Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 49
9 ноября 2015 — Анна Магасумова
Кофейный рай
Глава 49 Немного или всё о кофе
Истекает вечер золотом, а судьба – кофейной гущею…
Сколько истин в кофе молотом на глоточки нам отпущено?
Сколько нужного не сказано, сколько важного отложено…
Узелками жизнь завязана, и на прошлое помножена.
(Кофе-стихи)
Немного или всё о кофе, -
Сорта, приготовленье, бренд,
Какие страны… кофе-леди,
Бариста...
Интересно?… Нет?
А если нет, то не читайте,
Не буду вас ни в чём винить.
Люблю я кофе!
Только знайте,
Вас не прощу
Его любить!
(стихи автора)
Хайме всё внимание обратил на экран.
— Я очень люблю кофе! И мне будет интересно узнать как можно больше об этом бодрящем напитке.
Тем более, пока он высказывался о своей любви к кофе, Хронос и Хомеринка пропали, исчезли, будто испарились. Вот только они стояли рядом, Хомеринка рассказывала о влиянии Данте на поэзию и поэтов. Их разделяло 5 веков, но они черпали вдохновение от стихотворных строк средневекового мастера.
— Наверное, не одну чашку кофе выпили! А Данте ведь не пил кофе.
— В XIII веке в Европе ещё не знали о кофе, — прозвучал с экрана проникновенный женский голос.
- Хотя история кофе берёт начало с древнейших времен и уходит корнями в далёкое прошлое. Согласно широко распространённой легенде, первооткрывателем уникальных свойств кофейных зёрен стал простой эфиопский пастух Калдим ~ в 800 -850 гг. Точно сказать трудно.
Только в последней трети XVII века, а именно в 1671 году, ряд исследователей опровергли эту легенду. Они, по их мнению, привели самое неопровержимое доказательство:
— Отсутствие письменных свидетельств самого Калдима доказывает, что легенда недостоверна.
— Но сказы, былины, предания и легенды распространялись, как говорили наши предки " из уст в уста", — высказал своё мнение Хайме. — "Из уст в уста", то есть внукам рассказывали дедушки и бабушки, соответственно они своим детям и внукам!
— Правильно рассуждаешь! — согласился Хронос.
— Ты опять копаешься в моих мозгах? Надоело быть человеком, Повелитель Времени?
— Как ты меня назвал? Учитель, Доктор, теперь Повелитель Времени. А что, мне нравится, ведь так оно и есть!
Хронос снова появился перед Хайме. Теперь на нём было белое одеяние. На голове белый платок, перетянутый на лбу ободком.
Хайме был изумлён.
— В таких одеждах ходили арабы?
Хронос не стал отвечать на этот вопрос. Задумавшись, он произнёс:
— Ладно, как простой эфиопский пастух мог знать грамоту?
— Вот и я о том же!
Изображение кофейного дерева на экране застыло. Хайме встал с кресла, прошёлся по комнате.
— Берестяные грамоты, летописи, хроники — появились значительно позже. А первые печатные книги так вообще в XV веке.
Хайме остановился.
— Если только анналы. В них записывались события по годам, связанные с жизнью городов и стран Европы.
Хронос ничего не сказал, лишь кивнул в ответ.
— Кстати, хроники — так называли, в честь тебя, Хронос, историческое описание событий в Западной Европе в последовательном, то есть в хронологическом порядке.
— Знаю, знаю! Записывались события, связанные с церковным мировоззрением. А памятники древнерусской письменности первой половины XVI века называли хронографами...
— Поскольку систематизировали события, в отличии от летописей нравоучительного характера.
— Брависсимо! — Хронос захлопал в ладоши. — Бурные апплодименты в честь историка Хайме!
— Иронизируешь?
Хайме посмотрел на экран, постучал указательным пальцем правой руки по губам.
— И о чём ты задумался? — поинтересовался Хронос.
— Я вот думаю, как это могло произойти?
— Что именно?
— Как пастух мог догадаться о свойствах кофе?
- Давай послушаем и посмотрим.
Экран ожил. Кофейные и другие деревья, разнотравье покрывали горные склоны, на которых пастухи пасли овец.
