64.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 10. ТЕКСТ 1-3.

9 июня 2020 — Наталия Маркова
64.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 10. ТЕКСТ 1-3.
 
 

Глава 10. Великолепие Aбсолюта

 

 

 
ТЕКСТ 1

 

 

шри-бхагаван увача

бхуйа эва маха-бахо

шрину ме парамам вачах

йат те 'хам прийаманайа

вакшйами хита-камйайа

 

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; бхуйах - вновь; эва - непременно; маха-бахо - о могучерукий; шрину - слушай же; ме - Мое; парамам - высшее; вачах - наставление; йат - которое; те - тебе; ахам - Я; прийаманайа - близкому другу; вакшйами - излагаю; хита-камйайа - желая тебе блага.

 

Верховный Господь сказал: Слушай же далее, о могучерукий Aрджуна. Поскольку ты - Мой близкий друг, ради твоего блага Я продолжу Свой рассказ и открою тебе знание, которое превосходит то, что Я уже изложил.

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «1.Шри-Бхагаван Сказал: И вновь, о, Сильнорукий, непременно выслушай Мои  Высшие Наставления, которые Я, думающий о тебе, как о дорогом Мне, говорю, желая тебе блага.».

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Согласно Парашаре Муни, Бхагаваном, Верховной Личностью Бога, называют того, кто в полной мере обладает шестью совершенствами: силой, славой, богатством, знанием, красотой и самоотречением. Во время Своего пребывания на земле Кришна явил все эти шесть совершенств. Поэтому мудрецы, такие как Парашара Муни, признают Кришну Верховной Личностью Бога.

 

 

БОГ: На самом деле это чисто человеческие указатели на Личность Бога и были даны древним в связи с приходом в материальный мир уполномоченного воплощения Бога, сыгравшего роль Бога Кришны и которого надо Было признать. Поэтому Бог наделил Свое воплощение могуществом и всеми другими подобными достояниями. Ибо он должен был выполнить Божественную миссию, что и произошло. Но современный человек должен понимать, что Бог не мыслит человеческими категориями и никак ни в какие весьма ограниченные определения не входит, ибо Могущество Бога столь велико, что сознание человека это не объемлет, ибо это невозможно. Бог, также, великолепен, но это не человеческое тело или ему сколько-нибудь подобное, отрешенность Бога несоизмерима ни с какими умственными возможностями человека, чтобы как-то попытаться понять. У Бога несметные богатства, но никто не может понять, в чем их суть и как ими можно распорядиться. Величие Бога никакими словами человек не сможет назвать или хоть в малой степени. Поэтому, Бог дал людям времен Арджуны некоторое можно сказать крохотное понимание о Себе, но достаточное, чтобы ум человека на этом пришел хоть в какое-то осознание, Кто есть Бог. Также, никто, ничье мнение для современного человека в описании Величия Бога не должно играть никакой роли, но только Слова Бога, то, что Бог Сам о Себе Говорит. Все это присутствует в Святом Писании, и это можно взять за основу мышления и медитации на Бога.

 

 

 

 В десятой главе Кришна собирается открыть Aрджуне еще более сокровенное знание о Своих совершенствах и деяниях. До этого, начиная с седьмой главы, Господь уже рассказал о Своих разнообразных энергиях и о том, как они действуют. A в этой главе Он расскажет Aрджуне о Своих уникальных достояниях (вибхути).

 

 

БОГ: Надо понимать, что у Бога нет более или менее великолепный качеств. Все качества Бога Кришны великолепны и не могут быть хоть в какой-то мере осознанны человеком. Также, надо было постоянно удерживать внимание Арджуны на диалоге, ибо он, даже говоря с Богом, был погружен в состояние отчаяния и боли, ему было интересно осознать свою личную участь в этом сражении, и он свой мыслительный процесс не мог оптимально направлять на то, что ему говорил Бог. Это состояние также нельзя было и убрать, ибо через него и должен был проходить диалог, поскольку все должно было быть для Арджуны естественно и более-менее совпадало с его человеческим пониманием и ожиданием. Поэтому, чтобы сосредоточить Арджуну на этом диалоге, Бог и обращает внимание Арджуны на его важность через такие начальные, но необходимые предупреждения. Поэтому, в результате этого Арджуна получает и соответствующие внутренние энергии от Бога, где он начинает как-то стараться в себе и в большей мере входить в понимание и отвечать в диалоге более правильно или так, как и ведет его Бог. Ибо, чтобы вести человека, необходимо всегда создавать ту ситуацию и на уровне мысли и вне, чтобы человек был ведом, считал, что все происходит вполне по его пониманию и нет над ним никакого насилия. Тогда он начинает все воспринимать за самого себя и готов отвечать за свои ошибки, ибо и на самом деле Бог ведет человека, исходя именно из его качеств, которые могут быть и достаточно невысокие и обуславливать ошибочные или греховные деяния человека, что может потребовать и в свое время наказание или путь исправления, ибо, иначе, человек не сможет подниматься по ступеням собственного материального и духовного развития и поэтому не сможет  в свое время пройти путь преданного служения и далее выйти на духовный план, что есть изначальная Воля Бога на каждого.

 

 

 

 

 

В предыдущей главе Господь описал Свои разнообразные энергии, чтобы доказать необходимость преданного служения и вселить в нас веру. A в данной главе Он рассказывает Aрджуне о Своих многочисленных проявлениях и совершенствах.

