ЧЕТВЕРТЫЙ ИНГРЕДИЕНТ. МИФЫ, ПОЭМЫ, ТРАКТАТЫ. Глава 4.

31 июля 2015 — Михаил Брук


МИФЫ, ПОЭМЫ, ТРАКТАТЫ.
 
«ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАНЕШЬ ПИСАТЬ, НАУЧИСЬ ЖЕ ПОРЯДОЧНО МЫСЛИТЬ! А ВЫРАЖЕНЬЯ ЗА МЫСЛЬЮ ПРИДУТ УЖЕ САМИ СОБОЮ... ГРЕКАМ ЖЕ МУЗА ДАЛА ПОЛНОЗВУЧНОЕ СЛОВО И ГЕНИЙ... ЧТОБЫ НАШЕ УЧЕНЬЕ БЫЛО БЕЗ ДАРА, А ДАР БЕЗ НАУКИ?» - витийствовал Квинт Гораций Флакк. НАУКА РОЖДЕНА ПОЭЗИЕЙ», - коротко резюмировал Гете.
 
 
БЕЗУМИЕ АЛКМЕОНА.
 
Покрывало из мифов. Природа помнит. Союзница матери. Женщина подражает земле. Любовь к мудрости.Учителя Шерлока Холмса. Паши передышки не зная! Щит Ахилесса. Между строк.
 
