ЧЕТВЕРТЫЙ ИНГРЕДИЕНТ. ИСТОРИИ НА БИБЛЕЙСКИЙ ЛАД. Часть 1.
27 июля 2015 — Михаил Брук
"ПОКУДА ЗЕМЛЯ СТОИТ, НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ ПОСЕВ И ЖАТВА, ХОЛОД И ЗНОЙ, ЛЕТО И ЗИМА, ДЕНЬ И НОЧЬ", - да будут прощены эти слова тем, кто скажет их вслух.
ИСТОРИИ НА БИБЛЕЙСКИЙ ЛАД.
ТВОРЕЦ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ.
Погода на завтра.После потопа.Рожденные из Хаоса.
Тщетные усилия.Сущность Божества.Благодетельный
Хапи.Речная алхимия.Когда боги падают ниц. Властитель
жизни. Звезда Сириус и «белая смерть». Счет золота и
полей. Вице-фараон смеется.
Погода интересует всех. Это и животрепещущая тема великосветских раутов. Повседневная забота горожан: «Вы послушали погоду на завтра! Ну, и...!» Да и сельские жители, искоса посматривая на небо, часто покачивают головой и тяжко вздыхают: «Опять ни одной тучки! Беда!»
Скажу больше, нет ни одного народного предания, которое обходило бы вниманием проливные дожди, засухи, разрушительные наводнения, потопы. Особенно потопы. Взять, хотя бы историю с Ноем и его семейством.
Ну, почему? Почему столь малое, волнует столь многих? Были дожди, не были. Вышла река из берегов, вернулась в прежнее русло. Наконец, совсем пересохла. Да, чтоб ее...
Вы внимательно читали «Пролог» к этой книге? Тогда, наверное заметили: разум человека устроен таким образом, что непременно реагирует на все главные события своей жизни и жизни своих предков.
Уже не осталось и следа от Ковчега. Только в Ветхом Завете и можно прочитать, как бушующие волны разбивались о гору Арарат. А слово «ПОТОП» поминают к месту и не к месту. И, смотря на самый обыкновенный ливень, вещают голосами пророков: «Разверзлись хляби небесные».
И с этими «хлябими» и «потопами» у нас связано ничуть не меньше, чем с огнем и землей. Вы же помните, как развивались события. Сначала, узнали о ПЛОДОРОДНОМ СЛОЕ, затем сняли первый урожай, устроили в честь него праздник... Через девять месяцев появились дети. Опять праздник. Опять дети. Жизнь налаживалась, обретала постоянство. Бродяжничать стало не в моде. Но и былое изобилие, охотников не забыто. Не забыто, а навык утрачен, да и зверье все распугали своими бубнами.
Оставалось лишь переселиться в русла больших рек. И снова борьба с неведомыми ранее силами, половодьями. Вода на глазах людей смывала дома, посевы, скот, несла смерть и разрушения, покрывала все вокруг жидкой грязью, которая, хоть и давала полям силу. Но пугала своим обилием. Не тонкий слой, а глубочайшие зыби, болота.
Да и почвы здесь не те, что в предгорьях. Вместо мягких плодородных наносов творения рек выглядят пугающе. Сплошной хаос, переплетение корней, камни, песок, сгнившие останки деревьев и трав, глина, ил и прочее и прочее. Разобраться в этом нагромождении не просто и в наши дни, а пять-шесть тысяч лет назад просто невозможно. Было от чего впасть в уныние.
И все-таки человек не спасовал перед головоломкой, заданной ему природой. Он ухватил самую суть задачи: ПЛОДОРОДИЕ почвы и первобытный хаос речных долин обязаны своим рождением текущей воде. Выходит, они откуда-то пришли! И тогда возникал вопрос об истоках реки. Не просто о ледниках, родниках, озерах. А об истоках жизненных сил, которые река давала почве.
В Древнем Египте истоками Нила считали пучины между остроконечными горами Крофи и Мофи. О них писал Геродот, эмиссары императора Нерона…
Но настал девятнадцатый век и отважные первопроходцы, презрев опасности и трудности, бросились на поиск легендарных пучин. Многие так и не достигли их. Англичанина Ливингстона остановили горы, француженку Тинне, итальянца Джесси и австралийца Марно – болота.
