Дорогами Вселенной

15 октября 2014 — Евгений Прилуцкий
                                                                                     Глава 1
 
                                                                                          1.   
      
                         По улице проехал конный экипаж, донесся хлопок от удара кнутом и окрик возницы. Во дворе в курятнике закудахтали куры. Немолодой мужчина с бородкой, в круглых очках в тонкой оправе выпил чаю и отправился "на службу". Он работал учителем математики в уездном училище. Это был Константин Эдуардович Циолковский.
                         После "бабьего лета" мучительно долго тянулась нудная, промозглая, вся в серых дождях и грязных лужах, осень. Ожидаемо и торжественно вступила в свои права зима. Выпал снег, пришло время, и встретили Новый год, отпраздновали Рождество. Пролетели святки, солнечными блинами на санках, играя в снежки, прокатилась масленица. Наступил март. Зима понемногу уходила, все ждали весну. Природа была беременна жизнью на последнем месяце и вот-вот должна была "разродиться". Близкие "роды" чувствовали люди, животные, растения. Днем снег подтаивал, дороги "развозило". За ночь грязь подмерзала, и ранним утром идти по городу было довольно удобно.
                         Константин Эдуардович бодро шел по улице. Он поприветствовал сторожа Пантелеича, открывшего ему ворота гимназии. Важный швейцар почтительно поздоровался с Константином Эдуардовичем и принял у него пальто и шапку. Циолковский прибыл в училище первым, примерно за час до начала занятий. Он прошел в класс, в котором должен был провести урок и, убедившись, что все в порядке, плотно прикрыл за собой дверь. В комнате для преподавателей он взял классный журнал, необходимые пособия, сел скромно в сторонке и стал ждать начала занятий.
                         Вскоре дверь отворилась, и внутрь, едва протиснувшись, ввалился кругленький будто самовар учитель русской словесности Иван Никифорович.
                         - Доброе утро, Эдуард Константинович, - раскатистым баском весело приветствовал он Циолковского. - Весна. А?!
                         - Да, весна. Доброе утро, Иван Никифорович.
                         - Удивительное время года, весна, скажу я вам. Так бы и пустился в пляс как в молодые годы.
                         - И у меня сегодня с утра какое-то необычное, приподнятое настроение.
                         Стали заходить и другие преподаватели, послышались приветствия, разговоры. Начался обычный для учебного заведения день...
 
                         Вернувшись из училища домой, Константин Эдуардович снял в прихожей пальто, шапку и повесил их на вешалку. Вместо уличной обуви он одел мягкие домашние туфли. Потирая руки, он прошел в дом и заглянул в столовую. Подошла супруга Константина Эдуардовича.
                         Они обращались друг к другу на "вы". Константин Эдуардович звал жену по имени-отчеству: Варвара Евграфовна. Она была дочерью священника, который вскоре после женитьбы Эдуарда Константиновича умер. Детей у Циолковских было семеро. Двое детей рано покинули жизнь. Один из сыновей умер в 12-летнем возрасте, другой - в 23 года. Циолковские жили бедно, но не бедствовали. Жалованья Константина Эдуардовича хватало и на содержание семьи, и на покупку книг.                     
                         Университетского образования Константин Эдуардович не имел. Циолковскому пришлось сдать экзамен для того, чтобы получить право работать учителем. Долгие годы Циолковский занимался самообразованием.
 
                                                                                         2.
 
