Рассказы о селе Пустынном. 34. Поход.
4 октября 2019 — Владимир Кудренко
В июне 1967 года наша семья переезжала из Пустынного в Большеречье. Отец нашёл там работу в школе номер один физруком. Переезд в райцентр был перспективным со всех сторон. А в конце учебного 1966-1967 года наш шестой класс пошёл в поход. Тогда пешую прогулку детей на пять-десять километров можно было организовать довольно легко: захотели - отправились. Это сейчас необходимо написать и согласовать стопку документов, обеспечить сопровождение не менее чем двумя педагогами, собрать подписи учеников и их родителей. Автоперевозки на нескольких автобусах сопровождает машина ГАИ. В те же времена дети были более приспособлены к нахождению на природе, с ранних лет проходили школу выживания, иногда суровую. В наше село Пустынное тоже приходили дети в поход, чаще всего – из Большеречья. Как правило, они ночевали в школе. Когда я учился в Большереченской школе номер один, наш 9А ночевал на берегу Иртыша около Крутого лога. Тогда катер ходил уже через день.
А в 1967 году мы только что закончили шестой класс, (перешли в седьмой!) и наш классный руководитель Алалыкин Николай Фёдорович организовал путешествие, которое запомнилось на всю жизнь и лишь частично было пешим. Ему, как и любому жителю села приходилось много путешествовать пешком, ночевать на природе в шалашах, в стогах сена, у костра. Он был участником войны, но тогда это было привычным делом и не бросалось так в глаза, как сейчас, когда все ветераны наперечёт. Дороги в те годы были труднопроезжие и в дождь, и в снег. Часто от основного тракта жителям приходилось добираться до своих сёл и деревень пешком. В дождь считалось нормальным снять туфли идти по бездорожью босиком.
Жизненный опыт у Николая Фёдоровича был богатый, и он охотно делился им с нами. Целью нашего похода было старинное сибирское село Артын Муромцевского района Омской области. До него от Пустынного было около двух десятков километров, поэтому часть пути было решено проехать на речном трамвайчике «Москвич». Тогда они ходили по Иртышу от Омска до Большеречья один раз в сутки.
На фото речной трамвайчик М-145, "Москвич".
В те годы в области строительство асфальтированных трасс до райцентров, как говорится, было в самом разгаре. По отсыпанным земляным трассам укладывался песок, щебень, асфальт. Сооружение трубчатых переездов отставало, эти места приходилось объезжать рядом с дорогами, по посевам. Вот в такой обстановке в период навигации речные трамвайчики выполняли роль надёжного всепогодного транспортного средства. Грузы на Тюменский Север тоже перевозили речными баржами, самоходными и буксируемыми. Их толкали теплоходы-толкачи. На север шли строительные материалы, техника, топливо, обратно транспортировался лес. Нефтеналивные суда шли на юг порожняком. Нефть уже приходила в Омск по трубопроводам. Пустынские дети часто наблюдали за проходившими судами с высоких Пустынских берегов. В 1963 году село передали из Большереченского района в Муромцевский, а через год – в Нижне-Омский. Желание жителей никто не спрашивал, а люди продолжали ездить в Большеречье летом на речных трамвайчиках, а зимой - через замёрзший Иртыш.
На фото дебаркадер в Большеречье. Плавучий "речной вокзал". Снят со стороны берега. На заднем плане виден отходящий пароход с гребными колёсами.
От Пустынного до Большеречья мы доехали на М-145, на «катере» как его называли в селе, а потом, переправившись на пароме на правый берег реки, пешком пошли в село Артын. Уже много позже я узнал, что земляную насыпь дороги от райцентра до Карташово в середине пятидесятых строил мой дед Ванифатий, работая прорабом.
Ученики пятого класса ходили по похожему маршруту, но доплыли до Карташово, откуда до Артына был всего один километр расстояния, а до Большеречья - пять. Эти три населённых пункта образуют треугольник. Ночевать мы решили в артынском лесу, а пятиклассники - около Большеречья. Наша встреча произошла недалеко от Артына и ознаменовалась коротким совместным привалом с обменом впечатлениями. В село мы не заходили, а по правому берегу Иртыша отправились в тальник, откуда до соснового бора оставалось ещё километра три, но идти туда мы не планировали. По пути мы встретили скромный памятник, повествовавший о том, что в этих местах проезжал в сибирскую ссылку Александр Николаевич Радищев, которого Екатерина Великая назвала «бунтарём хуже Пугачёва». Поездка в Сибирь в конце 18 века была ему «подарена» за известную книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»!
