Что теперь увидит Зулейха?
О спектакле БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГАФУРИ «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной, выдвинутая на РОССИЙСКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПРЕМИЮ И ФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТАЯ МАСКА» - в шести номинациях, и не только…
Знакомство с Гузель Яхиной, у меня произошло на
Красной площади, где проходила Московская Международная книжная ярмарка.
Лавируя между павильонов и прилавков с красочной и многоязыкой
литературой с желанием что-нибудь купить, обратил внимание на хрупкую девушку в
огромных очках которая, через микрофон отвечала на вопросы читателей. На
вопрос: «Кто она такая»? Ответили: «Гузель Яхина».
Услышав татарское имя Гузель, я навострил уши.
Подошел ближе прислушался – ничего интересного. Ну, девушка, как девушка,
написала книжку про репрессированных каторжан, нашла деньги, напечатала и
выставила на продажу – таких умных и красивых сотни на Красной площади. А
книг – миллионы, аж глаза разбегаются! Не скрою, был рад за неё и за её успехи,
люди десятилетиями собирают деньги и обивают пороги издательств, чтобы
выпустить книгу.
Второй раз, услышал, что «русофобской» книге
Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», вручили «Нобелевскую премию». А
почему бы и нет, подумал я. Книге Светланы Алексиевич вручили, и ни кто не был
в восторге. Тема ходовая, отрытая «Архипелагом Гулагом» Солженицына, которая
уже была «по достоинству» оценена писателями и читателями, ставшая предтечей
развала СССР, хорошо востребована западными и доморощенными либералами
принимается на Ура! Подумаешь, ерунда, какая? Нобелевскую премию в области Мира
и Литературы в последнее время давали тем, кто мало этого заслуживает, но
огульно охаивает Коммунистический строй в СССР и правопреемницу Россию.
Третий раз, услышал, что в начале февраля в Москву
приезжает Уфимский Башкирский Государственный драматический театр на гастроли и
везут спектакль «Зулейха отрывает глаза» по роману Гузель Яхиной поставленный
молодым режиссером Айратом Абушахмановым и снимается кино в лесах Пермского
края.
Ну, думаю всё, если всеми уважаемый Драмтеатр снизошел до такого не
патриотичного, принятого на штыки читателями и писателями, материала – значит
идем на дно!?
Но сейчас не об этом. Сейчас о хорошем…
Тут заработала профессиональная хватка журналиста и
писателя-публициста – ну думаю, надо разобраться, кто прав, а кто виноват!?
Скачал книгу Гузель Яхиной с интернета, ознакомился
с отзывами и начал читать.
Саима. Россия. Москва:
«Да я читала книгу Гузель Яхиной «Зулейха открывает
глаза», не понравилась очень тяжело читать, дочитала до места, где Зулейха
начинает крутить «шашни» с русским комендантом Иваном Игнатовым, вообще
выкинула – куда это годиться, чтобы татарка, мусульманка крутила шашни с
русским?
Испаночка. Испания. Мартос:
"Зулейха открывает глаза" давно была у
меня в планах на прочтение, но все время я книгу откладывала. В прошлые
выходные начала читать, примерно треть произведения меня буквально вырвала из
жизни - читала ночами, в любую свободную минуту. Вот только "чем дальше в
лес...", тем меньше интереса оставалось, хотя роман, несомненно,
заслуживает того, чтобы его прочитали.
Без имени. Россия Кемерово:
Книгу рекомендовать буду тем, кто любит
повествовательные произведения в духе русскоязычных классиков, насыщенные
событиями, и тексты, из которых можно узнать что-то новое о быте других эпох,
народов и мест. Все смыслы в данном случае лежат на поверхности. Герои строго
поделены на плохих и хороших, а происходящие события часто кажутся введёнными в
текст лишь затем, чтобы книга стала более эффектной. Если это слишком критичные
замечания даже для романа, главной задачей является рассказывание истории,
тогда стоит заранее взвесить все за и против, чтобы потом не разочароваться
Аннотация к книге: «Роман «Зулейха открывает
глаза» начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку
Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по
извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские
интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане,
язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши – все встретятся на берегах
Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на
жизнь. Всем раскулаченным и переселенным посвящается».