 

 

БОГ: Надо понимать, что Бог описывает Свои качества достаточно приближенно, но так, чтобы человек мог хоть в небольшой мере осознать Величие Бога. Но нельзя думать, что Бог таким образом вселяет в человека веру. Для этого существуют другие религии, в частности христианство, которые именно на это и направляют сознание и ум человека. Но когда Совершенные Знания даются для преданного служения Богу Кришне, то это уже достаточно высокие знания, чтобы их употребить просто для того, чтобы дать веру в Бога. Эти знания Бог дает для того, чтобы преданный, прежде всего, мог в такой форме думать или медитировать о Боге, входить в Бога, осознавать Величие Бога, испытывать уже к Богу некоторые духовные чувства, осознавать Бога не только как Творца, но и как Величайшую Личность, Абсолютную и Непостижимую Личность. Поэтому, слово вера здесь не подходит, но то, что есть надстройка над верой, то, что и поможет человеку так осознать Бога, что его качества сами перенастроятся на Бога, как на единственную цель и смысл человеческого существования, и ничего другого для человека не останется, вся материя перестанет иметь хоть какой-то смысл и не возбуждать к себе интерес. Ибо есть тлен, иллюзия и есть не то, что может войти в человека и полностью его удовлетворить на все времена.

 

 

 

Чем больше человек слушает о Верховном Господе, тем сильнее становится его желание служить Ему. Поэтому нужно стараться всегда слушать рассказы о Господе в обществе Его преданных.

 

 

БОГ: Желание служить Богу дает преданному только Сам Бог Кришна, но дает через путь преданного служения, куда также может входить и слушание Святого Писания. Но слушание само по себе в этом вопросе определяющего значения не имеет и тем более для современного преданного этот путь слушания не является эффективным и достаточным. Непременно человек должен изучать Слово Бога самостоятельно, без отрыва от семьи и работы и также должен постоянно памятовать о Боге в повседневной своей жизни, стараясь видеть присутствие Бога и в своей жизни и тех, кто рядом или о ком может знать. Никто, только сам человек должен именно через такую постоянную практику и постоянное поклонение Богу Кришне развивать свои духовные качества и восприятия. Также, что касается общества преданных, то и этот путь не исключается, но не является основным или не требуется Богом, но в той мере, которая будет и обеспечена Богом.

 

 

 

 Это сделает наше служение более совершенным. В таких беседах могут участвовать лишь те, кто действительно стремится обрести сознание Кришны. Всем остальным это недоступно.

 

 

 

БОГ: Служение Богу Кришне в материальном мире не может быть совершенным, ибо человек в материальном мире не обладает соответствующими или высокими духовными качествами, которые определяют все. И на духовном плане не возможно достичь абсолютного преданного служения Богу Кришне. Людям всегда свойственно ошибаться и не очень правильно реагировать на те или иные требования Всевышнего. Поэтому можно говорить только и ступенях преданного служения. Но у каждого эта ступень своя и зависит от вещей далеких от просто общения с преданными о Личности Бога. Каждый непременно должен проходить полномасштабный путь служения Богу Кришне и не слабый период. Только это и старание самого преданного могут сделать его служение Богу Кришне достаточно высоким. Но и надо понимать, что этим вопросом Управляет только Бог и только Бог Знает, как и через что вести человека, чтобы ему хотелось преданно служить Богу и чтобы этот процесс был для него не очень тяжел или не создавал в нем состояние беспомощности и бесполезности. Также, что касается того, что другим путь преданного служения или общение с преданными в плане обсуждения качеств Бога Кришны недоступно, то этот вопрос преданные не должны никак поднимать, тем указывая на свою исключительность. Всеми вопросами преданного служения и тем, кто должен участвовать в беседах преданных о Личности Бога, Управляет Сам Бог Кришна, и только Бог Знает, кому можно, а кому рано. Но так, чтобы это было человеку недоступно – нет. Всем будет доступно, все идут к Богу Кришне, всем в свое время надо будет перейти на духовный план.

 

 

 

 Господь ясно говорит Aрджуне, что Он открывает ему это знание, заботясь о его благе, потому что Aрджуна очень дорог Ему; иначе говоря, подобные беседы в обществе преданных приносят благо в первую очередь преданным.

 

 

БОГ: Что касается того, что Арджуна очень дорог Богу Кришне, то этот вопрос не следует принимать и понимать упрощенно. Не следует забывать, что Бог Кришна отрешен от Своего творения и никаких чувств к нему не испытывает. Здесь можно говорить о другом. Бог Кришна этими словами хотел все же Арджуну немного ввести в диалог с более подходящим для этого внутренним настроем. Также, у Арджуны было основание эти слова Бога принять, ибо он человек и пытался по человечески воспринимать отношение к себе Бога. Но на самом деле Арджуна был далеко не совершенным, и стоял перед Богом на самом деле достаточно грешный и своенравный человек, далекий от понимания того, что перед ним Личность Бога. Но Бог и поддерживал это его состояние, ибо оно было для диалога подходящим, и также исходил из качеств Арджуны и его кармических предпосылок, которые позволяли Богу именно так с ним Говорить и так его вести в той ситуации, которую обеспечил Бог для передачи людям Бхагавад-Гиты. Что касается того, что беседы о Личности Бога прежде всего приносят блага преданным, то и это невозможно сказать. Также, если Бог приводит и непреданных слушать такие разговоры, то и им в равной степени это может быть и полезно и благоприятно. Плодами всех таких диалогов о Личности Бога распоряжается Бог Кришна, и потому никто не может знать, что и кому во благо.

 

 
 
 
 
ТЕКСТ 2

 

 

на ме видух сура-ганах

прабхавам на махаршайах

ахам адир хи деванам

махаршинам ча сарвашах

 

 

на - не; ме - Мой; видух - знают; сура-ганах - полубоги; прабхавам - богатство; на - ни; маха-ришайах - великие мудрецы; ахам - Я; адих - начало; хи - безусловно; деванам - полубогов; маха-ришинам - великих мудрецов; ча - также; сарвашах - во всех отношениях.

 

Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моих богатств, ибо Я - первопричина всех полубогов и мудрецов.

