Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 63
17 апреля 2016 — Анна Магасумова
Два цвета, два друга (продолжение)
Чёрный цвет — Александр Гарсеванович Чавчавадзе:
Чёрный цвет, мрачный цвет,
Ты мне мил навсегда,
Я клянусь, не влюблюсь
В другой цвет никогда.
Белый цвет — Михаил Юрьевич Лермонтов:
"Белеет парус одинокий..."
Два поэта, так похожие внешне...
Белый цвет в судьбе
Когда назначена судьба, её никто не обойдет,
И не помогут ни борьба, ни боль терпения, ни стон.
(Шота Руставели)
Белый свет, белый цвет
Такая тишина и благодать
В белом цвете.
(Иван Бунин)
"Сии, облечённые в белые одежды, — кто они и откуда пришли? Они пришли от великой скорби "
(Владимир Дудинцев "Белые одежды")
«И появился он на белый свет». Но свет обычно не белый, а желтоватый, если только лампы не люминесцентные, — более экономичный источник дневного света. Но всё-таки, смотреть на свет очень тяжело, небезопасно для глаз. Зато белый снег и белый лёд можно потрогать.
Белый, белый, белый снег
Ветер за плечами.
Белый, белый, белый снег
Снится мне ночами.
(Олег Газманов)
Белые цветы — подснежники, розы, лилии — можно понюхать. А можно надеть одежду белого цвета.
Символическое значение белого цвета очень необычное. Белый цвет — это нематериальный мир, и свет как таковой. Вспомните белые одежды ангелов. А свет – это и человеческое сознание, и высшие, божественные силы.
Белый цвет символизирует праведность, высшую духовность, высокую и чистую сущность. Всё, что касается блага людей – белый цвет, цвет жизни, процветания и развития.
Белый так же означает память предков, и смену этапов существования. Действительно, любой важный этап жизни символизируется белым цветом: белые пеленки новорожденного, белая фата и белое платье невесты, как символ чистоты и невинности. Белый цвет ассоциируется с молоком матери, материнской заботой. А белая лилия — символ Девы Марии.
Белый — это чистый цвет
Словно белых роз букет.
Белый цвет — цвет молока
Вижу я издалека.
(Н. Пунько)
Белый цвет – противоположный чёрному, это седина, а значит долголетие, старость, радость.
Аура белого цвета говорит о полной гармонии души, в ней сливаются все цвета радуги и это является наивысшей точкой достижения человеческой души.
Белым цветом поёт душа
Ослепительно, безупречно
Нашим добрым и трепетным «я»
О мечте, о любви и о нежном.
Белоснежные облака
Безмятежно плывут в поднебесье.
Лёгкий ветер плетёт из них кружева
К подвенечному платью невесте.
(Светлана Вяткина 2)
Рассуждая о белом цвете можно придти к выводу, что он имеет женские свойства. В нём присутствует женская пассивность, благодетель, забота.(1)
Белый несёт добро и мир. Белый флаг, поднятый вверх, давно имеет международное значение. Это знак понятный всем и каждому без слов. Если противник поднял белый флаг, значит он капитулирует, то есть признаёт своё поражение. Военные действия прекращаются, а победитель должен быть гуманным в отношении к побеждённым.
В отличии от чёрной, белая магия – "хорошая" магия.
Белым цветом манит луна
Величавая, великолепная...
(Светлана Вяткина 2)
Белый цвет символизирует луну, безвременье, единство. Также мы часто встречаемся с тем, что белый цвет ассоциируется со смертью, а в некоторых культурах даже является цветом траура.
В Античной Греции существовал миф о белой скале, пролетая которую, умершие забывали свою жизнь. В русском языке, например, есть устойчивое выражение "мертвенная бледность". Белый цвет связан со смертью.
Девочка белое платье надела
И перед зеркалом стала кружиться.
… Что же теперь своему отраженью
Шепчешь, Офелия восьмидесятых?
Белый танец, белый танец...
Краски смешались в горящей долине:
Бинт перевязочный — белое с красным,
Белое с пепельным — солнце пустыни.
