52.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. СТИХ.15.

17 ноября 2020 — Наталия Маркова

52.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. СТИХ.15.

 

15.Всевышний никогда не принимает на себя последствия чьей-либо греховной деятельности, никогда также последствия благочестивой деятельности, тех, находящихся в заблуждении людей, чье знание покрыто невежеством.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Следует исходить из того, что данная глава всецело направлена на пояснение преданного служения карма-йоги и шаг за шагом Бог Кришна поясняет Арджуне и всем все тонкости этого пути, плюсы тех, кто выбрал именно это направление для своего духовного развития, как путь через деятельность, который при пределенных условиях обращается в преданное служение и кординально меняет истинное положение человека, так и минусы тех, кто предпочитает идти материальным путем, считая себя создающим и распоряжающимся плодами любых своих трудов, кто видит лишь себя причиной, привязан и устремлен к удовлетворению чувств, как естественному процессу своего Бытия, в том черпая смысл и цель. Данный стих имеет отношение именно к этим людям, причем всегда, во все времена. В чем же предупреждает Бог? Что должны учитывать те, кто хочет работать, как работает, честно (в лучшем случае) зарабатывая деньги и неся их домой? Что же они делают не так? Чем может обернуться для них вроде бы нормальное и общепризнанное понимание о необходимости трудиться и праве распоряжаться плодами своего же труда? Если ответить коротко – круговоротом сансары. Все то же, так же, от рождения к рождению, с тем или иным набором счастья и страдания, где счастье не видно или считается само собой разумеющимся и страдания, которые кажутся идущими бесконечной чередой.

Материальный мир и материальные отношения неизменно есть творение Бога, в котором идет непрерывающийся процесс развития живых существ. В этом процессе люди, ведомые Богом, даже будучи неверующими или слабо верующими, непременно, развиваясь, идут по пути осознанного и неосознанного совершенства, что выражается на каждой ступени каждого человека в наборах его положительных и отрицательных качеств. У каждого этот набор – свой. Именно он передается от рождения к рождению, как личный багаж, который с жизнью наполняется еще, пересматривается, обновляется или от чего-то отказывается. Так или иначе, но именно этими качествами человек вовлекается в материальный труд. Поэтому, сколько людей, столько и разновидностей вкладов в ту или иную деятельность, столько и результатов труда, успехов и неуспехов в любом виде деятельности. Качества влияют абсолютно на все, как на труд в данной жизни, на отношения, на связи и общения, так и на карму человека. Но поскольку качества человека (которые в быту называются его характером, убеждениями, склонностями, образом мышления) можно разделить на положительные, отрицательные и средние, то и результаты деятельности, в которую человек вовлекается, могут быть греховными, благостными или благочестивыми и нейтральными, имеющими тот или иной оттенок.

Данным стихом Бог говорит материальному человеку, что, если он работает с тем пониманием, которое для него считается нормой, то хочет или нет, но рождает любой своей деятельностью, и греховной и благочестивой, последствия. Последствия сами собой не возникают, но есть результат привязанности человека к своей деятельности и плодам. Привязанность приписывает плоды себе.  Это выражается в том, что считая себя единственной причиной, человек хочет, желает, настаивает, чтобы все хорошее, что он создал своим трудом, было связано с ним лично, было ему возвращено или в виде материальных благ, или в виде почестей и славы, или в виде того, что можно передать детям или родственникам, или в виде здоровья, или в виде благодарности. Все в зависимости от вклада. Точно также, выполняя деятельность с греховным результатом, имея привязанность, человек опять же, хочет или нет, но в связи с привязанностью, плоды связывает с собой, видя себя причиной, порождая снова последствия, сказывающиеся на жизни, здоровье, имуществе, положении других, но отрицательные, требующие возврата к тому, кто был их источником и брал на себя функции создающего и рещающего. Так по жизни человек, мысля обычным образом, накапликвает и положительные и отрицательные последствия своей земной деятельности, и так за ряд жизней…  Эти последствия и добрых и греховных дел как бы его собственность, и право на эту собственность ему дает привязанность, чувство претендования. Но эти чувства Бог только удовлетворяет, причем в полном объеме, не беря эти энергии, как последствия на Себя, о чем и говорится в данном стихе. Это значит, что в новом рождении к человеку начнут возвращаться руками других людей его благодеяния,  как и руками других людей его грех, все в виде материальных благ, удач-неудач, ситуаций, поддержек, слов, советов, поучений, в виде мужей и жен,  детей, всех близких родственников… Через всех, через качества всех начнут отдаваться долги. И прошлые, и позапрошлые жизни и еще далее начнут отаукиваться. Некоторые долги  начнут возвращаться такие, которые ожидали свой час долго, ибо сделав против другого человека иногда сразу реакцию не получают, поскольку надо так духовно созреть и такие качества еще приобрести, чтобы выдержать, снести, сделать правильный вывод, правильный выбор и прийти бесповоротно к тому, что желает получить в качествах человека Бог. Таким образом, обычное материальное рассуждение и привязанности оборачиваются для человека кармическими реакциями, где без страданий, в виду несовершенства человека и его деяний, никак не обходится. Т.о. обладая материалистичным мышлением, человек запутывается, обрастает кармическими последствиями, становится их вечным должником, не может самостоятельно вырваться из этих пут, ибо не знает, как думать, как работать, как вообще вести себя, ибо материальные отношения как бы сами вовлекают, сулят, а потом, как снежный ком… Но путь карма-йоги все ставит на свои места, как только человек не только начинает видеть, Кому изначально все принадлежит, от Кого Все исходит, Кто истинный Хозяин, но и делает такое сознание своим убеждением и руководством к пониманию в любой деятельности, своим образом жизни, своим связующим процессом, что естественным образом разрывает все путы всех видов деятельностей, что становится нормой для того, кто изначально находится в подчиненном положении. Непривязанность к плодам означает видение Того, Кому они принадлежат. Отсюда автоматически исходит и отношение  к результатам и положительным и отрицательным, ибо каковы бы ни были результаты, но посвящение их Богу, как и процесса труда, делает их чистыми, или очищает так, что их принимает Бог на Себя, как истинный Владелец, не устремляясь через них воспитывать живое существо, но направляя их в духовное русло, развивающее, но через совершенные духовные знания, к которым человек становится достаточно восприимчив, ибо в полной мере и на практике признал Отца. Не материальный мир, но Сам Отец через материальный мир и духовные средства начинает поднимать преданного по ступеням духовного развития, шаг за шагом все более освобождая его от материальных качеств и следствий, которые они за собой влекут.