Выходит, древние греки и римляне ошибались? Вовсе нет. Эти горы существовали. Они расположены между Асуаном и Абу, то есть вблизи первого нильского порога! Конечно, и рыбаки, и лодочники в Египте легко преодолевали его, и не могли не знать: река продолжается значительно дальше. «Но в глазах народа, - замечал русский географ Лев Мечников, - благосостояние которого зависело исключительно от разливов Нила – самой сущности божественного Нила, - эта река утрачивала всякий интерес, как только она, запертая в стенах каменистой пустыни Нубии, теряла возможность выходить из своего русла и оплодотворять своим илом низменные берега. Река, запертая в узкую щель утесов, была здесь не в силах остановить ядовитое дыхание пустыни - олицетворяющееся в силах жестокого бога Сета».
Европейцы же со свойственной им практичностью, восприняли эту тайну буквально. Они поднимались к истокам Нила, пока их не остановили «зеленеющие хляби Ярма реки». Три месяца пробивался сквозь них Джесси, полтора – Тинне. И все безрезультатно. Но никто так и не понял, что повстречался с первым истоком Нила – седдами.
Седды можно назвать болотами. Но какая из великих трясин мира скрывает в своих недрах чистые и быстро бегущие воды? Впрочем, седды рождаются иначе, чем обыкновенные болота. Выходя их озера Альберта, «Нил неторопливо змеится широкими излучинами между зеленеющими берегами. По его глади, словно зеленеющие букеты папируса, тут и там разбросаны маленькие плавучие островки. В половодье мощные воды подхватывают их и несут к морю»,- писал Мечников.
Плавучие острова слагались из пожухлых листьев и сухого камыша, зацепившихся за водяные растения. Здесь они быстро разлагались, создавая органический ил или фундамент для будущего острова. Прибрежный песок и пыль, постепенно уплотняли это жидкое месиво. Вскоре острова покрывались кустарниками и травами.
«Случается так,- рассказывал Мечников,- что их прибивало к берегу где-нибудь в излучине реки. Растения пускали корни в дно и, в конце концов, река покрывалась жидким и зыбким покровом, по которому иногда рискуют пробираться даже караваны». Множество таких островов и стали поставщиками органических удобрений для полей египтян.
Седды мешают течению. Пытаясь избежать заторов, река часто меняет свое русло. Но повсюду встречает новые и новые скопления растений. Всей экваториальной мощи потоков не хватает, чтобы пробиться сквозь топи, которые только множатся от их блужданий.
Так происходит до тех пор, пока Нил не встречается с водами реки Газелей. Обретя новые силы, он вырывается из объятий «Ярма рек» и сливается с первым большим притоком Собат, несущим мельчайшие частички мела. Затем, обогащенные воды вступают в тесные Нубийские берега, поднявшиеся и сузившиеся, словно для того, чтобы помешать богатствам реки без пользы пропадать в жгучих песках.
Это – Белый Нил. Так называют великую реку вплоть до того самого места, где она принимает воды Голубого Нила, а затем Атбара, которые приносят со своей родины особый черный осадок: тонкую сланцевую пыль, смытую дождями с горных кряжей Абиссинского нагорья. Мечников считал ее не менее плодородной, чем ил седдов. Но сравнительно недавно выяснилось: пыль выполняет совершенно иные функции в почвах Нижнего Египта. Она подобно активированному углю нейтрализует действие многих токсичных веществ. Избавляет влагу от избытка солей. Роль этой пыли стала особено заметна в наши дни, когда в реку начали попадать отходы промышленности.
Итак, природа продумала все до мелочей, составляя рецепты нильского ила. Но мало смешать различные ингредиенты, необходимо создать механизм, который бы с завидным постоянством выплескивал этот драгоценный дар реки на поля. И он был воздвигнут. Иначе и не скажешь об Абиссинском нагорье, привлекающем дождевые облака и испарения Индийского океана. «Когда солнце вступает в зенит нашего северного полушария,- пишет Лев Мечников,- в этой горной стране разражаются с необыкновенной силой тропические ливни; проходит несколько часов, и образуются огромные потоки, отрывающие большие куски скал и прокладывающие себе русло в ущельях и долинах. Бесчисленное множество раз внезапно нахлынувшие воды смывали как песчинки целые армии, войска и караваны…
Впрочем, многие тайны этой великой реки так и остались неразгаданными. Еще Льва Мечникова волновал вопрос: «Не обязаны ли замечательные качества нильского ила какой–нибудь химической реакции, происходящей в смешанной массе различных органических и минеральных остатков?». То были не беспочвенные подозрения. «Известно, - писал он,- что прежде чем распространить драгоценный ил по поверхности почвы, благодетельный Хапи (Нил) подвергал его некоторым процессам. Органические остатки, вынесенные рекой из областей седд, благодаря незначительному своему удельному весу, первые всплывают на поверхность и сообщают водам Нила зеленый цвет. Вода Великой реки, обыкновенно приятная на вскус и безвредная, в это время ядовита и ее остерегаются пить. Во второй фазе разлива, воды Нила окрашиваются в красный цвет, ядовитость воды исчезает, но вода кажется как бы пропитанной кровью. Если в это время зачерпнуть воды в стакан и дать ей отстояться, то можно увидеть, как черная грязь быстро осаждается на дно и что, невзирая на это, верхняя часть воды остается красной и непрозрачной; вкус воды в это время неприятен. Такова тайна Нила, заключающаяся в сложности условий, столь необычных и экстраординарных, что мы напрасно стали бы искать аналогию во всех других странах нашей планеты…».
