Свято-Успенский пещерный мужской монастырь в Бахчисарае — святыня, признанная Крымской Лаврой, Афоном Крыма.
История не сохранила точной даты появление пещерных храмов на крымской земле. Существует несколько легенд, передаваемых из поколения в поколение христиан
Пастух Михаил и икона
Некий пастух, выпасая коз на горах, однажды вечером увидел в одной из пещер яркий свет. Заглянув в пещерное углубление, Михаил обнаружил сияющую икону Божьей Матери, которую он перенес в свой дом. Это случилось на Успение Богородицы.
Наутро пастух не обнаружил Святого Лика в доме, расстроенный потерей иконы Михаил пошел на пастбище, и здесь его ждал сюрприз — сияющий образ снова был в пещере.
Пастух перенес икону Богородицы домой, и на следующее утро вновь обнаружил ее в пещере.
Узнавшие об удивительных событиях люди из окрестных мест устроили в скале пещерный храм.
Пресвятая Богородица и дракон
Другая легенда рассказывает о том, что в горах жил страшный дракон, который постоянно требовал жертвоприношения в виде человеческих жизней. Обессилевшие от борьбы горцы вскричали к Деве Марии, прося Ее о защите и помощи.
Вскоре дракон исчез, а через некоторое время пастухи нашли пещеру, в которой стояла икона Божьей Матери, горела свеча, и на полу валялся побежденный дракон.
В память и благодарность о спасении в пещере была устроена церковь, в которой люди собирались для благодарственной молитвы Богоматери и ее Сыну.
Икона Пресвятой Богородицы
Греческие монахи из Афона
Третья легенда является самой правдоподобной. Во времена гонений, когда в мире правили римляне, греческие монахи искали убежище в горах и нашли его в ущелье Марьям-дере, так по-татарски звучит ущелье Марии. Удивительная природа, скалы напоминали грекам о родном Афоне.
Древние люди умели ценить красоту окружающего мира, выбирая для христианских храмов самые красивые места. Обнаружение в горах источника с пресной водой окончательно решило вопрос о выборе места поселения, греки начали около него выдалбливать свои кельи и храм.
Обнаруженные впоследствии могилы христиан, датированные шестым веком, подтверждают третью версию возникновения Успенского монастыря.
Исторические сведения
В 1475 году Крымом завладели турки. В это время монастырь был уже известен в христианском мире. Здесь обосновалась резиденция митрополита, чтобы приезжавшие в Крым христианские послы могли молиться.
По слова московского историка Лызлова сам крымский хан не раз просил у Богородицы покровительства во время многочисленных походов, но при этом не снимал со скита дани, ухудшающей и без того нищенское существование монахов.
В 1628 году царь Борис Годунов установил для священников ежегодную плату, подчеркивая заслугу Успенской святыни в защите христианства в то трудное время.
В XVIII веке татары изгнали христиан, по призванию митрополита Игнатия монахи покинули Успенский храм и полуостров Крым. Впереди тысячи повозок, уезжавших с полуострова, находилась чудотворная икона Божьей матери Марии.
Переселенцы обосновали в Приазовье город Мариуполь, митрополит Игнатий также переселился на новое место, разделяя с паствой все тяготы.
Святитель Игнатий Мариупольский, митрополит
Успенский монастырь остался под охраной греческого священника Константина Спиранди, который возобновил службы, привезя из Бахчисарая икону Успения Богоматери.
В это время построили Царские ворота, фонтан перед храмом. Святой лик наполнялся целительной силой, даря чудеса исцеления, что послужило увеличению числа паломников к Успенскому мужскому скиту.
Пещерная церковь расширялась, появились балконы и лестница, но первозданный вид пещерного храма был утрачен.
Открытие в Бахчисарае собора св. Николая стало причиной оттока прихожан, монастырь пришел в запустение, и до 1850 года службы велись только на праздник Успения Богородицы. В конце XIX века по настоянию архиепископа Херсонского Иннокентия Успенский монастырь начал новую жизнь, стал называться Крымским Афоном или Успенским скитом, возглавляемый архимандритом Поликарпом.
В восстановлении скита помогали всем миром, одни принесли церковную утварь, другие пожертвовали средства на иконостас, третьи — колокола.
Во время Крымской войны скит служил госпиталем, где лечили раненых русских военных.
Мемориальная плита
После Крымской войны была реставрирована церковь Успения Богородицы, появилась фреска, изображающая Божью матерь с Младенцем, по сторонам которой изображены 2 ангела и 7 священномучеников Херсонеса.
В это же время расширена лестница, ведущая к храму. Постепенно архитектурный облик Успенского скита преображался, в его строении появилось 3 яруса.
На самом верху расположились храмы:
Успения Богородицы;
Евангелиста Марка;
Святых Константина и Елены.
Средний ярус украшала церковь св. Ин. Иркутского, архитектура которой скорее напоминала ажурное изваяние. Около храма был обустроен фонтан.
фонтан и лестница к Храму Святого Иоанна Иркутского
Возрождение Успенской святыни в Бахчисарае
Возрождение монастыря началось в 1993 году, когда его настоятелем стал иеромонах Силуан.
При помощи прихожан была восстановлена лестница, в конце которой паломников встречает ангел, высеченный в скале. С внутреннего дворика хорошо виден балкон и икона, хранительница монастыря «Панагия».
Торжественные Литургии проводят в церкви Успения Божьей Матери. В монастырь была привезена икона «Троеручница», обладающая целительной силой.
Икона пресвятой Богородицы "ТРОЕРУЧИЦА"
Вернулись копии и других икон.
Современный Свято-Успенский мужской монастырь представляет собой не только православную святыню, но и комплекс архитектурных шедевров в идее фресок, мозаичных стен и полов.
Обладающий удивительной акустической природной системой монастырь привлекает прихожан на праздники, когда звуки Литургии слышны даже в горах, отражаясь от скал, они наполняют славой Господней все окрестности.
Использованы материалы и фото, видео из интернета.