Что теперь увидит Зулейха?

19 февраля 2019 — Родион Рахимов

  О спектакле  БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГАФУРИ «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной, выдвинутая на РОССИЙСКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПРЕМИЮ И ФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТАЯ МАСКА» - в шести номинациях,  и не только…


       Знакомство с Гузель Яхиной, у меня произошло на Красной площади, где проходила Московская Международная книжная ярмарка. Лавируя между павильонов и прилавков с красочной и  многоязыкой литературой с желанием что-нибудь купить, обратил внимание на хрупкую девушку в огромных очках которая, через микрофон отвечала на вопросы читателей. На вопрос: «Кто она такая»? Ответили: «Гузель Яхина».
 
       Услышав татарское имя Гузель, я навострил уши. Подошел ближе прислушался – ничего интересного. Ну, девушка, как девушка, написала книжку про репрессированных каторжан, нашла деньги, напечатала и выставила на продажу – таких умных и красивых сотни на Красной площади.  А книг – миллионы, аж глаза разбегаются! Не скрою, был рад за неё и за её успехи, люди  десятилетиями собирают деньги и обивают пороги издательств, чтобы выпустить книгу.
 

       Второй раз, услышал, что «русофобской» книге Гузель  Яхиной «Зулейха открывает глаза», вручили «Нобелевскую премию». А почему бы и нет, подумал я. Книге Светланы Алексиевич вручили, и ни кто не был в восторге. Тема ходовая, отрытая «Архипелагом Гулагом» Солженицына, которая уже была «по достоинству» оценена писателями и читателями, ставшая предтечей развала СССР, хорошо востребована западными и доморощенными либералами принимается на Ура! Подумаешь, ерунда, какая? Нобелевскую премию в области Мира и Литературы в последнее время давали тем, кто мало этого заслуживает, но огульно охаивает Коммунистический строй в СССР и правопреемницу Россию.
 

       Третий раз, услышал, что в начале февраля в Москву приезжает Уфимский Башкирский Государственный драматический театр на гастроли и везут спектакль «Зулейха отрывает глаза» по роману Гузель Яхиной поставленный молодым режиссером Айратом Абушахмановым и снимается кино в лесах Пермского края.
Ну, думаю всё,  если всеми уважаемый Драмтеатр снизошел до такого не патриотичного, принятого на штыки читателями и писателями, материала – значит идем на дно!?
       Но сейчас не об этом. Сейчас о хорошем…

       Тут заработала профессиональная хватка журналиста и писателя-публициста – ну думаю, надо разобраться, кто прав, а кто виноват!?
 

       Скачал книгу Гузель Яхиной с интернета, ознакомился с отзывами и начал читать.
 
       Саима. Россия. Москва:
 
       «Да я читала книгу Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», не понравилась очень тяжело читать, дочитала до места, где Зулейха начинает крутить «шашни» с русским комендантом Иваном Игнатовым, вообще выкинула – куда это годиться, чтобы татарка, мусульманка крутила шашни с русским?
 
       Испаночка. Испания. Мартос:
 
       "Зулейха открывает глаза" давно была у меня в планах на прочтение, но все время я книгу откладывала. В прошлые выходные начала читать, примерно треть произведения меня буквально вырвала из жизни - читала ночами, в любую свободную минуту. Вот только "чем дальше в лес...", тем меньше интереса оставалось, хотя роман, несомненно, заслуживает того, чтобы его прочитали.
       Без имени. Россия Кемерово:
       Книгу рекомендовать буду тем, кто любит повествовательные произведения в духе русскоязычных классиков, насыщенные событиями, и тексты, из которых можно узнать что-то новое о быте других эпох, народов и мест. Все смыслы в данном случае лежат на поверхности. Герои строго поделены на плохих и хороших, а происходящие события часто кажутся введёнными в текст лишь затем, чтобы книга стала более эффектной. Если это слишком критичные замечания даже для романа, главной задачей является рассказывание истории, тогда стоит заранее взвесить все за и против, чтобы потом не разочароваться

        Аннотация к книге: «Роман «Зулейха открывает глаза» начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши – все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь. Всем раскулаченным и переселенным посвящается».

