ОК. Приступим к "разбору полётов". Общее впечатление - сюжетный и очень выразительный стих. Картинка рисуется четко и образы прописаны так, как будто автор сам являлся участником событий. Неизбитая тема. ХОРОШО!! Плохо только с самим стихосложением, но не безнадёжно.
Разобьем текст на катрены и тогда легче будет видеть ошибки.
Со скрипом телега катилась в пыли, -11
По улице нашей колёса стучали.-12
Сидел в ней старик на груде тряпья, -10
Потёртую ручку шарманки вращая. -12
1. Сразу оговоримся, что цифры в конце строчек - это количество слогов. Видно нарушение ритма. 11-12-10-12, а нужно 11-12-11-12 если следовать заданному ритму. Теперь о рифмах. "Пыли-тряпья" - не вижу рифмы вообще. "Стучали-вращая" - та же история, да и еще так нелюбимая современным стихосложением глагольная рифма. Можно было бы исправить положение, вытянув строку и не "заморачиваясь" наличием внутренней рифмы:
"Со скрипом телега катилась в пыли, по улице нашей колёса стучали.
Сидел в ней старик на груде тряпья, потёртую ручку шарманки вращая."
Но ритм и конечные рифмы всё равно бы пришлось выправлять.
И мы выбегали, про игры забыв,- 11
Взглянуть на движенье картинок. -9
А кто - то тащил второпях с чердака -11
Фуфайку, кастрюлю, ботинок...-9
2. "забыв - с чердака" - отсутствие рифмы. Ритм не нарушен в катрене -11-9-11-9 но никуда не годится по отношению ко всему тексту.
И незатейливый слыша мотив, -10
Плелись за шарманщиком следом (,) - 9 нужна запятая перед союзом "а".
А он нам за старые вещи дарил -11
Цветные шары и конфеты. -9
3. "мотив-дарил" - нет рифмы. "следом-конфеты" - еще можно принять. Нарушение ритма: 10-9-11-9
И до последней избы дошагав, -10
Мы дружно ему вслед махали. -9
И верили, что он вернётся опять, -11
А звуки шарманки ... смолкали... -9
4. И снова всю тот же ритм: 10-9-11-9. Во второй строке ударение заставляет сливаться слова "емувслед", а в третьей - "чтоон". Будьте внимательнее при построении предложений. Ударения и ритм - это хитрые моменты, могут разрушить "скелет" строки, и текст не будет читаться "гладко". Снова те же недочеты с рифмами - "дошагав-опять". И зловредная глагольная "махали-смолкали".
Повторяю, если все эти поправимые ошибки будут устранены, то текст заиграет новыми красками, а подача текста единой массой, без деления на катрены не спасает ситуацию. Законы стихосложения никто не отменял. Удачи в творчестве и новых интересных сюжетов!
|