Поэты правы. Без пылкого темперамента и фантазии проникнуть в тайны природы невозможно. Факты, сухие факты были известны шумерам, египтянам, китайцам... Но эллины сумели взглянуть на них иначе. Только им удалось подняться над обыденностью каждодневных явлений. Расцветить холодные абстракции теплыми цветами воображения. Превратить прозу жизни в раскошное покрывало мифов. Научиться НАБЛЮДАТЬ. Смена времен года, прелесть и быстротечное увядание дамасской розы, мимолетное великолепие золотистых хлебов и красота пурпурных грозьдев винограда – все обрело в их глазах иной, научный смысл. Неудивительно, что и почва стала одной из непременных участниц сказаний. В поэтических легендах Эллады заключено множество «песчинок», а то и целых тем, которые и по ныне обсуждаются исследователями плодородного слоя. Миф об Алкмеоне рассказывает о безумие героя. Земля мстит ему за убийство матери. Долгие скитания в поисках очищения приводят его к дельфийскому оракулу. Он узнает. Обрести ясный разум можно лишь на той земле, которая не существовала в момент убийства. Но где ее взять? В представлениях эллинов нет ничего более постоянного, вечного, чем «Хтон», почва. И все же выход найден. Это остров в устье Ахелоя. Его только создала из свежих наносов река. И новая земля ничего не может знать о совершенном преступлении. Вот он, иной взгляд на мир. Постоянство и вечность в представлениях античных греков связаны не с застывшими формами, а с движением. Оно во всем. Бег времени, бег воды, рождение, зрелость, старение природы, в том числе и почвы, – неразрывны. Земля накапливает информацию, помнит. Это вывод из неумолимого течения жизни. Его принимают пока, не задумываясь, не анализируя. Удивительная наблюдательность не подвела эллинов. Все чаще в наши дни мелькают в научной литературе понятия «молодая» и «зрелая» почвы, «почва в стадии климакса», «почва-момент», «почва-память»... В сказаниях звучит и другой мотив. Земля – союзница матери. В легенде о Деметре и Персефоне разгневанная богиня лишает почву плодородия... И таких сюжетов множество. В каждом из них женщина-мать - главное действующее лицо. Она мстит убийце-сыну, обрекает людей на голод, благославляет весенние всходы, олицетворяет «Хтон» и его главное свойство – давать жизнь. Но и в Месопотамии почву уподобляли женщине? Если покопаться в мифологии народов мира, то и в них найдутся те же сравнения. Все так. Только ранее дальше простых параллелей дело не шло. Эллины же мыслили аллегориями. Через сопоставления и контроверзы, логику и антитезы они пытались понять жизнь плодородного слоя. Выяснить, когда он готов принять зерна, когда устал и требует покоя... Создать модель природного явления... Сегодня поступают иначе. С помощью колб и реактивов, газовых анализаторов и хроматографов разлагают тело почвы на элементы. С холодной расчетливостью определяют в ней содержание перегноя и питательных веществ, наивно полагая, что этого вполне достаточно. Остальное, мол, от «лукавого» ... Подобный «бухгалтерский учет» античные греки, наверняка, посчитали бы странным. Раз человек творение земли, ее часть, то почву следует рассматоривать, как организм женщины-матери. А цифры всего лишь цифры. В них нет жизни. В одном из диалогов Платона есть слова: « Не земля подражает женщине в беременности и родах, но женщина земле». После столь авторитетного заключения, легко находились и другие аналогии. Камни – «кости», поддерживающие плоть. Реки и ручьи –«вены», по которым бежит кровь. Питаясь «плодородными соками», почва переваривает их и становится все более тучной, жирной. Рассказывать об эллинах примитивным языком сравнений невозможно. Поэтому все, кто соприкасался с их культурой и наукой обретали поэтический дар. Убедитесь сами. «Как живое существо, почва жила полной жизнью, - писал русский эллинист Б.Л. Богаевский.- Из девственной, молодой и нетронутой земли она становилась цветущей женщиной и, теряя свою теплоту и влагу, достигала поры ужасной старости. В жизни почвы, как и в жизни женщины, наступали моменты, когда она, охваченная стремлением к сочетанию, вся жаркая и влажная, полная плодородных соков молодого организма, ждала оплодотворяющего удара плуга». Эмоции, разыгравшееся воображение, эротический спазм исследователя? Нет. Лишь яркие образы, проникшие в душу и превратившие сухие строки научного трактата в поэму. Поэму, чьи строки тем удачнее и точнее передают смысл написанного, чем шире раздвигались горизонты воображения, чем более тонкий и глубокий смысл вкладывался в слова. Ну, какой еще народ мог создать столь простое и доступное учения о жизни почвы, как это: «Все, что произрастает в земле, находится в том или ином состоянии... Она принимает семена насколько позволяет ее организм. Как женщина, она продолжает относиться к ним, как к своим детям. Когда же наступает время жатвы, земля испытывает чувство матери, разлученной со своими чадами. И земледелец знает, что надо умилостливить почву угодным ей приношением... Из-за небрежности земледельца, иногда даже здоровая земля не может показать свою силу. Без внимательного ухода и необходимого отдыха земля становится губительной для хозяйства. Она легко хиреет и обращается в сухую каменистую почву... Земледелец должен заботиться, чтобы хорошо ее прогреть соразмерным количеством удобрений, придать теплоту ее недрам и помочь им в деле вынашивания посевов» . Из каждой строчки наставления можно легко вывести множество современных направлений науки о плодородном слое. Кто же автор столь универсальных и глубоких мыслей? «Сии строки, - полагает Богаевский, -могли принадлежать любому из авторитетов Древней Греции, от верующего Ксенофонта до рационалиста Гиппократа. Это редкий пример того, как люди совершенно различных убеждений и представлений о мироустройстве, основываясь каждый на своем опыте, пришли к единому восприятию природного тела, его сущности, процессов, происходящих в нем». Философия - не отвлеченные рассуждения, не пустое нагромождение слов и понятий. А взгляд на жизнь и практическую деятельность с некоторого расстояния. Чем дальше вы отдаляетесь от рассматриваемого предмета, тем менее различимы отдельные детали, но яснее проступает его сущность и образ в целом. Любовь к мудрости (phileo sophia) и породила один из изощренных методов познания. Дедукцию! Та самая дедукция, коей так виртуозно пользовался Шерлок Холмс, стала главным открытием эллинов. Это они, задолго до великого сыщика, из анализа, казалось бы, простых вещей и понятных явлений выводили законы природы и землепашества. Еще в восьмом веке до нашей эры увидела свет поэма Гесиода «Труды и дни», где в стихах излагались практические знания о плодородном слое и доктрина «о сбережении влаги в почве».
 
