвopитeльным oбpaзoм oтвeтить нa этoт вoпpoc, я oтвaжилcя зaдaть eгo вcлуx; cтaнциoнный cмoтpитeль, пoжeлaвший cтaть нaшим пpoвoдникoм, oтвeтил мнe, чтo для иx пepeвoзки дoжидaютcя зимы, кoгдa уcтaнaвливaeтcя caнный путь. Глыбы нacтoлькo тяжeлы, чтo пoднимaть иx пpиxoдитcя c пoмoщью дoмкpaтoв и pычaгoв, пoтoм гpузить нa caни и нa caняx дocтaвлять нa бoльшиe пapуcныe cудa, кoтopыe oтвoзят иx в Caнкт-Пeтepбуpг». Кстати, были такие большие суда в Древнем Египте? Снега и саней точно не было.

Примечание 2. Восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II. В 1772 году в Яицком городке вспыхнуло восстание казаков против старшинской верхушки войска и представителей правительства. (Википедия). Начало: сентябрь 1773 г. Окончание: 21 января 1775 г.

 

Сибирские или Симбирские. «Философский камень».

В малоизвестном издании 1865 года: "Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам "есть интересная информация. Авторы - священник В.Серафимов и смотритель М.Фомин. Сведения эти находятся только в разделе "Приложения", которые были напечатаны в самом первом издании этой книги от 1865 года, и отсутствовали во всех остальных.

"Мрамор для сооружения Собора брали в Выборгской губернии из местечка, получившем у Финлянцев впоследствии от переселенных сюда из Сибири русских для ломки мрамора рабочих "Русскала" - Русская деревня". Не местные карелы работали здесь на мраморном карьере, а "русские из Сибири". Зачем везли 500 русских рабочих издалека- из Сибири? Ведь Сибирь "всегда была дикой и малозаселенной" по версии традиционных историков? Даже, если вдруг мастера и рабочие были из Симбирска, то это тоже для того времени-далеко. Архангельская и Новгородская губернии были гораздо ближе. Да и по версии авторов «Новой хронологии»(НХ) Сибирь, да и, скорее всего, Симбирск до 1775 г. не контролировались властью из Питера.

Возможно, когда Алопеус наткнулся на этот мраморный карьер, то в столице в Питере встал вопрос о наличии квалифицированных кадров. Мастера и рабочих нужны были те, кто имел представление о технологии добычи мрамора. А в европейской части России, контролируемой после Смуты и гражданской войны Романовыми, знания о ней были утрачены. А на территории Урала и Сибири выжившие русские-тартары эти знания сохранили. Не случайно именно на Урале имеются сейчас два крупнейших в нашей стране карьера по добыче мрамора, которые Романовы до 1775 не контролировали. Вот этих уральских мастеров по добыче мрамора и привезли сюда, создав среди карельского населения "русскую деревню" под названием "Русскала". Или "Русские скалы". И никаких "итальянских спецов", иначе не потащили бы в такую даль сибирских мастеров мраморного дела. Возможно, что не сразу, а после 1775 года. Может быть, что какие-то венеты-«итальянцы» и были там в начале разработок мрамора, но не справились, и их заменили русскими сибиряками сразу после окончания войны с Пугачевым и восстановлением Романовыми контроля над Поволжьем и Сибирью. Хотя и с «уральцами» все может быть не так просто: «Урал» - это, может быть, и место где-то у Волги (у Ра). В каждом конкретном случае цитирования даже несфальсифицированной летописи неплохо бы уточнять откуда конкретно приехали «уральцы» и «сибиряки». Может в реальности: с Волги. Хотя Волга - большая, широкая и длинная.

Так как естественный местный мрамор был среднего качества, то, возможно, «мастера из Сибири» еще и умели дробить местный мрамор в очень мелкий порошок и по своей технологии отливать из него блоки искусственного прочного мрамора разных оттенков. Владели «философским камнем», то есть умением создания искусственного мрамора и бетона. И в этом была их «особенная» ценность! «19 января 1768 года Екатерина II подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц» (а это и есть- устройство для измельчения твёрдых материалов)». [1.] Но что-то не сложилось, и с 1846 года здесь начинают вместо промышленного производства мраморных блоков производить известь из осколков этого мрамора.

           

Примечание3. Павел 1 и Исаакий.