Материальных людей здесь Бог также называет заблуждающимися, чье знание покрыто невежеством.

Здесь следует сказать, что заблуждение имеет отношение не ко всем, ибо существуют еще те ступени развития людей, где иное мышление просто противопоказано, и Бог ни за что таких людей не вовлечет в преданное служение карма-йогу ввиду их абсолютной неготовности на данной ступени развития, что предполагает низкий уровень качеств. Заблуждаться – это все-таки знать, предчувствовать, но еще не устремиться.  Заблуждаются те, кто почти готов, кто уже в достаточной мере подготовлен Богом для преданного служения и Бхагавад-Гита, как и каждый ее стих уже для него, ибо может разбудить и призван разбудить и будет разбужен Волею Бога. Т.е. заблаждающиеся – это те, кто, как Арджуна, уже подошел вплотную к преданному служению, у кого в душе уже стали происходить добрые брожения чувств и желаний, чьи знания уже на том уровне, когда им нехватает религиозного обрамления. Это те люди, которые материальным путем достигли достаточные качества, опыт, понимания, убеждения, побывали в разных религиозных конфессиях, чей ум получил от Бога нужную информацию и принял ее.

Предварительно просмотрев строки стиха, вновь  обратимся к нему.

Как уже было сказано, человек сам не исполняет работу, не является создающим, не зависит от работы, фактически не причастен к результату, но находится в прямой зависимости от своих собственных качеств. Качества человека соответствуют той ступени, на которой он на данный период находится.

Как отмечалось, существует три основные ступени, которые может занимать человек, будучи под влиянием трех гун материальной природы. Однако, на каждой ступени под преимущественным влиянием одной гуны природы, человек может находиться в течение сотен своих рождений и в пределах этой одной ступени продолжает подниматься к следующей ступени под влиянием этой  и других гун природы через сотни и тысячи подступеней по направлению к ступени новой гуны. Подъем на каждой ступени происходит непрерывно по мере того, как изменяются от жизни к жизни качества человека, его взгляды, поведение, что возможно в результате постоянных преодолений в результате кармический реакций, которые непрерывно  работают над человеком, Волею Бога заставляют пересматривать свои ценности и выбор, качества и цели. Достигнутые качества дают основание Богу поднимать человека на более высокую ступень, менять его окружение, обстоятельства, желания, опыт.

