18.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 28-36.
18.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 28-36.
ТЕКСТ 28
таттва-вит ту маха-бахо
гуна-карма-вибхагайох
гуна гунешу вартанта
ити матва на саджджате
таттва-вит - знающий Aбсолютную Истину; ту - но; маха-бахо - о могучерукий; гуна-карма - деятельности, производимой под влиянием материальной энергии; вибхагайох - в различиях; гунах - чувства; гунешу - в наслаждениях; вартанте - действуют; ити - так; матва - решив; на - не; саджджате - привязывается.
О могучерукий, тот же, кто постиг Aбсолютную Истину, никогда не пойдет на поводу у своих чувств и не станет искать чувственных удовольствий, так как прекрасно знает разницу между деятельностью, связанной с преданным служением Господу, и деятельностью ради ее плодов.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «28. Но знающий истину, о, Сильнорукий, зная, что в различных видах работы, разделенных гуннами материальной природы, качества человека вовлекаются в соответствующую его гунне кармическую деятельность (что происходит автоматически), никогда не становится привязанным.». Речь о том, что преданный Бога Кришны, изучающий Святые Писания, знает, что в любой работе, под влиянием какой бы преимущественной гуны она не была, человек вовлекается в работу не вследствие своего желания или усилий, а потому, что Божественные иллюзорные энергии, Сам Бог в человеке, вовлекает человека в работу через его качества, которые этой гуне соответствуют. Зная это, преданный понимает и то, что процесс вовлечения в работу происходит автоматически. И потому, отсюда в преданном присутствует непривязанность к работе, работа как бы делается сама качествами человека, которые Бог в человеке вовлекает через соответствующие иллюзорные энергии, т.е. называемые гунами природы. Т.е человек в процесс труда и втягивается и работает автоматически, изредко приостанавливаясь и понимая что он работает. И снова погружается своими качествами, опытом, знаниями, навыками, которые как бы за него все делают, а сам он в стороне. И плоды труда на самом деле тоже от человека не зависят, какие бы он сам себе указания не давал. Он эти указания тотчас забывает или сбивается в новые задачи, возникшие параллельно и приходит в себя только по окончании рабочего дня. Это все заметить, увидеть, понять, как это происходит, может только тот, кто изучает Святые Писания и через эту призму смотрит и на свое труд и на труд других людей, осознавая, что ничего от него самого не зависит. И потому не привязываясь к работе, к плодам, к тому, что сделал и что еще будет сделано. Надо понимать также, что такое видение дает человеку не практика одного дня, а достаточно долгий связующий процесс с Богом через работу, где Бог разными путями показывает человеку, как вершится работа, и Кто за всем стоит.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто постиг Aбсолютную Истину, сознает всю неестественность положения души, находящейся в материальном мире.
БОГ: Неправда. Прежде всего, Абсолютную Истину, Личность Бога Кришны постичь невозможно, не существует того, кто постиг Бога. Также, пока душа, воплощенная в теле, присутствует в материальном мире, до тех пор она ему соответствует и другой среды обитания для нее не существует нигде. Бог устроил материальный мир так, что здесь людям комфортно, эстетично, сытно, есть место и удовлетворить чувства и заняться трудом… Органы чувств адекватно помогают воспринимать материальный мир и далеко не каждый материальный человек согласился бы до некоторой ступени своего развития покинуть этот мир и отправиться на духовный план. Ибо здесь человеку все понятно, он хорошо понимает, как здесь жить, что здесь ценится, что такое для него работа, семья, дети, успехи, прочие посулы материального существования. Здесь очень много соблазнов, и они удерживают в материальном мире и обещают, и способствуют развитию материального мышления, ибо все дает Бог через преодоление, а это развитие качеств, а это интерес к жизни, а это подьем по ступеням собственого развития и умалять значимость материального мира не следует, ибо он сотворен Богом и есть великий тренажер, причем очень привлекательный, не смотря ни на что, отправляющий людей в итоге на духовный план, но тогда, когда их качества будут подходящими.
Такой человек знает, что по своей истинной природе он - вечная, исполненная знания и блаженства частица Верховной Личности Бога, Кришны, и что он не принадлежит к материальному творению.
БОГ: Эти знания Бог дает только на определенной ступени преданного служения. Дает тому, кому пора, кто качествами уже достиг того уровня, когда можно говорить о выходе из материального мира на духовный план. Но что касается других людей, тех, кого называют материалистами, им еще такие знания не нужны и могут оказаться преждевременными. Бог работает абсолютно. Поэтому человек в материальном мире никак не чувствует себя обделенным, ущербным, не на своем месте, его еще не интересует его изначальная природа, т.е. то, что он есть частица Бога. Он может предполагать, услышать, что его путь в материальном мире выведет за пределы материального существования. Но это для материалиста достаточно отдаленная кажется перспектива и никак не озадачивает и не меняет его пока материальный путь и все, что с этим связано. Бог сильно не тревожит такого человека его изначальной принодой и ничем в этом плане не озадачивает, но постепенно шаг за шагом ведет, поднимает поступеням собственного развития, не опережая события, но развивая качества, мышление таким образом, чтобы человек в свое время стал пригоден для преданного служения и чтобы его его духовная перспектива в свое время заинтересовала и направила за пределы материального мира.
Он понимает, что оказался в плену материальных представлений о жизни и что истинное предназначение живого существа, обладающего чистым сознанием, - с любовью и преданностью служить Кришне.
БОГ: Никто случайно в материальном мире не оказался и для любого материальный мыслительный процесс столь же естественный, как дыхание. Бог очень аккуратно ведет людей к преданному служению, никто не оказывается на распутье, ни для кого переход на путь преданного служения ни есть гром среди ясного неба, никто психически не страдает, ибо Бог знает качества каждого человека, Знает его возможности материального и духовного развития, вводит каждого идущего в согласие с собой и своей любой целью. Никто однажды не думает, что оказался в плену материи, ибо другое ему не ведомо и здесь бывает очень перспективно и надежно, и любые страдания и потрясения здесь преодолеваются и жить хочется всем именно в теле, ибо и смысл Бог дает, и надежду дает и цель дает и материальную поддержку дает. Поэтому, не следует ругать этот материальный мир, не следует его считать пленом, не следует материальных людей обругивать. Всему свое время. Каждому в свое время Бог даст преданное служение. Надо быть разумным преданным, не возвышаться над другими и понимать, что ни у кого нет заслуги перед Богом за то, что он стал преданным. Это работа Бога. Сам человек всегда ведом и никогда не сможет без Бога себя поднять ни на долю духовной или материальной ступени.
Поэтому он занимается деятельностью в сознании Кришны, и у него сама собой пропадает привязанность к эфемерной деятельности ради удовлетворения материальных органов чувств.
БОГ: Само собой ничего и никогда не пропадает. Только по Воле Бога, вследствие постоянной, крпотливой работы Бога над каждым, как материальным человеком, так и преданным.
Он знает, что, живя в материальном мире, он находится во власти Всевышнего, и потому его не могут вывести из равновесия никакие мирские невзгоды, которые он воспринимает как милость Господа.
БОГ: Сам Бог и будет выводить из равновесия, ибо это путь развития преданного. Никто не совершенен, Бог Знает уязвимые места каждого. Ибо каждого, кто еще в материальном мире, есть чему учить и чему наставлять. Путь преодолений, как и потрясений, всегда адресный, всегда действенный, и всегда во благо. Материальный мир не место для отдыха. Здесь надо работать непрерывно, пока душа в теле.
Согласно «Шримад-Бхагаватам», того, кто постиг три аспекта Aбсолютной Истины: Брахман, Параматму и Верховную Личность Бога, называют таттва-вит, поскольку такой человек также осознал свою роль в отношениях со Всевышним.
БОГ: Все эти аспекты надо забыть и помнить, что за всем стоит Сам Бог Кришна. Без аспектов, без разтроений, Единый БОГ. Остальные ипостаси есть плоды беспокойного ума духовных учителей прошлого. Также, постичь Бога Кришну невозможно. Также, душа, живое существо никогда не находится в отношениях с Богом, но занимает подчиненное свое извечное положение, преданно служа Богу, что отношением с Богом назвать нельзя. Это просто низшее подчиненное положение. Все остальные понимания есть работа иллюзорных энергий Бога, как в материальном мире, так и на духовном плане.
ТЕКСТ 29
пракритер гуна-саммудхах
саджджанте гуна-кармасу
тан акритсна-видо мандан
критсна-вин на вичалайет
пракритех - материальной природы; гуна - с гунами; саммудхах - обманутые (отождествлением с материей); саджджанте - запутываются; гуна-кармасу - в материальной деятельности; тан - тех; акритсна-видах - людей, лишенных знания; мандан - ленящихся постичь свою духовную природу; критсна-вит - тот, кто обладает истинным знанием; на - не; вичалайет - должен беспокоить.
Обманутые гунами природы, невежественные люди погружаются в материальную деятельность и привязываются к ней. Однако мудрец не должен беспокоить их, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью низшего порядка.
БОГ: Неточный перевод. О мудреце здесь речи нет. Точный перевод: «29. Введенные в заблуждение гуннами материальной природы, вовлекаются в соответствующую (их гунне) кармическую деятельность. Таких людей с бедным запасом знания, ленящихся понять свою суть, не должен пытаться возбуждать тот, кто обладает истинным знанием.».