                         Варвара Евграфовна полила из кувшина на руки Константина Эдуардовича теплой воды. Он умылся и прошел в столовую. Отобедав, Константин Эдуардович по лестнице поднялся наверх в свою любимую комнатку, которая служила ему творческой лабораторией и мастерской одновременно. Потирая от удовольствия руки, он оглядел знакомую обстановку: книги, журналы, большие листы бумаги с чертежами и рисунками, непонятные для непосвященного предметы, сделанные его собственными руками, выделялся цельнометаллический макет дирижабля, которым Циолковский очень гордился. Ему нравился царивший здесь "рабочий беспорядок". Супруга почти не заходила сюда и ничего не трогала, если сам Константин Эдуардович не просил ее прибраться в комнате.
                         В тот вечер Циолковский работал увлеченно и задержался наверху. Он даже забыл спуститься в столовую, чтобы попить чаю. Супруга, видимо, боялась потревожить мужа и не стала его звать. Она принесла ему на небольшом подносе стакан чая, любимые им сушки и мед. Константин Эдуардович поблагодарил супругу, отхлебнул чаю и тут же про него забыл...
                         Было уже поздно, в комнатку пробрался вечерний холодок. Циолковский взял со стола часы-брелок, которые всегда клал перед собой, и открыв их, посмотрел на циферблат: без десяти одиннадцать. Закрыв часы, он положил их в карман жилетки. Нехотя Константин Эдуардович прервал любимое занятие и стал убирать со стола книги, чертежи. Он собирался немедленно лечь спать - рано утром ему нужно было идти в училище. В доме установилась удивительная тишина. Вдруг боковым зрением в дальнем плохо освещенном углу, куда почти не доходил свет от лампы накаливания он увидел светлое пятно, потом второе. Он повернул голову: к великом удивлению, у дальней стены "стояли" два светящихся силуэта, по форме напоминавшие человеческие фигуры. Циолковскому стало не по себе. Мешковатые, аморфные, прозрачные, они явно были живыми. В верхней, овальной части силуэтов, очевидно, служившей головами, на него смотрели глаза. Внезапно, в своей голове Циолковский услышал голос, отчетливо произносивший слова:
                         - Не бойтесь, мы не сделаем вам ничего плохого...
                         Онемевшим языком, с трудом, и как бы не своим голосом, он произнес:
                         - Кто вы?
                         - Мы ваши друзья. Чтобы рассказать о себе, мы должны отнять у вас определенное время. Если вы готовы, мы можем начать разговор...
                         Подобное телепатическое общение, наверное, было единственным возможным способом коммуникации, учитывая глухоту Константина Эдуардовича.
                         Циолковский молчал и рассматривал незнакомцев. Там, где у человека расположен рот, у них ничего не было. Циолковский почувствовал как страх начал обволакивать все его существо...
                        Через мгновение страх стал ослабевать и вскоре пропал вовсе. Циолковский уже не боялся незнакомцев. Он сказал:
                        - Вы появились так неожиданно и вы настолько отличаетесь от нас, людей, что мне трудно поверить в реальность происходящего...
                        - Мы понимаем. Если вы хотите узнать что-либо конкретно, спрашивайте...
                        - Я только могу повторить свой вопрос: кто вы?
                        - Конечно, мы ваши друзья. Мы - представители очень древней и высокоразвитой космической цивилизации. Название ее вам ничего не скажет. Мы из другой, не из вашей, Галактики...
                        - Расскажите о своей истории, о том, как вы появились, как развивались...
 
                                                                                     Глава 2
 
                                                                                          3.
 
                         - Много тысяч лет назад (будем считать время земными годами, чтобы вам было удобно) наши далекие предки жили так же, как и вы до сих пор, в плотном, физическом теле и подчинялись законам природы, сформировавшейся на нашей планете. Они делились на два пола и размножались способом, характерным для животного мира, питались твердой природной пищей. Обмен веществ и энергии обеспечивал их жизнедеятельность. Они, как и вы, были частью биосферы нашей планеты.
 
                         - В своем общественном развитии мы прошли все стадии, которые были и в вашей истории.
                         Локальные группы наших предков организовывались территориально на этнической и религиозной основе в государства, которые вели между собой грабительские, захватнические войны. Население трудилось, создавало материальные и духовные богатства. Добывались полезные ископаемые, росли производительные силы. Наука обещала заманчивые перспективы.
                         Человечеству в 20 веке предстоит пережить две ужасные мировые войны. В нашей истории их было несколько. Мировые войны приносят огромные потери среди населения и разрушения, опустошают жизненное пространство, нарушают баланс в природе.
                         Исподволь усиливались планерные процессы. Когда они проявились явно, часть населения, консолидировавшегося по этническому и религиозном признаку в государства, выступила против общепланетарного единения цивилизации. Расценивая его как угрозу гибели вследствие потери собственной индивидуальности, они руководствовались бессознательным страхом и чувством самосохранения.
 