       Об авторе: Гузель Яхина родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков, учится на сценарном факультете Московской школы кино. Публиковалась в журналах "Нева", "Сибирские огни", "Октябрь". Российские критики положительно отозвались о дебютном романе Гузели Яхиной. Ольга Брейнингер сравнила его по значимости с "Обителью" Захара Прилепина.
 

        Чем больше я читал, тем больше углублялся в материал и мир представлении молодой писательницы. Перед глазами проходила жизнь героини и моя жизнь, знакомая мне с детства башкирской деревни послевоенных лет, где в посёлке Кордон-Тибиль люди собравшись со всего союза, так же пилили лес и отправляли на стройки страны. Жили не богато, но дружно – помогая друг другу, делясь последним хлебом. Но в середине 50-ых годов не стало леса, и разъехались люди кто, куда в поисках работы и хлеба насущного. И теперь на месте домов, гаражей, семилетней школы, клуба, где демонстрировали фильмы в два сеанса, и ставили спектакли уфимские артисты - растут полувековые сосны и ели…

       Мы выросли, читая правильные книги, и учились у правильных учителей, которые как уже доказано, выиграли Великую Отечественную войну. Потому что это они в короткое время после великих потрясении 1917 года научили грамоте будущих солдат, командиров громивших фашисткою нечисть, инженеров и учёных, ковавших победу в тылу, с короткими перерывами на обед и сон. Это они после войны восстанавливали разрушенные войной города, заводы и фабрики. Это они поднимали целину, стоили БАМ, и в казахских степях строили космодром и летали в космос. Но в один прекрасный день из-за предательства элит не стало такой огромной страны на радость англо-саксонского запада давно мечтавшим развалить. Три подвыпивших политических деятеля после баньки в Беловежской пуще решили судьбу страны, одним росчерком пера, перечеркнули голоса граждан пришедших на референдум – Советскому союзу быть! Никто не принял это во внимание и, никто не вышел на улицы, потому что всем было «до лампочки». И мы проспали, профукали страну, из-за нашей инертности и всеобщего «пофигизма», из-за отсутствия воли и стремления. В лозунг: «Вперед к победе коммунизма!» при пустых прилавках магазинов уже мало кто верил.      
 
        Но сейчас не об этом. Сейчас о хорошем…

        Читая в основном ночами, книгу 512 станиц я осилил за неделю. И ничего криминального и крамольного, как не старался, не нашёл. Всё написано как надо, в жанре классического романа. Единственное, что бросается в глаза – это растянутое описание городской жизни питерской интеллигенции и «отцов командиров».
       
 
       Каждый, прочитывая книгу, пропускает через себя и, исходя из своего опыта и начитанности, в своём воображении ставит свой спектакль. Свои спектакль ставил и я. А интересно, сойдётся ли мой «спектакль» с работой Айрата Абушахманова?
 

       Третий звонок. Звучит тревожная музыка. Лучи прожекторов лихорадочно шарят по сцене и зрительному залу: дощатые постройки, баржи, лодки, вековые деревья подпирают небо…
 
       - Зулейха, Зулейха – звучит голос столетней, ослепшей свекрови Зулейхи  с ночным горшком в руке.
 
       Зулейха открывает глаза. Так начинается спектакль. Так начинается день «Мокрой курицы» - Зулейхи (Римма Кагарманова): надо вылить ночной горшок свекрови прозванной Упырихой (Танзиля Хисамова), приготовить завтрак, накормить мужа Муртазу (Хурматулла Утяшев) и сегодня съездить в лес за дровами…

       В спектакле заняты молодые и заслуженные артисты театра: Азат Валитов в роли Ивана Игнатова, Артур Кунакбаев – Зиновий Кузнец, Айдар Шамсутдинов - Горелый, Гульнара Амирова – Изабелла Бржевская-Сумлинская, Ирек Булатов – Константин Сумлинский, Гузаль Маликова – Лейла Габриидзе, Илдар Саитов – Вольф Карлович Лейбе, Илсур Баимов - Далимжанов, Ильдар Гумеров – Илья Иконников, Фанис Рахметов – Авдей Богарь, Руслан Галимов – Мансур, Руслан Хайсаров – красноармеец, Хаким Муртазин – доктор, Юлия Аскарова – Аглая, Дамир Кираманов –Юсуф, Мурат Рафиков и Алмаз Юсупов – солдаты, Гулназ Низамутдинова, Полина Зиновьева, Джамиля Мударисова – души дочерей Зулейхи.