КОММЕНТAРИЙ: Невежественные люди, заблуждаясь, отождествляют себя с материальным сознанием и опутывают себя сетью материальных обозначений.
БОГ: Материальному человеку материальное осознание дает только Бог как то, что соответствует человеку на его ступени материального и духовного развтия. Также это не разовый акт передачи сознания, а путь развития материального сознания в теле человека, основанный на его предыдущем опыте, понимании, качествах, есть естественное для человека состояние, адекватное полностью его мировосприятию на данный период, есть то, во что человек как врастает из предыдущих, низших ступеней развития, и чувствует себя естественно, в безопасности, в своей стихии, в своем поле деятельности. Это состояние невозможно назвать заблуждением, ибо сама душа ничего не может с этим поделать, никак не может себя перенастроить или избрать для себя осознание более высокой ступени. Все есть работа Бога над человеком, все АБСОЛЮТНО, все вовремя и по сути упрекнуть материального человека не в чем. Также, человек обязан отождествлять себя со своим сознанием, и ему доверять, ибо это те врата, которые и соединяют с материальным миром, помогают его принять адекватно на данной ступени человеческого развития, вовлекаться в игры и роли, предлагаемые Богом через материальный мир и осознание человека и таким образом подниматься по ступеням собственного развития. Никто не может достичь высшие ступени, не пройдя эти более низкое ступени развития, ибо и не получится что либо проигнорировать или перешагнуть или обойти. Так не возможно. Все у Бога развивается постепенно, всему свое время.
Наше тело - порождение материальной природы, и того, чье сознание сосредоточено только на теле, называют манда, ленивым человеком, не понимающим природы вечной души.
БОГ: Тело человека есть не порождение материальной природы, но есть творение Бога. Без Воли Бога ничто не может иметь места. И сосредоточение на теле Бог дает каждому умеренное, ибо так заложено Богом. Человек должен стремиться поддерживаться свое тело, заботиться о нем, должен быть на страже его сохранности, должен бояться смерти, должен некоторый период своего развития и принимать это тело за себя, ибо так ему дает Бог и для человека на некоторых ступенях его развития это очевидно и помогает ему в его пути материального и духовного развития, ибо, думая о теле, человек вовлекается в развивающие игры и роли, что в материальном мире главное средство развития и достижения качеств, угодных Богу, тех качеств, которые в свое время и выведут к преданному служению. В свое время Бог даст человеку понимание о природе души и более того. Но для этого надо пройти непременно материальный путь развития, развить мыслительный процесс, развить необходимые качества, чтобы Бог разрешил в свое время заняться преданным служением и получить духовные знания высокого порядка. Всему у Бога свое время. Что касается лени, то в материальном мире никто у Бога не засидится, но каждый решает сугубо свои задачи своей ступени развития.
Отождествляя себя с материальным телом, невежды считают тех, кто связан с ними телесными узами, своими родственниками, землю, где они родились, - святыней, а религиозные обряды и ритуалы - самоцелью.
БОГ: В этом нельзя упрекать материальных людей. Все и каждому дает только Бог и все есть путь развития качеств, который в свое время и приведет к преданному служению.
Такие люди трудятся на благо общества, своего народа и всего человечества. Находясь во власти материальных самоотождествлений, они все свое время посвящают мирским делам, а духовная жизнь для них не более чем миф, и потому они не проявляют к ней интереса.
БОГ: Нельзя осуждать материальных людей ни в целом, ни по отдельности. Нет ни одного преданного, который бы не прошел этот материальный путь, кому бы эти цели и устремления не были бы дороги и не составляли бы смысл жизни. Все есть работа Бога. Все надо принимать. Труд Бога в материальном мире абсолютен и не следует преданным столь высоко себя ставить по сравнению с материальными людьми.
Людям, обладающим духовным знанием, не стоит беспокоить таких закоренелых материалистов - лучше молча заниматься своей духовной практикой. Невежественным и сбитым с толку людям нужно предоставить возможность следовать простым моральным принципам, таким, как ненасилие, или заниматься различными видами мирской благотворительности.
БОГ: Но говоря о материальных людях, не следует говорить о них, как о закоренелых материалистах, как о тех, кто есть низшие люди, не следует ни над кем возвышаться, ибо в таком случае преданный занимается наказуемой греховной деятельностью и легко будет сам низвержен в ряды материальных людей и немало повращается в колесе сансары, пока не разовьет в себе милосердие, доброту, понимание и упование на Бога, а не будет осуждать труд Бога в материальном мире, проявляя именно свое невежество и не видя высоту Бога и за всем стоящий Божественный труд.
Невежды не способны по достоинству оценить деятельность в сознании Кришны, поэтому Господь Кришна советует нам не беспокоить их и не терять зря свое драгоценное время.
БОГ: Материальные люди не обязаны оценивать преданное служение. У них есть свои задачи, свой труд, свои пути развития. Каждого ведет Бог, и Бог Знает, что для материального человека первоочередно. Также не о драгоценном времени преданных может идти речь, а о том, что всему у Бога свое время и торопить события нельзя, непозволительно.
Но преданные Господа более милосердны, чем Сам Господь.
БОГ: Это самое греховное высказывание из всех, какие только могут быть. Комментатор будет строго наказан.
Им известен Его замысел, поэтому они идут на любой риск и вступают в общение с невеждами, чтобы так или иначе занять их деятельностью в сознании Кришны, которая абсолютно необходима каждому человеку.
БОГ: Этот вопрос о материальных людях решает только Сам Бог. Другая активность преданных, нарушающих это требование Бога, будет наказана. В этом не следует сомневаться.
ТЕКСТ 30
майи сарвани кармани
саннйасйадхйатма-четаса
нирашир нирмамо бхутва
йудхйасва вигата-джварах
майи - во Мне; сарвани - все; кармани - виды деятельности; саннйасйа - отказавшегося; адхйатма - постигшим науку о Высшей Душе; четаса - сознанием; нираших - не стремящийся к личной выгоде; нирмамах - освободившийся от собственнических притязаний; бхутва - став; йудхйасва - сражайся; вигата-джварах - стряхнувший с себя апатию.
Поэтому, о Aрджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «30. Зная умом, Кто за всем стоит, посвяти Мне все виды своей деятельности (работы). Ни в чем не ища убежища, без чувства собственничества, сражайся, не думая о плохом.». Бог никогда не требует познать Себя до конца. Бог Непостижим. Человек, исполняющий практику преданного служения, изучая Святые Писания, постепенно, шаг за шагом постигает качества Высшего Управляющего, но в достаточно ограниченной мере, но той, которой достаточно, чтобы человек учился правильно себя вести перед Богом, как в материальном мире, так и надуховном плане, постигая Высоту Бога и свое изначальное положение перед Богом, учась смирению, немногословию перед Богом, боясь Бога, видя присутствие Бога везде в материальном мире и в каждом живом существе, видя во всем Волю и План Бога, видя Бога в себе и понимая Мнение Бога в себе, правильно реагируя на внешний материальный мир, видя за всем стоящего Бога как Высшего Управляющего, зная, что человек полностью управляется Богом, Бог дает все чувства, желания, реакции, состояния, память, деятельность ума и разума, эго, все внутренние энергии, все события, сами игры и роли… В этом Плане Бог дает постичь качества Бога, все направленное на то, чтобы человек осознавал себя полностью подчиненным, зависимым живым существом и таким образом, таким пониманием входил в Бога и занимался преданным служением Богу и в материальном мире и за его пределами.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована цель «Бхагавад-гиты». Господь говорит, что каждый должен полностью развить в себе сознание Кришны и исполнять свой долг так, как будто он находится на воинской службе.
БОГ: Невозможно сказать, что цель Бхагавад-Гиты заключается в этом стихе. А как другие стихи? Все важно, все есть Слово Бога. Все направлено на духовное развитие человека, вся Бхагавад-Гита направлена на то, чтобы развить духовные понимание человека через Совершенные Знания и практики, необходимые, чтобы вывести каждого за пределы материального существования. Эти совершенные знания должны войти в каждого, но только Волей и Планом Бога, в свое время, своим путем. Что касается долга перед Богом, то не следует его сравнивать с каким бы то ни было материальным долгом. Воинский долг и служение Богу есть вещи несопоставимые.
Выполнить это указание не так-то просто, но тем не менее мы должны действовать, во всем полагаясь на Кришну, ибо таково истинное предназначение живого существа.