— Пастухом одной из отар и был Калдим.
Послышался женский голос.
- И вот однажды он заметил, что отведав листву и плоды одного дикорастущего растения, а это и был кофе, животные становились очень резвыми и бодрыми в течение длительного времени. Ягоды напоминали вишню и Калдим решил сам их попробовать. Когда разжевал, тотчас же почувствовал такой необычный прилив бодрости и сил, что смог обходиться без сна почти трое суток.
Рассказ на экране иллюстрировали картинки. Вот овцы поедают зелёные листья. Потом на деревцах появились коричневые зёрна, из которых Калдим делает кофейный отвар и бодрствует несколько дней. Просто в горах потерялась овца, а он пошёл её искать и нашёл на третьи сутки — она была с только что родившимся ягнёнком.
После Калдима появилось изображение монастыря. Женский голос прокомментировал и эту картинку:
— Монахи в эфиопских монастырях готовили кофейный отвар, чтобы отогнать сон во время ночных богослужений.
— Кофейный отвар мы называем кофе, — высказал Хайме.
С экрана голос сообщал далее:
- В самой Эфиопии кофе долгое время находился под запретом.
— Странно, почему?
Только подумал Хайме, как сразу же услышал ответ:
- Господствующая в Эфиопии христианская церковь смотрела на кофе, как на "магометанское зелье". Из Эфиопии кофе распространился в Египет и Йемен, где его выращивание достигло высокого совершенства. Местный "чёрный напиток", как никакой другой, отличался непревзойдёнными качествами. (1)
А вот наиболее ранние письменные свидетельства относятся к середине XV века. В них рассказывается об употреблении кофе в суфийских монастырях Йемена.(2)
- Кофе, кофе...- Хайме повторил несколько раз это слово и задумался.
— К XIX веку кофе стало известным в Италии, Индонезии и Америке.
- Интересно, откуда пришло само название "кофе"?
Там, по ту сторону экрана, будто ждали этого вопроса. Ответ прозвучал сразу же:
— Кофейный напиток монахи называли "кава” — в честь персидского владыки Кавуса Кая, якобы вознесшегося на небеса на крылатой колеснице.
- А почему европейцы стали называть его "кофе"? — подумал Хайме и услышал:
- В ряде европейских языков слово кофе заимствовано через турецкое слово «kahve».
Женский голос тут же уточнил:
— Возможно даже с арабского qahwa. Первоначально это слово означало вид вина. Или qahwah от имени эфиопского региона Каффы, родины кофейного дерева.
Тут Хронос не выдержал:
— В королевстве Каффа кофе называли «buno» или «bunna».
Голос с экрана будто не слышал и продолжал:
- В английский язык слово «кофе» вошло в 1598 году от голландского слова "koffe". А в России с 1724 года говорили: "кофий", " выпьем кофий".
- Каффа! Ты меня не слышишь? — разгневался Хронос. — Я тебе делаю замечание!
— Извините, Повелитель! Я больше не буду! — произнёс женский голос с экрана.
— Вот так то! Нужно сразу уточнять! — сказал примирительным тоном Хронос.
А потом обратился к Хайме:
— Голос с экрана — это Каффа. Она знает о кофе практически всё! Каффа — дриада кофейного дерева, неотделимо с ним связана.(3) Поэтому я попросил рассказать о кофе именно её. Кто как не она лучше всех знает историю кофе?!
— А можно её увидеть? — просящим тоном обратился Хайме к Хроносу.
— Можно… если только она сама захочет.
Обращаясь к дриаде, Хронос спросил:
— Каффа, милая! Ты покажешься нам?
— Нет, я пока не готова, — смущённо ответила дриада.- Я должна привести себя в порядок. Можно чуть позже?
Хронос посмотрел на Хайме. Тот пожал плечами.
- Дриада, хоть и фея, но тоже женщина. Это её право! Я не тороплю и если она не покажется, нисколько не обижусь. Надеюсь, Каффа ответит на другой вопрос:
— Откуда произошло слово "Мокко"?
— Название кофе Мокко или Моха происходит от названия порта Ал Моха в Йемене, из которого до двадцатых годов XVIII века велась активная торговля кофейными зёрнами, — отчеканила Каффа, не задумываясь.