Известно, что Исаакиевских церквей в Питере было четыре (включая последний- Исаакиевский собор). ([1.]) «Романовы», начиная с Петра 1, упорно строили церкви, посвященные этому святому. Искали уникальный мрамор по всей контролируемой ими России. Карелия была под контролем Петра 1 и внесла существенный вклад по поставкам материалов для отделки церквей. И несмотря на первые три неудачные постройки довели дело до конца. Разве что император Павел был относительно равнодушен к строительству храма. Рвения не проявлял в отличие от других «Романовых». Лишил мрамора третий несуразный собор, отдав мрамор Михайловскому дворцу.

По версии авторов НХ: вернувшийся из заграницы Петр 1 не имел никакого отношения к династии Романовых (то есть «Новых римлян-«Рома нова», свергнувших в начале 17 века в России династию Годуновых-Рюриков и разваливших Великую Русскую Империю). Петр1-Романов, который отправился заграницу, сгинул там, а вместо него вернулся близкий к династии Годуновых- Исаакий, который захватил власть и принял имя Петра. Романовы после Петра1 (на самом деле: уже не Романовы), обладая данной тайной, строили храмы скорее ему-основателю новой династии, а не столько Святому Исаакию. Почему Павел 1 был неактивен- не совсем ясно: он по отцу из династии Исаакия (от дочери Петра1-Исаакия Анны). Но при этом-враг Британии. То ли не был посвящен в тайну, то ли династия снова могла прерваться на Екатерине 2.


Петроглифы Карелии

Онежские петроглифы - наскальные памятники монументального изобразительного творчества (петроглифы) в Пудожском районе Карелии, на восточном побережье Онежского озера. Датируются «IV—III тысячелетиями до нашей эры», в чем есть большие сомнения. Кроме неточности методов датирования и частого неаккуратного применения неточных методов датирования сомнения возникают при анализе ряда петроглифов. О чём ниже. Онежские петроглифы попали в перечень семи чудес финно-угорского мира. Но только ли финско-угорского? Тогда почему есть что-то в них от христианского мира разных народов. Кто-то упорно пытается разделить народы Карелии. В том числе: уничтожить все славянские следы в Карелии. Особенно стараются финны. Не претендую на глубокие исследования в данном вопросе, только внимательно приглядываюсь к исследованиям. «Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах полуострова Бесов Нос, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий, а также на Карецком Носу и на полуострове Кочковнаволок вблизи посёлка Шальский. Онежские петроглифы охватывают участок озёрного берега длиной в 20,5 км и насчитывает 24 группы, включающие около 1100 фигур и знаков. Более половины изображений сосредоточены на мысах — Пери Нос, Бесов Нос и Кладовец. В основном — это изображения птиц (лебеди), лесных зверей, людей и лодок. Размеры фигур доходят до 4 м. Петроглифы выбиты на пологих прибрежных скалах на глубину от 1 до 4 мм и располагаются на высоте до 2,5 метров от среза воды». Есть загадочные фигуры мистического характера — знаменитая триада на мысе Бесов Нос: «бес», сом (налим) и выдра (ящерица), а также геометрические фигуры неопределяемых образов. Считается, монахи Муромского монастыря примерно в XV веке поверх изображения триады выбили христианский крест — «дабы обезвредить нечисть» (это только никем и ничем не доказанный миф-Авт.). Или он-Крест был там с самого начала? И наскальные рисунки - не такие уж древние?

Беломорские петроглифы. Вторая крупная группа наскальных изображений в Карелии - наскальные изображения, памятники монументального изобразительного творчества первобытной эпохи, расположены в Беломорском районе Карелии, на островах реки Выг в местечке Залавруга. Археологический комплекс «Беломорские петроглифы» состоит из рисунков (выбивок) на скалах и более 30 стоянок древнего человека. Возраст петроглифов, созданных древними людьми и открытых А. М. Линевским, якобы 4,5—5,5 тыс. лет. «Всего здесь обнаружено 39 групп, включающих более 2000 отдельных фигур, отчётливо видны изображения людей и животных, сцены охоты, сражений и ритуальных шествий. Здесь находится самое древнее в Европе изображение человека на лыжах. Размеры фигур от 3 см до 3 м, размер основного количества фигур 15—60 см. В ходе раскопок было найдено около 200 тыс. предметов: каменные изделия и их обломки, обломки керамики, предметы из железа, украшения из янтаря и бронзы и т. д.»