БОГ: Что требует Бог в данном стихе: 1. Посвятить Богу свой труд. 2. Ни в чем не искать убежище. 3. Не иметь чувства собственничества. Все это достигается преданным только и единственно вследствие преданного служения, куда входит практика карма-йоги. Посвятить Богу свой труд, не привязываться к плодам – это есть путь буддхи-йоги, связующий процесс с Богом через труд, через постоянную внутреннюю работу разума в человеке в процессе труда, любой трудовой деятельности, посвящение Богу плодов труда, состояние отрешенности от работы. Это действительно не просто. Но Бог дает человеку желание идти этим путем, поддерживает это желание и реальное устремление на Бога в себе постоянно, напоминает о Боге, постоянно Сам Бог держит человека в внутреннем религиозном напряжении. По сути, все это происходит Волею Бога, автоматически, день за днем, делая такой умственный процесс качеством человека, его потребностью уже в любых видах деятельности, человек перестает без Бога решать, видеть, предпринимать… Все это автоматика. Все это работа Бога…И все это и сложно и просто, ибо человек уже ведом Богом и обратного пути нет, даже если где-то ненадолго притормозит. Далее. Ни в чем не следует искать убежище. Это не обязательно некие материальные наслаждения, это могут быть планы, другие люди и ситуации. Человек, который уже вошел в буддхи-йогу, даже на первых порах, уже ведом Богом и автоматически также будет получать от Бога необходимый мыслительный процесс, где Бог его будет направлять мыслью: Воля Бога, План Бога, Бог Знает… А это уже убежище в Боге, и оно дается Богом. Без усилий, без сомнений, постепенно. Бог овладеет всеми желаниями, всеми мыслительными процессами, но не так, как это происходит у материального человека, а с ориентировкой только на Бога. И это не мало наслаждает, и не хочется больше никому себя вручать или доверять или на кого-то надеяться. Бог в тебе – твоя величайшая защита, твое Единственное прибежище, твои чистые мысли и желания… только начни заниматься карма-йогой. Все постопенно и безвозвратно, и подобно нектару. Далее. Что касается чувства собственничества. И этим процессом тоже управляет Бог. Бог покажет человеку, поставив его неоднократно в соответствующие условия, что Бог ему постоянно все дает, постоянно помогает, что у него в кармане вечный неразменный пятак, и не только у него, но и его близких… Так зачем копить? Зачем беспокоиться о будущем, зачем набивать дом тленом. Бог Знает наперед все нужды и на сегодня и на завтра и далее… Бог дает так, что человек может поддержать и свое тело и тело близких и помогать им, если надо. На такое понимание непременно нужно время, но Бог ведет и время работает на развитие и понимание преданного, устойчиво развивая в нем не желание стяжать, не желание копить, не желание отзываться на многие материальные блага… уходит чувство собственничества, как безопасной подушки, ибо все дает Бог… Поэтому, просто надо заниматься преданным служением, буддхи-йогой, и Бог все необходимое разовьет в человеке, даст ему качества, достаточные, чтобы подниматься по ступеням преданного служения, и Сам Бог эти качества будет развивать в человеке вплоть до его выхода за пределы материального существования, а этот путь каждому обеспечен, его не миновать, он не обратим, фактически выполняется автоматически, путь каждому, но каждому в свое время и торопить человека не надо, как и не надо его запугивать или оскорблять. Во всем надо полагаться на Бога и думать в первую очередь о себе, как и стараться, как и уповать на Бога, как и постоянно поклоняться и благодарить Всевышнего за все.
Живое существо не может обрести счастье независимо от Верховного Господа, не взаимодействуя с Ним, ибо по своей природе оно всегда подвластно Господу и должно исполнять Его желания.
БОГ: Надо говорить не о желаниях Бога, а о Воле Бога. Что касается счастья. И зная Бога в материальном мире и не зная Бога, человек в материальном мире не может испытывать счастье, но есть другие энергии, иллюзорные, которые создают и для материального человека и для преданного Бога Кришны состояние приближенное к счастью, удовлетворению, радости… Но надо хорошо понимать, что постоянно эти энергии в человеке Бог не поддерживает, ибо они губительны для любого, поскольку не направлены на материальное и духовное развитие человека, притупляют память, умственный процесс, блокируют сострадание и молосердие, ввергают человека в бесстрашие перед Богом или бесстрашие перед своей судьбой, ослабляют религиозность, ибо дают самоудовлетворение и порою гордыню, питает низшие качества человека. Поэтому Бог не на долго человека удерживает в состоянии счастья, сменяя его буднями, трудом, иногда удовлетворением, долгом, обязанностями, общением, планами другого порядка, направляет на решение материальных вопросов, на болезни, страдания других, давая неизменно путь преодолений и в этом толику удовлетворения и мира в себе.
Поэтому Шри Кришна приказал Aрджуне сражаться, как если бы Он был его командиром.
БОГ: Бог Говорил с Арджуной как Бог. Другое сравнения неуместны и греховны.
Человек должен пожертвовать всем ради Верховного Господа и одновременно выполнять свои обязанности, отрешившись от собственнических притязаний.
БОГ: По сути человек особо ничем не жертвует в преданном служении, ибо Бог дает ему то понимание и те развивает качества, ведущие и задействованные в преданном служении, которые помогают человеку легко отказываться от удовлетворения чувств, вести простой и аскетический образ жизни, не делая особых усилий над собой. Поэтому можно говорить не столько о жертвах преданного Богу в преданном служении, сколько говорить о все же пути преодолений, которые непременно сопровождают в преданном служении любого, что создается Богом адресно, в соответствии с Планом Бога на развитие преданным тех или иных качеств, ибо ни до и ни в начале преданного служения и ни в продолжение не происходит остановки развития преданного и в материальном и в духовном направлении.
Aрджуне не нужно было раздумывать над приказом Господа - он должен был просто исполнить его. Верховный Господь - душа всех душ, поэтому того, кто, отбросив личные интересы, целиком полагается на Высшую Душу, иными словами, того, кто полностью развил в себе сознание Кришны, называют адхйатма-четас («постигшим науку о Высшей Душе»).
БОГ: В данном диалоге Арджуна должен был проявить себя так, как и проявил, иначе бы диалог в нужном направлении не смог состояться. Все, каждое слово Арджуны, его сомнения, его вопросы, его сокрушения – все это было в Плане Бога и было исполнено Арджуной в точности. Богу не нужно было в ситуации передачи Арджуне Бхагавад-Гиты его бесприкословное подчинение. И в материальном мире, работая с живыми существами, Бог много раз, самыми разными путями доводит до человека материального и преданного Свою Волю, именно идя, как и с Арджуной, через доводы и знания, которые человеку на его ступени развития известны. Метод работы Бога всегда щадящий, последовательный, основывающийся на качествах людей, задействующий их интересы, их моральные и нравственные устои, законы общества, убеждения, слова других, поступки других… Бог использует этот путь Управления всегда, хотя Знает наперед, кто и что выберет, на каком этапе своего диалога, через что примет решение… Поэтому, и Арджуна сразу последовать требованию Бога не смог бы, ибо Сам Бог не дал бы. Человек должен все делать осознанно, основываясь на нравственность или религиозные основы в себе. В противном случае не будет воспитательного момента, не выльется решение в убеждение и затем в качество, не сможет он употребить правильное решение в подобной, но другой ситуации.
Нираших означает, что мы должны действовать, выполняя приказ своего господина, и не рассчитывать на то, что сможем наслаждаться плодами своего труда.
БОГ: Речь может идти не только об укрытии в плодах работы, здесь возможно и более широкое толкование. Человек укрывается в своих планах, надеждах, чужих обещаниях, в чужих материальных благах, в чужом доме, в своих направленных на удовлетворение чувствах… Также, не понятно, о каких приказах Бога может идти речь, ибо никому Бог Сам Лично ничего не приказывает. Есть Святые Писания, Само Слово Бога. Ему надо следовать. Это Воля Бога, Это путь, выводящий за пределы материального существования, данный Богом. Это не приказ непосредственный. Это Воля Бога.
Кассир в банке каждый день пересчитывает миллионы долларов, работая на своего хозяина, но не кладет в собственный карман ни цента. Так и мы должны осознать, что в этом мире нам ничего не принадлежит: здесь все является собственностью Верховного Господа.
БОГ: Всякие сравнения с материальным миром ущербны, ибо нет тут ничего общего. Это очень грубое сравнение и не на пользу преданному. Материальный мир принадлежит Богу и именно через материальный мир Бог питает живые существа, полностью обеспечивая их жизнедеятельность. От человека просто требуется всегда видеть помощь Бога и благодарить Бога. А преданный, находящийся уже на высокой религиозной ступени, должен понимать, что все действительно принадлежит Богу, что Бог есть Источник всего, Что за всем стоит Бог, что все находятся в Боге и Бог в каждом. Отсюда непременно надо благодарить Бога, молиться Богу, становиться на колени перед Богом, изучать Святые Писания, видеть помощь Бога, контролировать свои желания, чувства ум, ибо Бог это желание в преданном поддерживает и дает такую практику, посвящать Богу свой труд, плоды труда, очищать свое существование аскетизмом и добродетелью, все вопросы своей жизни и жизни других просматривая через призму Совершенных Знаний.
Вот истинный смысл слова майи, «Мне». Тот, кто действует с таким пониманием, свободен от любых притязаний.
БОГ: Бог не освобождает полностью преданного от любых притязаний, но их существенно ограничивает. Преданный живет в материальном мире и в любом случае от этого материального мира, имея телесное существование, зависит. Поэтому есть и те потребности преданного материального порядка, которые допустимы и Бог позволяет их удовлетворять, давая человеку такие возможности. Но также, Бог постоянно управляя мыслительным процессом преданного, заостряет мыслью его внимание на том, что следует как бы проконтролировать и ограничить или от чего слудует отказаться.
Сознание такого человека описывают словом нирмама («мне ничего не принадлежит»). И если мы не желаем выполнять этот строгий приказ, который не учитывает наших так называемых родственных чувств, мы должны подавить в себе это нежелание; тогда мы сможем стать вигата-джвара, то есть избавимся от апатии.