Влажная ль почва, сухая ль - паши, передышки не зная, С ранней вставая зарею, чтоб пышная выросла нива. Вспашешь весною, а летом вздвоишь - и обманут не будешь. Передвоив, засевай, пока еще борозды рыхлы. Пар вздвоенный детей от беды защитит и утешит. ................................................................................... Холодны зори в то время, как наземь Борей упадает. Зорями с звездного неба на землю туман благодатный Сходит и нивам владельцев блаженных несет плодородье.
 
Сохранить влагу удавалось не всегда. На юге Балканского полуострова нет рек, сравнимых с Нилом или Ефратом. Поэтому у Гесиода о каналах не упомянуто ни словом. Зато о вспаханном поле, паре говорится постоянно. Ведь разрыхленная почва, словно губка, впитывают в себя воду даже из тумана, опустившегося на поля. Увы, пригодных земель не хватало все равно. И эллины стали заселять берега Малой Азии, Дуная, Черного Моря. Колонизация не всегда проходила гладко. И тогда в ход пускалось оружие. Так разгорелась война между ахейцами и троадами, жителями Трои. Так разрешались многие «международные тяжбы» за обладание плодородным слоем, который, если верить автору «Иллиады», одаривал своих любимцев силой и ловкостью, хитростью и неустрашимостью. Вспомните Ахиллеса, и то, что изображено на его щите:
 
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. Там представил он землю... Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню, Рыхлый, три раза вспаханный пар; на нем землепашцы Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь.
 
 
Не прост этот Гомер. Любовь Париса к Елене воспел, батальные сцены описал, даже алчность и коварство Агамемнона не оставил без внимания. А о главном лишь несколькими словами обмолвился. Так, мимоходом, помянул про град Приамов. Стоял, тот меж «полями обильными влагой», «высокими нивами», где «отягченный гроздием сад, весь золотой, лишь виноградные кисти чернелись»... То ли не устоял перед такой благодатью, то ли совесть замучила и заставила признаться. За плодородной землей пришли ахейцы под стены Трои, а не решать семейные проблемы царька Менелая.
 
 
ЧУДО НЕ РАВНО ЧУДУ!
 
Анахорет. Опыт с кожаным мешком. Пузырь и трубка покажут. Цвета радуги. Ученик Аристотеля. Жир земли. Скифия! Скифия! Скифия! Хтон-Катахтон-Тартар.
 
