52.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 8. ТЕКСТ 9-14.
52.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 8. ТЕКСТ 9-14.
ТЕКСТ 9
кавим пуранам анушаситарам
анор анийамсам анусмаред йах
сарвасйа дхатарам ачинтйа-рупам
адитйа-варнам тамасах парастат
кавим - того, кто знает все; пуранам - старейшего; анушаситарам - властелина; анох - атома; анийамсам - меньшего; анусмарет - пусть сделает предметом размышления; йах - который; сарвасйа - всего; дхатарам - хранителя; ачинтйа - непостижим; рупам - того, чей облик; адитйа-варнам - сияющего, словно солнце; тамасах - тьмы; парастат - за пределами.
Думай обо Мне как о всеведущей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчайшего и кто поддерживает все мироздание; как о том, кто выше всех материальных представлений, кто непостижим и кто всегда остается личностью; как о том, кто сияет, словно солнце, кто запределен материальному миру.
БОГ: Перевод не точный. На самом деле этот стих будет закончен только со следующим стихом в совокупности, т.е. надо читать и комментировать два стихи 8 главы, 9 и 10 стихи вместе, ибо 10 стих продолжает стих 9. Вот эти стихи: «9.Тот, кто постоянно помнит обо Мне, как о Том, Кто все знает, как о старейшем, как о Том, Кто всем Управляет, как о Том, Кто меньше атома, как о Том, Кто все поддерживает и Чья форма Непостижима, Кто ослепителен, как солнце и Кто возвышается над тьмой, 10. Он в момент смерти, не отклоняясь умом, с преданностью вовлеченный в практику йоги, также непременно силой мистической йоги полностью установив воздух жизни между бровей, достигает эту Верховную Божественную Личность.»
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе описано, как надо думать о Всевышнем. Очень важно то, что Господь не безличен и не является пустотой.
БОГ: Грубейшая ошибка просто в Святом Писании посмотреть в эту сторону, ни то чтобы это здесь обсуждать. Такое низкое понимание никаким образом выделять нельзя или заострять на нем внимание человека. Такая деятельность, таким комментарии есть Грех.
Невозможно думать о чем-то безличном или о пустоте. Те, кто пытается делать это, сталкиваются с большими трудностями.
БОГ: Эту тему, такой уровень материального мышления здесь ни поднимать, ни рассматривать нельзя, но исходить строго из того, что сказано в стихе. Никакие низшие уровни где-либо бытующего мышления не должны находить место на страницах Святого Писания.
Но думать о Кришне, как явствует из этого стиха, совсем не сложно.
БОГ: Преданный не должен задаваться мыслью, сложно или не сложно мыслить о Боге. Неисповедимы пути Бога. Нерадивому, не старающемуся преданному будет достаточно проблематично думать о Боге, ибо Бог никому не дает Себя легко. Бог есть Тот, Кто Сам сосредотачивает преданного на Личности Бога, удерживает его ум в этом направлении, основываясь на Знаниях Высокого духовного порядка в нем, дает направлении мыслительного процесса, дает и желание и возможности не отвлекаться от Всевышнего, дает или напоминает, как можно и нужно думать о Боге и Божественных качествах. Поэтому преданный должен быть всегда осторожен, как и любой йог, сосредотачиваясь на Личности Бога. Он должен понимать и то, что мыслительный процесс ему полностью подает Всевышний, и в себе благодарить Бога за такую Милость, должен быть в этом мыслительном процессе достаточно бдительным, ибо Бог может дать и такое направление ума, которое будет искушением Бога, ибо не все мысли о Боге могут быть и чисты и праведны. Сосредоточение мыслительного процесса на Боге есть очень серьезный внутренний труд, где человек постоянно, думая о Боге, как о Высочайшей Личности, Которая здесь и сейчас присутствует в нем, должен постоянно благодарить Бога, просить прощение у Бога, восхвалять Бога, смиренно входить в Бога, считая себя низшим из низших, не прося никаких благ, ни материальных, ни духовных, быть очень аккуратным в мыслительном процессе и понимать, что нельзя очень долго сосредотачивать себя на Боге, всему есть предел, и должен улавливать в себе тот момент, когда Бог Скажет ему через внутренние энергии: хватит. Человек должен понимать, что главное, чтобы он был в состоянии Божественного присутствия в себе, чтобы он всегда понимал, что он в Боге, чтобы всегда себя этим контролировал, свои поступки, речь, мыслительный процесс, поведение, через это и сосредотачиваясь на Боге. Но при этом обращение к Богу в себе должно быть минимальным, человек не должен к Высоко стоящей Божественной Личности, сам первым обращаться, но только через молитву и только, когда в себе почувствует разрешающую энергию.
Прежде всего, Господь - это пуруша, личность, и мы должны думать о Раме или о Кришне как о личности.
БОГ: Медитация на Раму не разрешается. Надо сосредотачивать свой ум только на Боге Кришне. Другие имена Бога в преданном служении Богу Кришне недопустимы.
В этом стихе описаны качества Верховной Личности, будь то Рама или Кришна. Господа называют кави: Ему известно прошлое, настоящее и будущее, поэтому Он всеведущ. Господь - старейшее существо, ибо Он является источником всего сущего; все исходит от Него. Кроме того, Он - верховный повелитель вселенной, хранитель мироздания и наставник человечества. Он меньше мельчайшего. Размеры индивидуальной души составляют одну десятитысячную часть кончика волоса, но Господь так непостижимо мал, что входит в сердце этой крошечной частицы. Будучи Верховным Господом, Он входит в атом. Находясь в сердце крошечного живого существа, Он в образе Сверхдуши направляет все его действия. Принимая такие маленькие размеры, Он в то же время остается вездесущим хранителем мироздания. Именно Он держит на Себе все планеты. Мы часто недоумеваем, как такие огромные планеты держатся в пространстве. Здесь сказано, что Своей непостижимой энергией Верховный Господь держит на орбите все огромные планеты во всех галактиках. В связи с этим примечательно слово ачинтйа, «непостижимый».