От села Картошово Иртыш начинает петлять – миандрировать, как говорят специалисты. Первая петля начиналась у этого села. Учитель рассказал нам, что когда-то карташовские купцы хотели перекопать перешеек, оставив Большеречье несколько в стороне от короткой речной трассы. Конкуренция! Но что-то у них не получилось. С высокого берега Иртыш виден до петли и после неё.
Наш поход продолжался. Это сейчас у туристов палатки, пенки, спальные мешки. Тогда же в сибирских селениях эти предметы были очень редкими вещами. Поэтому для ночлега в лесу сооружали традиционные шалаши. Берёзовые и ивовые колья вбивались в грунт в наклонном положении, скреплялись тонкими прутьями, сверху была перекладина, на которую наваливали жерди и ветки деревьев, параллельно кольям. Николай Фёдорович показал, как соорудить арочный шалаш из переплетённых веток ивняка. Ива у нас в Сибири называется ещё тальником или просто талом. Двое наших туристов последовали его примеру строительства. Остальные, начавшие строить раньше, остановились на классическом варианте шалашей треугольного профиля. Как оказалось, тип шалаша особо не влиял на комфортность. Ночью не мёрзли те, у кого были одеяла из верблюжьей шерсти. Остальные выходили греться к костру, огонь в котором поддерживался всю ночь.
Весь поход сопровождался разговорами, рассказами Николая Фёдоровича, он охотно делился с нами своим жизненным опытом. Его повествования продолжались и у вечернего костра. На ужин был приготовлен суп с рыбными консервами. На двух рогатинах лежала над костром нетолстая жердь, на ней висел котел, сооружённый из алюминиевой кастрюли и проволоки. Начистили и нарезали картошки, насыпали риса, положили все имеющиеся рыбные консервы в томатном соусе. Заправкой был лук-батун. Солили суп четыре раза, пробуя и постепенно досаливая. В подвешенном там же чайнике заварили чай. Ужин прошёл возбуждённо и весело. В этот вечер многие из нас научились варить суп с консервами, сооружать шалаши и устилать ветками место ночлега. Сейчас в этих местах на правом берегу Иртыша идут активные археологические раскопки. Две тысячи лет назад здесь жили двух метровые жители со славянским типом лица и умевшие выплавлять железо, изготовлять украшения из золота, серебра. Томские учёные находят следы пребывания здесь войска Александра Македонского.
Утром все позавтракали и после отдыха двинулись в Карташово. Нужно было успеть на речной трамвайчик. До него было совсем недалеко. На подошедшем катере встретились с пятым классом. Они ночевали на берегу Иртыша напротив Большеречья, там же и погрузились на трамвайчик. Путешествия обоих классов прошли благополучно, без происшествий. Самые тёплые впечатления от этого похода у нас остались на всю жизнь.
А в 1967 году мы только что закончили шестой класс, (перешли в седьмой!) и наш классный руководитель Алалыкин Николай Фёдорович организовал путешествие, которое запомнилось на всю жизнь и лишь частично было пешим. Ему, как и любому жителю села приходилось много путешествовать пешком, ночевать на природе в шалашах, в стогах сена, у костра. Он был участником войны, но тогда это было привычным делом и не бросалось так в глаза, как сейчас, когда все ветераны наперечёт. Дороги в те годы были труднопроезжие и в дождь, и в снег. Часто от основного тракта жителям приходилось добираться до своих сёл и деревень пешком. В дождь считалось нормальным снять туфли идти по бездорожью босиком.
Жизненный опыт у Николая Фёдоровича был богатый, и он охотно делился им с нами. Целью нашего похода было старинное сибирское село Артын Муромцевского района Омской области. До него от Пустынного было около двух десятков километров, поэтому часть пути было решено проехать на речном трамвайчике «Москвич». Тогда они ходили по Иртышу от Омска до Большеречья один раз в сутки.
На фото речной трамвайчик М-145, "Москвич".
В те годы в области строительство асфальтированных трасс до райцентров, как говорится, было в самом разгаре. По отсыпанным земляным трассам укладывался песок, щебень, асфальт. Сооружение трубчатых переездов отставало, эти места приходилось объезжать рядом с дорогами, по посевам. Вот в такой обстановке в период навигации речные трамвайчики выполняли роль надёжного всепогодного транспортного средства. Грузы на Тюменский Север тоже перевозили речными баржами, самоходными и буксируемыми. Их толкали теплоходы-толкачи. На север шли строительные материалы, техника, топливо, обратно транспортировался лес. Нефтеналивные суда шли на юг порожняком. Нефть уже приходила в Омск по трубопроводам. Пустынские дети часто наблюдали за проходившими судами с высоких Пустынских берегов. В 1963 году село передали из Большереченского района в Муромцевский, а через год – в Нижне-Омский. Желание жителей никто не спрашивал, а люди продолжали ездить в Большеречье летом на речных трамвайчиках, а зимой - через замёрзший Иртыш.