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «2.Ни полубоги, ни великие мудрецы не знают Моих качеств, непременно Источника всех полубогов и всех великих мудрецов.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: В «Брахма-самхите» сказано, что Кришна -  Верховный Господь. На свете нет никого более великого, чем Он; Он - причина всех причин.

 

 

БОГ: Так есть.

 

 

 

Здесь Господь Сам говорит, что Он первопричина всех полубогов и мудрецов. Даже полубогам и великим мудрецам не дано познать Кришну, и если даже они не способны постичь Кришну, Его имя и качества, то что тогда говорить об ученых, живущих на этой крошечной планете?

 

 

БОГ: Не существует полубогов. Что касается мудрецов и притом великих, то и их как таковых не существует, ибо все мыслительные процессы дает человеку только Бог. Но эти процессы никак не отражают уровень материального и духовного развития человека, ибо даются человеку согласно его карме и его желаниям в прошлых рождениях, где человек мог быть слаб умом и постоянно просил Бога помочь ему стать умным и великим. Бог может такую Милость оказать человеку, помогая через так устроенный ум получать самому от Бога те знания и рассуждения, которые ему помогут в пути материального и духовного развития. Также, мудрецы есть и те люди, кто обладает просто пытливым умом или достаточно беспокойным, которые идут или предпочитают идти через философские умозаключения, нежели через путь изучения Святых Писаний. Также мудрецами могут быть и религиозные люди, хорошо изучившие Святые Писания и практикующиеся в их приложении к вопросам преимущественно материального бытия, где человек только через Слово Бога может объяснять все события в жизни своей и любого другого человека. Но в современном мире таких людей уже не называют мудрецами, но только преданными Бога Кришны. В любом случае, познать Бога Кришну невозможно более, чем через то, что Бог Сам о Себе говорит в Святом Писании. Но можно постигать качества Бога через путь преданного служения, через внешний также окружающий человека материальный мир, где человек, уже хорошо знакомый со Словом Бога, может увидеть присутствие Бога всегда, просто понимая, что за всем стоит только Бог, как и видя помощь Бога, как и осознавая и видя присутствие Бога в себе и каждом.

 

 

 

 Никто не в силах понять, почему Господь приходит на землю в облике обычного человека и совершает Свои удивительные, непостижимые деяния. Отсюда следует, что никакие ученые степени не дают возможности постичь Кришну. Даже полубоги и великие мудрецы, пытавшиеся постичь Кришну силой своего ума, так и не добились успеха.

 

 

 

БОГ: Надо понимать, что Бог работает в материальном мире, и это Его работа присылать в материальный мир Свои уполномоченные воплощения, которые должны передавать людям Совершенные Духовные Знания, как Слово Бога. Другого пути, чтобы вывести людей на духовный план, не существует. И это понять должно быть человеку не сложно, как и понять, что воплощение не Сам Бог. Но избранный Богом и подготовленный Лично Богом человек, который выполняет свою миссию неотлично от Воли и Плана Бога, и его можно принять за Бога вследствие его осуществления Плана и Воли Бога на людей в определенном направлении или в вопросе осуществления передачи людям Святого Писания. Также, пора забыть упоминать в Святом Писании о неких мифических деяниях воплощения Бога в материальном мире. Это все есть вымысел. Бог никого и ничем не пытается удивить. Но древним это было необходимо, ибо соответствовало их общей ступени материального и духовного развития и способствовало их религиозному развитию, как и давало возможность в таком направлении помнить и медитировать на Бога. Также, полубогов или других могущественных живых существ не существует. Также, никакие мудрецы не могут  и самую малость постичь Бога и Величие Бога, если не оставят свою мудрость и не займутся полноценным реальным преданным служением Богу Кришне.

 

 

 

В «Шримад-Бхагаватам» также сказано, что постичь Верховную Личность Бога не под силу даже великим полубогам.

 

 

БОГ: нет великих полубогов, ни просто полубогов не существует и никогда не существовало. Это вымысел, который был необходим древним на их ступени материального и духовного развития.

 

 

 

 

Ограниченные возможностями своих несовершенных чувств, они в ходе философских рассуждений могут прийти только к отрицанию материального многообразия, составляющему основу философии имперсонализма, и говорить о чем-то, не проявленном тремя гунами материальной природы, или же довольствоваться плодами собственного воображения. Но все эти глупые рассуждения не дают возможности познать Кришну.

 

 

 

БОГ: Нельзя на страницах Бхагавад-Гиты приводить мнения разных людей разных ступеней развития и уровня мыслительной деятельности касательно Личности Бога или их понимания касательно Божественной работы в материальном мире. Нельзя этими их и своими в этом плане рассуждениями засорять Святое Писание, где речь должна идти сугубо о Божественных качествах, Божественном труде в материально мире, о преданному служении, о всех направлениях Совершенных Духовных Знаний, данных Богом в материальный мир для помощи человеку развить качества. подходящие для пути преданного служения и далее направляющие Волею и Планом Бога человека на духовный план.

 

 

 

 

Тем, кто действительно хочет постичь Aбсолютную Истину, Господь в этом стихе как бы говорит: «Я - Верховная Личность Бога. Я - Всевышний». Это необходимо знать. Хотя мы не можем постичь непостижимого Господа и не ощущаем Его присутствия, Господь тем не менее существует.