 
Там, где кровь лилась, «чернил пролито» еще больше. Воображение нужно не только затем, чтобы «троянского коня» соорудить или перед женой оправдаться: циклопы, мол , на обратном пути задержали. Оно помогает разобратся и толково изложить свои виденье мира на бумаге, пергаменте, папирусе, чтобы другие могли прочесть, обсудить, применить на практике. В Элладе только так и относились к поэмам и трактатам. Земледелец черпал из них необходимые наставления, ученые - проблемы, над которыми следует поразмыслить. Еще во времена Гиппократа жил один мыслитель –анахорет. Затворник, даже имя свое потомкам не оставил. Зато трудов о природе и плодородном слое написал множество. Интересные мысли высказывал. Растения по его мнению были подобны человеку. «Их зерна, помещенные во чрево земли, нагревались оною, получали дыхание, выделяли из себя пар. На место которого приходил холодный воздух – основа телесности вещей». Но это так, для своего брата, ученого. А с земледельцами он говорил на понятном им языке: « Какова влажность земли, такова и влажность растения. Летом земля более рыхлая ибо солнце печет и сильнее притягивает к себе влагу. Зимой почва становится влажной, и из-за тяжести влаги земля уплотняется. От того и испарений из нее нет». И, заметьте, никаких приборов у него не было. Даже простого термометра. Зато полет мысли все возмещал с лихвой. Кому бы в голову пришло сравнить почву с кожаным мешком, наполненным водой. Представьте, амфитеатр, обескураженные слушатели и этот, чудак в тунике, прыгает от восторга, приплясывает вокруг помянутого мешка. «Если сжать его, - кричит, да так, что в последних рядах слышно,- и проколоть иглой отверстие, то пара не будет. Лишь вода выйдет. Тако же и с почвой. (Эй, ты, там! В на задней скамейке! Убери руку с коленки соседа!) Потому, что холодный сырой воздух мало чем отличается от кожаного мешка. Он не дает влаге испаряться. И та выступает на поверхность». Теперь вы понимаете, откуда грязь осенью берется. Но чудак не унимается. Хитро смотрит из-под густых бровей на публику. И вопрошает: «Ну, а коли отверстие широкое?» «Тоже выльется»,- отвечают в один голос голубки из последнего ряда. Представляете, каким взглядом он их одарил? Или вы никогда не сидели на последней парте рядом с очаровательной соседкой или неотразимым соседом? И не несли похожую чушь, лишь бы вас не разлучили с предметом обожания? «Нет! – торжествует учитель.- Она находит легкий выход. Это, как перемена погоды, когда небо освобождается от низконависших туч и выглядывает солнце. Открытый мешок подобен взрыхленной земле. Вода начинает испаряться с широкой поверхности, а пашня начинает парить. Каждый год вода совершает один и тот же путь между землей и воздухом». Шел пятый век до Рождества Христова, между прочим. А фундамент, основа учения о почвенной влаге, дисциплина, на которой до сих пор срезаются на экзаменах нерадивые студенты, уже был заложен. Теория, не подтвержденная практикой, стоит малого. И Аноним понимал это не хуже нас. Потому-то и изобрел один из первых лабораторных способов испытания почвы на качество. Снабдил уже помянутый мешок трубкой, насыпал в него земли, песка, мелкие кусочки свинца и стал продувать сквозь воду воздух. В кожаном пузыре все перемешалось. Публика загрустила. Эка невидаль! Грязная вода из лужи. Но наш грек оказался незаурядным актером. Через полчаса, которые он заполнил какой-то скабрезной историей и парой не менее приличных анекдотов, мешок аккуратно вскрыли. И там оказалась не грязь, а три четко разделенных слоя. Илистый земляной, песочный, а в самом низу лежал свинец. «Равное соединилось с равным,- торжественно произнес лектор и добавил,- при встрече с незнакомой почвой поступай также. Иначе не узнаешь сколько в ней песку, илу и камней!» Добавлю, с тех пор, способ усовершенствовали незначительно. Кожаный мешок заменили стекляным цилиндром с делениями, а, вместо трубки, применяют палку-мешалку. Все гениальное просто. Популярность не всегда сопутствует признанию. И все, кого великий Аристотель считал шарлатаном подлежали забвению. Ясно, почему история не сохранило имя нашему оригиналу? Да, все из-за того же мешка и трубки. «Ибо целое неразложимо на части!»