Слёзы невесты во вдовье проклятье...
(сл.Рогоза Ю., муз. Демарин И. "Белое платье" /Афганский вальс)
Смерть при этом — это духовное возрождение, обновление, перерождение в нового, более совершенного человека.
"Белый танец" Вальс
Легче мне не станет и тебе не станет
Но не в этом суть
Навсегда запомни этот белый танец
А хочешь — забудь...
(песня Софии Ротару)
Вальс над землей плывет,
Добрый, как друг и белый, как снег.
Может быть, этот вальс
Нам предстоит запомнить навек.
Вена XIX век. В то время, когда придворные балы были популярны, дамы традиционно надевали белые платья, и зал пестрил белыми цветами. Именно из-за этого появилось название "белый танец". Какой он разный!
Белый вальс /Вальс юнкеров
Этот вальс не забыт,
Этот вальс помнит вас,
Юнкера, юнкера, юнкера! (2)
Танец, когда дамы приглашают кавалеров.
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.
Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров.
Белее снега белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,-
И ты был бел — белее стен, белее вальса.
(В.Высоцкий, 1978)
Белый цвет – это абсолютная свобода, разрешение проблем и начало нового.
Я пригласить хочу на танец
Вас, и только Вас,
И не случайно этот танец вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох, и услужит белый танец,
Если подружит белый танец нас.(3)
Музыка вальса зазвучала и нахлынула такая волна разнообразных чувств, что сознание Хайме заметалось, словно в комнате с мягкими стенами, отскакивая от стен, как мячик. Но и это, как оказалось, ещё не всё… Выражений, применяющих белый цвет было много.
Белая карта, белая ворона
Выражение "дать карт бланш" (белую карту) означает дать неограниченные полномочия, полную свободу для действий. А вот получить "белый билет" — совершенно иное значение, как освобождение от службы в армии. (4)
Встречается выражение "белая ворона". Так в русском языке называют человека, система нравственных или иных ценностей, отсюда и поведение отличные от других лиц своего окружения.
Вороны с белым оперением в природе очень редки, так как их цвет обусловлен довольно редкой мутацией — альбинизмом и они более уязвимы для хищников из-за своей заметности.
"Белая ворона" — противоречивый символ необычности, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время некой избранности, чистоты, беззащитности. Ведь люди эти иные, как с другой планеты.
Выражение "белая ворона" для обозначение редкого, исключительного человека, впервые зазвучало в сатирических стихах римского поэта Ювенала, жившего в I-II веках нашей эры:
Рок даёт царства рабам, доставляет пленным триумфы.
Впрочем, счастливец такой же реже белой вороны бывает.
" Белая ворона" — противоположное выражению "чёрная овца", " чёрный барашек". Правда, не такое отрицательное. Выражение "чёрная овца" происходит от противоречия между "нормальными" белыми овцами и отличными от них чёрными.
В чистом поле, белом поле
Было всё белым бело.
Потому что это поле
Белым снегом замело.
И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом
С белой крышей, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.
Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.
И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно чёрный кот.
Был он чёрен словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху чёрен, снизу через..
Весь сплошная чернота.
(Борис Заходер)
Белый — все цвета спектра
Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. Не зря в мифологии белый цвет служит символом единства.
На белом свете есть прекрасный
Белый цвет.
Он все цветы собрал
Как будто бы в букет.
По краскам осени
Хожу я как во сне
И жду, когда вернётся
Белый снег.
(Юрий Визбор)
Белый – признак справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Доктор в белом халате спасает человеку жизнь. Ещё белый – это почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность. В западной культуре белый символизирует брак.
А еще белый цвет — символ истины.
Ах, тёмен, тёмен мир, и чувствуют лишь дети,
Какая тишина и радость в белом цвете!
(И.Бунин)
Интересен тот факт, что, в то время как в христианских странах смерть, траур связаны с чёрным, смерть в восточных культурах ассоциируется с белым. Белый — цвет савана, в котором хоронят умершего.