Историю кофе она знала хорошо, недаром была дриадой кофейного дерева.
- Даже после того, как были найдены другие источники кофе, кофейные бобы Mocha или Санани, то есть из Саны, — уточнила Каффа, — продолжали цениться за особый аромат. А уже в XIX веке кофе распространился по всему миру.
Шейх Омар и кофе
Еще одна эфиопская легенда гласит, что первым свойства ягод кофе открыл Шейх Омар, известный, как один из самых талантливых докторов своего времени.
Однажды, бродя по холмам, Шейх Омар обратил внимание на небольшое деревце с благоухающими цветами и красными ягодами. Это и был кофе.
— А что, если я исследую свойства этого растения? — подумал целитель.
Он приготовил отвар из семян кофейного дерева и принимал его в течение нескольких дней. Вскоре Омар заметил, что у него повысилась работоспособность и улучшилось настроение. Затем он решил добавлять настой зёрен кофе в целебные настойки, помогающие от головных болей и несварении желудка и заметил, что их эффективность заметно повысилась.
Ему удавалось вылечить даже тех больных, которых другие лекари объявляли безнадежными. Когда его спросили:
— О, великий шейх! Какие лекарства вы применяете?
Он загадочно улыбался и никому не раскрыл секрет кофейного дерева. Только перед смертью передал его своему сыну.
Абд-аль-Кадир и кофе
Согласно другой легенде плоды кофейного дерева попали на глаза йеменского шейха Абд-аль-Кадира. Он тоже занимался поисками новых лекарственных средств от головной боли и несварении желудка. Пища в то время была и обильной, и очень жирной. После еды Кадир принимал кофейный отвар, который так же способствовал умственной работоспособности, занятиям государственными делами.
В 1587 году Кадир писал:
"Никто не может понять истины, пока не вкусит кофейного пенного блаженства".
Несмотря на то, что на Востоке, особенно в Средней Азии основным напитком, бодрящим и утоляющим жажду, считается чай, кофе тоже пьют много.
Архангел Гавриил, кофе и пророк Магомет
Ещё одна легенда повествует о том, как архангел Гавриил принёс сосуд с тёмным эликсиром пророку Магомету. Вполне возможно, что это был кофе, даже эспрессо. И вот благодаря божественной силе напитка Магомет выбил из седла 40 рыцарей и продолжил создавать самую могущественную во все времена Исламскую империю.
Хайме слушал легенды и удивлялся:
— Никогда не думал, что история кофе настолько интересна и занимательна. Знал, что кофе напиток бодрости и всё.
Каффа продолжала рассказывать, не показывая свой истинный облик, видимо, всё же стеснялась. Женщина есть женщина. Не все будут хвастается своим видом, одеянием и фигурой. Некоторые очень стеснительны, скромны. Им порой нужно научиться ценить себя, повысить самооценку, иначе всё это может привести к трагическим событиям, потере себя как личности и угасании привлекательности и красоты. Это, если говорить женщине постоянно, что она слишком полная, или слишком худая, обращать, вернее постоянно указывать на недостатки в её внешности, может развиться комплекс неполноценности. Такая женщина унижена, раздавлена, потеряна.
— Философски рассуждаешь! Всё правильно, — высказал Хронос.
Хайме уже привык к его резким выкрикам и вмешательством в его мысли. Хронос понизил голос:
— Сколько женских лиц прошло перед моими глазами...
— Со всеми был близко знаком? И как тебе земные женщины? — хитро прищурился Хайме. — Они тебя завели? Греческие Боги всегда любили земных женщин.
Лицо Хроноса побагровело. Видно было, что вопрос Хайме задел за живое. Возможно, что это, как говорят, больное место, а сыпать соль на рану, которая не просто болит, а жжёт огнём, всегда чревато непредсказуемыми последствиями. Так и случилось.
Хайме внезапно пробрала дрожь, он застыл. Глаза непроизвольно закрылись. Неведомая сила завертела его, закружила и он впал в забытье. Очнулся под жарким солнцем на небольшом зелёном островке среди пустыни. Неподалёку верблюды что- то жевали, полукругом сидели люди в белых платках на голове и такого же цвета длинных широких рубашках, очень похожих на платья. Они, обжигаясь, что-то пили из небольших чашек без ручек.