 

 

 

БОГ:  Так в стихе Бог не Говорит. Вот перевод стиха: «2.Ни полубоги, ни великие мудрецы не знают Моих качеств, непременно Источника всех полубогов и всех великих мудрецов.». Бог никого не убеждает в данном стихе, что он Бог. Это – априори. Не тот уровень тех, кто уже идет по пути преданного служения, чтобы их в чем-то убеждать. У Бога достаточно подходящих средств, чтобы показать человеку Свое присутствие в материальном мире. Бог никому ничего не доказывает. Бог Знает, как вести человека, чтобы дать ему непоколебимую веру. И преданным на эту тему рассуждать грех. Касательно стиха. Смысл достаточно прост и, как сказано, так и надо понимать. Для древних полубоги и великие мудрецы считались великими и чуть ли ни мистическими личностями, в уме которых и в знаниях которых никто не сомневался, как и предполагалось, что они обязаны знать все, что касается материального мира и непременно многое, что касается сокровенных духовных знаний. Они как бы наделены Самим Творцом такими высочайшими знаниями, и никто не может с ними сравниться в этом направлении. Но стих говорит о том, что и  будучи столь могущественными, великими, знающими несомненно Самого Бога, общающиеся несомненно с Богом, выполняющие поручения Бога, они, тем не менее, не могут постичь своего Творца, как бы ни были высоки и разумны. Т.е. речь в стихе идет о Величии Бога, но через те образы, которые бытовали в обществе времен Арджуны, где все мерили могуществом отдельных выдающихся порою и мифических представителей Самого Бога.

 

 

 

 

 

 

 По-настоящему узнать Кришну, который вечен, исполнен знания и блаженства, можно, просто изучая Его слова, запечатленные в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Понимание Бога как некой всемогущей силы, то есть концепция безличного Брахмана, доступно тем, кто находится под влиянием низшей энергии Господа, но постичь Бога как личность можно, лишь находясь на духовном уровне.

 

 

БОГ: Великая иллюзия думать, что можно «По-настоящему узнать Кришну». Невозможно. Бог Непостижим никаким умом, никаким преданным служением. Бога постичь даже самую малость не получится ни у кого. О Себе Бог дает крупицы Знаний, которые можно вообще дать человеку, ибо ум человека ограничен и не может мыслить далеко за пределами материального существования, но отчасти. В постижении Бога ничто человеку не в помощь, ни путь размышлений, не направленная на Бога медитация, не памятование о Боге через качества Бога и те духовные Знания, которые Бог дает о Себе в Святом Писании, ни полноценное и всеобъемное преданное служение, ни отрешение от материального мира даже самое высокое… Постичь Бога не получится в иных пределах, нежели те, которые Знает и дает человеку Бог в пути его преданного служения. Эти пределы могут развиваться, но никогда не будет достигнута цель постичь Бога Кришну, как Он есть.

 

 

 

Поскольку большинство людей не может постичь истинную природу Кришны, Господь по Своей беспричинной милости, из сострадания к таким философам нисходит в материальный мир.

 

 

БОГ: Нет. Бог Сам в материальный мир не нисходит из сострадания к кому бы то ни было, а присылает Свое уполномоченное воплощение, подготовленное Богом Кришной живое существо для выполнения определенной миссии, которая всегда имеет отношение к передаче людям Святых Писаний или необходимого к ним дополнения с учетом ступени развития человечества в каждую данную эпоху и с необходимостью уточнения уже существующих в материальном мире Совершенных Духовных знаний. Но никому и ничего Бог не доказывает своим приходом через Свое воплощение. Также, надо понимать, что Сам Бог Кришна и никогда не покидает материальный мир и всегда присутствует в нем Своим полным целым.

 

 

 

 

Однако, хотя Верховный Господь являет здесь Свои удивительные деяния, эти философы, оскверненные влиянием материальной энергии, продолжают считать Всевышним безличный Брахман.

 

 

 

БОГ: Все удивительные деяния в материальном мире, связанные с приходом в материальный мир Бога Кришны, есть вымысел, который был необходим древним людям, ибо в такой форме рассказы о Боге были и приемлемы и понятны и соответствовали общей ступени материального и духовного развития людей времен Арджуны и раньше и позднее. Мнения людей всегда отражали их ступени развития. Каждый в направлении явления Бога в материальный мир думал так, как ему давал Бог Кришна, а Бог давал каждому строго то понимание и убеждение, которое и соответствовало его ступени материального и духовного развития. Такое разделение пониманий о Боге естественно, создается и поддерживается Богом и дает приемлемую картину, которая и возможна и кажется естественной человеку, ибо единодушие в таких вопросах и не способствовало бы развитию тех игр и ролей, которые и имел в Планах Бог, посылая к людям Свое уполномоченное воплощение.

 

 

 

 Только тот, кто безраздельно предался Верховному Господу, по Его милости может понять, что Всевышний - это Кришна.

 

БОГ: Предаться Богу безраздельно невозможно. Бог такими понятиями относительно человека не оперирует. Это чисто человеческое понимание, где человек склонен преувеличивать свои возможности перед Богом и в плане преданного служения и в плане предания себя Богу. Всем Управляет Бог, и для каждого есть своя степень предания себя Богу, которая может и развиваться, но никогда не достигнет абсолютного значения. Также, в древние времена была необходимость в том, чтобы многие люди принимали это воплощение за Самого Бога, ибо на этом и держались необходимые игры и роли, которые потом и могли привести к ситуации касательно передачи людям Святого Писания, и непременно должно было быть понимание, что это Писание дал людям Сам Бог Лично. Поэтому, кому было необходимо, он точно понимал Волею Бога, что пришел Бог. Другие понимали на столько, на сколько это также было для каждого необходимо и соответствовало ступени материального и духовного развития каждого.

 

 

 

Преданных Господа нисколько не интересуют представления о Боге как о безличном Брахмане;

 

 

БОГ: У Бога нет безличностного аспекта.

 

 

 любовь и вера, которой они обладают, заставляют их немедленно предаться Верховному Господу, и тогда по беспричинной милости Кришны они становятся способными постичь Его.