Нести свой крест
"Умей нести свой крест и веруй"
(А.П.Чехов "Чайка")
Цветовые детали в произведениях поэтов и писателей, как и звук, выполняют самую разнообразную функцию. Нередко это отношение автора к событиям, о которых он пишет. Какое настроение, такой и цвет. Можно сравнить с языком танца. Без слов, но всё понятно, движения расскажут. Цвет раскроет не только характер, но и внутреннее содержание героя. Нет, не душу, а уровень интеллекта. Признание модных тенденций или своего, отличного от других стиля в одежде.
К примеру, цветовое решение пьесы "Три сестры" А.П.Чехова. Он умело сочетает в своём творчестве трагическое и комическое. Объясняя это Чехов справедливо полагал, что в жизни не бывает однозначных решений.
Хайме оказался в театре, где идёт постановка пьесы "Три сестры". Шло первое действие.
Ольга в синем платье поправляет тетрадки.
— Учительница гимназии, — подумал Хайме. — А тетрадки учеников.
Он вслышал от Хорхе об этой пьесе Чехова. Как-то зашёл разговор о братьях и сёстрах, близнецах и двойняшках.
Маша в чёрном платье сидит и читает книгу, Ирина в белом платье стоит задумавшись.
"Ольга: Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины.
Ирина. Было очень холодно, тогда шёл снег. Мне казалось, я не переживу, ты лежала в обмороке, как мертвая. Но вот прошел год, и мы вспоминаем об этом легко, ты уже в белом платье, лицо твое сияет"
— Три сестры, какие разные, — рассуждает Хайме. — Даже цвет платьев. У одной синее, у другой чёрное, у третьей — белое.
Действие заинтересовало молодого человека. Он обратил внимание на то, как Чехов работает с цветом. В данный момент, на зелёное и розовое в платье Наташи — невесты Андрея Сергеевича — брата трёх сестёр. Так, о том, что это подобное сочетание цветов невозможно с позиции вкуса, говорит Ольга.
"Наталья Ивановна входит; она в розовом платье, с зелёным поясом.
"Наташа: (Мельком глядится в зеркало, поправляется.) Кажется, причесана ничего себе.
Ольга: (Вполголоса испуганно.) На вас зеленый пояс! Милая, это не хорошо!
Наташа: Разве есть примета?
Ольга: Нет, просто не идёт… и как-то странно...
Наташа (плачущим голосом): Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый".
Матовым называли особый оттенок — синевато-зеленый.
Итак, Наташа выбирает для завтрака в доме сестёр розовое визитное платье. Цвет весьма соответствующий и времени года, и времени суток. Но дело в том, что розовый с зеленым и розовый с зеленовато-голубым не сочетается!
Цветовую гамму одежды Наташи предвосхищает и одновременно негативно оценивает реплика Маши:
"Маша. Ах, как она одевается! Не то чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко. Какая-то странная, яркая, желтоватая юбка с этакой пошленькой бахромой и красная кофточка".
Единственная тонкость, о которой Чехов не упоминает, было ли это розовое платье ещё чем-то украшено. Может быть, бусы? А также, были ли другие цвета кроме розового и зелёного?
Выходит, Чехов специально ввёл сравнение несочетаемых понятий, которые нельзя сравнивать. Этим он хочет показать глупость и необразованность Наташи. (5)
— Но она просто любит яркие сочетания, — подумал Хайме. — Что здесь особенного? У нас в Эленеуме девушки носят платья таких цветов и оттенков, что порой в глазах рябит. И ничего!
Сочетание цветов
Чувственный и страстный красный цвет и его оттенки прекрасно гармонируют с чёрным, белым, синим, зелёным, жёлтым и фиолетовым цветами.(6)
Жёлтый оттенок прекрасно сочетается с коричневым, кирпично-красным и с кремовым.
Так, психологически холодный и печальный, синий цвет в пьесе Чехова сопровождает жизнь, лишённую тепла, домашнего уюта. Так Ольга в синем платье учительницы женской гимназии.