- провозглашал властитель дум Эллады. А какой-то фигляр посмел перечить и морочить голову народу богоносцу... «Да, и как посмел!»- поддакивал боссу хитрый школяр Теофраст, отправлясь подчерпнуть свежих впечатлений к земледельцам и дровосекам. Аристотель, подобных отлучек не терпел. Не дело философа якшаться с простонародьем, но любимцу прощал все. Даже увлечение поэмой этого «завхоза» Гесиода. Великие наивны. Они часто видят в своих учениках последователей, единомышленников. Доверяют им сокровенные тайны. Вот и Аристотель посвятил Тео в свою «Нумерологию»... Теофраста!!! Гуляку и волокиту, который на каждом углу провозглашал, что мир не подвластен числам. Музыке?! Бесспорно. Движению душ, переживаний?! Вне всяких сомнений. Теофраста, полагавшего и не делавшего из этого секрета, что земля, хоть и прекрасное творение, вовсе не подобна Женщине. Ибо Красота, не сопоставима с Красотой! Чудо не равно Чуду... Как и место... месту! «Эврика!»- можно вскликнуть здесь. Потому, что «Место» и есть открытие Теофраста. Точнее, неповторимость и своеобразие растительности, климата, рельефа, почвы одиних участков суши другим. Сегодня сказали бы ландшафта, в Элладе просто - «топио топос». Еще в начале двадцатого века не все соглашались с Обладателем Божественной Речи (Теофрастом). Ему, вообще, долго не могли простить «предательства» своего учителя. Но куда деваться, если болото или пустыня не столь плодородны, как черноземная степь. Пески и испепеляющий зной не создадут сегодня «комфортных условий» ни одному известному сорту пшеницы и иному растению, пригодному в пищу, как бы мы старательно не обрабатывали землю. «Растениям важно ФИЗИЧЕСКОЕ состояние почв! Легкие, песчанные земли тебуют частых, но небольших дождей. Жирные, глинистые выносят и ливни, и засуху...». Еще одно открытие Теофраста. Незамысловатая истина. Ее постигли первобытные земледельцы... Но догадаться , знать и тем более, понимать не одно и тоже. «ФИЗИКА» же в те времена воспринималась иначе, нежели сегодня. Под ФИЗИЧЕСКИМ состоянием понималась ПРИРОДА тела, явления. Вот на что замахнулся «ветренный» любимец Аристотеля. Созерцание и безупречная логика не всегда давали бы научные результаты, если не помянутые много раз темперамент и фантазия эллинов. Кто бы еще назвал пшеницу «горячим растением», требующим много пищи и влаги? Только тот, кто утолял свой неравнодушный взглял на мир точно таким же образом. Легкие, теплые, соленнные, горячие земли, любовь и ненависть, пристрастия и слабости, страсти и страстишки у почв и растений – все это, казалось бы, должно стать достоянием истории науки. Но раскройте современную почвенную карту. И вы увидите почвы «влажных лесов», «сухих степей и саванн», «солончаки», «солонцы», «солоди», «подзолы» (цвета золы)... Просто черноземы, сероземы, серые лесные... Почвы, расцвеченные цветами радуги, на всех языках мира: красные, красноземы, terra-rossa, хамра (арабский язык), адама адума (иврит), red-brown, коричневые, желтые, желтоземы, бурые, каштановые... И все они из разных уголков Земного шара, не похожие друг на друга, хотя их имена - вариации двух цветов. А есть еще голубые, синие, зеленоватые, сизые оттенки, не нашедшие своего места в названии почв. Но постоянно используемые при их описании, чтобы указать на болезненное состоянние плодородного слоя, которому не хватает воздуха, кислорода. Темперамент толкал эллинов в путь. А «фантазии» зарождались в их головах во время путешествий. Не в экскурсиях по окрестностям родного города, а далеко-далеко за его пределами. Взять, к примеру, ученого-бродягу Геродота из Галикарнаса. Непоседа обошел весь известный в ту пору свет. Побывал в Италии, посетил Египет и увидел ...Нил. Право же, ничего удивительного. Любой человек, оказавшийся в этой стране, непременно увидит великую реку. Дело в том, что Геродот был не просто «любым человеком». Его наблюдательность, сделавшая ему славу даже среди соотечественников, подсказала: почва - дар реки...