                         - Наша цивилизация вплотную подошла к возможности военного самоуничтожения. Резко осложнилась экологическая обстановка на планете.
                         Объединившись вопреки всему в планетарное общество, мы смогли преодолеть цивилизационный и экологический кризис и двинуться в своем развитии дальше. Успешно развивалась космическая техника. Мы приступили к колонизации некоторых планет нашей звездной системы. На данный момент времени мы освоили значительную часть Галактики.
 
                                                                                        4.
 
                         - Физические, химические законы Вселенной едины. А, значит, и линии биологической эволюции могут быть до удивления похожи на планетах в разных частях Вселенной. Мы нашли почти полную идентичность биологической эволюции на Земле эволюции на нашей планете.
                         Значительную долю в питании телесных разумных существ составляют мясо животных, птиц, продукты животного происхождения, рыба. По мере развития общества, совершенствования социальной среды, роста науки, техники, расширения сферы умственной деятельности потребление мяса снижается, а потребление растительной пищи увеличивается. От разумного индивида развитого общества требуется меньше физической энергии, но больше  - нервной энергии.
                         Духовное совершенствование привело к увеличению в нашем организме нервной, психической энергии. Мы все меньше нуждались в природной пище. Мы учились получать необходимые вещества прямо из окружающей среды. "Старая" пищеварительная система начала отмирать. Наши тела становились менее плотными. Чем менее плотным в материальном отношении является тело, тем слабее оно подчинено законам природы.
                         Большие трудности возникли в связи с ухудшением экологической ситуации на планете. Питание что "старым" способом, что новым способом угрожало нашему здоровью и самому существованию. Это же относилось и к водным ресурсам. Токсичный воздух не давал возможности свободно дышать, как раньше. После различных исследований, практических экспериментов в наш организм были встроены новые органы - биологические фильтры, позволяющие проходить в организм полезным, необходимым веществам, а вредные вещества заставляющие отсеиваться. Система и сейчас обеспечивает нашу безопасность, когда мы посещаем планеты с агрессивной средой. Таким образом, эволюция становится в большей или меньшей степени управляемой Разумом цивилизации.
                         На определенном этапе эволюции наши предки потеряли интерес к процессу физиологического соития полов, дети рождались все реже, на свет появлялись двуполые, а потом - бесполые существа, неспособные к продолжению рода. Наконец, наступил момент, когда наши предки совершенно отказались от соития и деторождения. Параллельно, достижения науки позволили значительно увеличить срок продолжительности жизни наших "планетян". Они сосредоточились на собственном развитии и самосовершенствовании. Ни мужчин, ни женщин, в вашем понимании, среди нас не было.
                         - Но вы лишили себя, быть может, лучшей части жизни телесных разумных существ, которая отличает их жизнь от жизни животных. Это богатейший мир эмоций, чувств, переживаний, желаний и фантазий, прекрасных душевных порывов и возвышенных мыслей, сопровождающих каждую настоящую любовь мужчины и женщины. Венчает любовь рождение ребенка - появление новой души, наполняющее жизнь разумного существа глубоким смыслом и счастьем. В распространенных представлениях мужчина и женщина - две половинки одного целого. Как вы можете жить без этого? У женщины - особое чувство красоты, она сама воплощает, прежде всего, в юности и молодости, нежное и прекрасное в земном мире. Без разделения земных телесных разумных существ на женщину и мужчину мир заметно обеднеет...
                         - Мы вобрали в себя лучшее, что было у представителей двух полов... К сожалению, любовь между представителями двух полов несет с собой не только высокие чувства и прекрасные поступки. Сколько сломленных судеб, преступлений, подлостей и грязи связано с любовными историями. Но, самое главное, физиологическое соитие полов и рождение детей ведут к смерти...
                         Пришелец хотел сказать еще что-то, но, видимо, передумал.
                         Циолковский не склонен был поддержать позицию гостей, но он решил не продолжать дискуссию по столь острому аспекту проблемы.
 