 

БОГ: Когда Бог приводит человека к преданному служению, то каждому дает свои на это причины. Что касается веры, то это базисное понимание, и  оно непременно присутствует в каждом, кого Бог направляет на служение Себе. Но что касается любви к Богу, то ее надо еще преданному заслужить. Бог может дать любовь к Богу через другое религиозное направление, но любовь именно к Богу Кришне получить непросто. На это нужно направить всю свою жизнь и именно через осознанный путь преданного служения, куда входят и духовные практики, и изучение Святого Писания, и поклонение Богу, и аскетический образ жизни, и добродетель, и отрешенность, и не привязанность к плодам любой своей деятельности, и не привлечение внешними наслаждающими объектами материального мира, и развитие высоких духовных качеств, и контроль ума, желаний и чувств… Также, немедленно предаться Богу невозможно, ибо и это надо у Бога заслужить через всеобъемлющий путь преданного служения, и также надо понимать, что такое предание Богу происходит только по Воле Бога в течение долгого периода преданного служения, и только отчасти Бог позволит полностью полагаться на Бога или далеко не во всех вопросах преданного служения и материального бытия, ибо это опасно и может помешать развитию человека и в материальном и в духовном направлении, ибо человек становится неактивным и не вовлекается в развивающие игры и роли. Также, постичь Бога невозможно. Но принять качества Бога и медитировать на них, как и развиваться через этот духовный процесс Бог дает каждому преданному и этим вопросом полностью Управляет.

 

 

 

 

 

Никому другому это не доступно. Поэтому даже великие мудрецы возглашают: «Что есть атма? Кто такой Всевышний? Это тот, кому мы должны поклоняться».

 

 

 

БОГ: Если человек не преданный, но задает вопрос высокого духовного порядка, то такой человек отмечен Богом  и в свое время Бог непременно поведет его через путь преданного служения и даст ему ответы на эти и все другие вопросы через изучение Святого Писания, как и закрепит эти знания через сам долгий и старательный процесс преданного служения Богу Кришне.

 

 
 
 
ТЕКСТ 3

 

 

йо мам аджам анадим ча

ветти лока-махешварам

асаммудхах са мартйешу

сарва-папаих прамучйате

 

йах - который; мам - Меня; аджам - нерожденного; анадим -  не имеющего начала; ча - также; ветти - знает; лока - планет; маха-ишварам - верховного повелителя; асаммудхах - неподвластен иллюзии; сах - он; мартйешу - среди тех, кто обречен на смерть; сарва-папаих - от всех последствий грехов; прамучйате -  освобождается.

 

Из всех людей только тот, кто знает, что Я - нерожденный и не имеющий начала верховный повелитель всех миров, неподвластен иллюзии и свободен от всех грехов.

 

 

 

БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «3.Любой, кто знает Меня, как Нерожденного, также,  как не имеющего начала, как Высшего Управляющего над всеми планетами, Ишвару, он  не подвержен иллюзии среди всех смертных и освобождается от всех последствий кармической деятельности.».

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Как было сказано в седьмой главе (7.3), манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе: те, кто пытается постичь природу духа, не обыкновенные люди; они превосходят миллионы и миллионы тех, кто вовсе лишен духовного знания.

 

 

БОГ: В приведенном стихе 3 речь идет не о постижении Личности Бога, а о том, что: Если человек Знает (в результате преданного служения и не иначе), что Бог Нерожденный, что Бог не имеет начала, что Бог есть Высший Управляющий над всеми планетами или Высший Ишвара, то такой человек имеет две награды от Бога: 1. Он не подвержен иллюзорным энергиям Бога (т.е. видит все, как есть), и 2. Он освобождается от последствий кармической деятельности. Вся суть стиха. Это обещание Бог дает в стихе людям времен Арджуны. Они должны были понимать, ЧТО совершенные Знания могут повлечь за собой. В современном материальном мире этот стих должен иметь поправку. Все же не полностью человек освобождается от иллюзорных энергий Бога, ибо это невозможно и крайне было бы именно для материального и духовного развития человека неблагоприятно. И также, современный человек должен знать, что и полного освобождения от последствий кармической деятельности он не достигает, ибо этому препятствуют вечно несовершенные качества человека, но ослабление кармических последствий и весьма существенное Бог дает. А что касается стиха 7.3, приведенной части стиха, то этот стих к данному рассматриваемому не может иметь отношение и никак его не поясняет. Вот отрывок, приведенный выше комментатором: «манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе». Перевод: «Из тысяч людей, найдется хотя бы один, кто стремится к успеху.». Дальше текст стиха 7.3 такой: «…Из так стремящихся, а также уже достигших успех, нет ни одного, кто бы действительно знал Меня.». Т.е. стих 7.3 говорит не о том, что ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ЗНАНИЕ КАЧЕСТВ БОГА В ПРЕДЕЛАХ, УКАЗАННЫХ БОГОМ, а говорит о том, что Бога постичь нельзя. Не перекликаются стихи, не дополняют друг друга и не поясняют друг друга. Комментатор просто демонстрирует свою осведомленность в стихах, но не по существу их соединяет. Каждый стих – о своем. И перевод стиха 7.3 неверный…

 

 

 Но из всех, кто действительно пытается постичь свою духовную природу, самого высокого уровня достиг тот, кто осознал, что Кришна - это Верховная Личность Бога, нерожденный владыка всего сущего.