— Пиалы, - подумал Хайме, надеясь, что услышит внутренний голос Хроноса.
Но тот молчал, обиделся.
— Ну и фаренгейт с тобой!
В последнее время слово "Фаренгейт" заменило в Эленеуме все бранные слова. Выражение "Фаренгейт с тобой" — означало ранее "треч с тобой" (то есть чёрт), а сейчас имелось ввиду — "огонь с тобой" или в тебе. То есть, если злишься, то злись один, огонь иссушает душу и разум, одновременно всё плохое сгорит в этом внутреннем огне.
Хайме еле расслышал хмыканье, значит Хронос его не оставил. Это придавало бодрости и уверенности, что он вернётся туда, куда надо.
Но что интересно, Хайме продолжал слышать рассказ Каффы. Тогда и понял, где находится, куда его забросил друг и учитель Хронос.
Истории, рассказанные бедуинами
В XII веке с высокогорных абиссинских плато небольшие деревья с красными ягодами, содержащими знаменитые зелёные зёрна, попали на Аравийский полуостров. Здесь кофе вскоре стал любимым напитком бедуинов.(4)
— Значит я в аравийской пустыне среди бедуинов, — вздохнул Хайме. — Ну, и Хронос! Огня Фаренгейта на тебя нет!
Словосочетание "Огонь Фаренгейта" тоже стало иметь нарицательным смысл. Так говорили в Эленеуме, когда хотели укорить, если кто-то тебя понял неправильно.
— Ну, и Фаренгейт с тобой, — отмахнулся Хайме от мыслей о Хроносе. — Здесь только мужчины. Что же они делают?
Ответила Каффа:
— Бедуины с давних времён считались кочевниками, так оно и было. А в XX веке в их обязанности входила помощь путешественникам и караванам. Они были проводниками в пустыне, находили места для отдыха, предоставляли путникам пищу и кров. Даже занимались траволечением и рассказывали удивительные истории.
В это время Хайме услышал, как разговоры стихли и один из бедуинов заговорил:
— Поведаю я одну историю! Жил некогда человек, творивший много зла, но при этом он был очень набожный. В свободное от злодеяний время он молился и плакал.
— Я такой плохой челове-е-ек… Не видать мне рая! Ох-хо-хо...
Предстал перед ним ангел и сказал:
— Что ты плачешь и причитаешь? Господь не сподобил тебе рая за твои злодеяния. Но раз ты такой богомолец, то кроме рая, он даст тебе всё, о чём ни попросишь.
Тогда человек ответил:
— Если мне не дано быть в раю и если вам угодно исполнить любую мою просьбу, пусть господь обратит меня в такого великана, чтобы никто, кроме меня, не мог поместиться в аду.
— Ох, хитёр же ты, человечище! — сказал ангел.
Этого Бог не мог сделать и допустил его в рай.
- Да, хитрый человек! — сказал другой бедуин. — Вот я вам расскажу историю!
Тут же все зашумели:
— Интересно!
— Рассказывай!
— Тогда слушайте! Некий царь не спал ночью, захотелось ему отведать чего- нибудь необычного. Он приказал своему визирю:
— Ступай принеси мне кушанье, слаще которого не найти ни на земле, ни в морских глубинах.
Визирь приготовил язык и подал царю. Тому понравилось.
Через несколько дней, уже к вечеру, царь опять приказал визирю:
— Ступай и принеси мне такое кушанье, горше которого не найти на свете.
Визирь снова принёс ему язык.
— Вкусно очень! — сказал царь. — Когда я просил сладкое, ты подал мне язык. Когда я просил горькое, ты снова приготовил язык. Скажи, почему?
Визирь ответил:
— Клянусь своей головою, на свете нет ничего слаще языка.
— Как это? — нетерпеливо спросил царь.
— Мы говорим сладкие речи, то есть хвалим что-то или кого-то.
— Это понятно!
— Нет на свете и горше языка...
Царь опять спрашивает:
— Почему? Ну, почему?
— Языком, то есть словами можно так обидеть человека, даже убить.
