"Месса си минор". Эссе
4 февраля 2016 — Лариса Калинина
"Месса си минор".
Остров Дятлинка- с детства мой самый любимый уголок города.
В середине прошлого века,перебравшись с родителями из озерного Себежа в сухопутные Великие Луки я, тогда еще совсем небольшая девочка, сразу же отправилась на поиски городского пляжа. Он располагался на острове Дятлинка.
Увидев зеленые джунгли острова,я забыла, зачем пришла. Сказки еще прочно сидели в моей голове и, путешествуя по острову, путаясь в его высоченных травах, я надеялась встретить своих любимых сказочных героев, несомненно проживавших в приземистых дятлинских домиках, утонувших в зарослях крапивы и разукрашенных гирляндами вьюнков.
На пляж я так и не попала. Звонкие хоры дятлинских птиц заглушили смех и визги моих закупавшихся подружек.
Почти 40 лет Дятлинка была со мною рядом.
Так уж получилось по жизни, что окно моего класса в детской музыкальной школе имени Мусоргского, в которой я проработала четверть века, смотрело прямо на мой любимый остров.
В раме окна была картина иного мира. Высокие речные берега надежно укрывали от городской суеты реку Ловать, бережно держащую в своих ладонях маленький кораблик -остров с его зелеными парусами. А небесные своды заключали святое это место в свою неземную, драгоценную шкатулку. В ней не было примет времени- ни прошлого, ни настоящего, лишь тишина и покой. О нем, об этом покое, так хорошо у Н. Заболоцкого:
"Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа" **
Любимый остров всегда помогал мне в работе, и вдохновлял на педагогические эксперименты.
Отбросив законы возрастной психологии, я подводила учеников к окну, и предлагала сыграть так, как проплывают над островом озаренные неземным светом облака. Или спрашивала детей, какая музыка созвучна картине за окном. Мнения часто совпадали: музыка Иоганна Себастиана Баха. Я соглашалась. И. С. Баху всегда удавалось извлечь корень Вечности из простой, обыденной жизни, и передать в музыке "красоту Великого в малом." ***
И мы с детьми пытались сыграть самые легкие пьесы Баха. Того Баха, что был за окном...
Случалось иногда, что игра учеников, - и он сам,-преображались. Пускай ненадолго, на мгновение, на чуть-чуть...
На острове, у самой воды, впереди всех других деревьев, росло мое любимое дерево-большая, высокая ива. Капитан острова-корабля.
В детстве я до слез жалела растения за их покорность своей судьбе. Всю жизнь стоять на одном месте! И нельзя дать сдачи обидчику, и нельзя убежать от топора...
В последние годы дерево-капитан стояло "по колено" в воде. Но не сдавалось, оставаясь все таким же крепким и стройным, каким и надлежало быть капитану корабля.
Зимой капитан надолго застывал на своем посту и был особенно хорош в белом кителе из бархатистого снега...
Тот ясный, морозный день последней декады февраля 1990 года я запомнила на всю жизнь.
Утром, войдя в свой класс, я, как всегда, заспешила к окну. В привычном, знакомом до мельчайших деталей мире Дятлинки, что- то изменилось и насторожило меня. Мне показалось, что дерево-капитан очнулось от зимнего сна и ожило. Нет, на нем не появились зеленые листочки, но явно ощущалось какое- то внутреннее движение.
И вдруг дерево зазвучало- заговорило, запело, органными звуками обращаясь к Небу.
Мои терпеливые читатели! Не спешите записывать меня в экстрасенсы, или на прием к врачу психиатру. Надеюсь, что такой же, как я, непутевый дачник меня поймет. Поймет и образцовый, если его дача- в глухом лесу, где непуганые зайцы загорают на грядках, а медведи заходят к нему на медок. Меня поймет любой из вас. Мои дорогие читатели, если узнает, что на своей даче я, вместо того, чтобы срочно прополоть грядки с морковкой, валяюсь на траве-в обществе этих самых непуганых зайцев-И , совместно с ними внимаю песенкам процветающих на грядках с морковкой одуванчиков. И все это потому, что с детства я увлекаюсь не только музыкой Баха, но и музыкой растительного и животного царств. И кое - что могу рассказать вам о них. Со своей, далекой от науки колокольни.
Растения поют свои песни-молитвы всегда. Об этом знают не только поэты, но и монахи- отшельники, живущие в скитах.
Особенно богат песнями растений август.**** Дозревают дети- плоды и семена. Растения- родители выполнили главную задачу своего жизненного цикла и могут заняться собой. А что главное для стареющих тружеников, стоящих у дверей перехода в иной мир? Подготовка к нему и раздумья о вечном.