Добывание рыбы требовало не только разнообразных снастей, среди которых есть бронзовые и медные артефакты (хорошо бы понять по качеству меди: из каких она рудников, но главное по качеству изготовления: нижнюю временную границу изготовления), но и транспортных средств, прежде всего плотов и лодок. На территории Карелии при раскопках они не найдены; в песчаных слоях дерево не сохраняется, а торфяниковые стоянки здесь еще не известны. Или есть иная причина. О лодках можно судить наскальным изображениям Карелии, в которых лодки — один из самых распространенных сюжетов (рисунки ниже). Особенно много их в Беломорье — около 500, почти четвертая часть всех фигур, а на Новой Залавруге даже более трети: в онежских петроглифах лодок значительно меньше (около 40). Ниже приведены изображения петроглифов из [4.]. При трактовке изображений лодок, их реконструкциях возникают серьезные разногласия. Одни исследователи принимали их за реально существующие лодки, использовавшиеся для охоты и промысла, а также в транспортных целях. Другие воспринимали их как фантастические образы — символические изображения солнечных ладей, которые вслед за уходящим солнцем перевозили в загробный мир души умерших [Равдоникас, 1936, с. 17; Линевский, 1939, с. 30—34; Брюсов, 1940, с. 63]. Создание средствами неолитической техники таких больших лодок, какие выбиты в Беломорье (до 24 вертикальных столбиков-гребцов), К. Д. Лаушкину (советский исследователь) представляется невероятным. На скалах Онежского озера кроме господствующего образа солнечной ладьи, по его мнению, изображались и другие лодки, не связанные непосредственно с культом мертвых, — «те, в которых совершали плавание мифические герои, по всей видимости предки, принимавшие участие в борьбе светлых космических божеств со сверхъестественными злыми чудовищами» (советский исследователь К. Лаушкин). Только ли мне кажется, что чем-то «древнегреческим повеяло»?

    

 

Литература по разделу: Петроглифы Карелии.

  1. Онежские петроглифы. https://ru.wikipedia.org/wiki/

     

  2. Лобанова Н.В. Петроглифы Онежского озера. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. 440 с. ISBN 978-5-91244-042-7. http://illhportal.krc.karelia.ru/publ.php?id=12783&plang=r

     

  3. Савватеев А. Ю. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии) — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. — 464 с.

     

  4. Саватеев Ю.А. Рыболовство и морской промысел в Карелии // Рыболовство и морской промысел в эпоху мезолита - раннего металла в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Л., 1991. http://histfishing.ru/biblio/thestoneage/savateev-yua-rybolovstvo-i-morskoj-promysel-v-karelii.html?galItem=69&galAlbum=2&galTag=

     

  5. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К—П. — Петрозаводск, 2009. — 464 с. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2) — С. 366—367

     

  6. Карелия Официальная — Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. — Петроглифы на восточном берегу Онежского озера. Проверено 4 февраля 2010.

     

  7. Равдоникас В. И. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря / Отв. ред. акад. И. И. Мещанинов. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

     

  8. Линевский А. М. Петроглифы Карелии. — Петрозаводск: Каргосиздат, 1939. — 192 с. — 2000 экз.

     

  9. Савватеев Ю. А. Каменная летопись Карелии: Петроглифы Онежского озера и Белого моря / Худож. Д. М. Плаксин; Подготовка оригиналов наскальных рисунков к печати С. И. Зиначева и Д. М. Плаксина. — Петрозаводск: Карелия, 1990. — 120 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7545-0316-4.

     

  10. Савватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1984. — 216 с.

     

  11. Беломорские петроглифы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Беломорские_петроглифы.

     

 

Калевала

Карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун. Хотя, по моему мнению, это- славянско-карело-финский эпос. При этом от финнов- только поздняя литературная обработка славяно-карельского эпоса, очень нудная по сути. Главной задачей которой было разорвать связи славян и карелов. И создать свою финскую мифологию. К сожалению, власти Карелии (где проживают 90% славян и почти нет финнов) ведутся на эту уловку финнов. Создан целый раздел в центральном музее с профинской направленностью. Или все ради развития туризма? Опасно. В советское время вопрос о схожести сюжетов карелов и русских исследовался, и делался положительный вывод. Это и видно даже невооруженным непрофессиональным взглядом – сходите в петрозаводский музей, почитайте эпос. В наше постсоветское время либералы по известной причине исследования о схожести русских и карельских мифов забросили, а про старые - молчат. Гранты иностранные (особенно от финнов и шведов) выделялись на другое.