БОГ: Почти правильно. Но надо понимать, что речь не может идти о сверхдуше, ее не существует. Есть Бог Кришна, присутствующий в Своем творении Своим полным целым. Также, Бог не расположен именно в сердце живых существ, но равно расположен во всем теле живого существа, в любой его точке присутствуя Лично. Что касается души, то душа есть энергия Бога, неотделима от Бога ни при каких обстоятельствах, ни на какой ступени развития души живого существа. Бог на самом деле в душу не входит, а всегда в ней присутствует, независимо от того, воплощена она в теле или нет.
Никто не в силах охватить умом энергию Бога, поэтому ее называют непостижимой (ачинтйа).
БОГ: Речь идет не об энергии Бога Кришны, а о Его Непостижимой форме – ачинтйа-рупам
Кто станет спорить с этим? Пронизывая Собой весь материальный мир, Господь при этом находится за его пределами.
БОГ: Так можно сказать.
Мы не можем понять даже то, как устроен материальный мир, который совсем незначителен по сравнению с духовным миром, - так как же нам постичь то, что лежит за его пределами?
БОГ: Так можно сказать.
Aчинтйа - это то, что находится за пределами материального мира, то, что невозможно понять, используя логику и философские рассуждения. Поэтому, не тратя время на бессмысленные дискуссии и размышления, разумные люди должны признать истиной то, о чем говорится в священных писаниях, таких, как Веды, «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и следовать содержащимся в них наставлениям. Тогда они смогут обрести истинное знание.
БОГ: Так можно сказать. Однако. Надо исходить только из Новых Совершенных Знаний. Веды и Шримад-Бхагаватам следует считать неавторитетными писаниями.
ТЕКСТ 10
прайана-кале манасачалена
бхактйа йукто йога-балена чаива
бхрувор мадхйе пранам авешйа самйак
са там парам пурушам упаити дивйам
прайана-кале - в момент смерти; манаса - умом; ачалена - не отвлекающимся; бхактйа - с любовью и преданностью; йуктах - занятый; йога-балена - силой мистической йоги; ча - также; эва - безусловно; бхрувох - бровей; мадхйе - между; пранам - жизненный воздух; авешйа - направив; самйак - полностью; сах - он; там - того; парам - трансцендентного; пурушам - Личности Бога; упаити - достигает; дивйам - духовного царства.
Тот, кто в момент смерти направляет жизненный воздух в межбровье и, обуздав с помощью практики йоги свой ум, сосредоточивает его на Верховном Господе, думая о Нем с любовью и преданностью, непременно достигнет обители Верховной Личности Бога.
БОГ: Стих 10 надо переводить, как продолжение стиха 9: «10. Он в момент смерти, не отклоняясь умом, с преданностью вовлеченный в практику йоги, также непременно силой мистической йоги полностью установив воздух жизни между бровей, достигает эту Верховную Божественную Личность.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что в момент смерти нужно сосредоточить ум на Верховном Господе и думать о Нем с любовью и преданностью.
БОГ: Никакая йога в современном мире не должна преследовать цель оставления тела и перехода на духовный план. Такую медитацию Бог не примет и не даст никаких желаемых последствий, но колесо сансары однозначно.
Тем, кто занимается йогой, рекомендуют поднять жизненный воздух в межбровье, где находится агья-чакра. В этом стихе Господь говорит о практике шат-чакра-йоги, медитации, позволяющей поднять жизненный воздух к голове, проведя его через шесть чакр. Чистому преданному нет нужды заниматься этим видом йоги: он всегда занят деятельностью в сознании Кришны и потому, покидая тело, помнит Верховного Господа по Его милости. Об этом будет рассказано в четырнадцатом стихе этой главы.
БОГ: Никакому йогу в современном мире не следует заниматься такой духовной практикой. Но если человек стоит на достаточно низкой ступени материального и духовного развития, то опробовать такую йогу Бог может позволить. Такая долгая практика, направляющая на сосредоточение мыслительного процесса на Личности Бога, дает такому человеку возможность в следующем рождении развить качества, которые и приведут на путь полноценного и всеобъемлющего преданного служения Богу Кришне.
Особого внимания здесь заслуживает слово йога-балена: не занимаясь йогой (шат-чакра-йогой или бхакти-йогой), невозможно в момент смерти подняться на духовный уровень. Никто не сможет просто так вспомнить Верховного Господа: для этого необходимо заниматься йогой, особенно бхакти-йогой. В момент смерти ум находится в состоянии сильного беспокойства, поэтому, чтобы достичь духовного уровня, человек должен заниматься йогой на протяжении жизни.