БОГ: Бог всегда учитывает родственные чувства и связи преданного и не налагает запрет на удолетворение чувств близких, ибо их ступень материального развития это может позволять. Желание помочь, удовлетворить, отдать близкому, пожертвовать Бог дает преданному всегда, если его качества уже это позволяет, т.е. если преданный понимает, что все стоят на разных ступенях своего материального и духовного развития и удовлетворение чувств близких входит в План Бога и Волю Бога, если преданный получает от Бога возможность помочь близкому и получает такое желание и ситуацию. Преданный должен ограничивать только себя, видя в этом пользу для преданного служения и стремиться себя оградить от излишеств. Все другое – открытые врата, не наказуемые, если это помощь или удовлетворение чувств близких не греховного или антиобщественного или антисемейного порядка. Что касается апатии, ожидания для себя плохого исхода, то это состояние Бог периодически дает любому, не исключая преданных, ибо и есть за что, поскольку любой, даже самый тщательный преданный, не говоря о матеральном человеке, грешит. И эти сорняки греха надо вырывать с корнем, что сопровождаться может и унынием и прочими внутренними далеко не комфортными для человека состояниями.
У каждого, в соответствии с его качествами и положением в обществе, есть определенные обязанности, и все их, как уже было сказано, можно выполнять в сознании Кришны. Таков путь, ведущий к освобождению.
БОГ: Можно выполнять и обязанности и долг, посвящая плоды и сам труд Богу, но тем, кому уже время так идти, кто уже начал путь преданного служения. Другие еще добирают качества через материальный путь и привязанность к плодам своей деятельности, ибо и такой путь развивает качества, которые в свое время и откроют врата к преданому служению.
ТЕКСТ 31
йе ме матам идам нитйам
анутиштханти манавах
шраддхаванто 'насуйанто
мучйанте те 'пи кармабхих
йе - которые; ме - Мое; матам - указание; идам - это; нитйам - вечно (как вечный долг); анутиштханти - выполняют регулярно; манавах - люди; шраддха-вантах - обладающие верой и преданностью; анасуйантах - свободные от вражды и зависти; мучйанте - освобождаются; те - они; апи - даже; кармабхих - из-под власти закона кармы.
Те, кто выполняет свои обязанности, следуя Моим наставлениям, кто свято чтит Мое учение и не питает ни к кому враждебных чувств, освобождаются из рабства кармы.
БОГ: Не следует в переводе Слово Бога передавать своими словами. Правильный перевод: «31. Те люди, которые регулярно выполняют эти вечные Мои предписания, наделенные верой, независтливые, и они освобождаются от оков кармической деятельности.».
КОММЕНТAРИЙ: Наставления Верховной Личности Бога, Кришны, заключают в себе суть ведической мудрости, поэтому они являются вечной и незыблемой истиной.
БОГ: Не следует говорить о некоей ведической мудрости. Надо говорить о ЗНАНИЯХ ВЕД, о СОВЕРШЕННЫХ ДУХОВНЫХ ЗНАНИЯХ, о СЛОВЕ БОГА. Мудрость – это человеческое, надуманное, противоречивое, подверженное сомнениям утверждение. Слово Бога – Незыблемые Абсолютные Совершенные Знания, спущенные Богом на Землю в материальный мир.
Как вечны сами Веды, так вечна и эта истина, истина сознания Кришны.
БОГ: Веды – не вечны. Но извечны СОВЕРШЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ ЗНАНИЯ.
Мы должны непоколебимо верить в это наставление и не испытывать к Господу враждебных чувств.
БОГ: Откуда такое понимание вообще о враждебных чувствах к Богу? Это нонсенс. Это греховное высказывание, по какой бы причине оно не было сделано. В стихе об этом речи нет. Такие греховные высказывания или трактования в Святом Писании влекут за собой последствия греховной деятельности для комминтирующего.
Есть немало так называемых философов, которые пишут комментарии к «Бхагавад-гите», но не верят в Кришну. Такие люди никогда не освободятся из плена кармы.
БОГ: неверное понимание стиха, вследствие неверного перевода, не об этом речь в стихе. Не освободится от плена кармы и комментирующий, уровень духовного понимания которого ниже низшего. Речь в стихе о качествах людей, достойных освобождения от плодов кармической деятельности. Такие люди должны: 1. Следовать Слову Бога в Святых Писаниях. 2. Должны быть наделены строгой верой. 3. Быть независтливыми ( или много не хотеть, не осуждать, не претендовать).
Но простой человек, твердо верящий в вечные наставления Господа, освободится из-под власти закона кармы, даже если он не способен следовать всем этим наставлениям.
БОГ: Наставления Бога Кришны есть один свод Божественных требований к преданному в процессе преданного служения и выполнять его частично ни у кого не получится. Каждого преданного Бог проведет по всем пунктам религиозного предписания, ибо отсюда строятся и утверждаются качества преданного и утверждается его ум и разум. Но при этом Бог с каждым работает индивидуально и сам делает акценты в преданном служении каждого. Но каждый не должен настраивать себя на частичное преданное служение, но стараться перед Богом, постигать Слово Бога, извлекать для себя из Слова Бога духовные практики, получать в себе разрешение Бога на их проведение и практиковаться непрерывно, входя в Бога, духовно развиваяь, и по сути ничего в преданном служении не пропуская.
На первых порах человек, стремящийся развить в себе сознание Кришны, иногда не может следовать всем указаниям Господа, но, поскольку он не отвергает их и искренне трудится, не обращая внимания на неудачи и не поддаваясь отчаянию, со временем он непременно обретет чистое сознание Кришны.
БОГ: Сказано правильно. Но чистое сознание Бога Бог никому не дает. Такого состояния нет в природе. Но дает со временем те качества, то духовное наполнеие совершенными духовными знаниями, которые достаточны, чтобы Бог вывел человека из материального мира на духовный план.
ТЕКСТ 32
йе тв этад абхйасуйанто
нанутиштханти ме матам
сарва-джнана-вимудхамс тан
виддхи наштан ачетасах
йе - которые; ту - однако; этат - это; абхйасуйантах - завистливые; на - не; анутиштханти - исполняют регулярно; ме - Мое; матам - наставление; сарва-джнана - без всякого знания; вимудхан - совершенно сбитые с толку; тан - их; виддхи - уясни; наштан - обреченных на гибель; ачетасах - лишенных сознания Кришны.
Те же, кто из злобы и зависти отвергают Мои наставления, лишены всякого знания, безнадежно глупы, и все их попытки достичь совершенства обречены на неудачу.
БОГ: Неточный перевод. Не следует переводить столь агрессивно. Речь не идет о безнадежно-глупых людях. Правильный перевод: «32. Но те, кто из большой зависти (желая очень многого) не регулярно выполняют эти Мои предписания, они введены в заблуждение во всех видах знания. Знай, что все, что делается из другого понимания (не в преданном служении и не посвященное Богу, с привязанностью) будет разрушено.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, чем чревато отсутствие сознания Кришны.
БОГ: Если человек не занят преданным служением, то это не его вина и не карается Богом. Человек просто находится в пути добывания качеств через путь страданий и преодолений и собственно этим и платит за свою пока не высокую ступень матерального и духовного развития. Но при этом ему постоянно помогает Бог. Поэтому невозможно сказать, что отсутствие преданного служения ввергает людей в невыносимые страдания, но в любом случае Бог заставляет каждого помыслить о смысле жизни, о цели жизни, о своем предназначении… Все в пути поиска по сути Бога и в свое время каждому Бог открывает врата преданного служения, как конечный этап материального и духовного пути на Земле.
Как законы государства карают тех, кто не подчиняется правительству, так и законы Бога сурово наказывают тех, кто нарушает волю Бога.
БОГ: Не Законы Бога, а Сам Бог наказывает греховных средствами материального мира. Но всегда Бог учитывает степень вины любого человека, Бог не карает за то, что человек не знает, Бог не карает человека за отсутствие качеств Божественного порядка. С материального человека Бог требует проявление материальной нравственности, морали, подчинение материальным законам, о которых человек сведущ и требует тех материальных качеств, которые есть материальные и религиозные устои общества на данный период и знакомы человеку. Также, наказывая, Бог учитывает и то, как человек отзывается на Голос Бога в себе, ибо Бог знает, как изнутри через совесть, интуицию, другие чувства известить и предупредить человека о греховности и последствиях его предприятия и выбора. Т.е. никто не бывает наказан не имея представления о своем грехе и что он может повлечь за собой. Но все это не кара. А наказания, связанные со здоровьем, материальными потерями, с лишениями свободы, с принужденным аскетизмом, с лишением комфорта и безопасности для тела. Иные наказания для материальных людей, которые выглядят достаточно строго для них, для преданного есть обычный образ жизни с некоторыми допустимыми и принимаемыми разумом ограничениями. Поэтому, иногда наказания, имеющие длительный срок, приводят человека вообще к аскетизму, становясь его образом мышления и восприятия своего существования, где человек такой образ жизни начинает принимать легко и следовать ему в других рождениях, по сути уже имея качества, необходимые для преданного служения.
Эти бунтари, какими бы могущественными они ни были, не обладают знанием о своей духовной природе, а также о Верховном Брахмане, Параматме и Личности Бога, ибо их сердца пусты. Поэтому им никогда не достичь совершенства.