Русский фольклор, развиваясь с карельским по соседству в сходных социально-экономических условиях, оказал благотворное влияние на карело-финское устное народное творчество. Были ли обоюдные заимствования? Несомненно! Чьего больше в эпосе – не вопрос моего исследования. Я лишь указал на то, что эпос – скорее: славяно-карельский. В советских исследования основной упор делался на социально-экономический фактор схожести, без особых заимствований. Но сама схожесть славянских и карельских мифов доказывалась. В рамках Новой хронологии становится понятным то, почему даже разные современные народы, живущие вдалеке друг от друга имеют похожую мифологию. («Руна о возникновении мира от разбившегося яйца удивительно совпадает с соответствующими болгарскими религиозными представлениями о вселенной»). [10.] «… утверждения о скандинавском происхождении русских былин и карело-финских рун построены на песке. В своей основе русский былинный эпос был вполне самобытным и остается таковым. То же самое следует сказать о карело-финском эпосе. При изучении же побочных факторов, отразившихся на его развитии, следует обратить внимание не только на запад, но и на восток». «Культурно-историческое влияние русских былин на карело-финские руны, сопутствующее процессу самозарождения этих эпосов, можно датировать значительно более ранним периодом», чем предполагали финские исследователи. «…имеются случаи и более прямого влияния русского фольклора на карельский. В этом отношении сюжеты русских былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Дюке Степановиче в сказочном изложении на карельском языке являются свидетельством дальнейшего расширения рамок карельского фольклора за счет произведений русской устной народной поэзии.» Более подробно о связи русских и карельских былинных произведений в [10.], где есть ссылки и на другие исследования.

 

Петрозаводск и заводы

Официально: первый медеплавильный завод-Спировский был построен новгородским купцом Семёном Гавриловым в Фоймогубской волости на территории Заонежского полуострова в 1670 году. (Правительство выдало купцу жалованную грамоту и денежные средства на поиск медных руд и строительство завода). Масштабное развитие металлургической промышленности началось после царствования Алексея Михайловича, когда датчанин Бутенант фон Розенбуш, при содействии правительства, основал в 1680—1690 годах в Заонежских погостах пять чугуноплавильных и железоделательных заводов (Устьрецкий, Фоймогубский, Лижемский, Спировский, Кедрозерский), использовавших местные болотные и озёрные руды. В 1703 году заводы были выкуплены в казну и вскоре прекратили свою деятельность, за исключением Устьрецкого, который был закрыт в 1719 году. Контроля над Сибирью и Уралом у Романовых еще не было, а острая потребность в металлургической продукции была, несмотря на низкое качество местных железных руд и отсутствие мастеров.

 

Русско-шведская война, начавшаяся в 1700 году, увеличила потребность страны в запасах боевых орудий. В связи с этим императором Петром Великим было принято решение о строительстве нового оружейного завода в Карелии.


Петровский завод в начале XVIII века. Картина С. Чинёнова.