— Согласен!
Бедуин внимательно осмотрел каждого слушателя, остановился взглядом на Хайме и, вздыхая произнёс:
— Человек, находящийся при царе подобен свече, которая освещая других, сгорает сама. Люди ненавидят того, кого любит царь, и всякими кознями добиваются, чтобы царь его возненавидел. (5)
Видно было, что ему досталось в жизни. Лицо бедуина "украшал" шрам, протянувшийся от уголка левого глаза по щеке и до губ. Хайме отвёл глаза, чтобы этот человек не заметил, что он внимательно его разглядывает. В это время заговорил другой бедуин.
— Рукха! На всё воля господня! Тот, кто состоит при царе, подобен сидящему зимой у большого огня. Если он сядет слишком близко к огню — сгорит от жара. Если удалится — замёрзнет.
— Ты прав, абсолютно прав, Седрак! — ответил бедуин по имени Рукха, рассказывающий притчу о языке. — Тот, кто состоит при царе, должен обладать пятью редкими качествами:
1. Видеть одним глазом больше, чем можно увидеть сотнею глаз. Другой глаз же должен быть незрячим, чем у слепца.
2. Слушать только одним ухом, на другое совсем оглохнуть.
3. Обладать сердцем просторнее каравана-сарая: оно должно вмещать и охранять всё, что вошло в него через ухо.
4. Он не должен повторять всего, что услышит, а лишь то, что хорошо и разумно.
5. Иметь язык, который источал бы и мёд, и яд.(6)
— Совершенно верно! — согласился третий бедуин. — Но нужно быть не только умным, но и хитрым. А главное, принимать всё, как есть, к большему не стремиться. Хуже будет.
— Верно говоришь, Джумбер! — согласился Рукха.
Все закивали в знак согласия. Сидя у костра бедуины рассказывали разные истории и пили ароматный кофе. Запах дошёл до ноздрей Хайме. Ему тоже предложили пиалу с этим напитком. Вкус был с горчинкой, но кофе не менее вкусный.
Не случайно кофе называют "напиток бедуинов". Собираясь в дорогу, ни один житель Аравии не забудет взять с собой достаточное количество зёрен кофе и всё необходимое для его приготовления.(1)
Совсем стемнело. Но беседа у костра продолжалась.
— Ты ведь тоже приготовил нам интересную притчу? Расскажи, послушаем!
Джумбер гордо расправил плечи, внимательно вглядываясь в лицо каждого, опять остановился взглядом на Хайме, начал рассказывать:
— Был человек, проживший всю жизнь в горах и никогда не видавший фруктового сада. Спустился он как-то в долину, увидел сад, вошёл в него. Поглядел на разные плодовые деревья и овощи. Очень ему всё понравилось. Воздав хвалу господу, сказал:
— Всё ты хорошо устроил, одно только плохо: дыню ты прикрепил к тоненькому стебельку, орехи же подвесил к большому дереву.
Побродил человек по саду и наконец уснул под ореховым деревом. Прилетела ворона, уселась на дерево, один орех и слетел. Орех упал прямо на лоб человеку и ушиб его. Человек вскочил и говорит:
— О, Господи! Ты рассудил мудро! если бы на дереве висел плод побольше, он размозжил мне голову. (7)
— Ай, яй! А ведь верно! Не показывай, что ты умный, можешь оказаться в дураках, — подумал Хайме.
Выпив очередной глоток ароматного кофе, он прикрыл глаза. Когда их открыл, то был опять в комнате у большого экрана. Рядом стоял улыбающийся Хронос. Хайме ничего не стал ему говорить. С экрана вновь звучал голос Каффы.
- Распространению кофе способствовало и турецкое владычество в Малой Азии. Сначала он прочно вошёл в быт турков, а потом стал " завоёвывать " одну страну за другой.
Везде, где проходили арабские войска во время завоевательных походов, упоявлялся затем и кофе. Из Мекки, где кофе называли "вино ислама”, его уносили на родину многочисленные паломники.
В 1511 году высшее исламское духовенство даже созвало в Мекке специальный Совет по кофе, так как к тому времени этот напиток стал настоящей страстью у арабов. На совете приняли решение:
"Так как кофе развращает разум и чувства правоверных, отвлекая их от истинной веры, употребление кофе, как и вина, запрещается."