БОГ: Ну, это уже совсем неправильное толкование стиха. Нет ни одного преданного, святого, очень разумного человека или духовного наставника, который бы ни прошел путь бунтаря. Чтобы человека утихомирить, сделать более устойчивым к страданиям материального мира, более терпеливым, Бог дает ему и путь бунтаря, того, кто со многим не согласен, начиная с несогласия с самим собой и в семье, до бунтаря великих масштабов… Всех Бог утихомиривает и дает понимание через плоды бунтарства, которые бывают очень тёрпкие… Материальное могущество не обязывает человека обладать знанием о своей духовной природе. Пока ему надлежит покопаться в мире материальных наслаждений и здесь тоже для каждого припасено немало уроков, развивающих качества, мыслительный процесс, разум и все в свое время Бог употребит для преданного служения. Т.е. нет в материальном мире никого, кто останется без преданного служения, без совершенных знаний, без духовного развития. Но что касается того, что может быть разрушено, то это не секрет. Все материальные плоды рано или поздно тлеют, уничтожаются, изменяются, гниют, теряют в себе надобность, сгорают, тонут, покрываются коррозией…Но то, что достигает преданный вследствие преданного служения, нетленно. Это духовные качества высокого порядка, те качества, которые не идут на убыль, не уничтожаются, но развиваются, тем одухотворяя душу, поднимая ее служение Богу на достаточно высокий уровень, принося великое умиротворение, нетленную радость и блаженство…
ТЕКСТ 33
садришам чештате свасйах
пракритер джнанаван апи
пракритим йанти бхутани
ниграхах ким каришйати
садришам - сообразно; чештате - пытается; свасйах - своей; пракритех - совокупности гун материальной природы; джнана-ван - тот, кто обладает знанием; апи - хотя; пракритим - природу; йанти - проходят; бхутани - живые существа; ниграхах - сопротивление; ким - что; каришйати - сделает.
Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу?
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «33. Ученый пытается действовать в соответствии со своим пониманием, но все же ему приходится поступать в зависимости от гунн материальной природы. Все живые существа зависимы от гунн материальной природы. Что же даст неприятие этого?». По сути речь в стихе идет об Абсолютном Управлении Бога материальным миром. Гуны природы есть иллюзорные энергии Бога, неотличны от Бога, Сам Бог. Как бы человек ни планировал свои дела, какие бы установки не ставил, как бы ни старался действовать в соответствии со своими материальными знаниями, тем не менее, он будет действовать в пределах своих качеств, управляемый и направляемый Богом. Как бы человек, зная это, не протестовал, как бы ни пытался проявить свое личное участие в том или другом предприятии, как бы ни надеялся на свой опыт, знания, убеждения, но он подчинен Богу и будет действовать так, как его поведет Бог, не будучи в состоянии противодействовать гуннам природы, т.е. Воле Самого Бога, управляющего человеком исходя из его ступени материального и духовного развития и здесь качеств человека, которые этой ступени и соответствуют.
КОММЕНТAРИЙ: Пока человек не достигнет духовного уровня, уровня сознания Кришны, он не сможет выйти из-под влияния гун материальной природы.
БОГ: Из-под влияния гунн природы выйти никогда и никому не удается. Но, занимаясь преданным служением, человек развивает качества, угодные Богу, качества достаточно высокого порядка, как и постепенно утверждается в Совершенных духовных Знаниях, так принимая в них Слово Бога, что эти знания переходят в качества человека и в таком случае человек начинает мыслить, понимать, поступать более точно, так, что не возникает большого противоречия между его желаниями и мыслительным процессом и Волей Бога на него самого. В таком случае можно сказать, что такой преданный видит вещи так, как они есть на самом деле, т.е. все свои действия он как бы согласует с Волей Бога, не противоречит Воле Бога в большой степени и принимает Волю Бога за себя, за свои поступки, мыслительный процесс, речь, выбор… Т.е он тоже находится как и все под Управлением Бога, но своей сутью не входит в противоречие с требованием на себя Бога. Это проявляется в немалой степени, может трактоваться как освобождение от иллюзорных энергий Бога, но в то же время такой независимости от гунн природы абсолютной нет, ибо Бог Знает, где человек уязвим и где все же ему придется действовать принудительно, а не согласно своей воле, ибо воля человека во многих вопросах преданного служения и материального быта может быть неправильной, не способствовать развитию человека или не вовлечь в те отношения или игры и роли, которые все же для человека полезны.
Господь подтверждает это в седьмой главе «Бхагавад-гиты» (стих 14). Поэтому даже самые образованные люди этого мира не способны вырваться из когтей майи, опираясь на одни лишь теоретические познания и пытаясь отличить душу от тела.
БОГ: образованность материального человека более, чем что либо еще, поднимает нагара его греховные помыслы и саму суть, ибо такие люди, мыслящие через догмы материальных наук, достаточно самодовольны, несмиренны, нетерпеливы, устремлены к признанию, почету, непременно привязаны к плодам своей деятельности, к работе, часто плохо исполняющие долг перед родными, будучи погруженными в свои труды. Такие люди, находясь под влиянием развитой гунны страсти, чаще многих встречаются с камнями преткновений в материальном мире. Ибо Бог, работая над такими людьми, показывает им, что не все от них зависит, что не все действует, согласно их планам и расчетам, что не все от них зависит или может быть разрешимо так, как они планируют, и многолетние труды могут быть в мгновение превращены в пепел указом или решением несведущего далекого от науки человека. Бог разными путями показывает такому человеку, что не все можно наперед рассчитать, не все можно спрограммировать, не всякое слово находит поддержку у единомышленников, что есть вопросы, которые нельзя игнорировать… Так постепенно Бог вносит в сознание материальных людей понимание, что ты зависишь от других людей, от обстоятельств, от своего неверного мыслительного процесса, что не ты в итоге вершишь свою судьбу, что есть некие высшие силы, которые могут повернуть события самым неожиданным образом и не всегда успешный оказывается впереди и пожинает лавры победившего, что материальный мир многое сулит, но фактически все и каждый идет здесь узким путем, по коридору, который вначале кажется широким и многоветвистым, но как только ты сделаешь шаг в сторону, то непременно упрешься лбом в невидимый, но существенный запрет… Отсюда сомнения, отсюда поиск смысла, отсюда и глаза, устремленные к Богу. Но все в свое время.
Есть много так называемых поборников духовности, которые выдают себя за людей, сведущих в духовной науке, хотя находятся во власти материальных гун и не в силах преодолеть их влияние.
БОГ: Не следует говорит о поборниках духовности, а о ступенях развития человека в материальном и духовном направлении. На каждой ступени Бог дает человеку свои знания духовного порядка и далеко не всегда Это Святые Писания. К Святым Писаниям, к строгому религиозному пути человек должен быть готов своими качествами. Но отсутствие качеств напрочь не закрывает двери человеку к определенным знаниям духовного порядка, которые также присутствуют в материальном мире и ориентированы на разные ступени развития людей. Эти знания не относятся к разряду авторитетных, но и они рассматривают такие вещи, как душа, судьба, перерождение, религия, потустороннее, грех, оболочки души, чакры, древние писания, мистика, предсказание, ясновидение, оккультизм… Эти люди могут рассуждать на темы разного порядка, включая смысл жизни, жизнь и смерть, магические обряды, чудеса… Все это позволяет им делать Бог, ибо это есть ступень развития таких людей. Они тоже ищут Бога, но пока делают это окольным путем и через этот путь в них и будет Волею Бога входить понимание – религия, вера, Бог, молитвы… Этот уровень людей не следует осуждать, считать их низшими из людей, находящимися под влиянием гунн материальной природы. Бог каждому поможет. Сам Бог ведет каждого, Сам Бог контролирует их проявление себя и Сам Бог в свое время поможет каждому подняться на ступень строгой веры и заняться преданным служением, но все каждому и в свое время.
Даже человек, получивший прекрасное образование, остается рабом материальной природы из-за длительного соприкосновения с ней.
БОГ: Не надо забывать, что именно из материальной природы трудом Бога выкристаллизовывается духовность. Материальный мир есть высочайший тренажер Бога, проводя через который живые существа, Бог эти существа, людей, и одухотворяет, развивая в них Божественными средствами качества, которые и открывают врата в итоге на духовный план. Длительное соприкосновение с природой не панацея для живых существ, ибо здесь каждый находится с Богом и никак не может попасть под абсолютное влияние природы. Это абсурд.
Метод сознания Кришны помогает людям вырваться из материального плена, даже если они продолжают выполнять предписанные Ведами обязанности сообразно своему положению в материальном мире. Поэтому, до тех пор пока человек полностью не разовьет в себе сознание Кришны, ему не следует отказываться от своих обязанностей.
БОГ: Никогда человек не может полностью развить в себе сознание Бога Кришны. Прежде всего, развивает человека Бог, а не человек сам себя. И также, полностью осознать Бога никакими практиками не получится. Это утопия. Также, никакая ступень преданного служения не освобождает человека от обязанностей, от работы, от долга.
Никто не должен пренебрегать своим долгом и становиться доморощенным йогом. Лучше оставаться на своем месте и стараться развить в себе сознание Кришны под руководством опытных наставников. Тогда мы сможем вырваться из когтей майи, иллюзорной энергии Кришны.
БОГ: Кому надо, тот будет Волею Бога и доморощенным йогом. Все зависит от Воли и Плана Бога на человека. Йог может в домашних условиях : поклоняться Богу, становиться на колени, уповать на Бога, изучать Святые Писания, исполнять свой долг перед родными, контролировать свой ум, желания, чувства, вести простой образ жизни, быть добродетельным, смиренным, может также проповедовать, если Бог даст, и разъяснять близким вопросы личной жизни через призму Святых Писаний… Что еще надо? Бог Скажет так старающемуся через его мыслительный процесс, через Святые Писания, что человек непременно поймет, что еще ему необходимо предпринимать, чтобы его преданное служение развивалось. И при всем этом человек может работать на материальной работе, но практиковать здесь карма-йогу.