                                                                                     Глава 3
 
                                                                                          5.
 
                         Пришельцы готовы были настаивать на своем, и один из них высказался:
                         - Мы давно обратили внимание на неоднозначные, противоречивые отношения секса и смерти (я употребил английское слово "sex" для обозначения акта физиологического соития представителей двух полов; во второй половине 20-го века оно получит широкое распространение в вашем мире, в том числе, в России; многими оно будет пониматься как синоним слова "любовь"). Такое же постижение этих отношений было достигнуто и в земной духовной традиции. Скоро молодой и пока неизвестный психиатр Зигмунд Фрейд покажет тесную связь между жизнью, сознанием или психикой и удовольствием. Но Фрейд, остановившись на полученном результате, сделает из секса фетиш и призовет людей "слушаться" природных инстинктов. Наша цивилизация двигалась в другую сторону развития. Обнаруженную связь мы назвали "законом бессмертия". Кстати, он зашифрован в вашей Библии. Нет секса - нет рождения. Нет рождения - не нужна и смерть. И наоборот. Нет смерти - не нужно рождение.
                         Поняв суть закона, мы сознательно запретили практику применения всех способов искусственного зачатия.
                         - Что же послужило причиной, как вы выразились, "потери интереса" к сексу со стороны ваших предков (если использовать слово "секс", предложенное вами)?
                         - Сосредоточение многих наших "планетян" на саморазвитии, самосовершенствовании довольно скоро сказалось в том, что большинство жителей нашей планеты стало воспринимать секс как антиэстетическое, неестественное с точки зрения духовности и нравственности, явление. Наша цивилизация выбрала духовное направление развития и встала на путь отказа от подчинения законам природы и телесности.
                         Я и мой товарищ были одними из последних родившихся представителей нашей цивилизации, мы - относительно молоды. Но мы родились с генетическими изменениями, которые реализовались довольно быстро.
                         - А какими вы рождаетесь теперь, прозрачными или в плотном теле?
                         - У нас никто не рождается, потому что никто не умирает. Нам с другом по полмиллиона лет, то есть мы прожили приблизительно половину существующего сегодня у нас срока жизни. Всего нас 43 миллиарда. Вымирание цивилизации угрожает нам только теоретически.
                         - А что будет с вашей цивилизацией через полмиллиона лет или через миллион?
                         - Мы можем обратиться к генетическому воспроизводству.
                         - Генетическому воспроизводству?
                         - Да. Искусственному созданию молодого индивида на основе генома умершего индивида. В конце 20-го столетия земляне приступят к активным исследованиям, направленным на овладение технологией так называемого клонирования живых организмов и человеческих органов. Надо подчеркнуть, что клонирование имеет целью повторение, а мы говорим о воспроизводстве. От смысла установки и ценностной шкалы, которыми руководствуются индивиды при клонировании или воспроизводстве, зависит результат. Воспроизводство направлено на воссоздание разумного, духовного существа.
                         - Но разве можно воссоздать индивидуальное сознание?
                         - Вы правы. С сознанием дело обстоит сложнее. Однако мы решили и эту проблему.
                         - То есть, вы достигли уровня Бога, Творца, Создателя?
                         Впервые пришельцы промолчали в ответ на заданный вопрос.
                         - Вы сказали "я и мой товарищ", "нам с другом". Вы ассоциируете себя с существами мужского рода? - спросил далее Циолковский.
                         - Нет. Мы употребляем правила вашего языка, чтобы облегчить коммуникацию между нами.
 