Опыт – есть часть знаний человека, результат его практической деятельности и основа его развития. Но немалое значений для развития лучших качеств имеет и осознанный путь постижения знаний, как материальных, так и духовных,  роль которых неприходяща в развитии интеллекта человека и его культуры, что также развивает человека, усиливая его чисто человеческие качества, включая порядочность, правдивость, совестливость, нравственность в целом. Однако, наряду с этим развивая ум, человек может, переходя, скажем, в гуну страсти, становиться и более изощренным в удовлетворении своих чувств, что требует от него наравне с развитыми лучшими качествами и не отказываться от качеств, которые ему как бы в помощь. Человек становится более хитрым, лицемерным, лживым, пристрастным, изворотливым, направляя себя на путь достижений, славы, богатства, карьеры… Гуна страсти и качества здесь проявляемые самые диаметрально противоположные. Здесь все идет во благо материальным преумножениям, все работает на привязанностях в чистом виде. Это ступень, где изобилуют самые величайшие грехи и благодеяния. Вообще, чем знания человека материалистичней, тем больше человек проявляет качества, порождаемые китами невежества: страхом, завистью, гневом и плюс борьбой за существование, гордыней и самим невежеством (или преимущественно слабой религиозностью). Таким образом, постоянно развиваяст, человек через свои качества постоянно вовлекается в самую разную деятельность, которая, как было сказано, становится причиной как благоприятных, так и неблагоприятных для человека последствий. И это происходит на всех ступенях развития человека. так человек, рождаясь вновь и вновь, становится  задолжником своих деяний, которые являются непременным следствием опять же качеств человека. Поэтому жизнь человека еще до рождения спланирована Богом так, чтобы человек в ней и отдавал и получал долги и зарабатывал новые. Именно тако путь позволяет человеку на себе претерпеть все страдания и благочестивые реакции изнутри, дать им оценку, увидеть суть страданий, которые осознанно и неосознанно нес другим и так вырабатывать в себе шаг за шагом определенное отношение к той или иной греховной деятельности, как и к деятельности праведной. Только так происходит внутреннее саморегулирование, отказ, неприемлемость к поступкам определенного вида, как и к поведению, как и к речи. Только так человек может научиться принимать чужую боль и быть искренним сопереживании и милосердии. Как было сказано, последствия благочестивых поступков также возвращаются к человеку в виде помощи самых разных уровней, рождая чувство благодарности, укрепяя в понимании действенность и необходимость Добра. Поэтому в данном стихе Бог Говорит, что не берет на Себя чей-либо Грех или благочестивую деятельность, что означает, что грех Не Прощается, но возвращается, как Урок, как Наставление, как Предупреждение, ибо без этого возврата, без такого Божественного промысла не научить, не исправить, не развить, не приблизить к Богу, не поднять на более высокую ступень, не  освободить. В этой связи всякий, творящий Добро или Зло, привязанный человек, материалистичный, должен знать, что они не осядут неподвижным грузом в памяти Бога, но в свое время непременно возвращаются, как заработанное тому, кто и готов и должен принять, поскольку привязываясь в плодам деятельности, автоматически и связан со всеми вытекающими последствиями. Все это – расплата энергиями. Какие отдал – такие и получил, а Бог только передает и контролирует так тех, кто на этих условиях и сотрудничает с Богом в материальном мире, считая себя создающими и распоряжающимися. Однако надо знать и то, что Бог – Личность и с Ним можно общаться через молитву и просьбу всегда. Это значит, что всегда следует молить Бога о прощении своих грехов, как тех, о которых человек в этой жизни помнит, так и о тех, которые за пределами человеческой памяти. Искренняя и постоянная молитва, раскаяние Бог непременно учитывает и видя старания человека о душе своей, многие беды отводит, заменяет, ослабляет, вовремя приводит людей на помощь, дает изнутри лучшие советы, дает тех, на кого можно положиться, иногда и творит буквально чудеса помощи тем, кто признал Владыку, стал перед Богом смиренным и готов идти по пути религиозному любого уровня. Такого человека, припавшего к Богу, Бог действительно щадит, смягчает удары судьбы, помогает изменить качества через более безболезненные пути, через примеры других, через проявления личной добродетели, через религиозные проповеди детей Бога. В этой связи следует знать, что и Иисус не взял на себя грехи людей. Каждый видит  и знает, что страдания никто не может миновать, ни глубоко верующий христианин, ни незыблемый материалист, ни добродетельный, ни духовно ленивый. Последствия греховной деятельности предыдущих воплощений, как и этой жизни, сказываются на всех, во все времена и эпохи. Роль Сына Божьего в том, что Он пришел в мир, как посредник между Богом и людьми, ибо к Самому Богу обращаться, будучи слабым в аскезах и жертвоприношениях, будучи пристрастным и греховным в немалой степени нельзя, ибо слишком высоко стоит Бог. Но через Сына Бог Отец слышит каждого и помогает каждому, как невежественному, так и глубоко религиозному человеку. В этом миссия Спасителя. Сын Божий стал Тем, через Кого Бог Отец стал доступен каждому, не требуя много взамен и никого не оставляя без Бога, ни самого великого грешника, ни святого.

 Этот стих в большой мере имеет отношение ко всем материальным людям, которые еще далеки от совершенных духовных знаний, не знают свое истинное положение и роль любой деятельности в их жизни. Этот стих также помогает проснуться в Боге тем, чьи качества подходят, кто готов, кто может увидеть причину всех своих страданий и начать осознанный путь освобождения и освобождения прежде всего от оков работы, кто может здраво оценить свои качества и увидеть реально, какие качества следует развить и какими средствами. Эти средства – Само Слово Бога. Об этом в следующем стихе, как и о тех, кто выбрал карма-йогу.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0323586 от 17 ноября 2020 в 21:48


Другие произведения автора:

26.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 26-30.

115.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.45.

122. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 63-65

Рейтинг: 0Голосов: 0185 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!