К этому можно добавить лишь догадку микробиологов. Они предположили, что цвет и вкус нильской воды меняют мельчайшие микроорганизмы, живущие в ее водах. Подозрение пало на несколько видов водорослей. Но тут же возникли возражения. Водоросли предпочитают тихую, стоячую воду, а все превращения с Нилом происходят именно тогда, когда река чрезвычайно активна, в половодье. Вот уж действительно «Тайны сути его непостижимы», как поется в гимне Великой реке:
«Тайны сути его непостижимы,
Никто не знает места, откуда он,
И, читая писания, не найти его пещеры»
А теперь постараемся взглянуть на Нил с другой стороны. Известно, что река эта своенравна. И хотя, как поется в гимне, она «создает лучшую пищу, вызывает к жизни растительность», достаточно «всего только трех футов нехватки вод до нормального уровня, - замечает Мечников,- и на небесах боги падут ниц, а на земле люди обречены на гибель».
Высота подъема вод в Ниле напрямую связана с дождями, выпадающими на Абиссинском нагорье. Но ливни эти не так регулярны и обильны.
За внешним спокойствием, размеренностью жизни египтян скрывалось огромное напряжение, переживаемое людьми. В пору разлива Нила они ожидали вестей из Мемфиса, где находился НИЛОМЕТР. «Тот, кому был доверен его осмотр, - писал Диодор Сицилийский,- тщательно отмечал подъем реки и отправлял вестников в различные города, чтобы сообщить им, насколько эллов и дюймов река поднялась и когда начнется падение уровня. Таким образом, все знали, какой урожай следует ожидать».
Но случалось, гонцы приносили и трагические известия. «В один из годов,- повествует летописец Абд-эль-Латиф,- разлив Нила не состоялся и наступил страшный голод, сопровождавшийся массовым людоедством: жертвами этого ужаса были дети, которых поедали взрослые, несмотря на жесточайшие наказания за эти преступления".
Когда же Абиссинское нагорье принимало много дождей, вода в реке поднималась слишком высоко и быстро. И снова наступали черные дни. Половодья сносили жилища, людей, обезглавливали почвы, забивая ценным илом протоки, погребала под ним целые деревни. Даже после нормальных разливов оставалось множество луж и болот с удушливыми, смертоносными испарениями.
Но если такое происходило в Египте цивилизованном, то каков был Египет первозданный? Первые поселенцы, обосновавшиеся здесь, вряд ли были в восторге от долины Нила и ее почв. Но людей окружала пустыня. И они стали внимательнее присматриваться к своим новым владениям. Тут-то им и открылись многие из секретов реки, которые она прятала за внешней непривлекательностью своей поймы.
Египтяне не только освоили долину Нила, но и сумели найти наиболее экономичный и безопасный для почв способ подачи влаги. Вода из Нила отводилась в короткие каналы, которые долго не забивались илом.
К середине августа, когда на небосклоне появлялась звезда Сириус, поля вдоль Нила пустели. Палящие лучи солнца сильно разогревали обнаженную почву. Она твердела и растрескивалась. То тут, то там на ней выступали белые пятна солей. Именно в этот момент открывались шлюзы, и вся долина покрывалась водой. Деревни превращались в острова, влага проникала в почву, размягчала ее, растворяла и уносила губительные для растений яд.
«Чем искусней становились земледельцы, тем чаще повторялась эта картина,- писал Диодор Сицилийский.- Казалось, что вся жизнь в стране подчинена высшему, неумолимому порядку, отступить от которого не может никто, даже природа».