                                                                                                 6.
 
                         - Выход за пределы родной планеты, а затем - и звездной системы явился для нас естественным продолжением развития и, на определенном этапе - насущной потребностью. Уменьшение плотности тела открыло новые возможности - мы научились проходить сквозь пространство, предметы и т.д.
                         Если бы мы по прежнему передвигались в космическом пространстве со скоростью света, то перелет от нас к вам занял бы десятки, если не сотни, тысяч лет. Проход сквозь пространство отнимает минуты.
                         - Физический Космос почти перестал быть для вас средой обитания?
                         - Нам открылись другие измерения Вселенной, другие миры... Но физический Космос остается основой нашего существования...
                         Пришелец воодушевленно говорил:
                         - Когда летишь в космическом пространстве в корабле, пугаешься бесконечности Вселенной. Понимаешь, что Космос - это бездна пустоты и мрака (точное по смыслу слово русского языка- "без-дна"). И как же радуешься островкам света и, особенно, жизни во Вселенной.
                         Вы спросите, зачем летать на космическом корабле, если можно проходить сквозь пространство? Это такая же разница, как лететь на большой высоте в самолете или путешествовать на поезде. Вы, люди, живущие в 19 веке, не можете, к сожалению, ощутить эту разницу.  Но земляне 20-го века смогут ее почувствовать. Мы практикуем полеты в космическом корабле для молодежи в познавательных и учебных целях.
                         -Вы ведь имеете возможность посещать множество миров?
                         - Да.
                         Циолковский задал вопрос, который не давал ему покоя:
                         - Почему вы пришли именно ко мне?
                         - Несмотря на ваше скромное социальное и профессиональное положение, вы внесете значительный вклад в теорию космических полетов и ракетостроения землян. Ваше имя войдет в историю земной науки. В силу ваших выдающихся способностей вы можете понять нас, цель нашего визита, вы способны освоить если не все, то, хотя бы, часть наших знаний... Поэтому мы выбрали вас...
                         Циолковский обратил внимание на то, что пришельцы говорили четкими, ясными, логичными фразами, их речь была довольно образна, а стиль языка напоминал стиль газетно-журнальной периодики России. И сам он в беседе с ними почему-то выражал свои мысли похожим языком.
                         - Вы очень логичны, рациональны, разумны, но не эмоциональны, - решился Циолковский дать оценку некоторым качествам пришельцев. Он уже пожалел о том, что откровенно выразил свои мысли, потому что заключил, что обидел гостей. Но пришельцы по-прежнему были доброжелательны.
                         - Уже поздно. Вам завтра рано вставать. Если вы не возражаете, мы могли бы на этом завершить наше общение.
                         - Пожалуй. Хотя, в других обстоятельствах я предпочел бы его продолжить...
                         Пришельцы исчезли. Циолковский вынул из кармана часы-брелок. Стрелки показывали без шести минут одиннадцать. "Хм.., получается, что я беседовал с пришельцами всего несколько минут..."
                         Циолковский долго не мог уснуть - он обдумывал необычную встречу с пришельцами.
 
                                                                                    Глава 4
 
                                                                                         7.
 