На территории Шуйского погоста 1 сентября 1703 года была произведена закладка фундамента будущего Шуйского оружейного завода (затем- Новопетровский железный завод, Олонецкий Петровский железоделательный и пушечный завод). Проведены были геологические экспедиции, целью которых были поиски месторождений руды и подбор наиболее удобного транспортного расположения оружейного предприятия на территории Карелии, найдены крупные залежи железа и меди на берегах Онежского озера в болотистой местности вблизи места впадения реки Лососинки. На прилегающих территориях начались подготовительные работы под руководством опытного горного мастера Власова, длившиеся 3 года (сейчас — город Петрозаводск). На закладке первого камня присутствовал Александр Данилович Меншиков. По некоторым исследованиям (проф. А. Пашков и П. Кротова) именно Меньшиков, Князь Ингерманландский, может считаться «фундатором» - основателем Шуйских (или доменного пушечного, потом – Петровских) заводов. Размах строительства был огромный. Построенное предприятие состояло из 4 доменных печей, плотины, молотовой и якорной кузницы, оружейного, литейного, сверлильного и иных подсобных цехов. В общей сложности функционировало более 40 производственных помещений. В том числе специально оборудованный полигон для испытательных работ. Почему не были использованы давно построенные металлургические мощности на Урале и в Сибири? Только потому, что важна была близость к Швеции (Хотя империя Карла 12 того времени, заметим, это не только северная Швеция и Финляндия, но Польша и часть Украины и многое другое в Европе)? Или потому, что Петр-Исаакий не контролировал тогда Урал, Поволжье и Сибирь? Близко к Карлу 12 и Великой Британии, но далеко от сибирских ордынцев? Была и другая проблема – низкое качество местной руды и отсутствие опытных специалистов-металлургов в Карелии и в Европейской Руси. Уральские железные руды «плод из себя дают богатый, что из ста пуд выходит 50 пуд чугуна». Эти руды «не в пример олонецким», из которых чугуна выходит «четвертая доля» Необходимое производственное оборудование было изготовлено и доставлено с Лижемского и Устренского заводов. Работники набирались со всей России.

В 1703 году власти заключили соглашение о том, что старообрядцы в обмен на веротерпимость обеспечат заводы рабочей силой (и мастерами в первую очередь! [21]-Авт.). Благодаря этому компромиссу была обеспечена бесперебойная работа Олонецких Петровских заводов, что в значительной мере способствовало победе России в Северной войне. Старообрядцы получили возможность создать на ближайшие 150 лет свой крупный идеологический, экономический и культурный центр – Выговскую пустынь. Возможно, что А.Д. Меншиков посещал не устье Лососинки (где вскоре возник Петровский завод и будущий Петрозаводск), расстояние до которого составляло около 60 километров по воде, а Устьрецкий(Устренский) завод – головное предприятие бывших заводов А. Бутенанта, расстояние до которого было всего около 22 километров водного пути. Вероятно, целью этого посещения была организация переброски к устью Лососинки персонала и оборудования с бывших заводов А. Бутенанта. Другой целью поездки А.Д. Меншикова на Устьрецкий завод были переговоры с выговскими старообрядцами. А.Д. Меншиков фактически заключил договор с выговскими старообрядцами о том, что они в обмен на веротерпимость обеспечат завод рабочей силой. [20].

Завод дал толчок к образованию Петровской слободы, которая впоследствии при правлении Екатерины Великой получила статус города Петрозаводска. Вокруг предприятия стало формироваться поселение, где размещались тульские и уральские(?) мастеровые и работающие на предприятии крестьяне. Пушки производились методом литья с использованием одноразовой формы. После того как изделие полностью застывало, форму разбивали и утилизировали. Помимо военной техники, на предприятии изготавливалась и продукция, необходимая для бытовых нужд: столовые приборы, кухонная утварь, котлы, замковые механизмы, гвозди, лопаты, пилы. С 1713 года во главе оружейного предприятия встал голландский специалист Георг Вильгельм де Геннин, который приехал в Россию по личному приглашению Петра Первого и был отправлен на модернизацию работы Петровского завода. О покровительстве, которое оказывал начальник Олонецких горных заводов В.И. Геннин выговским старообрядцам, достаточно широко известно, хотя есть мнение, что за взятки. Помимо прочей товарной номенклатуры в 1717 году было произведено более 900 чугунных пушек разного калибра. Начались гонения на старообрядцев, но местных это почти не коснулось. После окончания Северной войны в 1721 году развитие завода пошло на спад: свелось к минимуму количество государственных заказов, уволились сотни мастеров и работников, Оружейная фабрика была переведена в Сестрорецк, куда переехали более 400 мастеровых Петровского завода., заводские домны и цеха простаивали и постепенно приходили в упадок. В 1734 году было принято окончательное решение о закрытии оружейного предприятия.

На его базе было запущено медеплавильное производство, а неподалеку в районе поймы реки Лососинки французскими предпринимателями был организован завод по производству жестяной посуды, однако просуществовал он около 2-х лет. Предприятие обанкротилось, а иностранные предприниматели покинули пределы России.

