Я бреду по лесу,
Замело тропинки,
Кружевной завесой
Падают снежинки.
Шепчутся друг с другом,
В воздухе порхают,
Словно белым пухом
Ветви укрывают.
В тихом вальсе нежном
Медленно кружатся,
Покрывалом снежным
Под ноги ложатся.
Что за той завесой,
Лишь снежинки знают,
Но лесную тайну
До весны скрывают.
Техника стихосложения.
Стихотворение выполнено трехстопным хореем (в каждой строке имеется три стопы, при этом первый слог стопы ударный, второй - безударный).
Метрическая схема построения выглядит следующим образом:
+-/+-/+-
--/+-/+- пиррихий в первой стопе
--/+-/+- пиррихий в первой стопе
+-/--/+- пиррихий во второй стопе
+-/--/+- пиррихий во второй стопе
+-/--/+- пиррихий во второй стопе
+-/+-/+-
+-/--/+- пиррихий во второй стопе
+-/+-/+-
+-/--/+- пиррихий во второй стопе
--/+-/+- пиррихий в первой стопе
+-/--/+- пиррихий во второй стопе
+-/+-/+-
+-/+-/+-
+-/+-/+-
--/+-/+- пиррихий в первой стопе
Каждая строфа (четверостишье) изобилует пиррихием (замена в стопе ударного слога на безударный). Но это допустимо, поскольку, без пиррихия и спондея в двусложных стихах просто не обойтись. Именно в таком размере, при наличии множественности пиррихия написаны песни, ставшие по сути народными - «Рябинушка (Что стоишь, качаясь…)», «Ой, цветет калина» и т.д.
Посмотрим на рифму строк.
Все строки имеют «женскую» рифму (последний слог – безударный), что характерно для классического хорея. Этим создаётся иллюзия легкости и плавности всего стихотворения, тем более, что количество стоп ограничено своим количеством.
Однако, в четвертом катрене отсутствует рифма первой и третей строки, что более подошло бы к шестистопному хорею с неправильной цезурой в первой строке и бесцезурной второй строкой.
Что за той завесой, // Лишь снежинки знают,
Но лесную тайну До весны скрывают.
Для трехстопного стиха, в котором написана вся работа, отсутствие рифмы -непозволительная вольность.
Глагольная рифма.
Безусловно, глагольная рифма не запрещена, но она не всегда украшает стихотворение. Глагол – это действие, динамика. Порой без глагольной рифмы просто не обойтись.
Но в данной небольшой поэтической зарисовке, где основное действие происходит в лесу («бреду по лесу»), спокойно падает снег, создавая «завесу», наличествует скорее статика и спокойное описание природного явления – снегопада (снежинки «порхают», «шепчутся»).
Поэтому глаголы в конце строк, именно в четных строках (второй, третий и четвертый катрены), на мой взгляд, менее всего подходят для такого описания.
Содержательная часть.
Стихотворение представляет собой небольшую поэтическую зарисовку, связанную с описанием тихой, спокойной погоды в период обильного снегопада, что подчеркивается образами, использованными в работе - белый пух, кружатся в вальсе, снежное покрывало, под ноги ложатся и т.д.
Образы типичны и просты, часто используются авторами, но они органически вписаны в стихотворение и образуют единый обобщенный образ «лесной тайны», которую читатель сам домысливает при прочтении этой работы.
Написано в размеренном темпе, легко читается и также легко воспринимается.
Выводы.
Полагаю, что стихотворение заслуживает внимания и обладает свойствами народного творчества.
Автору следует учесть динамику и статику описания, а также не забывать о рифмованности строк при выделении строф в общем контексте с учетом размера и ритма стиха.
Спасибо за внимательный разбор. Грешна, иногда люблю глагольные рифмы. Но со статикой не согласна, ведь движется и сам объект и предмет его наблюдений (снежинки).И ещё: лёгкий снегопад (Кружевной завесой) С уважением, Наталья.
Наталья, фактом совершения критики является опубликование рецензии, написанной критиком, к которому обратился автор.
Ваше стихотворение уже имеет статус работы, прошедшей критику.
То, что размещено в числе работ, прощедших критику - это информация несколько устаревшая, но имеющая силу именно для тех произведений, которые рассматривались по старым правилам.
Ряд стихов, которые выставлены для критики, но не рассматривались критиками, - это ошибка авторов, поскольку и в старых правилах, и в новых установлено, что автор сам выбирает себе критика. А критики по определению не могут без согласия автора публично рецензировть их работы.
С уважением и пожеланием творческих успехов,
Сергей Ф.