Правда, впоследствии об этом запрете благополучно забыли...
В 1554 году в Константинополе была открыта первая в мире кофейня. Беседа за чашечкой кофе располагала к откровению. Султану Мураду IV доносили:
"Люди, выпившие кофе, становятся недовольными и много болтают".
Султан, испугавшись смуты, приказал закрыть все кофейни. В одну ночь были схвачены 146 владельцев кофеен и их посетители. Всех зашили в мешки из-под кофе и бросили в море.
Однако к тому времени кофе стал настолько популярным напитком в Турции, что эта суровая мера еще более настроила против султана его подданных. И султан Сулейман II был вынужден отменить свое решение: кофейни снова открылись. (8)
Так что победа несомненно была на стороне кофе. Употребление его росло и приобретало всё больше и больше сторонников.
Чашка кофе на дипломатических приёмах в мусульманских странах даже считается свидетельством дружеских отношений и мирных намерений.
Распространение кофе
В Европе первую точную и полную характеристику кофейного дерева дал Проспер Альпини, итальянский врач из Падуи (9) после того, как в 1591 году сопровождал венецианское посольство в Египет.
Первая чашка кофе была предложена европейцам в Риме в 1626 году папским легатом-послом Балле, пристрастившимся к кофе в Иране. Кофе встретили настороженно.Его даже называли чёрной кровью турок " и "напитком из сажи". Но ободряющий напиток пришёлся по вкусу и папе Клементу VIII и королям Франции Людовику IV, и Швеции Густаву III.
Густав даже решился провести эксперимент по воздействию
кофе на организм. Из осуждённых на смерть было выбрано два близнеца. Одному три раза в день давали большую кружку чая, а второму — кофе. Сам король результатов не дождался, — был убит. А близнецы прожили долго, первым в возрасте 83 лет умер тот, кто пил чай. Хотя, возможно, его неправильно заваривали. (9) с сайта forexaw.comTERMs/Raw)
История кофе в Европе
Первая кофейня в Европе открылась в 1646 году в Венеции, затем кофейни появились в Лондоне, Берлине, Гамбурге, Ганновере, Милане, Вене, Марселе и Париже. Они быстро стали популярными местами встреч людей науки и культуры. Их постоянными посетителями были Вольтер, Руссо, Бомарше, Робеспьер, Дантон, Наполеон и другие личности, вошедшие в историю и вершившие её. Так что можно с уверенностью сказать, что кофе сподвигло их на решительные действия, если бы не это, кто знает, как бы развивались события в мире. Если бы да кабы… Всегда есть множество вариантов поступков...
В Венеции было открыто первое в Европе заведение, которое продавало напиток из обжаренных кофейных зёрен, мода на который пришла из Турции. Это произошло в 1640 году, кофейня называлось «Араб» и расположилось на площади Сан Марко. К началу XVIII века в городе было уже 34 кофейни, а к середине века — более двух сотен. Кофейням давали пышные и экзотические названия. Встречались такие: «У великого Тамерлана», «У королевы амазонок», «У великого визиря» и даже «У императрицы Московии».
Самая известная венецианская кофейня «Кафе Флориан» на Площади Сан Марко была открыта в 1720 году. В настоящее время кофейня является символом Венеции, она по-прежнему работает и открыта для посетителей.
Английский кофе
В Англии кофе считали хорошим медицинским средством.
— Молотый кофе помогает при заболеваниях кишечника, а также при истерии, — заявляли некоторые врачи.
— Как напиток кофе стимулирует умственную деятельность, успокаивает душу и «иссушает фонтаны слёз», — утверждали англичане — ценители кофе.
К 1675 году в Англии насчитывалось более 3000 кофеен.
назывались «университетами пенни». Именно в кофейнях проводились первые шахматные соревнования. К 1675 году по Англии насчитывалось более 3000 кофеен.
Женщины против кофе
В Европе долгое время действовал запрет на посещение кофеен женщинами. В отличие от Англии, в Германии женщины могли свободно посещать кофейни.
