Цикл Сила любви. Первая учительница
27 апреля 2020 — Лариса Калинина
Забывая о себе
очерк второй.
Великолукская ДМШ им. Мусоргского. Преподаватели сольфеджио и музыкальной литературы.
очерк второй.
Великолукская ДМШ им. Мусоргского. Преподаватели сольфеджио и музыкальной литературы.
Тот, кто в детстве учился в музыкальной школе, не понаслышке знает о весьма скучном для большинства ребят предмете под названием сольфеджио. Некоторые ученики бросают школу из-за него. Конечно, виновата несовершенная программа, но очень многое - в руках учителя!
У педагога - мастера, любящего детей и свое дело, ученики выходят с занятий одухотворенными.
У педагога - мастера, любящего детей и свое дело, ученики выходят с занятий одухотворенными.
Вот вам картинка с натуры. Давняя, правда, но педагог до сих пор в школе с успехом это самое сольфеджио преподает.
... Заглянула я как-то со срочным объявлением к С. А. Утюговой, педагогу нашей музыкальной школы им М. Мусоргского, на урок сольфеджио с так называемой "особой мужской группой". В ней были собраны все самые озорные мальчишки, чтоб другим детям в нашей платной музыкальной школе учиться не мешали.
Я зашла в класс, а меня, учителя, регулярно рассказывающего мальчишам байки про композиторов, никто не замечает! Мои хулиганчики в едином порыве Светлане Александровне внимают! А она сложный аккорд вдохновенно расхваливает, оду ему поет: "О мой любимый септаккорд!" И наши сорванцы, от которых у всех голова болит, с горящими глазами эхом ей вторят: "О септаккорд!"
А я стою со своей прозой жизни, с дурацким объявлением, никому не интересная, как третий лишний!
Я зашла в класс, а меня, учителя, регулярно рассказывающего мальчишам байки про композиторов, никто не замечает! Мои хулиганчики в едином порыве Светлане Александровне внимают! А она сложный аккорд вдохновенно расхваливает, оду ему поет: "О мой любимый септаккорд!" И наши сорванцы, от которых у всех голова болит, с горящими глазами эхом ей вторят: "О септаккорд!"
А я стою со своей прозой жизни, с дурацким объявлением, никому не интересная, как третий лишний!
Вот так, мои дорогие друзья!
Можно блестяще владеть методиками, но если детей и не любишь и делу своему не служишь, тогда что в школе работать, что на каторге быть...
Тем более сейчас, в век небывалого роста чиновничьего педагогического поголовья с его шедеврами бумаготворчества.
А также:
А также:
.невероятных виртуальных игр и миров,
..Странных программ и учебников,
.... Гиперактивных детей с
..Странных программ и учебников,
.... Гиперактивных детей с
разнообразными психическими отклонениями......
Итак, знакомьтесь, моя первая учительница сольфеджио и музыкальной литературы
Нина Ивановна Щелкова.
... С 1 по 4 класс я училась у молодой преподавательницы Нины Ивановны Щелковой, статной русской красавицы. И происходило сие во второй половине пятидесятых годов 20 века.
... С 1 по 4 класс я училась у молодой преподавательницы Нины Ивановны Щелковой, статной русской красавицы. И происходило сие во второй половине пятидесятых годов 20 века.
С самого начала, несмотря на то, что группа была переполнена, учительница поддерживала интерес, играя с нами в народные хороводные игры и превращая в театр любые мелодии.
В дальнейшем ученики тоже не скучали. Отвлечься никак не получалось- мы постоянно соревновались друг с другом. Все песенки из учебника сольфеджо пропевались по фразам, и нужно было не прозевать и вовремя подхватить следующую фразу. На выдумки интересных игровых и соревновательных форм наша учительница была неистощима.
Даже проверка домашних заданий не сводилась к унылому пропеванию мелодий из учебника.
Вспомним, как это обычно бывает. Один поет (рассказывает) на оценку, а остальные скучают или в лучшем случае по указанию педагога находят ошибки у отвечающего...
Вспомним, как это обычно бывает. Один поет (рассказывает) на оценку, а остальные скучают или в лучшем случае по указанию педагога находят ошибки у отвечающего...
Нина Ивановна при проверке домашнего задания разбивала нас на команды и включала родную нам стихию игры!
Жаль, что повторить ее игровые импровизации я не в силах...
В 4 классе началось изучение нового предмета- музыкальной литературы. Учебник был только у Нины Ивановны, и ей приходилось диктовать его краткое содержание. Таким образом, большую часть урока мы писали один большой диктант и в конце занятия, во время прослушивания музыки, расслаблялись и отвлекались. А учительница, к нашей большой радости, почему- то никого не останавливала.
Она слушала музыку за себя и за нас, погружаясь в нее настолько, что и не слышала, как мы шуршим. В конце концов нам стало интересно, чем же она заслушивается?
И мы тоже стали слушать. Когда же во время звучания "Песни Сольвейг" Грига у Нины Ивановны на ее красивом светлом лице появились слезы, весь класс замер и с тех пор погружался в музыку вместе с ней...
Я училась в 4 классе, когда Нина Ивановна куда- то уехала. К сожалению, насовсем.
Но ее сменила Галина Ефимовна Бородулина, чем-то похожая на Б. Ю. Кона. Моя любимая учительница, моя терпеливая музыкальная мамушка и нянюшка времен моей серьезной детской любви к композитору Шостаковичу.
У этого великолепного педагога и замечательного человека было целое море находок в работе с детьми!
У этого великолепного педагога и замечательного человека было целое море находок в работе с детьми!
"Под занавес" немного восторженных слов о моей родной музыкальной школе. Поверьте, друзья, она того стоит! Как стоят благодарных слов все музыкальные школы малых городов России, единственные очаги настоящей культуры в своих городках. Клубы, к сожалению, или скончались, почили, или идут в "ногу со временем"...
Продолжение следует!
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0316445 от 27 апреля 2020 в 17:12
Рег.№ 0316445 от 27 апреля 2020 в 17:12
Другие произведения автора:
6 стихотворений из цикла "Мои друзья, я вас люблю!" (стихи в альбом) 1-Людмиле.
"Как Пчелка Мишку перевоспитала " лесная сказочка для детского театра
Рейтинг: 0Голосов: 0180 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!