БОГ: Напоминает о Боге Кришне йогу в момент смерти только Сам Бог. Неисповедимы пути Бога. Здесь невозможно самому этот вопрос как-то решить даже в течение всей своей жизни, и порою такой вопрос не зависит от старания преданного в процессе долгого преданного служения. Этот вопрос не зависит также от добродетели преданного или его аскетического образа жизни, не зависит от его долгой медитации на Бога, когда бы то ни было. Никто не сможет понять, что произойдет с ним в момент смерти, как он будет мыслить и что он будет желать. Бог никому ничего не обещает и ни с кем ни о чем не договаривается и ничего никому не гарантирует. Но если преданный Бога Кришны не привязан к тому, будет он помнить о Боге Кришне или нет в конце жизни, если преданный полностью в этом вопросе предастся Богу, если преданный равно относится к любой своей участи после оставления тела, то в таком случае Бог может ему напомнить о Себе и в момент смерти. Но и опять же, это никак не гарант того, что именно после смерти он будет направлен на духовный план. Не должен человек быть сильно привязанным к последствиям своего преданного служения, должен быть умерен в таких желаниях и просьбах, должен считать себя всегда перед Богом недостойным и всегда со смирением по любому вопросу обращаться к Богу, не желая никаких себе наград или положительных решений Бога, но быть всегда немногословным перед Лицом Бога и очень старательным. Это поможет ему более, чем что-либо еще, и его преданное служение будет ему только во благо, даже если он продолжит свой путь в материальном мире на некоторый период, ибо ничего просто так Богом не дается и все надо заслужить и все надо обеспечить только через свой труд и непременно через свои качества высокого духовного порядка, на что и преданное служение всегда и направленно, и другого пути к Богу нет и не может быть.
ТЕКСТ 11
йад акшарам веда-видо ваданти
вишанти йад йатайо вита-рагах
йад иччханто брахмачарйам чаранти
тат те падам санграхена правакшйе
йат - который; акшарам - слог ом; веда-видах - знатоки Вед; ваданти - говорят; вишанти - входят; йат - в который; йатайах - великие мудрецы; вита-рагах - живущие в отречении от мира; йат - которого; иччхантах - желающие; брахмачарйам - обет безбрачия; чаранти - исполняют; тат - то; те - тебе; падам - положение; санграхена - в целом; правакшйе - расскажу.
Великие мудрецы, которые овладели знанием Вед, отреклись от мира и произносят омкару, входят в Брахман. Тот, кто стремится к этому совершенству, должен хранить безбрачие. Сейчас Я в общих чертах опишу тебе практику йоги, с помощью которой можно освободиться из материального плена.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «11. Я объясню тебе, в общем, то положение, которое достигают люди, знающие Веды и произносящие трансцендентный слог ОМ, среди которых свободные от привязанности мудрецы, цель которых следовать по пути великих учителей.».
КОММЕНТAРИЙ: В предыдущем стихе Господь Шри Кришна рекомендовал Aрджуне практику шат-чакра-йоги, занимаясь которой, человек сосредоточивает жизненный воздух в межбровье.
БОГ: Бог никак не рекомендовал Арджуне практику шат-чакра-йоги. Бог описал эту йогу также не просто так, но с непременным для человека пониманием важности сосредотачивать свой ум на Личности Бога, беря за основу мыслительного направленного процесса те качества Бога, которые Бог Сам описал в Бхагавад-гите. Направленный на Бога мыслительный процесс необходим для любого йога и тем более составляет неотъемлемую основу духовных практик в преданном служении. Важность, значимость такого мыслительного направления на Бога Бог Кришна подтверждает в том, что именно через такую постоянную практику человек может обеспечить себе выход на духовный план, тем самым достигнув цели всех йог. Это мотивирующая сторона. Она должна считаться человеком достаточно убедительной, чтобы стараться всегда сосредотачиваться на Личности Бога. Но надо понимать, что этот как прием Бога должен был быть направлен во времена Арджуны на тех людей, кто занимался многочисленными йогами, минуя полноценную практику преданного служения, но при этом рассчитывая на положительный результат. Их надо было и поддержать в этом процессе и стимулировать, т.е. обещать. Но на самом деле никогда человек просто через практику йоги, без дополнительных требований преданного служения не сможет получить такую Милость Бога, чтобы выйти на духовный план. Но такая практика давала Богу основание повести человека, так старающегося и медитирующего на Бога, через те пути материального мира, которые бы развили качества достаточные, чтобы встать на путь полноценного преданного служения в следующем рождении. Что же касается современного человека в современных условиях материального существования, то он должен знать, что такие практики йоги не выполняют надежду человека, не выводят однозначно на духовный план, и не рекомендуются Богом, ибо есть обходной, неавторитетный путь к Богу, путь для тех, кто находится на достаточно низких ступенях материального и духовного развития.
Допуская, что Aрджуна мог не знать об этой практике, Господь собирается описать ее в последующих стихах. Господь говорит, что, хотя Брахман един, у Него много разных проявлений. Имперсоналисты, как правило, отождествляют Брахман с ашкарой, или омкарой (слогом ом). В этом стихе Кришна говорит о безличном Брахмане, в который входят мудрецы, отрекшиеся от мира.
БОГ: У Бога не существует никаких проявлений. Есть только и единственно Бог Кришна. Также, не существует никакого Безличного Брахмана. Все мудрецы, отрекшиеся от мира, или ведущие отрешенный образ жизни, никогда не достигнут духовный план, пока не пройдут полноценное преданное служение Богу Кришне в материальном мире и не разовьют через такой путь те качества, которые и выведут Волею Бога человека за пределы материального существования.
В ведической системе образования мальчиков учат произносить слог ом с раннего возраста. Живя в ашраме духовного учителя и храня целомудрие, они овладевают знанием о безличном Брахмане. Таким образом они постигают два аспекта Брахмана. Этот метод очень важен для духовного развития ученика, но в настоящее время вести образ жизни брахмачари, то есть хранить целомудрие, строго воздерживаясь от половой жизни, невозможно.
БОГ: Вибрация слога ОМ есть не преданное служение Богу Кришне, не есть угодная Богу Кришне духовная практика, никогда не решает вопрос о переходе человека на духовный план, но развивает в человеке устремленность к Богу и используется Богом при составлении Богом его будущей судьбы в новом рождении, где плоды таких стараний, связанных с вибрацией слога ОМ, будут направлены на развитие качеств в условиях материального мира, которые в свое время выведут человека на путь преданного служения, и далее речь будет идти о выходе за пределы материального существования.
