Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь

5 сентября 2018 — Тиа Мелик
Среди зеленеющих горных садов Крыма, на фоне высушенных ветром серых скал белоснежный Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае выглядит фантастическим творением, излучающим в солнечных лучах божественный свет. Уникальную христианскую святыню называют Крымской Лаврой и Афоном Крыма, подчеркивая уникальную роль Бахчисарайского мужского скита в распространении христианского учения.
 Бахчисарайский Свято - Успенский мужской монастырь

Исторические предания
Свято-Успенский пещерный мужской монастырь в Бахчисарае — святыня, признанная Крымской Лаврой, Афоном Крыма.

История не сохранила точной даты появление пещерных храмов на крымской земле. Существует несколько легенд, передаваемых из поколения в поколение христиан
 
Пастух Михаил и икона
Некий пастух, выпасая коз на горах, однажды вечером увидел в одной из пещер яркий свет. Заглянув в пещерное углубление, Михаил обнаружил сияющую икону Божьей Матери, которую он перенес в свой дом. Это случилось на Успение Богородицы.

Наутро пастух не обнаружил Святого Лика в доме, расстроенный потерей иконы Михаил пошел на пастбище, и здесь его ждал сюрприз — сияющий образ снова был в пещере.

Пастух перенес икону Богородицы домой, и на следующее утро вновь обнаружил ее в пещере.

Узнавшие об удивительных событиях люди из окрестных мест устроили в скале пещерный храм.

 Пресвятая Богородица и дракон
Другая легенда рассказывает о том, что в горах жил страшный дракон, который постоянно требовал жертвоприношения в виде человеческих жизней. Обессилевшие от борьбы горцы вскричали к Деве Марии, прося Ее о защите и помощи.

Вскоре дракон исчез, а через некоторое время пастухи нашли пещеру, в которой стояла икона Божьей Матери, горела свеча, и на полу валялся побежденный дракон.

В память и благодарность о спасении в пещере была устроена церковь, в которой люди собирались для благодарственной молитвы Богоматери и ее Сыну.
 
Икона Пресвятой Богородицы

Греческие монахи из Афона
Третья легенда является самой правдоподобной. Во времена гонений, когда в мире правили римляне, греческие монахи искали убежище в горах и нашли его в ущелье Марьям-дере, так по-татарски звучит ущелье Марии. Удивительная природа, скалы напоминали грекам о родном Афоне.

Древние люди умели ценить красоту окружающего мира, выбирая для христианских храмов самые красивые места. Обнаружение в горах источника с пресной водой окончательно решило вопрос о выборе места поселения, греки начали около него выдалбливать свои кельи и храм.

Обнаруженные впоследствии могилы христиан, датированные шестым веком, подтверждают третью версию возникновения Успенского монастыря.

Исторические сведения
В 1475 году Крымом завладели турки. В это время монастырь был уже известен в христианском мире. Здесь обосновалась резиденция митрополита, чтобы приезжавшие в Крым христианские послы могли молиться.

По слова московского историка Лызлова сам крымский хан не раз просил у Богородицы покровительства во время многочисленных походов, но при этом не снимал со скита дани, ухудшающей и без того нищенское существование монахов.

В 1628 году царь Борис Годунов установил для священников ежегодную плату, подчеркивая заслугу Успенской святыни в защите христианства в то трудное время.

В XVIII веке татары изгнали христиан, по призванию митрополита Игнатия монахи покинули Успенский храм и полуостров Крым. Впереди тысячи повозок, уезжавших с полуострова, находилась чудотворная икона Божьей матери Марии.

Переселенцы обосновали в Приазовье город Мариуполь, митрополит Игнатий также переселился на новое место, разделяя с паствой все тяготы.

 
 Святитель Игнатий Мариупольский, митрополит
 
Успенский монастырь остался под охраной греческого священника Константина Спиранди, который возобновил службы, привезя из Бахчисарая икону Успения Богоматери.

В это время построили Царские ворота, фонтан перед храмом. Святой лик наполнялся целительной силой, даря чудеса исцеления, что послужило увеличению числа паломников к Успенскому мужскому скиту.