ТЕКСТ 34
индрийасйендрийасйартхе
рага-двешау вйавастхитау
тайор на вашам агаччхет
тау хй асйа парипантхинау
индрийасйа - чувств; индрийасйа артхе - в объектах чувственного наслаждения; рага - привязанность; двешау - и неприязнь; вйавастхитау - подчиненные предписаниям шастр; тайох - их; на - не; вашам - под власть; агаччхет - пусть придет; тау - эти; хи - безусловно; асйа - его; парипантхинау - препятствия.
Привязанность и неприязнь, возникающие в результате взаимодействия чувств с объектами восприятия, можно научиться регулировать, соблюдая определенные правила. Не следует идти на поводу у привязанности и неприязни, ибо они являются препятствием на духовном пути.
БОГ: Перевод не точный. Правильный перевод: «34. Необходимо твердо установить пределы воздействия чувств на объекты чувств в привязанности и отрешенности. Тот, кто не пришел к необходимости такого контроля (чувств), они непременно становятся для него камнями преткновения (препятствиями на пути духовного развития).». В материальном мире преданный, как бы ни пытался себя контролировать, но полностью он не может отказаться, отречься он внешних материальных объектов, ибо они составляют часть его бытия, результат цивилизации общества, и так или иначе внедряются в практику быта, не всегда являясь именно источниками удовлетворения чувств, но средствами общения с другими людьми, помощи им и себе, иногда крайне необходимы в работе, в других направлениях. От них невозможно полностью отказаться, но и не желательно сильно или постоянно к ним обращаться или привязываться. Поэтому Бог рекомендует Арджуне умом определить пределы этой привязанности и отрешенности, сообразно с разумным или допустимым для преданного. На самом деле сам человек такие ограничения сделать не может. Но как только он выявит внутреннюю готовность как то это начинать контролировать, то Сам Бог в нем через его мысль Укажет, что именно можно в его быту ограничить, от чего отказаться, что можно считать приемлемым и от чего полностью отказаться навсегда. Т.е произойдет сотрудничество с Богом. Но прежде человек должен войти в себя, что тоже ему даст Бог, и направить на эти вопросы свой мыслительный процесс. Отсюда может быть начат и путь отрешения, контроля, воздержания. Это сказано не только для Арджуны, но для любого преданного Бога Кришны, и этот путь может попытаться таким образом начать и материальный человек, уже начинающий мыслить о своем духовном развитии. Также, Бог предупреждает Арджуну и всех, что в ином случае, когда человек не пришел к необходимости такого контроля, объекты материальных чувств, привязанность к ним становится камнем преткновения для духовного развития человека на любой ступени его материального и духовного становления и тем более надо понимать, что привязанность к внешним объектам чувств без контроля мешает духовному продвижению преданного. Вот вся суть стиха.
КОММЕНТAРИЙ: У людей, обладающих сознанием Кришны, вырабатывается естественное равнодушие к мирским, чувственным наслаждениям.
БОГ: Так можно сказать, но и следует добавить, что такое равнодушие не достигается быстро. Чтобы его достичь, чтобы Бог дал элемент отрешенности от внешних объектов, необходимо заниматься преданным служением достаточно продолжительный период и непременно следовать Слову Бога в Святых Писаниях.
Но те, кто еще не развил в себе сознание Кришны, должны ограничивать деятельность своих чувств, следуя предписаниям шастр.
БОГ: Следует изучать Святые Писания и следовать Слову Бога в них. Другого пути нет.
Неограниченные чувственные наслаждения являются причиной материального рабства, но человек, который следует предписаниям шастр, перестает зависеть от объектов чувств.
БОГ: В современном мире человек может освободиться от привлечения материальными объектами только через преданное служение, путь ограничений, путь контроля желаний и чувств и изучения Святых Писаний. Но полностью никто не может перестать зависеть от объектов материального мира. Это тоже надо понимать, но не использовать лишний раз в свою защиту.
Например, обусловленная душа испытывает потребность в сексуальном наслаждении, поэтому оно дозволено в браке. Согласно предписаниям шастр, мужчина может вступать в половые отношения только со своей женой, а ко всякой другой женщине он должен относиться как к своей матери.
БОГ: Ко всякой другой женщине мужчина не должен относиться как к своей матери, если она не мать. Должен понимать ее как чужую женщину, если не находится с ней в родственных отношениях, и всегда должен исходить из того, что любые незаконные сексуальные связи есть грех и наказуемы. Только это должно помогать мужчине контролировать свои отношения с женщиной.
Однако, несмотря на эти предписания, мужчины все равно стремятся к половой близости с другими женщинами. Подобные желания необходимо обуздывать, иначе они станут серьезной преградой на пути к духовному самопознанию. Пока у нас есть материальное тело, нам разрешается удовлетворять его потребности, но лишь настолько, насколько позволяют предписания шастр.
БОГ: Почти правильно. Но есть те связи между мужчиной и женщиной, которые тянутся из прошлых рождений, и Бог разрешает мужчине жить с несколькими женщинами, но не одновременно. И это в материальном мире выглядит как измены. Но надо понимать, что желание быть с другой женщиной мужчине дает Бог. И противостоять Воле Бога невозможно. Но если мужчина, испытывая влечение к другой женщине, на уровне ума старается сопротивляться и просит Бога ему помочь не изменить жене, то такой мыслительный процесс считается добродетельным. Но не отменяет Волю Бога. Ибо достаточно часто эти интимные отношения с другой женщиной должны быть причиной рождения ребенка, которому кармически именно эти родители и предназначены были Богом. В любом случае на все Воля Бога, никто от себя ничего не предпринимает и при наказании Бог всегда учитывает внутренний мыслительный процесс мужчины и как он пытается вымолить у Бога свой можно сказать невольный грех.
Однако не стоит слишком уповать на эти предписания. Надо следовать религиозным заповедям, не привязываясь к ним, поскольку даже ограниченные чувственные наслаждения могут увести с истинного пути - даже на самых лучших дорогах бывают аварии.
БОГ: Никогда Бог не накажет преданного, отлучая его от преданного служения, если он знает не одну женщину и имеет детей от разных женщин. Но при этом такой мужчина должен всегда стремиться помогать детям и женщинам, которые могли оказаться в тяжелой жизненной ситуации, непременно мужчина должен общаться с детьми и всегда просить Бога его помиловать за такие видимые прелюбодеяния. Но и понимать, что на все Воля и План Бога и он не мог и не смог бы от Воли Бога отклониться. Рождение детей в материальном мире есть Воля Бога и этот вопрос СВЯТ.
Мы не застрахованы от аварий даже на самой безопасной дороге. Стремление к чувственным удовольствиям живет в нашем сердце с незапамятных времен из-за нашего соприкосновения с материей.
БОГ: Не потому, что человек связан с материей, а потому что устремление к чувственным наслаждениям дает человеку Бог. Но Бог и Управляет этим процессом. Чувственные наслаждения помогают человеку выжить в материальном мире, переключаться, отдыхать, привносить в свою жизнь интерес, цель, некоторый смысл, дает живым существам желать жить и дорожить жизнью, ибо жить в материальном мире не просто и чтобы развиваться, надо уметь и преодолевать, а это сопряжено и со страданиями. Поэтому. Бог все предусматривает, все контролирует и все это работает на человека, любое живое существо только Волею Бога.
Поэтому, даже если мы удовлетворяем потребности своих чувств в строгом соответствии с предписаниями шастр, всегда существует опасность сойти с духовного пути. Вот почему нужно всеми силами стараться избегать привязанности к любым чувственным удовольствиям, даже ограниченным рамками религиозных предписаний.
БОГ: В преданном служении речь уже идет не о том, чтобы человека удержать в материальном мире материальными посулами, а об выходе на духовный план. В таком случае все привязки к материальному миру надо убирать воздержанием и поэтому Бог дает в мир Святые Писания, которые указывают преданным, как это правильно сделать. Но опять же. Чувствами преданного полностью Управляет Бог. И если входит в План Бога рождение ребенка, то и преданный не сможет это сильное в себе желание преодолеть. И в таком случае его деятельность не будет считаться Богом греховной или очень греховной. Но и здесь Бог непременно посмотрит на мыслительный процесс преданного. Также, этот путь не закроет врата к преданному служению, но может по итогу только ему способствовать.
Но привязанность к деятельности в сознании Кришны, к любовному служению Господу, помогает нам отказаться от всех видов чувственной деятельности. Поэтому ни один человек, на каком бы этапе жизни он ни находился, не должен отвергать сознание Кришны. Смысл отказа от любых чувственных удовольствий заключается в том, чтобы в конечном счете обрести сознание Кришны.
БОГ: Есть те ступени материального и духовного развития, где человеку Богом не предписано заниматься еще преданным служением. Такому человеку Бог не дает соответствующий направленный на преданное служение мыслительный процесс, не дает желания, не дает подходящее окружение, не дает возможности, отвлекая на материальную деятельность и все другие аспекты материального существования. Поэтому такой человек будет отвергать преданное служение, если его ему предложить и при этом не согрешит, ибо и не время начать этот путь преданного служения.