Структура общества в наши дни сильно изменилась, и юношам очень трудно хранить целомудрие. В мире много разных учебных заведений, но нет ни одного, где бы учили принципам брахмачарьи.
БОГ: На все Воля Бога. Бог Знает, как вести людей, что позволительно в данном современном обществе и что никак не следует сохранять из духовных и материальных практик прошлого, ибо только Бог Знает, как и через что надо вести современного человека, чтобы помочь ему достичь качества, которые однозначно могут вывести человека на путь преданного служения.
Тому, кто не воздерживается от половой жизни, совершенствоваться в духовной жизни невероятно сложно.
БОГ: Нет. В современном мире Бог не дает полный запрет на половую жизнь, но дает приемлемые для человека ограничения и, также, семья и труд в материальном мире не будут препятствием для преданного служения и духовного развития человека и не помешают ему в свое время благополучно быть отправленным на духовный план при условии полного следования Слову Бога в Святом Писании и исполнении духовных практик, которые они рекомендуют для современного человека в современных условиях, куда входит карма-йога, простой образ жизни, добродетель, контроль чувств и желаний, посвящение Богу плодов любой своей деятельности, осознанное сотрудничество с Богом Кришной в плане развития высоких духовных качеств и пр.
Поэтому Господь Чайтанья провозгласил, что, согласно шастрам, в век Кали единственный способ постичь Всевышнего - это повторять святые имена Господа Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
БОГ: В условиях современного мира маха мантра харе-кришна отменяется.
ТЕКСТ 12
сарва-дварани самйамйа
мано хриди нирудхйа ча
мурдхнй адхайатманах пранам
астхито йога-дхаранам
сарва-дварани - все врата (города-тела); самйамйа - подчинив; манах - ум; хриди - в сердце; нирудхйа - держа; ча - также; мурдхни - на голове; адхайа - сосредоточив; атманах - души; пранам - жизненный воздух; астхитах - вошедший; йога-дхаранам - в йогический транс.
Йог должен полностью прекратить деятельность чувств. Закрыв все врата тела, сосредоточив ум на сердце и подняв жизненный воздух в верхнюю часть головы, он должен войти в состояние транса.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «12.Контролируя все врата тела и устремив ум в сердце, сконцентрировав в верхней части головы жизненный воздух своей духовной сущности, будучи так, человек погружается в практику йоги.».
КОММЕНТAРИЙ: Чтобы заниматься описанным в этих стихах видом йоги, необходимо прежде всего закрыть чувствам доступ к любым удовольствиям. Эта ступень называется пратьяхара, отстранение чувств от их объектов. Йог должен научиться управлять органами познания - глазами, ушами, носом, языком и органами осязания - и никогда не позволять им действовать ради собственного наслаждения.
БОГ: Надо знать, что Бхагавад-Гита направляет человека только на путь преданного служения Богу Кришне. Все здесь рассматриваемые практики йоги есть то, что было дано Богом древним людям времен Арджуны, которые стояли на достаточно низкой ступени своего материального и духовного развития и подход Бога к ним был несколько иным, чем к современному человеку. Людей надо было привлекать к некоторым постоянным духовным однообразным практикам, дабы все же их мыслительный процесс направлять на Бога, помогать хоть так сосредоточиваться на Личности Бога и за это суля через каждую йогу свои награды, на которую люди претендовали согласно своей ступени развития и согласно своим материальным и духовным качествам. Веды того периода также способствовали этому, помогая человеку принять этот путь, осознать также и необходимость таких практик, как и направляли человека на путь ограничений и отрешенности от внешних материальных объектов. Однако, надо понимать, что йог ни тогда и ни теперь сам управлять своими органами чувств не может. Но если человек постоянно занимается духовными практиками, то постепенно шаг за шагом Бог дает ему то состояние, где он теряет свою зависимость от внешних материальных объектов, и создается и поддерживается иллюзия управления человеком своими органами чувств, вплоть до отказа от некоторых их проявлений или потере вкуса к некоторым внешним источникам наслаждений. Но хорошо надо понять, что «научиться управлять органами познания - глазами, ушами, носом, языком и органами осязания» - невозможно, как и невозможно «никогда не позволять им действовать ради собственного наслаждения». Все это дает Бог йогу вследствие стараний в духовных практиках. Сам человек такой силой, такими возможностями изначально не обладает и должен это понимать, не приписывая себе плоды своих духовных практик и здесь стараний.
Тогда он сможет сосредоточить ум на Сверхдуше в сердце и поднять жизненную силу в верхнюю часть головы.
БОГ: такую иллюзию Бог давал йогу в те древние времена. Однако, требования Бога к человеку и тогда и теперь достаточно строгие, и через такие практики можно лишь заслужить путь к развитию качеств, пригодных для преданного служения в следующем рождении или рождениях. А выход на духовный план зарабатывается только через полноценное и всеохватывающее преданное служение. Иные пути не подходят, чтобы человек мог развить качества, высокого духовного порядка, которые и могут Волею Бога открыть врата на духовный план.
Эта практика йоги была подробно описана в шестой главе. Но, как уже было сказано, ей невозможно по-настоящему заниматься в нынешний век.
БОГ: так можно сказать.
Сейчас самым лучшим методом обуздания ума является метод сознания Кришны. Если, преданно служа Кришне, человек сможет держать ум сосредоточенным на Нем, он естественным образом войдет в состояние духовного транса (самадхи) и будет находиться в нем постоянно.
БОГ: Духовный транс Бог через преданное служение особо никому не обещает. Но развитие качеств, пригодных для выхода на духовный план через преданное служение в условиях современного материального мира, вполне реально.