"Есть такие люди, которые точно родятся с этикеткой для других, – писал И. Анненский. — Какая она серьезная, чистая, эта Ольга!" (7)
Белый цвет в трагедии и комедии
Белый цвет в пьесе/трагедии Чехова " Три сестры" — традиционный цвет чистоты, молодости, детства. В первом действии младшая из сестёр Ирина в день своих именин воплощает именно это ощущение начала жизни, открывшихся перед ней возможностей:
"Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в моей душе..."
Белая птица в первом действии пьесы связывается с надеждой о счастье, с чистотой, стремлением вперёд.
"Ирина. Скажите мне, отчего я сегодня так счастлива? Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы. Отчего это? Отчего?
Чебутыкин. Птица моя белая...”
Характерно, что и Нина Заречная в образе Мировой Души в первом действии "Чайки" — другой пьесы Чехова — тоже "вся в белом".
О "белой чайке" вспоминает Тригорин в третьем действии комедии, говоря о Нине:
"Вы были в светлом платье… мы разговаривали… ещё тогда на скамье лежала белая чайка".
Так, именно на уровне цветообозначения здесь происходит объединение-слияние -двух этих образов: Нина — чайка.
Ирина в "Трёх сёстрах" к четвёртому действию уже уставшая от иллюзий и потерявшая мечту, смирилась с настоящим. Перед глазами суровая действительность, которая превращает её в "белую птицу”, готовую к полёту и новой серьёзной жизни:
"… И у меня вдруг точно крылья выросли на душе, я повеселела, стало мне легко и опять захотелось работать, работать…”
Это не трагический конец жизни Ирины. Как в «Чайке» Нина Заречная, пройдя через испытания, неудачи и трудности, потери близких, любимых, осознаёт, что жизнь — это труд, тяжёлый труд, отречение от себя, постоянная самоотдача и служение, даже жертва. В конце пьесы она ассоциируется с чайкой, набирающей высоту. Чайкой, не сдавшейся, сильной и гордой птицей, так и Ирина в пьесе «Три сестры».
Так что грань между трагедией и комедией у Чехова очень тонкая.
Важными для интерпретации чеховских драм могут оказаться и другие «подтексты» белого цвета. В обеих пьесах с ним связан мотив смерти. Смерть Тузенбаха – жениха Ирины, она в чёрном, траурном платье. Смерть ребёнка Нины Заречной. А также мотив приобретённой жизненной мудрости.
"Нина. Я одинока. Раз в сто лет я открываю уста, чтобы говорить. И мой голос звучит в этой пустоте уныло и никто не слышит… вы, бледные огни не слышите меня .."
В финальном монологе Нины: "Умей нести свой крест и веруй". (8)
Белый цвет и Михаил Лермонтов
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света...
(М.Лермонтов)
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова - зеркальное отражение его души, романтический герой — ищущий, одинокий — точный слепок личности поэта. (9)
Погиб поэт! — Невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
(М.Лермонтов "Смерть поэта")
За стихотворение "Смерть поэта", посвящённое смерти Александра Пушкина Лермонтов в 1837 году был переведён в Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, потом в апреле 1838 года в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк, находившийся в Грузии.
За время путешествия из Ставрополя в Тифлис в 1837 году Лермонтов создал множество карандашных зарисовок горных пейзажей. Позже рисовал русских офицеров, казаков и горцев, сцены сражений, перестрелок, скачек.
Карандашные зарисовки превращались потом в акварели и картины маслом. Друг Михаила Юрьевича, профессиональный художник, ученик К.П.Брюллова, князь Григорий Гагарин высоко ценил точность и динамизм лермонтовских рисунков.
Лермонтов прибыл в Тифлис почти одновременно с ссыльным декабристом Александром Одоевским. (10)
Александр Иванович Одоевский
Александр Иванович Одоевский
Я знал его — мы странствовали с ним
В горах востока… и тоску изгнанья
Делили дружно...
Болезнь его сразила, и с собой
В могилу он унёс летучий рой
Ещё незрелых, тёмных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений...
(М.Лермонтов "Памяти А. И. Одоевского")
У чёрного цвета есть оттенок — тёмный, мрачный, как у белого цвета — светлый.