ТЕКСТ 35
шрейан сва-дхармо вигунах
пара-дхармат св-ануштхитат
сва-дхарме нидханам шрейах
пара-дхармо бхайавахах
шрейан - гораздо лучше; сва-дхармах - свой долг; вигунах - (даже) несовершенный; пара-дхармат - чужого долга; су-ануштхитат - выполненного безукоризненно; сва-дхарме - при исполнении своего долга; нидханам - смерть; шрейах - лучше; пара-дхармах - чужой долг; бхайа-авахах - опасен.
Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «35. Лучше свой религиозный долг (предписанные обязанности) выполнять несовершенно, чем прекрасно выполнять обязанности, предписанные другим. Лучше, исполняя свои обязанности, испытать полную неудачу, но исполнение обязанностей, предписанных другим, увеличивает опасность.».
КОММЕНТAРИЙ: Каждый должен выполнять свои собственные обязанности, пытаясь развить в себе сознание Кришны, и не браться за чужое дело. Материально обусловленным людям шастры предписывают обязанности, соответствующие психическим и физиологическим особенностям таких людей, которыми их наделяют гуны материальной природы.
БОГ: В современном мире предписанные обязанности следует определять по другим причинам. Это человек может понять по тому, какое образование Бог дал человеку, по тому, какие склонности в себе чувствует человек, также, насколько работа соответствует качествам человека, также можно смотреть на свои желания, цель, планы. Но самой главной определяющей причиной является то, как у человека получается. Если человека берут на работу и он рад этому, имеет желание и готовность работать при всех условиях работы и если он начинает работать и удерживается, входит в эту работу, то это есть предписанная для него деятельность, которую дал Бог для развития определенных качеств, которые на человека запланировал Бог. Если человек работает и вследствие непредвиденных ситуаций или по воле другого человека ему приходится уволиться, то данная работа привнесла в данного человека необходимые качества, этим себя исчерпала и Бог даст ему другую работу и тоже она будет считаться предписанной столько времени, сколько он будет работать и сколько времени эта работа будет развивать те или иные качества человека. В современном мире у человека может быть много предписанных работ, как и одна на всю жизнь. Никто по сути не ошибается и не может ошибиться с работой, ибо всех и каждого ведет Бог. И каждому дается работа та, которая развивает опыт, мыслительный процесс, качества, навыки и пр. И как правило, очень часто одна работа развивает те качества, которые могут быть использованы в другой и так далее. Человек за жизнь может работать на работах всех гунн материальной природы. И очень сложно понять по работе, на какой ступени материального и духовного развития стоит человек. Он и сам это о себе не знает. Но Знает Бог. Поэтому лучше не пытаться судить о ступени материального и духовного развития человека по его работе. И профессор может мести улицы и танцовщица может стать министром… В этой связи лучше всего оставить мнение Шастр и изучать Святые Писания, данные Богом непосредственно в материальный мир в начале третьего тысячелетия.
Духовные обязанности определяет духовный учитель, и они связаны с трансцендентным служением Кришне. Любые свои обязанности, и материальные, и духовные, человек должен выполнять до конца жизни и не брать на себя чужих обязанностей.
БОГ: Духовные обязанности определяет не духовный учитель, но только Личность Бога. Никто не войдет в Бога, никто не поднимется по ступеням материального и духовного развития, никто не выйдет на духовный план, пока будет считать причиной другого человека или себя. Также, никто не может доподлинно знать, какую работу выполняет человек, предписанную или нет. Но будет прав тот, кто знает, что любая работа дается только Богом. И если эта работа только на один день или час, то и в таком случае эта работа была предписана Богом, ибо состоялась только и единственно по Воле Бога и привнесла в качества и понимание человека то, что и было по Воле Бога согласно Плану Бога на развитие человека.
Наши материальные и духовные обязанности могут отличаться друг от друга, но, выполняя их под руководством опытных наставников, мы всегда получим только благо.
БОГ: Бог дает работу, Бог дает наставников, Бог дает духовных учителей. Но всегда надо понимать, что процессом работы Управляет Бог, процессом преданного служения Управляет только Бог. Также наставник или духовный учитель могут оказать помощь только в пределах своей ступени материального и духовного развития. Бог через людей помогает также и в преданном служении и в работе и в семье, и в вопросах быта, и через родственников и через соседей или посторонних людей... Благодарить за все надо Бога, зная Бога, как Высшего Управляющего, как Высшую Причину любого своего труда, будь то материальная работа или преданное служение или любое другое дело.
Человек, находящийся под влиянием гун материальной природы, должен действовать, как предписано его сословию или духовному укладу жизни, и не подражать другим.
БОГ: В современном мире люди не делятся на сословия, строго определяющих характер занятости человека. Нет и духовных укладов жизни. Работу для человека определяет Бог, исходя из Плана Бога на развитие человека и в зависимости от качеств человека, его кармы, как и его ступени материального и духовного развития. По сути так было всегда, всегда, во все времена.
Так, брахман, находящийся в гуне благости, не должен совершать насилия, но оно вполне допустимо для кшатрия, находящегося под влиянием гуны страсти. Поэтому кшатрию лучше достойно погибнуть в бою, чем подражать брахману, который обязан следовать принципу ненасилия.
БОГ: В настоящий период эти знания не действенны, не могут быть употреблены современным человеком, их не рекомендуется рассматривать, через них наставлять преданных, не следует считать эти знания подходящими в вопросах материального и духовного развития в современном мире. Вопрос о том, что каждый должен для своего материального и духовного развития заниматься строго своим делом, своим предписанным трудом, своей предписанной обязанностью и не заниматься тем, что предписано другому…- этот вопрос по сути не разрешим. Ибо в обществе третьего тысячелетия нет сословий, нет строгих предписаний каждому о его деятельности в зависимости от его рождения. Все о человеке знает только Бог. В какой бы он семье не родился, это не привешивает ему ярлык о его деятельности на всю его предстоящую жизнь. Все о каждом сокрыто. Все – в Боге, ведущем человека. Поэтому по качествам выполняет человек или нет – не известно никому, как должен проявить себя человек по своему рождению – не известно никому. Все это Бог убрал с арены человеческих отношений, как ярлыки, мешающие осуществлять Богу Божественный План на каждого. Поэтому достаточно понимать, что любой труд дается человеку Богом и не просто так, а для развития его качеств. Если человек какое-то время не работает, то и это Воля Бога. По работе невозможно ничего сказать о человеке более глубоко, чем то, что показывает процесс работы. И очень умный образованный человек может работать без энтузиазма, и с очень активной жизненной позицией человек может оказаться ленивым, нерасторопным, неаккуратным, но в другой работе – преуспевающим и незаменимым… Поэтому, просто надо понимать, что всем Управляет Бог, никакая работа просто так не дается, все направлено на развитие человека. Относительно же преданного все в той же мере, но плюс к тому – необходимость свою работу посвящать Богу, делая работу средством достижения Бога, божественных качеств, средством духовного развития. А как – Бог об этом неоднократно Говорит в Святых Писаниях.
Каждый человек должен очистить свое сердце, но это происходит не сразу, а постепенно. Однако тот, кто уже вышел из-под влияния материальных гун и полностью развил в себе сознание Кришны, может выполнять любую работу под руководством истинного духовного учителя.
БОГ: не верно. Никто не может полностью очиститься, это невозможно, ибо никто не знает, что очищать и через что, ибо практика преданного служения не всегда в помощь. Даже преданных Бог вовлекает в материальные игры и роли, где человек проходит не путь очищения, а развития качеств, причем тех качеств, которые уже не отзовутся на те или иные греховные посулы материального мира. Также, полностью выйти из под влияния иллюзорных энергияй Бога, а точнее из под Управления Бога невозможно ни в материальном мире ни за его пределами. Также, на какой бы ступени своего преданного служения человек не стоял, как бы ни считал себя очищенным, но выполнять любую работу под руководством духовного наставника или нет он не сможет, но только ту, на которую направит Личность Бога. И снова эта работа будет предписанной, той работой, которая развивает качества, угодные Богу.
Кшатрий, обладающий сознанием Кришны, может действовать как брахман, и, наоборот, брахман, обладающий сознанием Кришны, может действовать как кшатрий.
БОГ: Не надо стоять на очень высокой ступени материального и духовного развития, чтобы Бог позволил работать на любой работе в любой гунне. Ибо и так это происходит. Все происходит только по Воле и Плану Бога на человека и, как поведет его Бог и какой даст следующую работу, знает Бог, ибо только Бог Знает, какие качества и через что надо в человеке развивать и какие постоянные практики человеку в помощь в материальном мире. Точно также преданный может исполнять любую работу, не зависимо, на сколько он продвинутый, ибо только Бог Знает, как и через что вести человека, чтобы достичь в нем те или иные качества, угодные Богу.
На духовном уровне нет различий, существующих в материальной жизни.
БОГ: И в преданном служении и в материальной жизни человека ведет только Бог, везде Бог поднимает человека через труд. Но материальный человек через труд, будучи привязанным к плодам работы, развивает качества, чтобы достичь преданного служения. А преданный через труд, но посвященный Богу, развивает качества, которые необходимы, чтобы выйти на духовный план. И там и там сам труд определяет Бог, Сам везде управляет человеком, Сам на самом деле и распределяет плоды, хотя материальный человек думает, что делает по своему плану, а преданный сразу медитирует на непривязанность к плодам труда. Везде Труд призван для развития человека и в некоторой степени должен соответствовать качествам человека и развивать новые качества. И высокодуховный человек и материалист могут заниматься только той работой, которую каждому дает Бог. Остальные измышления излишни. Кому и что позволено на его ступени духовного развития в плане работы – это никто не знает. И никому Бог ничего не обещает.