ТЕКСТ 13
ом итй экакшарам брахма
вйахаран мам анусмаран
йах прайати тйаджан дехам
са йати парамам гатим
ом - сочетание букв ом (омкара); ити - таким образом; эка-акшарам - один слог; брахма - абсолютный; вйахаран - произносящий; мам - Меня (Кришну); анусмаран - помнящий; йах - который; прайати - уходит; тйаджан - оставляющий; дехам - тело; сах - тот; йати - приходит; парамам - к высшей; гатим - к цели.
Если тот, кто неустанно занимается этой практикой йоги и произносит священный слог ом, высшее сочетание букв, будет, покидая тело, помнить Меня, Верховную Личность Бога, он непременно попадет на планеты духовного царства.
БОГ: Точный перевод. Более точный перевод: «13.Таким образом, непрерывно вибрируя только этот один абсолютный слог ОМ, постоянно помня обо Мне, любой, кто отправляется ко Мне, оставляя тело, достигает Высшую цель.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что ом, Брахман и Господь Кришна неотличны друг от друга.
БОГ: брахма в данном стихе обозначает – духовный, трансцендентный, т.е. слог ОМ – трансцендентный. В стихе нет речи о том, что слог Ом, Брахман и Бог Кришна – неотличны. Об этом вообще речи нет. Что касается слога Ом – то это есть обозначение Бога, которое применяется в ведах, в процессе жертвоприношений, которые посвящаются Богу, в деятельности, посвященной Богу. Но это обозначение не есть Сам Бог Кришна. Это не одно и то же. Брахман – это Сам Бог Кришна, но в данном стихе это слово обозначает: духовный, трансцендентный, здесь дается как определение слога ОМ.
Слог ом является безличным звуковым символом Кришны, он также содержится в мантре Харе Кришна.
БОГ: ОМ – можно назвать звуковым символом или обозначением Бога Кришны. В современном мире Бог не рекомендует этот слог употреблять в процессе преданного служения. Ибо более не будет поддерживать это произношение или вибрацию соответствующими Божественными энергиями, не будет ею одухотворять чувства и качества йога и не будет эту вибрацию засчитывать в практику преданного служения. Это будет для любого йога просто пустой звук.
В шастрах говорится, что в нынешнюю эпоху люди должны повторять мантру Харе Кришна. Если, покидая тело, человек произносит: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, он обязательно достигнет одной из планет духовного мира, соответствующей виду его поклонения Господу.
БОГ: маха-мантра харе-кришна также отменяется Богом для преданных в современную эпоху и заменяется короткой молитвой на все времена, не требующей употребления четок, которую можно произносить на родном языке, с пониманием смысла, произносить и на уровне мысли и вслух, в любом месте, в любое время, без условностей и без привязки к числу повторений, но имеющей в себе два важных требования: просьба к Богу Кришне о прощении и благодарение Бога Кришны.
Те, кто предан Кришне, попадают на планету Кришны, Голоку Вриндавану. Те, кто поклоняется Господу в другом облике, попадают на многочисленные планеты Вайкунтхи в духовном небе, тогда как имперсоналисты могут достичь только брахмаджьоти.
БОГ: Все попадают в свое время только на планету к Богу Кришне.
ТЕКСТ 14
ананйа-четах сататам
йо мам смарати нитйашах
тасйахам сулабхах партха
нитйа-йуктасйа йогинах
ананйа-четах - тот, чей ум сосредоточен; сататам - всегда; йах - который; мам - Меня (Кришну); смарати - помнит; нитйашах - постоянно; тасйа - его; ахам - Я; су-лабхах - очень легко постижимый; партха - о сын Притхи; нитйа - постоянно; йуктасйа - занятого; йогинах - преданного.
О сын Притхи, тот, кто непрестанно помнит Меня, сможет легко прийти ко Мне, ибо он все время служит Мне.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «14.Любой, кто, не отклоняясь умом, постоянно помнит обо Мне, для него Я легко достижим, о, Партха, для йога, всегда вовлеченного в практику йоги.».
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе указана цель, которой достигают чистые преданные, занимаясь бхакти-йогой, то есть служа Верховной Личности Бога.
БОГ: О чистых преданных лучше не говорить и не тешить себя такой ступенью. Нет у Бога чистых преданных. Есть ступени преданного служения, есть начальные, средние и достаточно высокие. Но это зависит преимущественно от того, как долго человек занят в преданном служении; и также ступень каждого Знает только Бог. Преданные же не могут знать доподлинно не о своей ступени, ни о ступени преданного служения других преданных. Чистое преданное служение может выполняться при условии совершенных духовных качеств и при абсолютном понимании Святых Писаний, как и при полностью безгрешном существовании в материальном мире. Ничего из этого не достижимо преданным, и потому можно говорить лишь о преданном служении на определенной ступени развития человека при его определенных качествах материального и духовного порядка. Но, тем не менее, есть и та ступень преданного служения, которая достаточна для выхода человека на духовный план. Цель в стихе также явно не обозначена, но обращено внимание на то, что преданный должен постоянно уметь сосредотачиваться в преданном служении на Личности Бога. В таком случае Бог Говорит, что для такого преданного Бог легко достижим. Но как это понять и так ли легко? На самом деле, не легко, но реально. Но и если говорить о достижимости Бога, то имеется ввиду относительная достижимость, ибо достичь Бога нереально. Но в каком-то смысле Бог это может дать, и речь тут может идти как бы о приближении к Богу, но это возможно только при переходе на духовный план.