Пещерная церковь расширялась, появились балконы и лестница, но первозданный вид пещерного храма был утрачен.

 Открытие в Бахчисарае собора св. Николая стало причиной оттока прихожан, монастырь пришел в запустение, и до 1850 года службы велись только на праздник Успения Богородицы. В конце XIX века по настоянию архиепископа Херсонского Иннокентия Успенский монастырь начал новую жизнь, стал называться Крымским Афоном или Успенским скитом, возглавляемый архимандритом Поликарпом.

В восстановлении скита помогали всем миром, одни принесли церковную утварь, другие пожертвовали средства на иконостас, третьи — колокола.

Во время Крымской войны скит служил госпиталем, где лечили раненых русских военных.

 
Мемориальная плита
 
После Крымской войны была реставрирована церковь Успения Богородицы, появилась фреска, изображающая Божью матерь с Младенцем, по сторонам которой изображены 2 ангела и 7 священномучеников Херсонеса.

В это же время расширена лестница, ведущая к храму. Постепенно архитектурный облик Успенского скита преображался, в его строении появилось 3 яруса.

На самом верху расположились храмы:

Успения Богородицы;
Евангелиста Марка;
Святых Константина и Елены.
Средний ярус украшала церковь св. Ин. Иркутского, архитектура которой скорее напоминала ажурное изваяние. Около храма был обустроен фонтан.

 
 фонтан и лестница к Храму Святого Иоанна Иркутского
 
Возрождение Успенской святыни в Бахчисарае
Возрождение монастыря началось в 1993 году, когда его настоятелем стал иеромонах Силуан.

При помощи прихожан была восстановлена лестница, в конце которой паломников встречает ангел, высеченный в скале. С внутреннего дворика хорошо виден балкон и икона, хранительница монастыря «Панагия».

Торжественные Литургии проводят в церкви Успения Божьей Матери. В монастырь была привезена икона «Троеручница», обладающая целительной силой.

 
 Икона пресвятой Богородицы "ТРОЕРУЧИЦА"
 
Вернулись копии и других икон.

Современный Свято-Успенский мужской монастырь представляет собой не только православную святыню, но и комплекс архитектурных шедевров в идее фресок, мозаичных стен и полов.
Обладающий удивительной акустической природной системой монастырь привлекает прихожан на праздники, когда звуки Литургии слышны даже в горах, отражаясь от скал, они наполняют славой Господней все окрестности.
 
Использованы материалы и фото, видео из интернета.

 
 

 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0291522 от 5 сентября 2018 в 23:45


Другие произведения автора:

Любовь, -ты гостья из другой планеты!

Романовы. Судьба русского Крыма .Фильм 3.

В романтической пыли ( с улыбкой)

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +2Голосов: 21256 просмотров
Серёжка # 6 сентября 2018 в 00:48 +2
Это действительно уникальный архитектурный комплекс
который по праву может считаться шедевром архитектуры.
Спасибо большое,что поделилась и показала такую красоту, Тиачка! 018smile  arb08
Тиа Мелик # 8 сентября 2018 в 22:15 +1
Благодарю тебя от всего сердца, Серёжа! arb08  arb10

Нэля Котина # 11 сентября 2018 в 09:32 +1
Тия, спасибо... В мире много  важного и чудесного...  Хорошо, когда  напоминают об этом...
Была в тех местах в 1976 году, - монастырь был ещё не доступен... sm11
Тиа Мелик # 15 сентября 2018 в 23:21 +1
Благодарю вас!
Это необыкновенное место, впечатления до сих пор сильные,хотя прошло уже более 3х месяцев! 018smile  arb10

Нэля Котина # 16 сентября 2018 в 02:07 +1
Тиа, это НАВСЕГДА!.. Той поездкой я  по-хорошему загружена до сих пор, - хотя видела только кельи...
Крым неповторим... Это мировое наследие... Жаль, что за него продолжаются войны...
Тиа Мелик # 17 сентября 2018 в 23:44 0
Крым чудесный, это правда!
Спасибо большое!
С теплом и признательностью! arb10