Почва в Египте почиталась как одно из главных богатств. Папирус в Бруклинском музее сообщает: «Счет золота и полей проводился регулярно». Пашнями ведал первый заместитель фараона. Если учесть, что правитель Египта приравнивался к богам, то их наместниками на земле и являлись вице-фараоны.
И, тем не менее, несмотря на высокое положение, первый министр «Всевышнего» порой пускался в мелочные дрязги из-за зерна.
Несчастливые времена в жизни его подчиненных наступали в день отчета за урожай. Сановный следователь умел вести допрос. Сначала он вяло спрашивал о доходах, о происшествиях, случившихся за год. Затем, как бы невзначай, вспоминал о землях… И, вдруг, из сонного чиновника вице-фараон превращался в безжалостного тирана. На оторопевшего ответчика сыпались цифры об урожаях прошлых лет, погоде, высоте нильских разливов.
Ну, а жалобы потерпевшего своим сослуживцам звучали, примерно, так: «Тогда посмеялся он надо мной, ибо сказал я пустое. И изрек он мне: «Не родился ты хозяином. Я же, Владыка!»»
И, уж, коли ты не владыка, не хозяин, то осторожность в работе – наипервейшее дело. Здесь не думать, слушать, повиноваться надо. Вот и кланялись, безропотно внимали вице-вице и еще раз вице- начальникам. А на Востоке, в междуречье Тигра и Ефрата, в это время поднималась грозная сила.
ГЛИНА, ЗМЕЯ И КАЛЕНДАРЬ.
Реки-каналы и каналы-«змеи». Белая, белая смерть. Тень
дерева «сарбату». Секрет «висячих садов». В честь Змеи.
Первый календарь. Этикет земледельца.Мотыга и кисть
художника.
Не один Нил ужасал людей картинами первобытного хаоса. На юге Месопотамии, в Халдее, долины Тигра и Ефрата представляли не менее безрадостное зрелище. Их почвы под лучами палящего солнца твердели, как камень, заносились песками пустыни. Болота и огромные гниющие лужи разносили вокруг себя заразу и эпидемии.
Равнина Дех Луран могла бы показаться райским уголком в сравнении с гнетущими ландшафтами Двуречья. Но именно, здесь родилась одна из самых обильных, богатых и могущественных цивилизаций Древнего Мира.
«История, - пишет Лев Мечников, - отвернулась от плодородных стран, простирающихся к северу и югу от Арарата, а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий, принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий».
Трудно подыскать места с более неподходящими погодными условиями. Дожди на юге Междуречья выпадают лишь ранним летом и влага, принесенная ими поит землю всего одну-две недели. Затем наступает сушь.
Плодородному слою нужна вода! Но неудержимые паводки Тигра и Ефрата несли лишь разрушения. И, не успев пропитать влагой почву, быстро уходили с полей.
Первым колонистам Месопотамии, шумерам, пришлось решать сразу две, казалось исключающиее друг друга задачи. Оградиться от наводнений и удержать на поля как можно больше воды.
Сначала на берегах Тигра и Ефрата выросли простые заграждения из сырцового кирпича. Но уже скоро здесь появились длинные каналы.
Шумеры шли на большой риск. Реки Месопотамии несли огромное количество солей и глинистых частиц. Их масса превышала «дары Нила» примерно раз в пять. Протяженность водных артерий постоянно росла. Уследить, а тем более сохранить их в рабочем состоянии было крайне трудно. Во втором тысячелетии до нашей эры орошаемые земли Халдеи занимали около 30 тысяч квадратных километров. Площадь небольшого современного государства, вроде Бельгии.
В 1902 году, близ Вавилона обнаружили черный базальтовый столб. Он ныне хранится в Лувре. На нем были высечены законы царя Хаммурапи. «Если человек был небрежен в укреплении плотины, - гласил один из них,- и в плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседа, виновник должен возместить зерно, которое он погубил».
Утолить все возрастающую жажду земли оказалось не просто. И в Двуречье постоянно усложняли систему орошения. Она делилась на пять категорий.
Самые крупные, каналы-реки имели правильную форму и через специальные рукава поили наделы крестьян. Их даже использовали для судоходства. Так соединив канал Арахту, шедший из Вавилона, с царским каналом, шумеры проложили водный путь от Ефрата до Тигра.
Следом шли водные потоки «змеи», проложенные вдоль расчищенных русел мелких речушек. В них обычно сбрасывались воды, уже оросившие поля. По извилистым ходам влага достигала больших лагун, поросших тростником, где откладывала поглощенные на пашнях соли. Часто эти хранилища смертельно опасного для посевов «яда» превращались в очаги эпидемии «соляной оспы».