Правда, дар весьма скромный. Ибо основная масса ила не отлагается на берегах, а уносится в море. «Если бросить лот на расстоянии одного дня плавания,- писал он,- то даже на глубине одиннадцати сажаней мы обнаружим драгоценный материал... Когда-то очень давно,- продолжал ученый,- Нижний Египет покрывало море. Но приносимый рекой ил постепенно заполнил пространство между Фивами и Мемфисом». Современные исследования показали: не только низменные места, но и возвышенности в долине Нила сильно засолены и покрыты раковинами, то есть гипотеза Геродота абсолютно верна. Конечно, и великому греку случалось ошибаться. Обгонув Черное море и оказавшись в Скифии, он впервые увидел огромные «травяные равнины», черноземные степи. «Их жировая прослойка столь велика, что выходит на поверхность»,- удивился он. На этот раз Геродота подвела логика. Точнее, пристрастие к той же дедукции. Эллин рассудил, раз почвы в разных места неодинаковы, то почему бы им не изменяться и в глубину. Ведь у каждого слоя своя функция. Верхний притягивает из воздуха влагу, средний кормит травы и злаки, более глубокий слой - деревья. Так почву разбили на горизонты: пахотный, травяной, древесный и... главный, «жировую прослойку». «Жирные», тучные земли – мечта античных греков. Ради них приходилось покидать родину, проливать кровь. Они столько раз слышали о черных, илистых полях Египта, что уверовали в существование питательного слоя. И ...«нашли» его, точнее откопали. На Балканах распространены бурые и коричневые почвы, в глубине которых встречается темный, лоснящийся, словно сало, горизонт. А высокая калорийность этого продукта не вызывала сомнений даже в те времена. Тонкая наблюдательность и разыгравшееся воображение сработали мгновенно... Поспешность же суждений стала причиной ошибки. Почва сильна своими верхними горизонтами. В ее же недрах растения ищут лишь просочившуюся воду. Всех этих тонкостей Геродот, понятно, не знал. И потому поразился землям, насквозь пропитанным «жировыми соками». Для античного географа, полагавшего, будто севернее Македонии, выращивать хлеб невозможно, такая находка оказалась полной неожиданностью... Заблуждение продержалось долго. Еще в начале девятнадцатого века, многие химики пытались найти универсальную смесь масел, способную придать почве небывалое плодородие, синтезировать «жир» земли... Понятно, и в Элладе все до единого, признавали существование такой прослойки. Даже у Теофраста можно встретить рассуждения о «поедании земного жира растениями»: «Рождающиеся здесь отложения поднимаются в верхние части почвы, попадают в корни, передавая растениям питательные соки и смолистость. Если питание окажется чрезмерным, может наступить ожирение и растение начнет задыхаться». Все, как у людей. Откуда же в земле жир? Оказывается от сгущения воздуха, воды, огня и особых «земных соков». Все происходило в слоях, не нарушенных плугом. Сюда проникали помянутые элементы начала жизни, сотворившие «Хтон». Еще глубже начинался «Катахтон». Область подземного царства, глубокая пропасть, наполненная зловещей темнотой, где обитали ужасные существа. В наиболее глубоком месте располагался «Тартар» с его кошмарами. «Катахтон» и уж тем более «Тартар» являли полную противоположность верхней, живой почве, почве, подобной женщине. Слои смерти, были неспособны участвовать в удивительных превращениях, происходивших на поверхности Земли... Так появился на свет человека-мечтатель, сжившийся с яркими образами своих сказаний. Человека, никогда не удовлетворявшийся сухим изложением фактов, а создававший живописные картины природных явлений. Картины, в которых переплетались строгие логические построения и фантастические вымыслы, тонкие наблюдения и религиозные верования. Земля в них была антиподом неба. Она лежала, раскинувшись ровным пространством. Под ней находилось полость, прикрытая почвой. И этот сосуд питал все живое. Еще глубже, на его дне схоронились беды и напасти. Не их ли выпустила легкомысленная Пандора, приоткрыв гигантскую крышку (оцените изящество метафоры, подобраннной для обыденнного словосочетания «пахать землю») ларца природы? А вместе с ними подарила людям противоядие от всех несчастий – НАДЕЖДУ. Эллины поняли смысл сказания. А Вы? ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0207866 от 31 июля 2015 в 13:15


Другие произведения автора:

Свобода, которую мы выбираем. ЧАСТЬ 3 и 4. Продолжение.

ТЕРРОР ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО.

ИНКВИЗИЦИЯ ИЩЕТ НОВЫЕ ЖЕРТВЫ.

Рейтинг: 0Голосов: 0673 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!