В предыдущих стихах говорилось о четырех типах преданных: о страждущих, любознательных, стремящихся к материальной выгоде и философах-гьяни. Также были описаны разные пути, ведущие к освобождению: карма-йога, гьяна-йога и хатха-йога. В этих системах йоги есть некоторые элементы бхакти, однако в данном стихе говорится о чистой бхакти-йоге, без примесей гьяны, кармы или хатхи.
БОГ: К освобождению ведет полноценное преданное служение, но это не только бхакти-йога, но и карма-йога и гйана-йога, которые в современном материальном мире никак не уступают бхакти-йоги и также из всех йог наиболее подходит для современного человека карма-йога, которая направляет человека на преданное служение Богу Кришне через связующий процесс с Богом через труд. Эта йога достаточно серьезный путь к Богу, учитывающий необходимость в материальном мире работать, поддерживать свое тело, выполнять свой долг и обязанности в семье и также идти по пути отрешения от плодов любой своей деятельности. Эта йога такова, что непременно запрашивает для себя совершенные духовные знания, требует также от человека поклонение Всевышнему, изучение Святых Писаний, аскетический образ жизни, сосредоточение на Боге Кришне, контроль ума, желаний и чувств, развитие духовных качеств высокого порядка, добродетель, неосуждение, терпение, смирение перед Богом.
Слово ананйа-четах указывает на то, что все желания преданного, практикующего чистую бхакти-йогу, сосредоточены на Кришне.
БОГ: Ананйа-четах – мыслительный процесс без отклонений. Это пожелание. Но далеко не выполнимо полностью. Не сможет преданный сосредоточить свой мыслительный процесс на Боге без отклонений, ибо Сам Бог Управляет мыслительным процессом и будет давать сторонние мысли, ибо непременно преданный должен находиться в состоянии преодоления своего ума, в состоянии неудовлетворения собой, непременно должен переживать, продумывать свою духовную практику в поисках ошибок, которые приводят к тому, что ум не поддается контролю и управлению. Именно этот внутренний процесс борьбы и есть активное внутреннее состояние преданного, которое вводит его в Бога и прямо и на уровне подсознания. Не сможет преданный быть полностью поглощенным Богом в себе потому, что есть несовершенная личность, обладающая несовершенными качествами и его надо развивать, вести через путь преодолений, через труд и трудности. В любой духовной практике Бог дает преданному сбои, отклонения, привлекает материальными событиями или дает такие энергии, которые преданный в себе рассматривает как отчаяние, бесполезность, неудачу, несовершенство, боль, все другое и до новой духовной практики, когда пойдут более обещающие и располагающие к духовной практике Божественные энергии. Не следует преданному никогда рассчитывать на легкий или гладкий путь в медитации на Бога, не следует также полагать, что легкий путь, хорошее сосредоточение на Личности Бога есть уже успех и высокая ступень преданного служения, ибо пути Бога неисповедимы, и не известно, на сколько удачной будет следующая попытка сосредоточиться на Боге и удержать себя от внешнего окружающего материального мира и его проявлений. По сути, преданное служение есть путь неудач, но из которых преданный выходит более зрелым, понятливым, духовно обогащенным и не очень сильно себя видит успешным, что всегда во благо преданному служению.
Чистый преданный не стремится попасть на райские планеты или освободиться из материального плена, погрузившись в брахмаджьоти.
БОГ: Что касается райского плана, то этот вариант ни для кого в материальном мире не благоприятен. Не следует туда устремляться ни преданным, ни материальным людям, ибо это те планеты, где человек погружается в мистические способности и наслаждения. И пока он таким образом отдыхает от материального мира Земли, он, фактически, заторможивается полностью в своем духовном и материальном развитии, ибо развитие человека возможно тогда, когда он идет путем преодолений, через страдания, через материальные игры и роли, поднимающие нагара греховные качества, которые, будучи задействованы в греховной деятельности, приносят те плоды последствий, которые и исправляют человека и поднимают его вверх по ступеням собственного материального и духовного становления. Поэтому рождение на таких планетах только отбрасывает человека на уровень гунны невежества или на начальные ступени страсти. А это уже для человека снова путь страданий и преодолений, как и путь, который ввергает человека в очень большие нужды и аскетизм в противовес долгому наслаждению в райском плане. Также, погрузиться в брахмаджйати невозможно, ибо его не существует. Также, нет ступени чистого преданного служения. Также, материальный мир ни есть тлен, а естественный путь развития живых существ, и без него не придется говорить о развитии живых существ, вообще ни о чем невозможно будет говорить.
У него нет никаких корыстных желаний. В «Чайтанья-чаритамрите» чистый преданный описан словом нишкама: это значит, что он ничего не желает для себя самого. Только он может обрести истинный покой, которого никогда не найдут те, кто стремится к личной выгоде.
БОГ: Чистых преданных не существует. Нет такой ступени преданного служения. Но есть просто ступени преданного служения, и здесь можно говорить о начальных ступенях, средних и высоких. Также, никогда преданный не находится в состоянии полного отрешения от материального мира, ибо телесное существование эту зависимость дает любому человеку, любой здесь обусловлен условиями и законами материального существования. Также, в материальном мире Бог никому не дает сколько-нибудь продолжительный покой. Каждому Бог дает в свою меру путь страданий и преодолений, каждого Бог озадачивает, на каждого есть План Бога по его материальному и духовному развитию, а это есть путь проблем, потрясений, неудач, поиска, путь желаний и достижений. Бог преданных ведет уникально, потрясая, всегда оставляет в колее преданного служения и всегда помогает всем, что способствует преданному служению, давая желания, материальную поддержку, понимание, духовный мыслительный процесс, путь сомнений и поиска, свои удачи и свои многочисленные проблемы. В совокупности все работает на развитие преданного, на его путь отрешения, на аскетизм, добродетель, понимание Святого Писания, на желание преданно служить, на активность, на речь, на духовную память, на проникновение в Бога.