«Огромные территории современного Ирака лежат невозделанными, - писал американский археолог Сетон Ллойд,- поскольку сплошь покрыты соляной коркой – результат неумеренной их эксплуатации в прошлом».
Казалось, уже некому ответить на обвинения высоколобого интеллектуала. Ушли в небытие шумеры, разбрелись по свету потомки ассирийцев, распались Арабский Хлифат, Оттоманская и Британская империи… И только скромный дешифровщик клинописных табличек Торкильд Якобсен обнаружил: в летописях прошлого нет ни единого упоминания о подобных бедствиях. Соль пришла на поля сравнительно недавно.
Еще за два тысячелетия до нашей эры в городе-государстве Лагаш проявились первые симптому этой болезни. Под лучами палящего солнца, по порам и капиллярам, пронизавшим земную толщу, на полях стали появляться белые соляные пятна. Но эпидемию предотвратили, перекрыв доступ воды к этим участкам. И через тысячу лет соль не смогла добраться до главных житниц Междуречья. Многие ли сегодня способны столь виртуозно предотвращать природные катастрофы?
Что же было написано на той глиняной табличке? То, что сегодня можно прочесть в любом учебнике. «Прежде, чем ты начнешь заниматься своим полем вырой вокруг него глубокие канавы, чем глубже они, те выше вырастет ячмень. Давай отдыхать полям, когда почувствуешь, что они устали и не могут больше давать богатых урожаев».
Обычно рассказ о Древней Месопотамии начинается с описания огромных равнин, засеянных ячменем. «Их прямоугольное однообразие, - вспоминал Лев Мечников, - нарушали лишь участки, изъеденные солью. Монотонность пейзажа не нарушалась ни рощей, ни единым деревцем». Действительно, представить долины Тигра и Ефрата, покрытые лесами сегодня трудно. Полагали, что шумеры не догадывались о чудесных способностях деревьев сохранять влагу в почве.
Глиняная табличка, найденная Сэмюэлом Крамером в 60-х годах прошлого столетия, опровергла и это заблуждение. «Он изучил решение богов, - гласила надпись, выбитая на ней,- и в своем саду посадил пять на десять деревьев, чтобы их тень защищала посевы.
Тень дерева «сарбату» с густой листвой. Тень этого дерева никогда не исчезает ни на заре, ни в полдень, ни в час заката светила».
Выходит, Древнее Междуречье не выглядело столь уж безрадостно. Здесь встречались и тенистые оазисы, и поля, окаймленные нитями зеленых лесных насаждений. Да и могли ли
создатели «висячих садов Семирамиды» не знать, о способностях деревьев предохранять землю от солнца и суховеев?
Вот мы и добрались до одного из восьми чудес Света. Сегодня в Вавилоне гиды часто показывают голый, лишенный растительности холм. Его покрывают осколки кирпича и черепицы. А более двух тысячелетий назад здесь шумели деревья, журчали ручьи и пели птицы. Чудесные рощи были созданы по велению царя Навуходоносора. Человека весьма практичного. Реалиста-прагматика, как сказали бы в наше время.
Он приказал построить четыре яруса и засадить их деревьями. Гигантская конструкция покоилась на ста столбах. Каждая ступень перекрывалась свинцовыми листами, заливалась битумом, а поверх них насыпалась земля, без которой само Чудо так бы и не свершилось.
Многие растения, привезенные сюда с севера и юга, не прижились бы на местных землях. Но строители владели секретами приготовления почв. Они знали, какой состав земли необходим каждому из них. Под дубы закладывались искусственные черноземы, полученные из отмытых от солей глин и ила. Под финиковые пальмы годился и местный материал. А для африканских растений требовались особые почвы. И их везли вместе с укутанными во влажную рогожу деревьями. Сегодня эта красная земля носит арабское имя «Хамра».
Творение оказалось хрупким и недолговечным. Но оно осталось в памяти людей. «Висячие сады Семирамиды» - это еще один памятником человеческому гению, человеку-Творцу.
Слава о халдеях-мудрецах, магах пронеслась через столетия. Известные врачи, инженеры прошлого, даже простые колдуны – всегда старались украсить свои титулы и звания, родством с далекими предками, жившими в таинственной Месопотамии. Сам Геродот утверждал: богатства Междуречья не возможно исчислить.
