Рецензия на стих "Волчья песня" Елены Картуновой

17 февраля 2012 — Павел Серый

Рецензия на произведение

Волчья песня

Автор - Елена Картунова

 

Те места, где есть ошибки (по моему мнению) или предлагаются какие-то правки, отмечены различными скобками и слешами. Комментирую по каждому катрену. Но сначала о ритмике в целом. Базовый размер - амфибрахий-5 с неполной стопой в мужских окончаниях нечетных строк катренов. Размер и ритм в общих чертах соблюдается, сбоев (явных) вроде не обнаружил. Рифмы есть слегка неточные, но это терпимо. Сюжет, замысел интересные. Реализовано технически грамотно, но есть и критические замечания. Особенно много замечаний по стилистике отдельных мест и в целом ("собака-волк"? - В коментариях вопрос был снят, т.к. было дано разъяснение, что реально волки могут быть такими).

 

Обозначения звуковой окраски стиха:

:ас-у,а - ассонансы по гласным у и а;

:ал-щ,т,п - аллитерации по согласным щ, т, п.

  

 


В О Л Ч Ь Я      П Е С Н Я

Каленым железом я выжгу душевную боль.
Пусть лучше пылает на коже горящая рана...
Волчара, дружище, споем нашу песню с тобой
в объятьях ползущего щупальцем спрута тумана...
:ас-у,а :ал-щ,т,п \"спрута-тумана"
// В этом катрене, хотя казалось бы такой закручивается интересный сюжет, неясен образ выжигаемой боли. Если это метафорически понимать, то причем здесь вторая строка? Она пустая, т.к. к метафоре не применимо приземлённое понятие горящей раны на коже. Если бы без кожи, а также метафорично было бы, то нормально. А тут метафора вдруг переходит в такую наглядную и обыденную выжженную рану...
// Далее - завершение строфы. Хорошо звучит, ассонансы и аллитерации украшают стих, но образ опять стилистически неточен. Можно представить щупальца тумана. Но "щупальцем ползущего спрута тумана" - это слишком "туманно" и неточно. Ниже - строка с поправками, в круглые скобки заключаю удаляемые элементы, в квадратных - то, на что можно заменить, в том числе выбор из нескольких слов:
//..в объят/и/ях (ползущего) щупальце[в](м) [/скользкого/душного/влажного/мрачного...] спрута[-]тумана...
// Один из вариантов:
// В объятиях щупальцев душного спрута-тумана...
Заметьте, что я из тамана сделал не просто спрута, а спрута-тумана.


Споем о любви, о тоске, о красивых мечтах.
И в \этой\(,) бездонной как омут ([и], но) чистой печали(,)

 // в бездонной и мрачной, как омут, но чистой печали... - вариант устранения слова-паразита; :ас-о в обеих строках//

украдкой всплакну...  Мне без слез (\этой\=>тихой/...) ночью - никак(...=>,)
и ноет душа(...=>,) и в смятении звездные дали...

// Здесь есть корявости, по-моему: повтор "этой". Один раз ещё ничего, хотя и без него можно обойтись. Слово-паразит здесь в чистом виде, потому как практически не несет смысловой нагрузки. приведен вариант - может не самый удачный, но замена даже на " мрачной" показывает возможность более плотного смыслового оформления строки. Если оставить первое "этой", то второе уж точно надо заменять на эпитет, например "тихой". учитывая появление ударения на "тихой", предпочтительнее вариант, когда здесь "этой" остается как усиление сиюминутности. Предлагаю вариант:
// в  бездонной и мрачной, как омут, но чистой печали... - и далее по тексту. Запятая перед "и" в последней строке нужна - перечисление с повторяющимся союзом, а Ваше увлечение многоточиями здесь не обосновано. Кое-где нужно ставить знаки препинания в соответствии со смыслом и грамматикой русского языка.


Ты молча лизнешь мою руку... слегка удивлен,
тактично опустишь глаза и вздохнешь терпеливо.
Потом запоешь, разгоняя полуночный сон(.=>,)
А я подпою зачарованно, тихо, тоскливо.

// Здесь претензия к стилистике по углублённому смыслу: все знают, что волки не поют, а воют, тем более трудно представить себе "тактичного" волка, да ещё "молча лизнувшего руку" (?). Вот если бы это была собака... (разъяснение в комментариях снимает это замечание)

Сочувствуя \боли\, Природа |отпустит ветра|.
|Грозою обрушится дождь в полыхании молний|.
И |вырвется| \боль\ из души!  ... и уйдет во вчера...
Послушно покой заползет, все пустоты заполнив...