Об авторе: Гузель Яхина родилась и выросла в Казани,
окончила факультет иностранных языков, учится на сценарном факультете Московской
школы кино. Публиковалась в журналах "Нева", "Сибирские
огни", "Октябрь". Российские критики положительно отозвались о
дебютном романе Гузели Яхиной. Ольга Брейнингер сравнила его по значимости с
"Обителью" Захара Прилепина.
Чем больше я читал, тем больше углублялся в
материал и мир представлении молодой писательницы. Перед глазами проходила
жизнь героини и моя жизнь, знакомая мне с детства башкирской деревни
послевоенных лет, где в посёлке Кордон-Тибиль люди собравшись со всего союза, так
же пилили лес и отправляли на стройки страны. Жили не богато, но дружно –
помогая друг другу, делясь последним хлебом. Но в середине 50-ых годов не стало
леса, и разъехались люди кто, куда в поисках работы и хлеба насущного. И теперь
на месте домов, гаражей, семилетней школы, клуба, где демонстрировали фильмы в
два сеанса, и ставили спектакли уфимские артисты - растут полувековые сосны и
ели…
Мы выросли, читая правильные книги, и учились у
правильных учителей, которые как уже доказано, выиграли Великую Отечественную
войну. Потому что это они в короткое время после великих потрясении 1917 года
научили грамоте будущих солдат, командиров громивших фашисткою нечисть,
инженеров и учёных, ковавших победу в тылу, с короткими перерывами на обед и
сон. Это они после войны восстанавливали разрушенные войной города, заводы и
фабрики. Это они поднимали целину, стоили БАМ, и в казахских степях строили
космодром и летали в космос. Но в один прекрасный день из-за предательства элит
не стало такой огромной страны на радость англо-саксонского запада давно
мечтавшим развалить. Три подвыпивших политических деятеля после баньки в
Беловежской пуще решили судьбу страны, одним росчерком пера, перечеркнули
голоса граждан пришедших на референдум – Советскому союзу быть! Никто не принял
это во внимание и, никто не вышел на улицы, потому что всем было «до лампочки».
И мы проспали, профукали страну, из-за нашей инертности и всеобщего
«пофигизма», из-за отсутствия воли и стремления. В лозунг: «Вперед к победе
коммунизма!» при пустых прилавках магазинов уже мало кто верил.
Но сейчас не об этом. Сейчас о хорошем…
Читая в основном ночами, книгу 512 станиц я
осилил за неделю. И ничего криминального и крамольного, как не старался, не
нашёл. Всё написано как надо, в жанре классического романа. Единственное, что
бросается в глаза – это растянутое описание городской жизни питерской
интеллигенции и «отцов командиров».
Каждый, прочитывая книгу, пропускает через себя и,
исходя из своего опыта и начитанности, в своём воображении ставит свой
спектакль. Свои спектакль ставил и я. А интересно, сойдётся ли мой «спектакль»
с работой Айрата Абушахманова?
Третий звонок. Звучит тревожная музыка. Лучи
прожекторов лихорадочно шарят по сцене и зрительному залу: дощатые постройки,
баржи, лодки, вековые деревья подпирают небо…
- Зулейха, Зулейха – звучит голос столетней,
ослепшей свекрови Зулейхи с ночным горшком в руке.
Зулейха открывает глаза. Так начинается спектакль.
Так начинается день «Мокрой курицы» - Зулейхи (Римма Кагарманова): надо вылить
ночной горшок свекрови прозванной Упырихой (Танзиля Хисамова), приготовить
завтрак, накормить мужа Муртазу (Хурматулла Утяшев) и сегодня съездить в лес за
дровами…
В спектакле заняты молодые и заслуженные артисты
театра: Азат Валитов в роли Ивана Игнатова, Артур Кунакбаев – Зиновий Кузнец,
Айдар Шамсутдинов - Горелый, Гульнара Амирова – Изабелла Бржевская-Сумлинская,
Ирек Булатов – Константин Сумлинский, Гузаль Маликова – Лейла Габриидзе, Илдар
Саитов – Вольф Карлович Лейбе, Илсур Баимов - Далимжанов, Ильдар Гумеров – Илья
Иконников, Фанис Рахметов – Авдей Богарь, Руслан Галимов – Мансур, Руслан
Хайсаров – красноармеец, Хаким Муртазин – доктор, Юлия Аскарова – Аглая, Дамир
Кираманов –Юсуф, Мурат Рафиков и Алмаз Юсупов – солдаты, Гулназ Низамутдинова,
Полина Зиновьева, Джамиля Мударисова – души дочерей Зулейхи.