       Спекталь идет по замыслу режиссера Айрата Абушахманова и инсценировке Ярославы Пулиновой остро и динамично, меняя картины на сцене: под музыку композитора Ильшата Яхина, пластикой Рината Абушахманова, игрой света и тени Ильшата Саяхова, по задумке художника Альберта Нестерова, и пристальным взором художественного руководителя театра Олега Ханова из-за кулис. Удивляя даже избалованного театрала и кинозрителя, сценическими и даже «киношными» находками, на сцене, где зрительный зал становится сценической площадкой, а потолок тетра превращается в агитационные рисунки сценического художника Ильи Иконникова (Ильдар Гумеров) о строительстве социализма, где герои видят в них парящих ангелов. 
Но тут маленький нюанс: в картинах, которых малюет Иконников втайне от всех, изображены улицы западных городов, куда мечтает уехать художник, во время сдачи работы начальству Иконникову и Кузнецу, выдает за улицы Москвы. Маленькая подмена понятии, это как раз может, понравится «либералам» - их любимое занятие восхвалять западный образ жизни и ругать всё своё.

 Интересная находка театра – мазать лица каторжан голубой глиной от таёжного гнуса, но это смотрится как своего рода дополнительное наказание – «тамга», которое уже никогда  не смыть. 

        Развязка поражает своей стремительностью. Уже подросшему Юсуфу удается вырваться их каторги и уплыть на лодке по Ангаре далее в Ленинград навстречу своей мечте – стать художником. По документам, сделанным ещё больным комендантом, чуть не утонувшего под сплавом Игнатовым, по просьбе Зулейхи в самый последний момент, когда его по приказу сверху снимают с должности и передают Семруковцев в руки бывшего уголовника Горелова. Зулейхе удается пережить все тяготы и лишения и остаться человеком.

        Театральное действо хорош тем, что можно сжать время и превратить пространственно-временной континуум сцены – пятьсот двенадцать книжных страниц в два с половиной часа, не теряя при этом авторского замысла. Наверно поэтому нам нравится ходить на спектакли. А на спектакли Башкирского Драматического театра под руководством Олега Ханова в Год театра, приуроченные 100-летию образования республики и вековому юбилею театра, вдвойне. Каждый раз это становится  праздником не только для башкир и татар, проживающих в Москве, но других национальностей желающих дружить между собой и мирно сосуществовать, как это было в недавнем прошлом. И главное, чтобы опять либералы под руководством заокеанских кукловодов не подняли на знамя «ошибки прошлых лет» и не водрузили её на вершине хаоса, которую они хотят воссоздать. 
 

       Да были не простые времена. Была Революция с мечтой о лучших днях с желанием построить Светлое будущее, где нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. Но как говориться, революцию задумывают романтики, совершают авантюристы, а пользуются благами разные проходимцы. А потом пошло-поехало, раскулачивание, эшелоны с «зажиточными» крестьянами, интеллигенцией на ком держалось государство, были сорваны с насиженных мест и отправлены в Сибирь. В результате: голод, разруха и болезни. Миллионы загубленных жизней. И это коснулось почти каждую ныне живущую семью.
 

        Мою семью по линии матери рода Альмухаматовых, участников Пугачевского восстания в недалёком прошлом. Между прочим, имевшим первую водяную мельницу, основателей деревни Ялгыз-Нарат. Вместе с Хамитом Кииковым ослушавшегося отца Шарипа Киикова старшины Осиновской дороги, с другими сподвижниками примкнувшие к войску Салавата Юлаева, тоже не обошла стороной. В 1921 году от голода и тифа, не стало пятерых детей из девяти, вместе с родителями. Младших девочек взяли к себе старшие сёстры, которые уже были замужем, так и выжили.
 