Например, Вишвамитра, который по происхождению был кшатрием, стал выполнять обязанности брахмана, а Парашурама, принадлежавший к сословию брахманов, действовал как кшатрий. Это стало возможным потому, что оба они находились на духовном уровне.
БОГ: Не поэтому, а потому, что так можно и раньше было можно и теперь. Когда надо, Бог вовлекает человека в те игры и роли, где ему приходится выполнять работу, которая должна развить качества, угодные Богу. Бог работает в материальном мире и не зависит от религиозных предписаний тех или иных сословий. И это не зависит от духовного уровня человека, не является заслугой человека или результатом его духовного уровня, но есть План Бога на развитие качеств каждого человека, что имеет место и в современном мире и в древние времена могло быть с разными людьми разных сословий.
Но тот, кто еще не достиг этого уровня, должен выполнять свои обязанности, определяемые в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых он находится. Вместе с тем он должен ясно представлять, в чем суть сознания Кришны.
БОГ: Человек в материальном мире занимается работой, которая преимущественно соответствует его ступени материального развития, или находясь под преимущественным влиянием какой-нибудь одной гунны, или иллюзорной энергии Бога. Но эта связь с работой своей гунны отнюдь не жесткая. К тому же, человек не может знать ступень своего материального развития доподлинно и не может, ища работу, ориентироваться на гунну, к которой привязан, и Сам Бог его связывать не будет на уровне ума, давая как бы личный выбор, не отягощая человека никакими запретами, но возможностями, которые как бы лояльны к человеку и всегда наполняют его надеждой в плане работы или ее выбора. Но при всем этом за жизнь человек по Плану Бога должен не только вращаться в работе своей гунны и насыщаться соответствующими качествами, но и должен идти вперед и потому Бог может дать работу и в более прогрессивной гунне, помогая человеку освоиться с проявлением новых качеств новой гунны и в них в какой-то мере проявить себя, освоиться или утвердиться, также Бог может дать работу и в более низкой гунне, дабы в чем-то понизить эго человека или добрать те качества, которые ему тоже пригодятся из этого уровня работы и здесь самопроявления. Поэтому, человек Волею Бога может менять виды работы, и все они по Плану Бога, и все они будут в этой жизни предписаны, и все привнесут пользу его материальному и духовному развитию. Так что не только духовный человек как бы занимает особое положение в плане работы, но и любой, но все это делается только Волей и Планом Бога и активность самого человека, будь то материалист или преданный, незначительная или очень небольшая и в основном на уровне мыслительного процесса и некоторых внутренних и внешних усилий, которые Бог помогает человеку в своей мере осознавать, ибо без этого тоже работать невозможно.
ТЕКСТ 36
арджуна увача
атха кена прайукто 'йам
папам чарати пурушах
аниччханн апи варшнейа
балад ива нийоджитах
арджунах увача - Aрджуна сказал; атха - тогда; кена - чем; прайуктах - понуждаемый; айам - этот; папам - грех; чарати - совершает; пурушах - человек; аниччхан - не желающий; апи - даже; варшнейа - о потомок Вришни; балат - невольно; ива - словно; нийоджитах - действующий.
Aрджуна сказал: О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?
БОГ: Не совсем точно. Правильный перевод: «36. Арджуна сказал.
Что же тогда вовлекает человека действовать греховно, даже помимо его воли, о, Варшнея, как-будто его влечет какая-то сила?».
КОММЕНТAРИЙ: Как частица Всевышнего, живое существо изначально является духовным, чистым и свободным от материальной скверны.
БОГ: Не верно. Частица Бога есть энергия Бога, но не наделенная никакими свойствами духовного порядка. Качества духовного порядка, свойства могут только развиваться, наполняя эту частицу и только в теле человека определенными путями. Причем это наполнение в ней удерживает Бог, в ней присутствующий. Сама частица неподвижна, бездеятельна, не мыслит, не осознает себя и не полна материальной скверны. Материальная скверна тоже не простое дело. Это весь путь существования, пока эта частица, пройдя все формы жизни, все тела не примет тело человека. Вот на этом пути ей надо развиваться, набираться сначала качеств греховного порядка, чтобы вообще выжить. Здесь и эгоизм самый примитивный, и со временем жадность, жестокость, желание выжить любой ценой, уничтожение других видов жизни для дела и без дела, постоянное потребление, поедание своих и чужих детенышей… - все направленное на выживание, т.е. это единственно возможное существование в материальной природе, которое поддерживает Бог, ибо только так живые существа выживают, но и обретая качеств, которые и есть скверна. И только в теле человека их надо уже решительно очищать. Так что скверна – от материального мира и очищение тоже происходит в материальном мире. Так душа постепенно преобразуется Богом. Таков путь развития малой искры с существования самого низкого до тела человека и в теле человека, сначала набирается скверны, ибо таков ее процесс жизнедеятельности, направленный на выживание, и потом с помощью Бога очищается.
Поэтому по природе своей оно не склонно к греховной деятельности, свойственной обитателям материального мира.
БОГ: Ошибка. Обитатели материального мира – это прошлое души человека. И в свое время она была очень даже склонна к греховной деятельности, ибо без этих качеств бы не выжила, борясь за свое существование. И в тело человека она пришла уже порочная, зная гнев, зависть, желание потреблять, нежелание что-либо делать или работать, зная жестокость, хитрость, немилосердие… Именно материальные иллюзорные энергии Бога направляли ее в жизни от мельчайших, до особей животного мира… Поэтому она пришла в тело человека отнюдь не чистая или духовная или бжественная… Ее путь был долог и очень не прост и божественным качествам неоткуда было бы и взяться. Нужна переработка, человеческое общество, религия, труд… и только в конце преданное служение. Только на этом этапе можно говорить о хоть малой, но уже чистоте, разумности, старательности, осмыслении своего существования, познании Бога, цели и смысла жизни…
Но, попав под власть материальной энергии, живое существо грешит, не задумываясь, иногда даже против собственной воли.
БОГ: Человек грешит потому, что все еще в нем присутствуют качества из его животных форм жизни. Но их надо преодолевать, шаг за шагом искореняя низменные устремления человека. Но чтобы проводить процесс очищения, надо качества животного уровня поднимать нагара. Для Этого Бог вовлекает людей в материальные игры и роли, заставляя ситуациями и событиями проявить то или иное качество. И только тогда, когда человек проявляет качества низкого уровня, Бог дает это качество оценить через законы общества, через близких людей, через свое понимание. И далее человек получает наказание, цель которого убрать качества, неугодные Богу, и Бог знает, через какое наказание человека провести и сколько раз дать повторить урок, чтобы человек отказался от такого самопроявления. Только Бог Знает, какие качества в человеке дремлют, на что он способен, и потому подбирает для каждого его игры и роли и снова поднимает наверх то, что надо лечить. И так рождение за рождением человек постепенно преобразуется, смягчается, становясь терпеливым, трудолюбывым, милосердным, тем, кто и муху не обидит… Так что когда человек грешит, он грешит не просто так, а согласно своим качествам. Это и жадность, и гнев, и зависть, и устремление к наслаждениям или вожделение. А провоцирует его Сам Бог, соблазняя через матеральные посулы и предлагаемые игры и роли, ибо надо человеку помочь очищаться от материальной грязи…
Поэтому вопрос Aрджуны о противоестественной склонности живого существа к пороку является как нельзя более уместным. Даже если живое существо не хочет грешить, оно порой вынуждено делать это.
БОГ: неведомая сила, вовлекающая в греховную деятельность есть иллюзорные энергии Бога, работающие Волей Бога, есть Сам Бог в человеке, доподлинно Знающий все качества человека, которые оставляют его на низких ступенях материального развития. Но человека надо поднимать, избавлять от греховных качеств. Для этого Бог мыслью, событиями, другими людьми соблазняет человека в ситуации, где он силою обстоятельств и ведомый своими качествами, проявляет те свои качества, которые тормозят его развитие и препятствуют подъему его на более высокую ступень материального развития. Затем следуют последствия греховной деятельности, которые наказывают или учат человека в этой жизни или переносится наказание в другое рождение, и тогда оно является к человеку в виде его кармы, последствий греховной деятельности в прошлой жизни, ибо после смерти качества человека, души, никуда не уходят и присутствуют в нем в новом рождении, как положительные качества, так и греховные. Но а Арджуне Бог объясняет причину греховной деятельности человека, когда он чувствует, что проявляет греховное поведение как автоматически в себе, под действием невидимой силы, как проявление качеств в нем греховного порядка, которые располагаются в его мыслительном процессе, в чувствах, в его желаниях…которые и есть причина того, что человек действует греховно.
Однако причиной его греховных действий является не Сверхдуша, находящаяся в сердце, а некая другая сила, о которой Господь расскажет в следующем стихе.
БОГ: Причиной является именно Бог, побуждающий человека именно проявить низшие присутствующие в нем качества для того, чтобы последствиями греховной деятельности очистить человека от качеств, которые являются камнем преткновения его и материального и духовного развития.
Рег.№ 0316544 от 29 апреля 2020 в 19:14
Другие произведения автора:
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.52-57.
Нет комментариев. Ваш будет первым!