Спекталь идет по замыслу режиссера Айрата
Абушахманова и инсценировке Ярославы Пулиновой остро и динамично, меняя картины
на сцене: под музыку композитора Ильшата Яхина, пластикой Рината Абушахманова,
игрой света и тени Ильшата Саяхова, по задумке художника Альберта Нестерова, и
пристальным взором художественного руководителя театра Олега Ханова из-за
кулис. Удивляя даже избалованного театрала и кинозрителя, сценическими и даже
«киношными» находками, на сцене, где зрительный зал становится сценической
площадкой, а потолок тетра превращается в агитационные рисунки сценического
художника Ильи Иконникова (Ильдар Гумеров) о строительстве социализма, где
герои видят в них парящих ангелов. Но тут маленький нюанс: в картинах, которых малюет Иконников втайне от
всех, изображены улицы западных городов, куда мечтает уехать художник, во время
сдачи работы начальству Иконникову и Кузнецу, выдает за улицы Москвы. Маленькая
подмена понятии, это как раз может, понравится «либералам» - их любимое занятие
восхвалять западный образ жизни и ругать всё своё.
Интересная находка театра – мазать лица
каторжан голубой глиной от таёжного гнуса, но это смотрится как своего рода
дополнительное наказание – «тамга», которое уже никогда не смыть.
Развязка поражает своей стремительностью. Уже
подросшему Юсуфу удается вырваться их каторги и уплыть на лодке по Ангаре далее
в Ленинград навстречу своей мечте – стать художником. По документам, сделанным
ещё больным комендантом, чуть не утонувшего под сплавом Игнатовым, по просьбе
Зулейхи в самый последний момент, когда его по приказу сверху снимают с
должности и передают Семруковцев в руки бывшего уголовника Горелова. Зулейхе
удается пережить все тяготы и лишения и остаться человеком.
Театральное действо хорош тем, что можно сжать
время и превратить пространственно-временной континуум сцены – пятьсот
двенадцать книжных страниц в два с половиной часа, не теряя при этом авторского
замысла. Наверно поэтому нам нравится ходить на спектакли. А на спектакли Башкирского
Драматического театра под руководством Олега Ханова в Год театра, приуроченные
100-летию образования республики и вековому юбилею театра, вдвойне. Каждый раз
это становится праздником не только для башкир и татар, проживающих в
Москве, но других национальностей желающих дружить между собой и мирно
сосуществовать, как это было в недавнем прошлом. И главное, чтобы опять
либералы под руководством заокеанских кукловодов не подняли на знамя «ошибки
прошлых лет» и не водрузили её на вершине хаоса, которую они хотят
воссоздать.
Да были не простые времена. Была Революция с мечтой
о лучших днях с желанием построить Светлое будущее, где нет ни эксплуататоров,
ни эксплуатируемых. Но как говориться, революцию задумывают романтики,
совершают авантюристы, а пользуются благами разные проходимцы. А потом
пошло-поехало, раскулачивание, эшелоны с «зажиточными» крестьянами,
интеллигенцией на ком держалось государство, были сорваны с насиженных мест и
отправлены в Сибирь. В результате: голод, разруха и болезни. Миллионы
загубленных жизней. И это коснулось почти каждую ныне живущую семью.
Мою семью по линии матери рода Альмухаматовых,
участников Пугачевского восстания в недалёком прошлом. Между прочим, имевшим
первую водяную мельницу, основателей деревни Ялгыз-Нарат. Вместе с Хамитом
Кииковым ослушавшегося отца Шарипа Киикова старшины Осиновской дороги, с
другими сподвижниками примкнувшие к войску Салавата Юлаева, тоже не обошла
стороной. В 1921 году от голода и тифа, не стало пятерых детей из девяти,
вместе с родителями. Младших девочек взяли к себе старшие сёстры, которые уже
были замужем, так и выжили.