Известное стихотворение Одоевского "Соловей и роза" было написано в Тифлисе, а позже переведено на грузинский язык Александром Чавчавадзе:
"Распустившаяся весною
Роза, скрыта листвой сквозною,
Соловья пьянит ароматом.
Плачет он хмельной: "Что со мною?"
К тому периоду принадлежит стихотворение Одоевского "Моя Пери":
Как облако плывет в иной, прекрасный мир
И тает, просияв вечернею зарею,
Так полечу и я, растаю весь в эфир
И обовью тебя воздушной пеленою.
(Февраль 1838, Караагач)
Лермонтов и Одоевский встретились в Тифлисе и последовали вместе до места назначения полка в Кахетии. Дорога проходила через древнюю крепость Уджарма, Гомборский перевал, Алазанскую долину… Казалось бы довольно однообразный пейзаж — горы, виноградники, здания православных соборов, церквей и монастырей, но красота необычайная! И не только, это и история. Вот только малая частица:
Монастырь Икалто. Один из древнейших на территории Грузии. Он основан в VI веке. Со временем стал крупной духовной школой и образовательным центром: в в XII веке была построена Академии, в которой через много веков учился знаменитый грузинский поэт Шота Руставели.
Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?»
— «Чтобы сладкого добиться, — отвечал цветок Востока, -
Испытай сначала горечь. В даровщине мало прока!»
(Шота Руставели)
Кафедральный собор Алаверди (собор Святого Георгия) построен в первой четверти XI века. Перевод с грузинского "дарован Богом". Представляет монастырский комплекс в Кахетии. (11)
Сказочный замок грузинской принцессы виден еще на самых дальних подъездах к Греми со стороны Алаверди. В XVI-XVII веках Греми был столицей Кахетинского царства и крупным торговым центром на Шелковом пути.
"Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем… поэтическою их родиною!"
(Белинский)
Путь Лермонтова и Одоевского далее проходил через Цинандали и Мукузани — поместья князья Александра Чавчавадзе.
Чавчавадзе построили у себя поместье, а также первый в Грузии большой винный завод по западному образцу.(12)
Лермонтов всегда восхищался кавказскими женщинами. В его южных поэмах можно найти строки, воспевающие грузинок, черкешенок, лезгинок. В доме Чавчавадзе Михаил Юрьевич познакомился с самыми очаровательными представительницами тифлисского высшего общества — с Ниной Грибоедовой-Чавчавадзе и ее сестрой Екатериной, с племянницами княгини Саломэ -Маико и Еленой Орбелиани, с Варварой Туманишвили, Меланией и Дарией Эристави и другими красавицами, которым посвящали стихи и грузинские, и русские поэты, в том числе служившие на Кавказе русские офицеры.
Случались на Кавказе и бурные романы, и счастливые браки. Свидетельств о тифлисских увлечениях поэта не осталось. Но сохранилось стихотворение о кинжале, подаренном одною из южных красавиц:
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль на тебе текла,
Но светлая слеза-жемчужина страданья.
Согласно грузинским источникам, это был подарок Нины Александровны Грибоедовой-Чавчавадзе, из фамильной княжеской коллекции.
Слеза светлая, слеза жемчужина говорит о грусти расставания.
Лермонтов Екатерине Чавчавадзе:
Как небеса, твой взор блистает
Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
Твой голос молодой...
Стихи Лермонтова навеяны одиночеством, разочарованием в жизни. Герои его произведений ищут гармонии с окружающим миром, как и сам поэт. Мотивы одиночества воплощаются в лирических образах: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утёс. Поэт безнадёжно одинок. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство — любовь.
В его любовной лирике нет ни строки о счастливой, взаимной любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит, причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно.
И скучно и грустно! — и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
(М.Лермонтов, январь 1840)
Да и сама жизнь — "пустая и глупая шутка". Но ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грёз.