                         Личность К.Э.Циолковского необычна. Циолковский не укладывается в русло привычных представлений о людях второй половины 19 - начала 20 веков. Интерес к нему не ослабевает и сегодня.
                         Циолковский не был религиозен в общепринятом понимании этого слова, но в сознательность, разумность материи верил. То есть, не был он и "строгим" материалистом. Он не был чужд идее Бога, но Бога понимал как Первопричину всех явлений, вещества и всех законов. "Причина несоизмерима со своим творением, так как создает вещество и энергию, чего космос не в силах сделать. Для нее ограничено то, что даже для высочайшего человеческого ума безначально и бесконечно"...Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум... Короче: и Причина, и органические существа Вселенной и их разум составляют одну и ту же любовь". Таким образом, в философских взглядах, выражаясь сталинско-ленинским языком, Циолковский был "непоследовательным" атеистом и материалистом или идеалистическим "уклонистом".. В письмах к Циолковскому Вернадский тоже критиковал ученого-космиста за то, что он "пускал" Бога в свое мировоззрение.
                         Человечество обязательно выйдет за пределы Земли и начнет осваивать Космос - в этом Циолковский был глубоко убежден. Он допускал существование на других космических объектах разумных существ, высших по сравнению с человеком, которые оказывают на него влияние. Человек станет более совершенным существом. При расселении человечества в Космосе, господствующим будет тип организма, не нуждающийся в атмосфере и питающийся солнечной энергией. Циолковский полагал, что конечным пунктом эволюции может быть не материальное, а энергетическое, "лучистое" состояние человечества. На высшем витке спирали развития "разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство." Здесь чувствуется влияние буддизма на взгляды Циолковского, которым интересовался ученый.
                         Неотъемлемой составляющей развития цивилизации Циолковский считал технику. Его перу принадлежит более 150 статей и монографий по проблемам воздухоплавания, аэродинамики, ракетной динамики и космонавтики, технического прогресса и техники будущего и т.д. Циолковский начал с дирижаблестроения, затем перешел к вопросам развития авиации. На чердаке своего дома он соорудил упрощенную аэродинамическую трубу, в которой испытывал деревянные модели, а в начале 20 века создал учение о реактивном звездолете, заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя, решил задачу посадки космического аппарата на поверхность лишенных атмосферы планет, позже он рассчитал, что топлива должно быть в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы, пассажиры - тогда ракета сможет покинуть Землю (формула Циолковского) и обосновал идею "ракетного поезда" - многоступенчатого космического корабля.
                         В личности Циолковского перед нами предстает, с одной стороны, утопический философ, писатель-фантаст, с другой стороны - ученый-теоретик и инженер-конструктор, но всегда - гений, который сам овладевал знаниями и развивал свой талант. Константин Эдуардович обладал педагогическими способностями. К тому же Циолковский был отцом многочисленного семейства и больным человеком (с детства мучимым глухотой). Природа и Бог щедро одарили Циолковского. Он прожил нелегкую, но такую значимую жизнь.
                         Циолковский поверил в Октябрьскую революцию. Грандиозные планы Советского правительства по социалистическому преобразованию страны и идея мировой революции (очевидно, ненасильственной, созидательной, потому что Циолковский был против насилия) отвечали его идеалам. 
 "Не знакомый с трудами Маркса и Ленина, ученый и писатель К. Э. Циолковский тем не менее придерживался социалистической ориентации мировоззрения. Основоположник теоретической космонавтики, он считал приоритетность государственных социальных программ неоспоримой..." Труды, идеи Циолковского широко пропагандировались в СССР. С его именем неразрывно связывали выход СССР в космос.
                         Настоящий всплеск "космического энтузиазма" и эйфории произошел с началом космической эры и, особенно, после первого полета человека в космос в 1961 году. Космическая тема заполнила пространство научно-фантастической литературы. В космосе "жили" не только мальчишки. О космосе мечтала, без преувеличения, вся страна. И не менее половины землян. В СССР о космосе снимали фильмы, сочиняли и пели песни. Казалось, вот-вот "на Марсе будут яблони цвести", а уже завтра "на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы".
 
                                                                                        8.
 