В 1767 году Екатерина 2 издала указ о возобновлении литья пушек на заводах. Несмотря на низкое качество местной руды. Во время русско-турецкой войны империи вновь понадобилось много оружия для оснащения армии. Или для войны с Пугачевым? Там, где уже были когда то заводы, развита дорожная сеть, есть много водных ресурсов, руда, хоть и средняя по качеству, и далеко от Пугачева. Принято решение о строительстве нового Александровского завода в Олонецкой губернии на месте бывшего Петровского. В конце июня 1774 года начали работу две первые доменные печи завода, а в октябре была отлита первая пушка. Заметим, что строительство второго-Александровского завода началось до победы на Пугачевым, незадолго до войны, до установления контроля над Уралом и Сибирью. Готовились к войне? А Урал, Сибирь и юг Поволжья еще власть в Питере не контролировала?

В 1786 году по указу Екатерины II Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение канцелярии Олонецких горных заводов.

Во время управления Олонецкими заводами шотландца Карла Гаскойна в 1786—1803 годах была проведена масштабная реконструкция и модернизация Александровского и Кончезерского заводов. Гаскойн организовал и непосредственно руководил масонской ложей в состав которой входили все наиболее заметные чиновники-иностранцы Олонецких горных заводов, а также англичане-мастеровые, прибывшие в Петрозаводск с Гаскойном. Указом берг-коллегии от 19 декабря 1799 года горный округ получил право владения рудниками внутри круга радиусом в 210 км с центром в Петрозаводске.

В начале 1800-х годов при горных заводах были организованы военные суды, с целью усиления власти администрации над приписными мастеровыми и крестьянами. Состав и деятельность военного суда находилась в непосредственной зависимости от горного начальника. Губернские власти и губернская прокуратура не имела права вмешиваться в деятельность суда при горных заводах. В 1825 году, разбирая вопрос об особых правах горной администрации, генерал-губернатор Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний Степан Миницкий заметил, что «…Олонецкий горный округ составляет изолированную организацию, не подчинённую никакому контролю со стороны губернских властей».

 

Источники по разделу «Петрозаводск и заводы».

  1. Александровский завод (второй восстановленный завод 1773-1777).  http://visitpetrozavodsk.ru/

  2. Онежский тракторный завод https://ru.wikipedia.org/wiki/

  3. Онежский завод http://rk.karelia.ru/

  4. Онежский тракторный завод  http://techmuseum.pro

  5. Музей промышленной истории Петрозаводска https://anashina.com/

  6. Группа, посвященная истории завода. https://vk.com/onegzavod

  7. http://karel.su/499-petrovskiy-zavod.html

  8. https://rk.karelia.ru/

  9. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: «ПетроПресс», 2009. — 464 с. : ил., карт. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)

  10. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 1: А — Й. — Петрозаводск: «ПетроПресс», 2007. — 400 с. : ил., карт. ISBN 978-5-8430-0123-0 (т. 1)

11. Петрозаводск. 300 лет истории. Книга 1: 1703—1802. 2001

12. И. М. Мулло. Петровская слобода. 1981

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Олонецкие_горные_заводы#CITEREFPetrozavodsk3002002.

14. Кондратьев Ф. Г. Петрозаводск. — Петрозаводск: Карелия, 1975. — 144 с.

15. Балагуров Я. А. Олонецкие горные заводы в дореформенный период. — Петрозаводск: Госиздат Карельской АССР, 1958. — 212 с.

16. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXII. С. 679—681. № 16433

17. Рускеальский мраморно-известковый завод. museum-sortavala.ru.

18. История Петрозаводска: власть и горожане. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. — 375 с. ISBN 978-5-9274-0328-8

19. https://wiki-karelia.ru/articles/istoriya-kraya/petrovskii-zavod/

20. Пашков А.М. (г.Петрозаводск). Старообрядцы на Олонецких Петровских заводах в первой четверти XVIII века. Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Пётр Великий и его эпоха в исторической памяти народов Карелии» по гранту РФФИ «Петровская эпоха в истории России: современный научный взгляд»» на 2020-2022 гг.», проект № 20-09-42034». https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik19/2174.html.

21. Зеньковский С.А. Старообрядцы – технократы горного дела Урала // Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2009. Т. 1-2. С. 606-627.


 

Загадочный шунгит.