Михаил Юрьевич не равнодушен к жизни своего поколения. В стихотворении "Дума" он осуждает бездействие поколения.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
— Печально! — думал Хайме. — Но молодое поколение Эленеума восстанавливает книги! И бездействие нам не грозит. Как и одиночество.
А вот в творчестве Лермонтова белый цвет-символ одиночества.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Белый цвет в стихотворении Лермонтова "Белеет парус одинокий..." - особо не яркий и не броский, но всё-таки выделяется на спокойном нежном золотисто-лазурном фоне. Он одновременно и гармонирует, и контрастирует с общим фоном.
В огромное значение имеет и синий цвет. Он создаёт картину неясности судьбы паруса. Голубой цвет моря говорит о внешнем спокойствии природы. Но это только внешнее спокойствие. Что там, в этих голубых туманных недрах? Какая опасность или какое счастье в них таится? Чувствуется тревога, спрятанная за этими строчками.
Поэт наблюдает за парусом как будто с какой-то высокой горы, он хочет познать тайну паруса, блуждающего в голубом море. Ведь с этим парусом он сравнивает свою жизнь. Голубой цвет, таким образом, здесь цвет, символизирующий неясность в жизни как паруса, так и лирического героя, так и поэта.
Но для Лермонтова, как талантливого художника, не существует краски в единственном её значении. В следующих строчках синий цвет — яркая деталь. Теперь море, по которому плывёт навстречу судьбе парус — лазурное. Это невероятно чистый яркий синий цвет, который чаще всего применяется для описания неба. Здесь Лермонтов сводит воедино две безграничных стихии, выводя на первый план тему свободы, идиллического счастья.
На лазурный цвет накладывается золотой. Море освещается золотым лучом солнца. Луч символизирует дар судьбы для паруса. Однако и это не то, чего он хочет. Душа паруса требует бури. Золотая идиллия не для него.
Характер самого поэта Лермонтова - мятежный. Он не желает и не живёт спокойной жизнью. Лермонтов, как и парус покинул край родной для того, чтобы понять не только смысл жизни, понять, для чего он существует и как жить дальше. (13)
Судьба Чавчавадзе
Сын Александра Чавчавадзе Давид был отправлен в Петербург для поступления в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился Лермонтов.
Лермонтов ещё в Петербурге познакомился с отцом Давида — Александром Чавчавадзе. Это произошло в доме Прасковьи Николаевны Ахвердовой — знакомой его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
В 1837 году Александр Чавчавадзе вернулся в Тифлис. В этом же году в ссылку на Кавказ отправляется Лермонтов. Прасковья Николаевна снабдила Михаила рекомендательными письмами к семье Чавчавадзе. В Тифлисе Лермонтов останавливается у Егора Ахвердова на Садовой.
Лермонтов во время своего пребывания в Грузии познакомился не только с Александром Чавчавадзе и Ниной Грибоедовой, но и с поэтами Григолом Орбелиани и Николозом Бараташвили.(14)
В год гибели Лермонтова в 1841 году князю Чавчавадзе было присвоено звание генерал-лейтенанта и он был представлен к ордену "Белого орла". В Закавказском кра князь занимается общественной деятельностью. Друг Лермонтова художник Гагарин пишет картину "Стоянка Нижнегородского драгунского полка". На этом полотне изображён князь Александр Чавчавадзе, гарцующий на коне.
В 1843 году он был произведен в генерал-лейтенанты и получил назначение управляющего почтовой частью в Закавказье. Почти одновременно поручено сформировать отряд из 1000 человек кахетинской милиции для усиления армии, направленной в Дагестан против Шамиля. Шамиль потом припомнит это.
5 октября отряд уже был сформирован. Чавчавадзе 21 октября во главе отряда двинулся к границам непокорных Дидойцев, которые вскоре сложили оружие.
После прекращения войны князь Чавчавадзе был назначен начальником войск, расположенных в Кахетии, а затем вышел в отставку и вновь занялся литературой.
В 1844 году император Николай I назначил графа М. Воронцова на должность наместника царя на Кавказе с неограниченными полномочиями. Разумеется, князю Чавчавадзе всё это не радовало. Возможно, что он ждал этого назначения для себя… Но об этом князь Чавчавадзе никому не говорил.