Гьяна-йоги, карма-йоги и хатха-йоги преследуют корыстные интересы, но у совершенного преданного есть только одно желание: доставить удовольствие Верховному Господу. Поэтому Господь обещает, что тот, кто безраздельно предан Ему, сможет легко прийти к Нему.
БОГ: Невозможно сказать, что гйана-йоги и карма-йоги преследуют особые корыстные интересы. Этого никто не может знать. О каждом знает доподлинно только Бог Кришна. Также, не существует совершенных преданных, ибо никто не совершенен своими качествами и потому и среди преданных есть те, кто меркантильный умом и имеет многочисленные материальные желания. Также, ни карма-йога и ни гйана-йога не считаются второстепенными связующими с Богом процессами. Это варианты пути к полноценному преданному служению в материальном мире. Одни начинают преданное служение с посвящения Богу Кришне плодов своего труда, другие начинают преданное служение с изучения Святых Писаний. В итоге все так идущие будут заняты полноценным преданным служением Богу Кришне.
Чистый преданный неустанно служит Кришне в одном из Его образов.
БОГ: Нет чистых преданных. Есть преданные разных ступеней материального и духовного развития. Но преданные любой ступени преданного служения должны служить только Богу, имя которого Бог Кришна. Все остальное Бог Кришна не принимает.
У Кришны великое множество экспансий и воплощений, таких, как Рама и Нрисимха, и преданный, служа Господу с любовью, может по своему выбору сосредоточить ум на любой из трансцендентных форм Верховного Господа.
БОГ: У Бога Кришны нет экспансий, нет разных трансцендентных форм. Бог Кришна ОДИН. Имена Бога Рама, Нарасимха не следует употреблять в современном мире. Преданные должны сосредоточивать свой мыслительный процесс только и единственно на Боге, имя Которого Кришна.
Такой преданный не встречает на своем пути трудностей, которые преследуют других йогов.
БОГ: Любой преданный в пути преданного служения непременно встречает трудности и то, что надо преодолевать и в преданном служении и в материальной жизни. Никого Бог Кришна не освобождает от пути страданий и преодолений, ибо это те инструменты Бога, которые призваны работать и развивать качества человека все время, пока он находится в материальном мире не зависимо от того, это преданный Бога Кришны или нет.
Путь бхакти-йоги очень чист, и идти по нему совсем не сложно.
БОГ: Если говорить о полноценном преданном служении, всеохватывающем, то преданное служение отнюдь не простой путь, ибо включает себя многие духовные непростые практики, не лишен потрясений, непременно должен быть аскетическим, требует благотворительности, также изучение Святых Писаний, проповеди, контроль ума, желаний и чувств, элементы отречения, постоянный мыслительный процесс, направленный на Бога, также предание себя Богу, понимание в себе Мнения Бога, жизнь, направленную на Бога… И всегда Бог находит, чем озадачить преданного и в какие материальные игры и роли его вовлечь; как бы он ни был отрешен от материального мира, но имея тленное тело, тем не менее, зависим и от условностей материального тела, ибо тело необходимо поддерживать, следить за здоровьем, вовлекаться в навязываемые материальным миром виды общения, решать жилищные, семейные, родственные, государственные, политические и другие вопросы и при этом оставаться на ступени отрешения и непривязанности, хотя эти вопросы материального бытия все это и требуют нарушать.
Начать его можно просто с повторения мантры Харе Кришна.
БОГ: Вибрирование мантры Харе-Кришна в современном мире для современных преданных отменяется.
Господь милостив ко всем, но, как мы уже говорили, Он особенно благоволит к тем, кто полностью посвятил себя служению Ему.
БОГ: Никому Бог Кришна не благоволит. Это иллюзия. Так было сказано в свое время Арджуне, ибо люди того периода были достаточно слабы и их надо было как-то поощрить, привлечь к преданному служению, выделить среди всех, сказать, что они дороги и очень дороги Богу Кришне, дать им понимание, что Бог на это смотрит, учитывает, может быть рад, удовлетворен, наслаждаться их преданным служением и старанием. Но современный человек должен понимать, что Бог ОТРЕШЕН, что Бог Кришна равно относится ко всем, никого не отличает, никого не видит ни дальше и ни ближе, все равно удалены, над каждым Абсолютный труд Бога, всех без исключения Бог ведет к Себе, и все имеют перед Богом одно положение. Бог не отличает преданных ни по каким их заслугам, ибо полностью ведет всех и каждого Сам Лично, вкладывая в каждого свой Божественный труд, и, по сути, преданные только ведомы, только управляемы, только подчинены, не проявляя никакой самостоятельной активности, никакого энтузиазма, никакой своей воли или старания. Все от начала до конца есть труд Бога над всеми и над каждым. Так, чем же тут наслаждаться Богу Кришне? Только своим трудом.
Таким преданным Господь всегда готов оказать помощь. В Ведах (Катха-упанишад, 1.2.23) сказано: йам эваиша вринуте тена лабхйас тасйаиша атма вивринуте танум свам. Только тот, кто целиком вручил себя Верховному Господу и преданно служит Ему, может познать Его таким, какой Он есть.