Вот и наступают в природе особые дни- ясные, теплые, очень тихие- дни всеобщей, соборной молитвы растений. Кажется, что по всей нашей матушке- земле разливается необыкновенная, благоговейная тишина. Даже облака, если они вообще есть в такой день, стараются уйти высоко в небо, и там залечь в дрейф, чтобы не мешать соборной молитве.
И тогда тончайшие золотистые нити, и беловатые, нежные дымки- фимиамы, устремляются в голубое небо. От каждого растения, от каждой травинки.
Тихая,спокойная, невесомая песня- молитва. Ее может услышать и человек. Если умеет слушать сердцем.
Эссе
Когда смотришь
С центральной площади Великих Лук
На невысокий островок
В середине реки Ловать,
По которой в давние времена
Проплывали корабли
Из варяг в греки;
Когда смотришь
На островок
С теплым, ласковым
Именем "Дятлинка",
Забываешь о времени и о себе.
Как люльку,
Тихо качает
Мать-река
Маленький кораблик-остров.
С одной стороны от него:
Спускаются
С крутого берега к воде-
Склонившие свои кроны-
Старые, мудрые деревья.
С другой-
По невидимой лестнице
Поднимается ввысь
Древний собрат Дятлинки,
Величавый крепостной вал.
А небо!
Какое удивительное небо
Над Дятлинкой!
С неяркими,
Но глубокими красками,
С далекими, задумчивыми облаками...
Давно уже нет
На кораблике-острове
Его высоких мачт-
Золотых церковных куполов.
Но никакие следы
Нашей человеческой жизнедеятельности
Не властны
Над тайной острова-
Вестника Вечности,
Сердца Великих Лук.
09. 05. 2015г.
С центральной площади Великих Лук
На невысокий островок
В середине реки Ловать,
По которой в давние времена
Проплывали корабли
Из варяг в греки;
Когда смотришь
На островок
С теплым, ласковым
Именем "Дятлинка",
Забываешь о времени и о себе.
Как люльку,
Тихо качает
Мать-река
Маленький кораблик-остров.
С одной стороны от него:
Спускаются
С крутого берега к воде-
Склонившие свои кроны-
Старые, мудрые деревья.
С другой-
По невидимой лестнице
Поднимается ввысь
Древний собрат Дятлинки,
Величавый крепостной вал.
А небо!
Какое удивительное небо
Над Дятлинкой!
С неяркими,
Но глубокими красками,
С далекими, задумчивыми облаками...
Давно уже нет
На кораблике-острове
Его высоких мачт-
Золотых церковных куполов.
Но никакие следы
Нашей человеческой жизнедеятельности
Не властны
Над тайной острова-
Вестника Вечности,
Сердца Великих Лук.
09. 05. 2015г.
В середине прошлого века,перебравшись с родителями из озерного Себежа в сухопутные Великие Луки я, тогда еще совсем небольшая девочка, сразу же отправилась на поиски городского пляжа. Он располагался на острове Дятлинка.
Увидев зеленые джунгли острова,я забыла, зачем пришла. Сказки еще прочно сидели в моей голове и, путешествуя по острову, путаясь в его высоченных травах, я надеялась встретить своих любимых сказочных героев, несомненно проживавших в приземистых дятлинских домиках, утонувших в зарослях крапивы и разукрашенных гирляндами вьюнков.
На пляж я так и не попала. Звонкие хоры дятлинских птиц заглушили смех и визги моих закупавшихся подружек.
Почти 40 лет Дятлинка была со мною рядом.
Так уж получилось по жизни, что окно моего класса в детской музыкальной школе имени Мусоргского, в которой я проработала четверть века, смотрело прямо на мой любимый остров.
В раме окна была картина иного мира. Высокие речные берега надежно укрывали от городской суеты реку Ловать, бережно держащую в своих ладонях маленький кораблик -остров с его зелеными парусами. А небесные своды заключали святое это место в свою неземную, драгоценную шкатулку. В ней не было примет времени- ни прошлого, ни настоящего, лишь тишина и покой. О нем, об этом покое, так хорошо у Н. Заболоцкого:
"Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа" **
Любимый остров всегда помогал мне в работе, и вдохновлял на педагогические эксперименты.
Отбросив законы возрастной психологии, я подводила учеников к окну, и предлагала сыграть так, как проплывают над островом озаренные неземным светом облака. Или спрашивала детей, какая музыка созвучна картине за окном. Мнения часто совпадали: музыка Иоганна Себастиана Баха. Я соглашалась. И. С. Баху всегда удавалось извлечь корень Вечности из простой, обыденной жизни, и передать в музыке "красоту Великого в малом." ***
И мы с детьми пытались сыграть самые легкие пьесы Баха. Того Баха, что был за окном...