 

 

БОГ: На самом деле речь о духовной природе человека нигде не идет. Бог не направляет мыслительный процесс преданного на то, какова его природа. Это слишком однозначный вопрос, чтобы о нем постоянно говорить. Это ошибка так комментирующему сосредотачивать внимание людей на том, что можно понять один раз и более к этому не обращаться. Да, у человека изначально божественная природа. И все. Кстати, и у дерева и у камня божественная природа. Но она должна развиваться и достигать качества высокого духовного порядка. Это само собой. Бог это обеспечивает и через путь материального существования и через преданное служение. Муссировать бесконечно вопрос о том, что надо постичь свою духовную природу, не следует, ибо эта тема уже более надуманная, чем дана Богом. Также, Бог не обещает совершенство тому, кто осознал, что Бог есть Нерожденный, есть Высший Управляющий и не имеет начала, но обещает ему освобождение от иллюзорных энергий Бога и от последствий кармической деятельности. Но все это в своей мере и в свое время. Но это никак не обещание достижения «самого высокого духовного уровня». Ибо для преданного этот уровень НЕ СУЩЕСТВУЕТ, как и не существует некое самопознание. Ибо познавать нечего. Все понятно. Все – творение Бога, сотворены из Тела Бога и потому имеют Божественную природу. И все дела. Больше в этом вопросе преданному копаться не надо. Но просто это знать.

 

 

 Только поднявшись на этот уровень и полностью осознав Кришну как верховного повелителя, человек освобождается от всех последствий своих грехов.

 

 

БОГ: Так могли думать древние. Им надо было давать обещание, и Бог им давал обещание. Ибо люди были достаточно материалистичны, и их в преданное служение надо было как заманивать обещаниями и посулами разного порядка. От последствий своих грехов невозможно полностью очиститься и невозможно их полностью простить, ибо тогда эта душа не сможет развиваться, поскольку будет убран самый главный рычаг развития качеств человека высокого духовного порядка. Даже на духовном плане есть последствия ошибок человека, и Бог их тотчас исправляет Божественными средствами. И там нет гладкого пути. У Бога везде надо стараться, быть предельно внимательным к любому своему проявлению, к любому своему мыслительному процессу, ибо Бог искушает человека на каждом шагу и в том, где он ущербен. И в материальном мире и на духовном плане. Также. Ни о каком совершенстве речи быть не может нигде. Также, полностью осознать Бога Кришну – это непонятно, что. Это невозможно. С таким словами надо быть осторожным и никак не считать, что человеку это по силам. Не по силам.

 

 

 

Господь назван здесь аджа, что значит «нерожденный», однако Он не похож на обычных живых существ, которые во второй главе тоже названы словом аджа. Господь отличен от живых существ, которые рождаются и умирают из-за своих материальных привязанностей.

 

 

БОГ: Здесь не следует как-то просматривать слово аджа. Его также не следует использовать для сравнения Бога и живых существ. Везде это слово использовано по существу и может быть применимо и к живым существа (именно к ДУШЕ) и к Богу в плане того, что ДУША НЕРОЖДЕННАЯ И БОГ НЕРОЖДЕННЫЙ. Вот эти стихи: «20.на джайате мрийате ва кадачин

Найам бхутва бхавита ва на бхуйах

Аджо нитйах шашвато’йам пурано

На ханйате ханйамане шарире

21.ведавинашинам нитйам

Йа энам аджам авйайам

Катхам са пурушах партха

Кам гхатайати ханти кам».  И Перевод к ним: «20. В любое время, никогда не рождаетсяили умирает, никогда не возникала, не возникает и не возникнет в будущем, нерожденная, вечная, неизменная эта душа, старейшая, никогда не может быть убита, когда убито тело.

21.Тот, кто знает, что эта душа неразрушимая, вечная, нерожденная и неизменная, как такая личность, о, Партха, пойдет на причинение боли (страдания, связанного со смертью) кому-либо, когда убивает его.». Здесь нет противоречий и нет необходимости сравнивать Бога душу. Ибо они несравнимы. Не надо пытаться это делать. Для преданного должен быть запрет на любое сравнение Бога и человека через его нетленную и нерожденную душу. Не следует искать ни сходства, ни отличий. Просто преданный должен Знать, что душа есть частица Бога, извечно подчиненное и зависимое от Бога живое существо, которое Бог развивает, поднимая его из самых слабых форм жизни до уровня человека и в человеческом теле отправляет через путь преданного служения на духовный план. Также живые существа рождаются и умирают, т.е. меняют тела, не потому, что привязаны к материальному миру и к его источникам наслаждений, а потому, что колесо сансары решает вопросы развития живых существ, помогая через обновленные тела, чувства, желания вовлекаться в новые игры и роли и таким образом решать вопрос и об отдаче кармических долгов и вопросы материального и духовного развития. А привязанность к материальным объектам наслаждения дает людям и отдых, и интерес,  и дает желание жить и быть в жизни активным, и переключает их сознание и мыслительный процесс, и вовлекает в новые связи и отношения, которые также имеют всегда преимущественно развивающий для человека характер.

 

 

 

 

 

 

 Обусловленные души постоянно меняют тела, тогда как тело Господа всегда остается неизменным.

 

 

БОГ: так можно сказать. Но все же лучше не сравнивать Бога и живые существа.

 

 

 

 Даже приходя в материальный мир, Он остается нерожденным, поэтому в четвертой главе говорится, что, появляясь в материальном мире, Господь никогда не попадает под влияние низшей, материальной энергии, а остается в сфере Своей внутренней, высшей энергии.

 

 

БОГ: Бог в материальный мир не приходит. Он его никогда не покидает. Пронизывая все Свое материальное творение, Бог остается в нем полным Своим целым. А в материальный мир приходит воплощение Бога. Что касается материальной энергии или иллюзорных энергий Бога, то они направлены Богом на материальное и духовное развитие живых существ в материальном мире, и работа их всегда высоко духовна.

 

 

 

Здесь сказано: ветти-лока-махешварам. Каждый должен знать, что Господь Кришна - верховный владыка всех планет во вселенной. Он существовал до сотворения мира и отличен от Своего творения.

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 Все полубоги были созданы в материальном мире, но про Кришну говорится, что Он не относится к числу сотворенных живых существ, поэтому Кришна отличается даже от таких великих полубогов, как Брахма и Шива. И поскольку Он - создатель Брахмы, Шивы и других полубогов, Его называют верховным повелителем всех планет.