        Зулейха открывает глаза, и что она видит теперь? Только разруху и лишения тех времен, или мирное светлое будущее без войн и разрушении? Которое теперь зависит от каждого из нас.  В природе все взаимосвязано. Взмах крыльев бабочки может вызвать ураган. Слеза голодного ребенка, упавшего на землю, может вызвать наводнение. Крик отчаяния обездоленных войной людей может вызвать землетрясение и тайфуны. Давайте не дразнить гусей…
 

        А художники и писатели, возвращаясь к этой не простой теме желают одного – чтобы не было повторения 17-х и 90-х годов.
       Но сейчас не об этом. Сейчас о хорошем…

       « … Первое, что меня зацепило, - пишет режиссер  Айрат Абушахманов в «программке», - это суфийская легенда о царе птиц – Шах-птице.. Её рассказывает Зулейха своему сыну Юсуфу. Смысл легенды в том, что птицы искали  Царь-птицу Сямрук,  которая наделена безграничной властью над другими (возможность убивать и миловать»). Достигнув царства великой птицы, они слепнут от яркого света, а когда начинают видеть, то понимают, что её нет, это обман, иллюзия, миф. И великая птица, наказывающая и прощающая, она в каждом в отдельности и во всех них. Любая вертикаль авторитарна».
 

       - Айрат, а как понимать «авторитарна»?
       - Это вертикаль власти, можно например, наблюдать в армии, в семье, на работе, где выполнятся всё беспрекословно, иначе будет хаос, неразбериха…
       - Согласен. А чем обуславливается выбор для работы такого сложного, неоднозначного материала как роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»?
       - Выбор не случаен. Ещё давно наткнулся на страницах интернета на рукописи романа даже не ставшей ещё книгой. Понравилось. Списались с автором в интернете, попросил разрешения. И Гузель Яхина дала согласие – так и пошло…

       За кулисье любого театра святая-святых, пахнет по-особенному, там совсем другой дух и туда не всех пускают. Там дух иллюзии, обмана, лицедейства, откуда выходят на цену простые артисты и превращаются на короткое время героями спектакля: в Муртазу, Ивана Игнатова, Вольфа Карловича и Зулейху. И там, пользуясь своим «служебным положением» можно знакомиться с красивыми девушками:
 
       - Римма, а как вы вживались в роль Зулейхи? – спрашиваю я на следующий день перед спектаклем «Шауракэй, исполнительницу главной роли спектакля Риммму Кагарманову, - непростой роли забитой татарской женщины, которая выживает в столь сложное время?
       - Да толком я всё ещё не вжилась, - скромничает актриса, - а как получилось, оценит уже зритель…
       - А, по-моему, получилось всё и на высоком уровне, спасибо! И Вы, по-моему, достойны самой высокой оценки «Золотой маски». Театр – это одно, а как в жизни, замужем?
 
       - Всё в порядке. Замужем. Двое детей…
       Но сейчас не об этом…
      
 
       - У автора Гузель Яхиной есть ещё вторая книга «Дети мои», - говорит художественный руководитель театра Олег Ханов, с множеством заслуженных регалии, удобно устраиваясь на ящике с реквизитами, - она ещё интересней. Там рассказывается о поволжских немцах 20-30 годов. Гузель училась на сценарном и её книги готовые сценарии. Перед тем как приехать в Москву, мы поставили спектакль в Ярославле. И поняли что «Зулейха» популярна и востребована зрителями, которые приезжали даже из других городов и полностью заполняли зрительный зал.
 

        Ну что же, пожелаем творческих успехов театру до будущих встреч и, будем ждать выхода на экраны страны, фильма с уже полюбившейся героиней Гузель Яхиной – «Зулейхой», в исполнении Чулпан Хаматовой в сопровождении целой плеяды замечательных и признанных актёров.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0300203 от 19 февраля 2019 в 12:22


Другие произведения автора:

"Попутчитца".

Соломенные волки.

Пройдоха

Рейтинг: 0Голосов: 0366 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!