На фото дебаркадер в Большеречье. Плавучий "речной вокзал". Снят со стороны берега. На заднем плане виден отходящий пароход с гребными колёсами.
От Пустынного до Большеречья мы доехали на М-145, на «катере» как его называли в селе, а потом, переправившись на пароме на правый берег реки, пешком пошли в село Артын. Уже много позже я узнал, что земляную насыпь дороги от райцентра до Карташово в середине пятидесятых строил мой дед Ванифатий, работая прорабом.
Ученики пятого класса ходили по похожему маршруту, но доплыли до Карташово, откуда до Артына был всего один километр расстояния, а до Большеречья - пять. Эти три населённых пункта образуют треугольник. Ночевать мы решили в артынском лесу, а пятиклассники - около Большеречья. Наша встреча произошла недалеко от Артына и ознаменовалась коротким совместным привалом с обменом впечатлениями. В село мы не заходили, а по правому берегу Иртыша отправились в тальник, откуда до соснового бора оставалось ещё километра три, но идти туда мы не планировали. По пути мы встретили скромный памятник, повествовавший о том, что в этих местах проезжал в сибирскую ссылку Александр Николаевич Радищев, которого Екатерина Великая назвала «бунтарём хуже Пугачёва». Поездка в Сибирь в конце 18 века была ему «подарена» за известную книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»!
От села Картошово Иртыш начинает петлять – миандрировать, как говорят специалисты. Первая петля начиналась у этого села. Учитель рассказал нам, что когда-то карташовские купцы хотели перекопать перешеек, оставив Большеречье несколько в стороне от короткой речной трассы. Конкуренция! Но что-то у них не получилось. С высокого берега Иртыш виден до петли и после неё.
Наш поход продолжался. Это сейчас у туристов палатки, пенки, спальные мешки. Тогда же в сибирских селениях эти предметы были очень редкими вещами. Поэтому для ночлега в лесу сооружали традиционные шалаши. Берёзовые и ивовые колья вбивались в грунт в наклонном положении, скреплялись тонкими прутьями, сверху была перекладина, на которую наваливали жерди и ветки деревьев, параллельно кольям. Николай Фёдорович показал, как соорудить арочный шалаш из переплетённых веток ивняка. Ива у нас в Сибири называется ещё тальником или просто талом. Двое наших туристов последовали его примеру строительства. Остальные, начавшие строить раньше, остановились на классическом варианте шалашей треугольного профиля. Как оказалось, тип шалаша особо не влиял на комфортность. Ночью не мёрзли те, у кого были одеяла из верблюжьей шерсти. Остальные выходили греться к костру, огонь в котором поддерживался всю ночь.
Весь поход сопровождался разговорами, рассказами Николая Фёдоровича, он охотно делился с нами своим жизненным опытом. Его повествования продолжались и у вечернего костра. На ужин был приготовлен суп с рыбными консервами. На двух рогатинах лежала над костром нетолстая жердь, на ней висел котел, сооружённый из алюминиевой кастрюли и проволоки. Начистили и нарезали картошки, насыпали риса, положили все имеющиеся рыбные консервы в томатном соусе. Заправкой был лук-батун. Солили суп четыре раза, пробуя и постепенно досаливая. В подвешенном там же чайнике заварили чай. Ужин прошёл возбуждённо и весело. В этот вечер многие из нас научились варить суп с консервами, сооружать шалаши и устилать ветками место ночлега. Сейчас в этих местах на правом берегу Иртыша идут активные археологические раскопки. Две тысячи лет назад здесь жили двух метровые жители со славянским типом лица и умевшие выплавлять железо, изготовлять украшения из золота, серебра. Томские учёные находят следы пребывания здесь войска Александра Македонского.
Утром все позавтракали и после отдыха двинулись в Карташово. Нужно было успеть на речной трамвайчик. До него было совсем недалеко. На подошедшем катере встретились с пятым классом. Они ночевали на берегу Иртыша напротив Большеречья, там же и погрузились на трамвайчик. Путешествия обоих классов прошли благополучно, без происшествий. Самые тёплые впечатления от этого похода у нас остались на всю жизнь.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0308802 от 4 октября 2019 в 01:03
Рег.№ 0308802 от 4 октября 2019 в 01:03
Другие произведения автора:
Рейтинг: 0Голосов: 0290 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!