— Но светские приличия требовали засвидетельствовать своё почтение наместнику Императора, — думал он.
Случилось непредвиденное — лошадь понесла под гору, князь соскочил с дрожек, упал навзничь и ударился головой. Так, не приходя в себя, он скончался. Князя Александра Чавчавадзе похоронили в церкви монастыря Шуамта, расположенного на отрогах Гомборского хребта, в усыпальнице князей Чавчавадзе.
Что наша жизнь, друзья, скажите?
С бедой неравный, вечный бой...
Внемли взываньям громкой Славы -
Стремись за ней путём побед:
С ней сын земли, как дух небесный,
Промчится через тьмы веков;
И только с бытием миров
Окончит бег свой в поднебесной...
И мы, как в мраке ночи, туч
Дорогу странник потерявший
Благословляет молний луч,
Ему путь верный указавший...
( А.Чавчавадзе, Могилев, 1826.)
Через несколько месяцев умерла его супруга, которой он посвятил лучшие из своих стихотворений:
"Ты любила меня, и тогда этот мир
Мне сокровищницей казался,
Близ тебя были будни — как праздничный пир,
Так я сладостью дней упивался".
А через несколько лет имение Цинандали подверглось нападению отрядом Шамиля, вторгшегося в Кахетию. Имение было разграблено, а семья сына Давида Чавчавадзе уведена в плен. В это самое время сёстры — Нина и Екатерина Чавчавадзе находились в Москве на коронации императора Александра II. Начиналась новая эпоха. Наступил XX век… чёрно-белая или бело-чёрная полоса...
Ещё обманчивой надежде
Мне сладко верить, что, как прежде,
У ней другого друга нет,
Что носит цвет она печальный...
(А. Чавчавадзе перевод П.А. Гвоздев)
(1)с сайта
(2)
(3) слушайте:
(4) с сайта
(5) с сайта:
(6) с сайта:
(7) Пьеса «Три сестры» написана в 1900 году. Сразу после постановки на сцене и первых публикаций вызвала множество противоречивых откликов и оценок. Пожалуй, это единственная пьеса, породившая такое количество интерпретаций, споров, которые не прекращаются по сей день.
«Три сестры» — пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд.
театральные постановки:
(8) Автор в драматургии А.П. Чехова — Ивлева Т.Г. Тверь, 2001
(9) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург, художник
(10) Григорий Гагарин родился в аристократической семье, был сыном известного дипломата. Художественного образования он не получил, но, проживая с 1816 г. в Италии, пользовался советами и уроками К.П.Брюллова.
Александр Одоевский (1802-1839) — русский поэт, декабрист. Именно его перу принадлежит строка: "Из искры возгорится пламя…". Философское начало в лирике Одоевского сближает её с лермонтовской линией в русской поэзии. Участвовал в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и после его разгрома был заключён в Петропавловскую крепость. В 1827-1837отбывал каторгу и ссылку в Сибири. Затем, по приказу царя, отправлен рядовым в действующую армию на Кавказ, где сблизился с М. Ю. Лермонтовым и Н. П. Огарёвым. Имел репутацию умного, образованного и благородного человека. Умер Александр Одоевский в форте Лазаревское в 1839 году от малярийной лихорадки.
(11) Кафедральный собор Алаверди. Высота собора около 50 м, высота внутреннего пространства свыше 42 м. До строительства Цминда Самеба в Тбилиси собор Алаверди был высочайшей церковной постройкой Грузии. В соборе сохранились росписи XV века.
Собор Алаверди представлен на включение в список Всемирное наследие ЮНЕСКО.
(12) как делают грузинское вино
(13) с сайта:
(14) РОКСАНА АХВЕРДЯН, кандидат филологических наук
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0233540 от 17 апреля 2016 в 21:49
Рег.№ 0233540 от 17 апреля 2016 в 21:49
Другие произведения автора:
Верника. Мир наизнанку. Глава 1 Неясные видения
Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1608 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!