Случалось иногда, что игра учеников, - и он сам,-преображались. Пускай ненадолго, на мгновение, на чуть-чуть...
На острове, у самой воды, впереди всех других деревьев, росло мое любимое дерево-большая, высокая ива. Капитан острова-корабля.
В детстве я до слез жалела растения за их покорность своей судьбе. Всю жизнь стоять на одном месте! И нельзя дать сдачи обидчику, и нельзя убежать от топора...
В последние годы дерево-капитан стояло "по колено" в воде. Но не сдавалось, оставаясь все таким же крепким и стройным, каким и надлежало быть капитану корабля.
Зимой капитан надолго застывал на своем посту и был особенно хорош в белом кителе из бархатистого снега...
Тот ясный, морозный день последней декады февраля 1990 года я запомнила на всю жизнь.
Утром, войдя в свой класс, я, как всегда, заспешила к окну. В привычном, знакомом до мельчайших деталей мире Дятлинки, что- то изменилось и насторожило меня. Мне показалось, что дерево-капитан очнулось от зимнего сна и ожило. Нет, на нем не появились зеленые листочки, но явно ощущалось какое- то внутреннее движение.
И вдруг дерево зазвучало- заговорило, запело, органными звуками обращаясь к Небу.
Мои терпеливые читатели! Не спешите записывать меня в экстрасенсы, или на прием к врачу психиатру. Надеюсь, что такой же, как я, непутевый дачник меня поймет. Поймет и образцовый, если его дача- в глухом лесу, где непуганые зайцы загорают на грядках, а медведи заходят к нему на медок. Меня поймет любой из вас. Мои дорогие читатели, если узнает, что на своей даче я, вместо того, чтобы срочно прополоть грядки с морковкой, валяюсь на траве-в обществе этих самых непуганых зайцев-И , совместно с ними внимаю песенкам процветающих на грядках с морковкой одуванчиков. И все это потому, что с детства я увлекаюсь не только музыкой Баха, но и музыкой растительного и животного царств. И кое - что могу рассказать вам о них. Со своей, далекой от науки колокольни.
Растения поют свои песни-молитвы всегда. Об этом знают не только поэты, но и монахи- отшельники, живущие в скитах.
Особенно богат песнями растений август.**** Дозревают дети- плоды и семена. Растения- родители выполнили главную задачу своего жизненного цикла и могут заняться собой. А что главное для стареющих тружеников, стоящих у дверей перехода в иной мир? Подготовка к нему и раздумья о вечном.
Вот и наступают в природе особые дни- ясные, теплые, очень тихие- дни всеобщей, соборной молитвы растений. Кажется, что по всей нашей матушке- земле разливается необыкновенная, благоговейная тишина. Даже облака, если они вообще есть в такой день, стараются уйти высоко в небо, и там залечь в дрейф, чтобы не мешать соборной молитве.
И тогда тончайшие золотистые нити, и беловатые, нежные дымки- фимиамы, устремляются в голубое небо. От каждого растения, от каждой травинки.
Тихая,спокойная, невесомая песня- молитва. Ее может услышать и человек. Если умеет слушать сердцем.
Быть в такие дни в нетронутом цивилизацией месте и молиться в унисон с природой, большая удача и счастье.
Но то август, а сейчас на дворе февраль. Что же случилось с деревом, забеспокоилась я.
А дерево продолжало петь. На нем горели сотни свечей. Даже на самых крохотных веточках капитан зажег свои
маленькие свечечки.
Голубое небо казалось мне темным, ночным. И на этом фоне отчетливо были видны оранжевые, пламенеющие звуки- лучи, улетающие в Вечность с дерева-органа, с дерева-подсвечника.
Три недели продолжалась эта песнь. В ней не слышно было привычных мне чувств: радости, восторга, горя, страданий. Только высокий, чистый, свободный от страстей,- бесстрастный,-экстаз. Как у Баха, в "Страстях по Матфею", в заупокойной "Мессе си минор".
Постепенно песнь становилась все глуше, все слабее. И, наконец, растаяла вместе с последним дятлинским снегом...
Я с нетерпением ждала весны. Мне хотелось знать, что стало с деревом, и что было с ним. Ведь то, что я чувствовала и ощущала, вовсе не означало, что так было на самом деле. Наши чувства и ощущения ограниченны рамками возможностей восприятия, и далеко не всегда переводимы в слова.