                         В последние десятилетия 20 века внимание мира переключилось на земные проблемы. Еще в Советском Союзе были проведены компьютерные исследования вероятных последствий ядерного конфликта мировых держав. Исследования показали, что неизбежным следствием такого конфликта стала бы "ядерная зима". "Ядерной зимой" назвали изменение климата планеты в результате резкого похолодания. Изменение климата ведет к радикальным, в том числе, возможно, необратимым, воздействиям на жизнь человечества. Умы захватили проблемы устойчивого развития, экологическая, демографическая, а также угрозы пандемий, голода в отсталых регионах планеты и поиск альтернативных источников энергии. В СССР и постсоветской России возродился интерес к учению Вернадского о ноосфере.
                         Космос отошел на второй план.
                         Учение Вернадского о ноосфере и просто, и сложно для понимания. В начале 20-х годов прошлого века Леруа и Тейяр де Шарден предложили термин "ноосфера". Вернадский принял идею и новый термин. Под философскую гипотезу о ноосфере он пытался подвести научную базу.                    
                         Ноосфера - сфера разума, точнее, управляемая разумом биосфера. Ноосферу, по Вернадскому, составляют созданные людьми сооружения, техника и развиваемая ими наука. Разум и воля человека являются геологической, а может быть, и космической силой. Основные предпосылки создания ноосферы, по его мнению, следующие:
                         расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, конкурирующих с человеком,
                         радикальное усовершенствование средств связи и создание единой информационной системы, а также единой системы контроля над людьми,
                         разработка новых источников энергии (атомной, геотермической и др.),
                         подъём благосостояния трудящихся и победа демократии,
                         установление равенства всех людей,
                         учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
                         вовлечение народных масс в занятие наукой,
                         превращение человечества в геологическую силу.
                         Ноосфера рассматривалась в качестве лучшего средства, пути для решения общечеловеческих проблем и, в частности, как фундамент, опираясь на который человеческая планетарная цивилизация будет перерастать в космическую цивилизацию. Юношеская увлеченность многих российских ученых идеей ноосферы, учением Вернадского сопровождалась стремлением придать ноосферной философии международный характер.
                         Этот период отмечен деятельностью еще одного выдающегося ума - нашего современника, российского ученого и мыслителя академика Н.Н.Моисеева. В конце своей жизни он высказывался о ноосфере критически. Он не разделял оптимизм своих коллег и не считал возникновение ноосферы неизбежным. Учение Вернадского о ноосфере до сих пор не приобрело статуса научной теории.
                         На рубеже 20 и 21 столетий Н.Моисеев сформулировал идею Коллективного Разума человечества.
 
                                                                                    Глава 5
 
                                                                                         9.
 
                         Циолковский находился на крыше своего дома, поправлял приспособление собственной конструкции, показывающее силу и направление ветра. Погода была ясная, по голубому небу бежали легкие, белые облака. Циолковский уже собирался сойти с крыши вниз, когда машинально взглянув на небо, он обомлел: небольшие, пушистые облака выстроились в форме креста. Циолковский воспринял это как знак или послание свыше. Находясь под впечатлением от увиденного, он спустился в лабораторию. Он начал вспоминать свой разговор с пришельцами. Он помнил каждое слово, сказанное им и его гостями:
                          - Через непродолжительный промежуток времени в России произойдет грандиозная революция, которая провозгласит целью преобразование мира на основе принципа справедливости. Революция, к сожалению, принесет с собой масштабное кровопролитие. Ценой больших усилий страна увеличит свой экономический и оборонный потенциал. Она достигнет немало других успехов.
                          Идея создания нового строя правильна и исторически перспективна.
                          Пришельцы, оберегая Циолковского от морально-психологической тяжести знаний о будущем, ничего не сказали о крахе в конце 20 столетия рожденного российской революцией строя. Не сказали они и о том, что Россия и человечество в целом ни в 20 веке, ни в 21 веке не будут готовы к преображению мира и себя на новой основе.
                           - Я не случайно сказал, что идея коммунизма (а мы говорим о нем) исторически перспективна. То, что вы называете коммунизмом, во всяком случае, его сущностный аналог, мы давно воплотили в жизнь.
                          Жители нашей планеты избавились, наконец, от необходимости направлять значительную часть жизненных усилий к тому, чтобы зарабатывать средства на содержание своей семьи. Творческий труд по выбору, соответствующий силам и способностям каждого, приносит нам радость. Умные машины давно выполняют за нас всякую тяжелую и монотонную работу, тогда как мы сосредоточились на собственном развитии и творчестве.
                          Слова-лозунги, которые станут популярными в вашей стране в следующем веке: свобода, равенство, братство. Важнейшая формула коммунизма  "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" нам близка и понятна. Не может быть абсолютного равенства: некоторые из нас более развиты интеллектуально и духовно, другие - менее, но в моральном плане мы всегда равны перед обществом и одинаково ценны для него. Мы теперь знаем, что все разумные существа - "братья", а из отдельных радостей, "счастий", складывается всеобщее ощущение счастья.
                          - И у вас нет никаких проблем?
                          - Есть, конечно. Но это проблемы другого уровня... Поясню свою мысль... Земной человек не властен над судьбой. Жизнь и нами играла... Мы проникли в глубины бытия и научились влиять на причинно-следственную связь нашего существования. Теперь мы не чувствуем себя щепкой в бурном потоке...
                          - Значит, вы создали мир, напоминающий библейский рай, который находится "вне Бога"?
                          - Мы считаем себя со-работниками в Творении...
 