БОГ: Бог Кришна всегда помогает преданным в преданном служении. Но эта помощь бывает и таковой, что преданному приходится непросто. Но любой усложненный вариант в решении того или иного вопроса в преданном служении работает на развитие преданного, на его материальную и духовную ступень. Т.е. с Богом Кришной не все так просто и определенно и тем более, не может быть легко. Также, как бы ни служил преданный Богу Кришне, он никогда не познает Бога более, чем ему это даст Бог, т.е. в своих рамках, и говорить о постижении Бога таким, как Он есть, – невозможно. Бог Непостижим в этом смысле никем и ни при каких обстоятельствах. И не надо на это надеяться. Но входить в Бога преданный может, осознавать Бога в себе преданный может, понимать Мнение Бога в себе преданный может, некоторые качества постигать Бога Кришны преданный может. Но все это будет не «постижение Бога таким, как он есть». Но в рамках человеческого ума и разума в пути преданного служения.
В «Бхагавад-гите» (10.10) Господь говорит, что Он наделяет преданного разумом (дадами буддхи-йогам там), чтобы тот в конечном счете мог достичь Его духовной обители.
БОГ: Да, Бог дает преданному необходимый мыслительный процесс, дает понимание Совершенных Знаний, дает желание преданно служить, дает подходящие для преданного служения обстоятельства, дает возможность поддерживать тело, дает все необходимое и забирает все лишнее. Но все это не сразу, а постепенно, в процессе преданного служения и здесь старания.
Отличительным признаком чистого преданного является то, что он всегда и везде думает о Кришне и никогда не забывает Его.
БОГ: Чистых преданных нет, ибо никогда преданный не достигает совершенных качеств. Но высокая ступень преданного служения существует. Но преданный о своей ступени не знает. Знает только Бог Кришна. Мыслительный процесс, устойчиво направленный на Бога Кришну преданному дает только Бог. Это не заслуга преданного по большому счету, а ступень преданного служения, которая измеряется временем преданного служения и старанием преданного в этом направлении.
Для чистого преданного не существует никаких препятствий, где бы он ни находился. Некоторые считают, что преданный должен оставаться в святом месте, таком, как Вриндаван, или любом другом, где воплощался Господь, но на самом деле чистый преданный может жить где угодно и, служа Господу, создавать там атмосферу Вриндавана.
БОГ: Нельзя быть преданному столь самонадеянному, ибо это может привести его к колесу сансары. Также, об уровне чистоты преданного Знает только Бог. Также, преданные не должны считать, что собою освящают места, создавая атмосферу Вриндавана. Надо быть более скромным каждому в своем теле, ибо на это Бог смотрит.
Шри Aдвайта сказал однажды Господу Чайтанье: «О Господь, где Ты - там Вриндаван». Слова сататам и нитйашах («всегда, постоянно, каждый день») указывают в этом стихе на то, что чистый преданный все время помнит Кришну и сосредоточенно думает о Нем. Таковы качества чистого преданного, который может легко достичь обители Господа.
БОГ: Не может преданный на любой ступени преданного служения помнить Бога Кришну постоянно. Сам Бог дает ему помнить и Сам Бог переключает его мыслительный процесс на разные другие вопросы преданного служения. Есть другое состояние, где мыслительный процесс молчит или почти молчит, а преданный находится в осознании Бога постоянно, что бы он ни делал. Он просто знает, что он в Боге, ему в Боге хорошо, спокойно, надежно. Но при этом преданный всегда находится в активном состоянии преданного служения, где мыслительный процесс может быть обращен к самым разным объектам преданного служения, как и к быту преданного. Но пребывание в Боге, мир в Боге, тем не менее, не облегчают путь к Богу, ибо все Бог контролирует и не дает прежде времени почивать на лаврах избранного Богом человека.
Бхакти-йога - это система йоги, которой «Гита» отдает предпочтение перед всеми другими видами йоги. Существует пять основных типов бхакти-йогов: 1) шанта-бхакты - преданные, находящиеся в нейтральных отношениях с Господом; 2) дасья-бхакты - преданные, связанные с Господом отношениями слуги и господина; 3) сакхья-бхакты - преданные, которые общаются с Господом как друзья; 4) ватсалья-бхакты - преданные, выступающие в роли отца или матери Господа, и 5) мадхурья-бхакты - преданные, которые относятся к Верховному Господу как к своему возлюбленному.
БОГ: В современном мире Бог выделяет преданное служение Богу Кришне через карма-йогу преимущественно. Эта форма преданного служения выносится на первый план, ибо решает все вопросы духовного развития и материального существования. Что касается пяти типов бхакти-йоги. 1. Нет; 2.Да; 3.Категорически НЕТ; 4.Нет, НИКОГДА; 5.Категорически НЕТ.
Чистый преданный, к какому бы из этих типов он ни принадлежал, неустанно служит Верховному Господу с трансцендентной любовью и никогда не забывает Его, - поэтому он без труда достигает обители Господа.
БОГ: Прежде всего, НЕТ ЧИСТЫХ ПРЕДАННЫХ. Если преданный относит себя к типу 1 или 3, или 4, или 5 – он неугоден Богу. И никогда не достигнет Бога, пока не будет преданно служить Богу, как слуга Господину.
Как чистый преданный ни на мгновение не забывает Верховного Господа, так и Господь ни на мгновение не забывает Своего чистого преданного.
БОГ: Бог никогда не сосредотачивает Себя на своем творении, ни о ком ни при каких обстоятельствах не думает, никогда не находится в состоянии памятования о той или иной дживе. Бог ОТРЕШЕН. Независимо, человек занят или нет в преданном служении.
Это великая милость, которой удостаивается тот, кто идет путем сознания Кришны и повторяет маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
БОГ: Милость Бога для преданного – реальность. Но для этого непременно нужно преданно служить и стараться в преданном служении постоянно.
Рег.№ 0317793 от 28 мая 2020 в 20:27
Другие произведения автора:
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.39-40.
БОЖЕСТВЕННАЯ ПОЭМА. ДИАЛОГ. В ПРОЗЕ. 1.
42.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.29-33.
Нет комментариев. Ваш будет первым!