Но вот деревья зазеленели. И на фоне юной листвы, украсившей старые дятлинские липы и ивы, как всегда, впереди, одиноко чернел ствол мертвого дерева- капитана. Я смотрела на погибшее дерево, и в моей душе снова звучала его последняя, обращенная к Богу, песнь. Как баховская Месса си минор.
Мертвое дерево еще долго чернело на Дятлинке. Я не могла смотреть на него без слез, не могла спокойно работать. И без раздумий перешла в детскую музыкальную школу номер два, недавно открытую в новом микрорайоне "Дружба. На "Дружбе," в окне моего класса, вместо деревьев виднелись горы строительного мусора, а по небу спешили озабоченные своими проблемами облака...
Необычная эта история произошла 25 лет назад. И, переживая ее, я думала, что у растительного мира земли, и прежде всего, у деревьев, есть своя, очень важная миссия на планете. Они- антенны. Но ловят эти антенны не только солнечную энергию для собственного роста, но и незримый свет Вечности. Почему-то Бог дал возможность мне, человеку, прикоснуться к тайне смерти дерева. И не на даче,не в лесу, а в одном из главных, на мой взгляд, мистических центров древних Великих Лук - на острове Дятлинка.
И я восприняла это неординарное событие в своей жизни как знак, знак грядущих перемен- в моей судьбе, в судьбах острова, города, страны. В наших с вами душах...
Время показало, что так оно и получилось.
А дерево продолжало петь. На нем горели сотни свечей. Даже на самых крохотных веточках капитан зажег свои
маленькие свечечки.
Голубое небо казалось мне темным, ночным. И на этом фоне отчетливо были видны оранжевые, пламенеющие звуки- лучи, улетающие в Вечность с дерева-органа, с дерева-подсвечника.
Три недели продолжалась эта песнь. В ней не слышно было привычных мне чувств: радости, восторга, горя, страданий. Только высокий, чистый, свободный от страстей,- бесстрастный,-экстаз. Как у Баха, в "Страстях по Матфею", в заупокойной "Мессе си минор".
Постепенно песнь становилась все глуше, все слабее. И, наконец, растаяла вместе с последним дятлинским снегом...
Я с нетерпением ждала весны. Мне хотелось знать, что стало с деревом, и что было с ним. Ведь то, что я чувствовала и ощущала, вовсе не означало, что так было на самом деле. Наши чувства и ощущения ограниченны рамками возможностей восприятия, и далеко не всегда переводимы в слова.
Но вот деревья зазеленели. И на фоне юной листвы, украсившей старые дятлинские липы и ивы, как всегда, впереди, одиноко чернел ствол мертвого дерева- капитана. Я смотрела на погибшее дерево, и в моей душе снова звучала его последняя, обращенная к Богу, песнь. Как баховская Месса си минор.
Мертвое дерево еще долго чернело на Дятлинке. Я не могла смотреть на него без слез, не могла спокойно работать. И без раздумий перешла в детскую музыкальную школу номер два, недавно открытую в новом микрорайоне "Дружба. На "Дружбе," в окне моего класса, вместо деревьев виднелись горы строительного мусора, а по небу спешили озабоченные своими проблемами облака...
Необычная эта история произошла 25 лет назад. И, переживая ее, я думала, что у растительного мира земли, и прежде всего, у деревьев, есть своя, очень важная миссия на планете. Они- антенны. Но ловят эти антенны не только солнечную энергию для собственного роста, но и незримый свет Вечности. Почему-то Бог дал возможность мне, человеку, прикоснуться к тайне смерти дерева. И не на даче,не в лесу, а в одном из главных, на мой взгляд, мистических центров древних Великих Лук - на острове Дятлинка.
И я восприняла это неординарное событие в своей жизни как знак, знак грядущих перемен- в моей судьбе, в судьбах острова, города, страны. В наших с вами душах...
Время показало, что так оно и получилось.
Февраль-апрель 1990г- май 2015г.
Примечания:
1*Тогда Великолукской, теперь Псковской области
2**Н. Заболоцкий стихотворение "Прохожий"1948г
З*** Акафист митропомита Трифона Туркестанова "Слава Богу за все", кондак 3
Акафист написан в 30 гг 20 в.
4 ****По моим наблюдением, таккой " слышимости соборные молитвы
начинаются приблизительно с 8 августа.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0226050 от 4 февраля 2016 в 00:47
Рег.№ 0226050 от 4 февраля 2016 в 00:47
Другие произведения автора:
Из повести "Тишка" ч. 1 " Хозяева и гости" гл. 1 "Собачий дом"
Тишка ч.1"Хозяева и гости"гл.4 " Черный кот на белом снегу"
Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1613 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!