 

 

 

 

БОГ: Прежде всего, не было и нет и не будет никаких сотворенных живых существ, названных полубогами. Это вымысел. Есть Бог и Его творение, живые существа. Могущественных живых существ, уполномоченных управлять планетами, стихиями или помогать людям на материальных планетах не существует. Бог не сотворял таких живых существ. Также, никогда не было Брахмы и Шивы. Бог Управляет всем Своим творением, включая планеты, единолично.

 

 

 

Таким образом, Кришна отличен от всего сотворенного, и каждый, кто признает Его таковым, немедленно освобождается от всех последствий своих грехов.

 

БОГ: Это обещание было дано людям времен Арджуны. Так было надо. А современный человек должен понять, что никто так просто не может освободиться от последствий кармической деятельности, но все же очиститься в некотором роде возможно и только через долгий и старательный и всеохватывающий путь преданного служения. Именно на преданное служение должен смотреть преданный, а не на то, что он на уровне ума согласен с тем Что Говорит Бог. Этого мало, и это не продуктивно, и по разному можно согласиться или принять Слово Бога, есть разные уровни понимания одних и тех же Божественных постулатов. И также, все же речь идет об освобождении от кармических плодов не потому, что человек признает, что Бог «Кришна отличен от всего сотворенного», а вопрос в стихе идет о трех по кранйей мере причинах, которые человека могут освободить от последствий греховной деятельности и не только. Поэтому надо напомнить: : «Если человек Знает (в результате преданного служения и не иначе), что Бог Нерожденный, что Бог не имеет начала, что Бог есть Высший Управляющий над всеми планетами или Высший Ишвара, то такой человек имеет две награды от Бога: 1. Он не подвержен иллюзорным энергиям Бога (т.е. видит все, как есть), и 2. Он освобождается от последствий кармической деятельности.». Об этом текст 3 главы 10.

 

 

 Знать Верховного Господа - значит быть свободным от всех греховных привычек.

 

 

 

БОГ: Знать Бога Кришну… Это Бог дает преданному только в рамках преданного служения и изучения Святых Писаний. Но от низших греховных качеств это не освобождает. Качества греховные Бог искореняет Божественными средствами только через путь преданного служения и отчасти для преданного через возможности материального мира.

 

 

 

A как сказано в «Бхагавад-гите», постичь Господа можно только посредством преданного служения, и никак иначе.

 

БОГ: Постичь Бога невозможно. Бог Непостижим. Можно входить в Бога, утверждаться в Боге, можно  в свою меру постигать качества Бога. Но и то это очень условно. Ибо истинные качества Бога также Непостижимы, и их осознать через возможности человеческого ума невозможно. Бог дает Себя постигать человеку, но не постичь.

 

 

При этом Кришну нельзя воспринимать как обыкновенного человека. Как уже говорилось, думать так могут только глупцы. Та же самая мысль несколько иначе выражена в этом стихе. Тот, кто не является глупцом, кто достаточно разумен для того, чтобы понять положение Бога, всегда свободен от греха.

 

БОГ: В данном стихе речь о другом. Вот этот стих: «3.Любой, кто знает Меня, как Нерожденного, также,  как не имеющего начала, как Высшего Управляющего над всеми планетами, Ишвару, он  не подвержен иллюзии среди всех смертных и освобождается от всех последствий кармической деятельности.». Здесь о «глупцах» ничего не сказано, как и о «достаточно разумных». Здесь речь о тех преданных, которые хорошо понимают вследствие преданного сужения, что Бог Нерожденный, не имеет начала, является Высшим Управляющим в Своем творении. В таком случае Бог Говорит о так знающих преданных, что они (он) не подвержены иллюзии и освобождаются от последствий кармической деятельности. В стихе не рассматривается вопрос о том, как люди понимают  приход Бога в материальный мир.

 

 

 

Как Кришна, которого называют сыном Деваки, может быть нерожденным? Объяснение этому дано в «Шримад-Бхагаватам»: Господь, который предстал перед Васудевой и Деваки, не был рожден как обыкновенный ребенок: Он появился перед ними в Своей изначальной форме, и только затем принял облик младенца.

 

 

БОГ: Не было так. Это ведическая легенда.

 

 

Все, что совершается по указанию Кришны, духовно по природе и не имеет материальных последствий, которые могут быть хорошими или плохими.

 

БОГ: В материальном мире никто не находится на связи с Богом Кришной. Никто не может знать Волю и План Бога, никто от Бога лично не получает никаких указаний. Бог передает в материальный мир Святые Писания, и они являются тем, на что должен смотреть и чем руководствоваться человек в процессе своей жизнедеятельности, как и в пути преданного служения Богу Кришне. Бог Кришна не дает человеку Личные Указания, но ведет человека, работает над человеком, поднимая его постепенно по ступеням материального и духовного развития. Все требования Бога Кришны к человеку изложены в Совершенных Духовных Знаниях. Но эти Труды предназначены преимущественно для преданных Бога Кришны. Все другие люди следуют Воле Бога через непосредственное Управление Бога каждым человеком в соответствии с Планом Бога на развитие человека, в соответствии с качествами человека и ступенью его материального и духовного развития, а также в соответствии с тем, к какой религиозной конфессии он принадлежит.

 

 

 

 Представления о хорошем и плохом, существующие в материальном мире, в большей или меньшей степени придуманы, ибо в материальном мире нет ничего хорошего. Здесь все неблагоприятно, ибо неблагоприятна сама материальная природа. То, что мы считаем хорошим, является таковым лишь в нашем воображении.