Вы, сегодня, можете себе представить колос ячменя, дающий по 200-300 зерен. А именно, такие хлеба, утверждали ученые эллины от Геродота до Страбона, вызревали между реками Тигр и Ефрат. Преувеличение? Возможно. Но мифы не рождаются на пустом месте. Даже скептики в наше время сходятся на удивительной цифре 45 центнеров зерна с гектара. Без современной техники, удобрений, генетики. Только труд, только знания.
В Древнем Египте Нил одинаково одаривал своим илом все поля.Земли в стране фараонов оценивались лишь количеством вложенного в них труда. В Месопотамии замечали любое несходство почв. В низинах и на возвышенностях цены участков были не сопоставимы. По небольшому пятнышку на листьях или стеблях травы, догадывались о подстерегающих земледельца опасностях. Места, где не встречались змеи обходили стороной.
Эти гады земные избегали почвы, богатые солями. Известно, кожа пресмыкающихся должна быть всегда влажной, иначе они погибнут под палящими лучами Солнца. Но в тоже время влага растворяет соли…
Вы же знакомы с опытом, демонстрируемым на уроках физике в школе. Стоит опустить в соленую воду два электрода с лампочкой, и она загорается. В цепи появляется слабый электрический ток…
Змеи сами же становились проводниками электричества, ощущая его разряды буквально на собственной шкуре. Объяснять не надо, ощущение не из приятных. А те земли в пустынных странах, где много влаги и мало солей, самые плодородные. Выходит, почет, которым были окружены эти пресмыкающиеся в Междуречье, вполне заслужен.
Месопотамию часто сравнивают с Египтом. В ступенчатых зиккуратах видят прототипы пирамид. Легенды двух стран близки сюжетами. Обе великие цивилизации обязаны своим рождением могучим рекам, знаниям и искусству земледельцев.
«И все-таки аналогии не достигают размеров тождества, - полагал Геродот. – В Халдее и затем Ассирии воды питают корни хлебов и порождают богатые жатвы. В долине Нила вода выходит из берегов и заливает поля. Роль человека, его труда, знаний в оплодотворении Халдейской страны более значительна, более постоянна, чем в долине Нила. Ведь половодья Ефрата и Тигра не отличаются регулярностью нильских разливов».
«Нерегулярность потопов» в Междуречье заставила людей не только внимательно смотреть себе под ноги, изучать почву, но беспрестанно поглядывать на небо. Так была установлена связь между движениями звезд и планет на небосклоне и различными явлениями на Земле. Родилась «астрономическая магия» и первый в мире «Календарь земледельца».
И если точные сведения о движении планет соседствовали с туманными пророчествами. То в «Календаре» содержалось множество дельных и понятных каждому советов, больше напоминавших приказы, которым по замечанию американского историка В. Ландсберга, следовали строже, чем условностям придворного этикета.
«В месяц Гуд-си-са выводи волов пахать поле…
В Шу-нумун-а начинай сев…
В месяц Зиз-а собирай полбу…
Ше-гур-куд – праздник урожая…»
И еще. «Зорко следи за шлюзами и плотинами, чтобы уровень воды не поднялся слишком высоко. Когда ты освободишь поля от влаги, смотри: земля должна сохранить нужное плодородие». Если пренебречь первым советом, и воды будет слишком много. И труд людей окажется напрасным. Мощный поток унесет с собой
«все силы почвы», всю пищу растений. Ну, а коли не досмотреть и вовремя не закрыть шлюзы, уйдет и сама влага необходимая посевам.
Понятно, подобные наставления – лишь азбука для начинающего земледельца. Настоящий мастер во все времена отличался не книжными знаниями, а … набором инструментов, которыми творил чудеса. О колосе в 200-300 зерен, об урожаях, не уступающих современным, вы узнали чуть выше. А теперь немного о том, как этого удавалось достичь:
«Вот смотри! Мотыга, мотыга, носящая узел,
Мотыга из шелковицы, зубья которой из кизила,
Мотыга из тамариска, зубья, которой из «морского дерева,
Мотыга с двумя зубьями, четырьмя зубьями…»
Вы когда-нибудь наблюдали, как художники выбирают кисти? Приглядитесь, обнаружите занятное сходство с земледельцами Шумера.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0207581 от 27 июля 2015 в 15:03
Рег.№ 0207581 от 27 июля 2015 в 15:03
Другие произведения автора:
Рейтинг: 0Голосов: 0593 просмотра
Нет комментариев. Ваш будет первым!