                                                                                       10.
 
                           - Много тысяч лет назад на нашей планете происходили важные процессы. Новый строй, опирающийся на общественную форму собственности: государственную (общенародную) и кооперативную (коллективную или групповую), а также на принципы равенства и справедливости, просуществовал меньше земного века. Планета вернулась к обществу, основанному на принципах частной собственности и свободы.
 Они оказались экономически эффективнее. Но нравственность в обществе, культура, духовность деградировали.
                           На планете усиливались глобальные процессы. Транснациональные компании, обладая огромными возможностями, развивали высокотехнологичное производство, достигая очень больших прибылей и распространяя свое влияние на целые регионы и страны. Рядом высокие доходы получала "индустрия развлечений": шоу-бизнес, профессиональный спорт. В связке сними действовали масс-медиа
 или СМИ: телевизионная реклама, "глянцевые журналы" и т.д. Зомбированное на "массовую культуру" население готово было платить деньги за возможность наблюдать культурно-массовые и спортивные события.  
                          Планета вступала в эпоху информационного общества. Информация становилась насущной необходимостью во всех сферах жизни. Гигантские финансовые средства концентрировались в руках отдельных людей и в наиболее развитых странах. Магнаты становились "хозяевами" средств массовой информации, что позволяло им контролировать производство и распределение информации. Устанавливая свою монополию на информацию, они ограничивали доступ к ней остальной части населения планеты, диктовали выгодные им цены на нее. Со временем противоречие между частнособственнической формой владения средствами массовой информации и всеобщим характером информации углублялось. Проблема касалась не только морального содержания противоречия (это было в высшей мере несправедливо), но и его экономической природы. Противоречие тормозило развитие цивилизации.
                          Росло понимание того, что в информационной сфере нужно переходить ко всеобщей (планетарной, цивилизационной) форме владения (производства и управления). Смена формы собственности на средства массовой информации произошла цивилизованно посредством публичного выражения воли большинства. Применение насилия не понадобилось. Убеждение и голосование - способы общественных изменений, которыми мы пользуемся. Наши революции остались в далеком прошлом. Постепенно мы перешли ко всеобщей форме собственности и в других областях деятельности.
                          - У вас есть религия? Вы верите в Бога?
                          - Классической религии, вроде ваших мировых религий, у нас уже нет. Но мы верим в Высший Разум, который воздействует на все существующее... (если выражаться понятным вам словом - верить) Основа нашего отношения к Высшему Разуму - уже не вера, а знание...
                          Циолковский задумался над тем, о чем рассказали пришельцы, потом спросил:
                          - Вы хотите сказать, что землян ждет такое же будущее?
                          - Вероятность этого существует...
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0179038 от 15 октября 2014 в 09:06


Другие произведения автора:

Книга Времени

К вопросу об особенностях национальной идеологии России

Рейтинг: 0Голосов: 0402 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!