Довольно редкая на Земле горная порода, обладающая интересными свойствами. Основные проявления шунгита обнаружены в Карелии. Залежи минерала располагаются на севере Республики возле Онежского озера и на северо-востоке на территории Заонежского полуострова. Есть ли шунгит на Земле еще где-то кроме Карелии – не доказано. По легендам впервые черную землю жители Олонецкого района пытались использовать вместо угля еще в XIV веке, они также обнаружили целебные свойства воды, которая протекала на этой земле. В 1602 г. матерь первого царя Романовых — Михаила Фёдоровича — инокиния Марфа отбывала ссылку в поселке Толвуя (Заонежье) и, по легенде, во время своего пребывания пила воду из целебного источника («Царицын ключ»), вылечив эпилепсию. В этом поселке размещены крупнейшие месторождения шунгита, и вода протекает через шунгит. В 1713 году Петр 1 приказал искать лечебные воды вблизи своей новой столицы. И уже через год подходящие источники были найдены близ Олонецких заводов, у болота Равдасуо, и проверены на «работных людях» и заболевших солдатах, благо недостатка в тяжелых больных и в те времена не было.

Есть гипотеза происхождения шунгитов, которая утверждает, что это упавшие на Землю обломки, взорвавшейся планеты Фаэтон (Возможно, что метеорит-Авт.). Если сравнить наш шунгит и углерод из космоса, взятый из метеоритов – это одна и та же структура. [8]: А «различие между обычным углеродом и шунгитом – значительно. Из графита можно получить алмаз, из алмаза – графит. Но из графита нельзя получить шунгит и из шунгита – графит. Шунгит это что-то непонятное. И графита можно получить фуллерен (в лаборатории-Авт.). При температуре за 4000 градусов и при этом переход графита в фуллерен – процент, несколько процентов. А шунгит – это почти 100 процентов углерода (эти самые фуллерены, причем сразу двух типов, С60 и С70). И температуры такой на Земле не было. В шунгитовых породах сочетается несочетаемое: углерод – восстановитель и кремнезем – окислитель. Если это нагреть сразу начинается реакция. И если бы шунгит образовывался на Земле, он при нагреве уже около 1000 градусов разложился бы. Мое мнение, что шунгит образовался где-то в космосе. И был занесен на Землю…»

Шунгиты имеют хорошие фильтрующие свойства, которые позволяют применять их так же, как и активированный уголь, например, в водяных фильтрах. Шунгит, при этом, более эффективен. С его помощью русские солдаты избегали заражений, что помогало выигрывать сражения в этих краях.

Шунгит использовался как декоративный облицовочный материал при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов в Петербурге, для украшения многих зданий столицы Карелии — Петрозаводска.

Метеориты часто сильно влияли на развитие цивилизаций.


Источники по всей статье.

  1. Исаакиевский собор. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Рускеала (горный парк). https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. https://masterok.livejournal.com/1030233.html
  4. "Русскала" - карьер античной Тартарии? https://michael101063.livejournal.com/1606745.html
  5. Дюма и Рускеала. Втopaя чacть «Путeвыx впeчaтлeний. В России». https://trekking.ru/russia/ruskeala.html
  6. "Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам". В.Серафимов. М.Фомин. 1865 г.
  7. https://wiki-karelia.ru/
  8. Юрий Калинин: «Шунгит – это что-то непонятое…» https://shungit-sale.ru/articles/50-kalinin
  9. Г.В. Носовский, A.T.Фоменко. "Иван Грозный и Петр Первый. Царь вымышленный и царь подложный".
  10. В. Я. ЕВСЕЕВ. РУНЫ «КАЛЕВАЛЫ» И РУССКО-КАРЕЛЬСКИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ СВЯЗИ. ИЗВЕСТИЯ КАРЕЛО-ФИНСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ БАЗЫ АКАДЕМИИ НАУК СССР. № 3 1948 с 69- с89. http://karel.su/751-runy-kalevaly-i-russko-karelskie-folklornye-svyazi.html
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0347316 от 11 февраля 2024 в 21:10


Другие произведения автора:

Физтех-сборы 1990 г. Миниатюры.

Великое Тырново - Болгарский Великий Новгород. Сакральные знания Болгарии.

Чешский Крумлов (Чески-Крумлов). Город, в истории которого близки скалигеровская и новая хронологии (НХ). Хотя события трактуются по-разному.

Рейтинг: 0Голосов: 0110 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!