В 1674 году женщины опубликовали петицию «Женское ходатайство против кофе», в которой жаловались:
"Никогда представители мужского пола не носили более широких бриджей, и никогда столь мало не было в них мужского достоинства! Такая ситуация сложилась из-за чрезмерного потребления отвратительного языческого ликёра под названием кофе, который сделал наших мужей евнухами и искалечил наших милых галантных кавалеров. Они приходят домой выжатые, как лимон, и во всём их организме нет ничего влажного, кроме сопливых носов, ничего твёрдого, кроме костей, ничего стоячего, кроме ушей".(10)
В ответ на женскую прокламацию мужчины выступили с «мужским ответом на женское ходатайство против кофе в защиту незаслуженно оклеветанного напитка».(11) Петиция была также опубликована в Лондоне в 1674 году.
Хайме рассмеялся.
— Ну и женщины! Придумают тоже!
— У них на то были основания, — высказалась Каффа.
— Мужчины просто находили способ не выполнять "супружеский долг", — насмешливо высказал своё мнение Хронос.
Каффа сделала вид, что не слышала слов Хроноса о "супружеском долге". Засмущалась.
— Ну, да! Но ведь позже и женщины оценили по достоинству кофейный напиток.
Кстати, кафе "Флориан" была первой кофейней в Венеции, которую могли посещать не только мужчины, но и женщины.
Вскоре и женщины стали собираться с подругами в кафе. Они сплетничали или просто беседовали, делились рецептами ведения домашнего хозяйства и секретами красоты. Это был буквально кофейный бум.
Дальше картинки менялись как в калейдоскопе. Хайме смотрел и слушал с большим вниманием, не перебивая Каффу у вопросами.
Появление кофе в России
Первое упоминание о кофе на Руси историки относят к правлению великого князя Владимира Святославича (12), о чём свидетельствует запись, обнаруженная в древней «Повести временных лет», согласно которой, великий князь употреблял напиток «кава».
В 1665 году придворный лекарь Сэмюэль Коллинз прописал Алексею Михайловичу, отцу Петра I, следующий рецепт:
«Варёное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений»
В начале XVIII века большой вклад в дело распространения кофе в России внёс Пётр I. Пристрастившись к этому напитку в Голландии, он ввёл его употребление в ассамблеях.
Первый кофейный дом в России был открыт в 1740 году при Анне Иоанновне. Императрица прославилась как большая поклонница кофе. Каждое утро ей в постель подавали чашку кофе.
Кофе во Франции
Кофе был завезён во Францию в 1644 году, но только спустя 15 лет он завоевал некоторую популярность среди французов. В 1672 году сицилиец Франческо Проккопио открыл первую парижскую кофейню, которая располагалась напротив театра «Комеди Франсэз». Его быстрый успех способствовал тому, что кофейные заведения распространились вскоре по всему Парижу. Помимо кофе в нём также подавали другую новинку — мороженое.
В 1714 году, когда популярность кофе значительно выросло, бургомистр Амстердама подарил королю Людовику XIV кофейные деревья. Эти деревья вскоре станут родоначальниками кофейных плантаций Южной Америкив через 9 лет в 1723 году.
Приблизительно в это время впервые кофе употребляют с сахаром.
Венский кофе
Жители Вены пили кофе уже в 1660-х годах, однако первые кофейни открылись только через 20 лет, в 1680-х.
Вена хранит старые традиции и по-прежнему является городом кафе. Среди них старинные кафе «Шварценберг» и «Централ», сравнительно молодые, но не менее престижные «Херренхоф», «Прюккель», «Веймар», «Гринштайдль».
1 октября в Вене официально отмечают «День кофе». В этот день посетителям венских кафе предлагается традиционный венский кофе.
Кофе в Германии
26 сентября в Германии отмечается «День кофе» под девизом «Кофе — это международный изыск». Бах создаёт шуточную «Кофейную кантату» на стихи немецкого поэта Пикандера, которая была впервые исполнена в 1734 году.
Кофе в Америке
История кофе в Северной Америке берёт начало с середины XVII века. Практически одновременно открылись кофейни в Нью-Йорке, Чикаго, Норфолке, Филадельфии и других крупных городах. Здесь собирались в основном бизнесмены. За чашкой кофе они обсуждали важные дела
Хайме задал ещё один вопрос:
— Как выбрать кофе?