Зулейха открывает глаза, и что она видит
теперь? Только разруху и лишения тех времен, или мирное светлое будущее без
войн и разрушении? Которое теперь зависит от каждого из нас. В природе
все взаимосвязано. Взмах крыльев бабочки может вызвать ураган. Слеза голодного
ребенка, упавшего на землю, может вызвать наводнение. Крик отчаяния
обездоленных войной людей может вызвать землетрясение и тайфуны. Давайте не
дразнить гусей…
А художники и писатели, возвращаясь к этой не
простой теме желают одного – чтобы не было повторения 17-х и 90-х годов.
Но сейчас не об этом. Сейчас о хорошем…
« … Первое, что меня зацепило, - пишет режиссер
Айрат Абушахманов в «программке», - это суфийская легенда о царе птиц –
Шах-птице.. Её рассказывает Зулейха своему сыну Юсуфу. Смысл легенды в том, что
птицы искали Царь-птицу Сямрук, которая наделена безграничной
властью над другими (возможность убивать и миловать»). Достигнув царства
великой птицы, они слепнут от яркого света, а когда начинают видеть, то
понимают, что её нет, это обман, иллюзия, миф. И великая птица, наказывающая и
прощающая, она в каждом в отдельности и во всех них. Любая вертикаль
авторитарна».
- Айрат, а как понимать «авторитарна»?
- Это вертикаль власти, можно например, наблюдать в
армии, в семье, на работе, где выполнятся всё беспрекословно, иначе будет хаос,
неразбериха…
- Согласен. А чем обуславливается выбор для работы
такого сложного, неоднозначного материала как роман Гузель Яхиной «Зулейха
открывает глаза»?
- Выбор не случаен. Ещё давно наткнулся на страницах
интернета на рукописи романа даже не ставшей ещё книгой. Понравилось. Списались
с автором в интернете, попросил разрешения. И Гузель Яхина дала согласие – так
и пошло…
За кулисье любого театра святая-святых, пахнет
по-особенному, там совсем другой дух и туда не всех пускают. Там дух иллюзии,
обмана, лицедейства, откуда выходят на цену простые артисты и превращаются на
короткое время героями спектакля: в Муртазу, Ивана Игнатова, Вольфа Карловича и
Зулейху. И там, пользуясь своим «служебным положением» можно знакомиться с
красивыми девушками:
- Римма, а как вы вживались в роль Зулейхи? –
спрашиваю я на следующий день перед спектаклем «Шауракэй, исполнительницу
главной роли спектакля Риммму Кагарманову, - непростой роли забитой татарской
женщины, которая выживает в столь сложное время?
- Да толком я всё ещё не вжилась, - скромничает
актриса, - а как получилось, оценит уже зритель…
- А, по-моему, получилось всё и на высоком уровне,
спасибо! И Вы, по-моему, достойны самой высокой оценки «Золотой маски». Театр –
это одно, а как в жизни, замужем?
- Всё в порядке. Замужем. Двое детей…
Но сейчас не об этом…
- У автора Гузель Яхиной есть ещё вторая книга «Дети
мои», - говорит художественный руководитель театра Олег Ханов, с множеством
заслуженных регалии, удобно устраиваясь на ящике с реквизитами, - она ещё
интересней. Там рассказывается о поволжских немцах 20-30 годов. Гузель училась
на сценарном и её книги готовые сценарии. Перед тем как приехать в Москву, мы
поставили спектакль в Ярославле. И поняли что «Зулейха» популярна и востребована
зрителями, которые приезжали даже из других городов и полностью заполняли
зрительный зал.
Ну что же, пожелаем творческих успехов театру
до будущих встреч и, будем ждать выхода на экраны страны, фильма с уже
полюбившейся героиней Гузель Яхиной – «Зулейхой», в исполнении Чулпан Хаматовой
в сопровождении целой плеяды замечательных и признанных актёров.
Рег.№ 0300203 от 19 февраля 2019 в 12:22
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!