 

 

БОГ: Материальный мир в Бхагавад-Гите Бог часто называет миром страданий или приходящим миром, тленным миром. Надо понимать, что Бхагавад-Гита имеет целью выводить людей на духовный план через путь преданного служения. Но для того, чтобы человек пошел по пути преданного служения, понимая свою конечную цель как оставление материального существования, ему нужно указать  на то, что  в материальном мире люди достаточно много страдают. Страдают по самым разным причинам, из-за своего телесного существования, ибо терпят болезни, увечья, сильные внутренние потрясения, терпят от других живых существ, от природных катаклизмов… С этим трудно не согласиться. И, осознавая это, человек, зная, что есть духовный план, где нет старости, болезней, смерти, может и такое понимание взять за основу решения начать преданное служение. Однако, надо все же понимать и то, что материальный мир есть абсолютное творение Бога. Здесь преимущественно живут люди материальные или слабо религиозные. Материальный мир призван Богом своими средствами Волею Бога поднимать человека вверх по пути материального и духовного развития, подготавливая его к преданному служению. А путь развития человека непрост, ибо требует вовлекать человека в развивающие игры и роли, поднимать нагара греховные качества и далее зарабатывать последствия греховной деятельности в виде страданий, которые и очищают человека. И все это происходит в колесе сансары. Этот путь исправления бывает очень не прост, поэтому Бог создает в материально мире и такие условия, которые дают человеку и отдыхать, и наслаждаться жизнью, и обогащаться, и достигать успехов, славы, или власти… В материально мире Бог дает людям творить, дает им технический прогресс, дает великолепную материальную природу, дает семью, любовь, дает желание жить, дает многие наслаждения… Все это тоже имеет развивающее для человека значение, и далеко не всегда человек развивается через путь страданий и преодолений, но и через достижение науки, культуры, искусства, разного вида творчества… Поэтому, материальный мир, сама жизнь не должны выглядеть для человека как место отбывание повинностей, но как дом, как место жизни, как уют и комфорт в своей мере. Это тоже преданные должны знать, и, называя все тленом, понимать, что этот тлен долговечен, что он охраняет человека и принимает самое непосредственное участие в его развитии, ибо обставляет быт человека. А это очень и очень существенно.

 

 

 По-настоящему благотворна только деятельность в сознании Кришны, проникнутая духом преданности и служения.

 

 

БОГ: Нет ни одного человека в материальном мире, кто миновал бы путь преданного служения. Но этот путь Бог дает каждому строго в свое время.

 

 

 Поэтому если мы вообще хотим, чтобы наша деятельность была благотворной, то должны действовать в соответствии с указаниями Верховного Господа. Эти указания можно получить из авторитетных священных писаний, таких как «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гита», или от истинного духовного учителя.

 

 

БОГ: Так можно сказать. Указание Бога есть в Святом Писании. Но это не Шримад-Бхагаватам и это не Бхагавад-Гита как она есть. Это – НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ. Что касается духовного учителя, то этот путь не действенный, ибо далеко не все духовные учителя точно знают и проповедуют Слово Бога. Этот путь вторичный. На первом плане изучение Святого Писания и сам путь преданного служения во всей полноте.

 

 

 Поскольку духовный учитель является представителем Верховного Господа, данные им указания - это указания Самого Господа.

 

 

БОГ: Духовные учителя не являются представителями Бога Кришны и не могут говорить и вести преданных от имени Бога Кришны. Они могут обладать достаточно высокими качествами, правильной религиозной речью, могут проповедовать, но их слово не может считаться авторитетным и достаточным, чтобы ему непременно следовать. Также, нельзя духовным учителям поклоняться, нельзя им служить, но помогать поддерживать свое тело можно, если учитель ведет отрешенный образ жизни и не может быть занят карма-йогой.

 

 

 Духовный учитель, святые люди и священные писания ведут к одной цели. Между ними нет и не может быть никаких противоречий.

 

 

БОГ: Нет у Бога святых людей в материальном мире, нет у Бога духовных учителей, чье слово было бы неотличимо о Слова Бога. Всех, все творение никто не может вести, ведет только и Единственно Бога Кришна, ведет как материальных людей, так и преданных Бога Кришны.

 

 

 

Действуя в соответствии с их указаниями, мы избавимся от последствий, которыми сопровождается благочестивая или неблагочестивая деятельность в материальном мире.

 

 

БОГ: Надо действовать строго согласно Воле Бога, Слову Бога, изложенному в Святом Писании. Другого пути нет. Новое Святое Писание должно быть доступно всем, как преданным Бога Кришны, так и остальным людям материального мира, ибо Бог будет наказывать каждого именно за не следование Воле Бога в  Новом Святом Писании.

 

Отношение преданного к своей деятельности - это отношение человека самоотреченного, и такой образ действий называют санньясой. Как сказано в первом стихе шестой главы «Бхагавад-гиты», тот, кто действует из чувства долга, выполняя указания Верховного Господа, и не стремится насладиться плодами своего труда (анашритах карма-пхалам), по-настоящему отрекся от мира.

 

БОГ: Тот, кто действует из чувства долга и не стремится к плодам своего труда, только учится  идти по пути отрешения. Этот путь Бог не дает сразу, ибо он требует предварительно большой духовной практики и продолжительного по времени преданного служения. Поэтому не следует ни о ком заявлять, что он «по-настоящему отрекся от мира», ибо только Бог Знает на каком этапе своего отрешения человек находится.

 

 

 

 Санньяси и йоги - это не те, кто просто рядится в соответствующие одежды; истинным санньяси и йогом является любой, кто всегда действует, исполняя указания Верховного Господа.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0318278 от 9 июня 2020 в 19:26


Другие произведения автора:

48.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. КАРМА-ЙОГА – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ БОГА. СТИХ.5-7.

86.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ БОГА. СТИХ.33-42.

106.БХАГАВАД –ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 17. СТИХ.21-28.

Рейтинг: 0Голосов: 0135 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!