Выбор кофе
Каффа ответила сразу же, будто и не устала после такой продолжительной лекции.
— Выбрать хороший кофе достаточно сложно — необходимо помнить о множестве нюансов, учитывать множество мелочей. Однако результат того стоит — выбрав действительно хороший кофе, вы получите вкусный и ароматный, обладающий густой пенкой и тонизирующий уже своим видом и запахом напиток.
Если же выбор был не вполне удачным, то и результат вас вряд ли обрадует — кофе может оказаться кисловатым, имеющим блеклый вкус и аромат.
Именно поэтому в выборе стоит учитывать максимум нюансов, чтобы каждый раз находить тот кофе, который будет доставлять Вам настоящее удовольствие.(13)
— Но это не полный ответ! — Хайме остался недоволен.- Какой именно кофе выбрать? Сорт, марка, растворимый, в гранулах или зёрнах?
— Молодой человек! — укоризненно произнесла Каффа. — Всё по порядку. Это очень серьёзный вопрос.
Тут вмешался Хронос.
— Ты будешь видеть, слушать, даже лично участвовать в беседах о кофе. Каффа назвала цикл бесед "Кофейный Рай".
Зазвучала приятная музыка и Каффа стал читать стихи:
Две чашки кофе на столе
В кафе закрытом.
Твой поцелуй так дорог мне,
Я не забыта!
Снег первый в танце закружит,
Захороводит,
Но вот оделись мы с тобой
Не по погоде.(14)
Хайме сидел за столиком на открытой веранде. Огляделся по сторонам. На дверях кафе за стеклом надпись:
Closed/Закрыто.
— Вот это да! Я в нашем любимом кафе "Жерминаль", где мы любили сидеть с Хелен.
Перед ним две чашки кофе. Хайме взял одну чашечку, поднёс к губам. Прежде чем сделать глоток, сделал вдох. Ароматный запах, казалось, проник в самое сердце.
— Так, кафе знакомое, но я в Эленеуме или это живые декорации? Сейчас ещё и Хелен материализуют.
Хайме услышал смешок
— Хронос, опять ты!
— Не опять, а снова! — раздался голос а голове.
— Издеваешься? Опять в моих мозгах копаешься? Восстановил кафе по моей памяти. Даже погоду выбрал соответстующую. Такая была погода в последнюю нашу прогулку перед поездкой в Вернику.
— Я хотел сделать приятное..., — извиняющимся тоном, совсем ему не соответствующим заговорил Хронос.- Не думал, что это на тебя так подействует.
— Ладно, проехали. Ведь Хелен сейчас в Вернике с Вероной и Тумбулатом.
— Без компании ты не останешься, не сомневайся!
(1) с сайта dendrology.ru/books, Лесная библиотека "Напиток бедуинов"
(2) суфизм или тасаввуф — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии, проповедующее аскетизм и повышенную духовность
(3) дриада — фея дерева
(4) бедуины - с арабского бадауш от аль-байда — пустыня- кочевники, обитатели пустыни.
(5) притчи "Набожный злодей", "Самое сладкое и самое горькое" из книги "Мудрость вымысла ", Тбилиси 1959
(6) из притчи Сулхан Саба Орбелиани
(7) притча Сулхан Саба Орбелиани "Воля господня"
(8) http://www.caffeespresso.ru/legend.html
(9) Проспе́ро Альпи́ни, или Альпи́нус (1553-1617) — итальянский врач и ботаник.
(10) «Women's Petition against Coffee»
(11) англ. The Men's Answer to the Women's Petition against Coffee.
(12) Влади́мир I Святосла́вич (около 960 — 1015 ) — князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015), при котором произошло крещение Руси.
(13) http://morecoffee.ru/kak-vybrat-kofe.html
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0217248 от 9 ноября 2015 в 21:22
Рег.№ 0217248 от 9 ноября 2015 в 21:22
Другие произведения автора:
Камни Добра и Зла.Волшебная шкатулка гл.5
Рейтинг: 0Голосов: 0629 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!