// Здесь стихотворные силы оставили автора и он решил передохнуть... Шучу :)
// Сочувствовать можно всё же ЛГ, терпеливо переносящей боль, о которой в самом начале. Но боль-то за что жалеть, тем более "сочувствовать" ей? Я понимаю, подмена идет ЛГ на испытываемую ей боль. Такая логическая инверсия. Но очень уж заумно получается при общей простоте стиха. Да ещё второй катрен подтверждает, что страдает не боль, не кожа, а душа ЛГ.
// И вдруг это не звучащее совершенно: "отпустит ветра". Таких ассоциаций в поэзии надо избегать. Почти как "Пустит ветра", что, сами понимаете, какой пошлый смысл имеет в просторечии.
// "Грозою обрушится дождь в полыхании молний..." - ну может быть, с натяжкой, такой образ природного явления. Хотя звучит сложно в смысловом отношении, приходится напрягаться для понимания всей строки. Гроза - явление атмосферное, сопровождаемое всегда молниями, но не всегда дождем, и получается, что у Вас здесь - переопределение, т.е. тавтология, или смысловое излишество. Достаточно либо грозы с ливнем, либо дождя с молниями (часто гроза употребляется в качестве синонима этих двух явлений одновременно). А молнии без дождя - это зарницы. вообще поэзия просит, умоляет о словесной лаконичности. Я бы рекомендовал переработать первые две строки, оставив только грозу в качестве сильного и страшного явления, обрушившегося на ЛГ.
// Далее в том же катрене идет речь о боли, которая почему-то не ушла, не убежала или умчалась прочь от ЛГ, что было бы понятно и логично, а вырывается из души, будто ЛГ никак не хочет её отпускать! Вот уползла бы она, побитая и задушенная ЛГ, во вчера, в ад, в тартарары - все было бы нормально, а так - стилистическая неточность.


И я загрущу... потому что погаснет |огонь...|
а серая краска |польет| бесконечным потоком...

// откуда взялся огонь? От молнии? Или это огонь души? Где логика повествования?
// Краска может политься сама собой, или может быть пролитой, кто-то может полить что-то краской, но "краска польет" по-русски сказать нельзя. Вместо многоточия положено ставить запятую здесь. В обоих случаях.

... Уткнулся приветливым носом волчара в ладонь.
Луна подмигнула и спрятала желтое око...

 // все замечательно, если бы это была собака. А так - игра на непринятии образа волка-собаки?? (возражение  снято ввиду разъяснения в комментариях)

Если все мои замечания учесть (или просто пока о них забыть), то в целом красивое, поэтичное, образное стихотворение о душевных переживаниях ЛГ.

С уважением,
Павел.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0034568 от 17 февраля 2012 в 20:30


Другие произведения автора:

Серый город, каменные джунгли...

Рецензия на миниатюру Григория Белого "Материнское сердце"

Вино пьянящих чувств... Авторское чтение

Рейтинг: +6Голосов: 61491 просмотр
Елена Картунова # 17 февраля 2012 в 21:16 +2
Павел, еще раз огромное спасибо за  поправки и замечания.
Хочу внести ясность о собаковолке. Я общалась с настоящим прирученным волком. И скажу с полной ответственностью, что это животное даже животным сложно было назвать, настолько велик у него был интеллект и умение ощущать эмоции и откликаться на изменение настроения человека. Собачники меня поймут  rolleyes
Павел Серый # 17 февраля 2012 в 21:31 +1
А я как раз собачник... Если это на основе реальной истории написано, то надо бы комментарий наверное про это добавить. И тогда мой вопрос про "собаковолка" снимается.
Елена Картунова # 18 февраля 2012 в 09:32 +1
Павел, мне кажется, перегружать лишней информацией не стоит. Если я еще и историю выложу про волка, то это будет ну ооочень длинно  rolleyes
Павел Серый # 18 февраля 2012 в 10:00 0
Нет-нет, ничего в самом тексте стиха добавлять не нужно. Просто ставите звёздочку в подходящем месте, например там, где про пение волка, а внизу - сноска с разъяснением описания необычного волчьего поведения в целом, во всем стихе. Это займет пару строк, не больше. Зато у читателя не будет сомнений в понимании образного ряда, он правильно воспримет Ваше стихотворение. Ведь далеко не все имеют представление о предмете, многие даже просто решат, что здесь какой-то заумный ассоциативно-образный ряд и т.п. И никто не полезет в интернет искать про волков информацию, им это даже на ум не придет.
Елена Дымарская # 17 февраля 2012 в 22:31 +2
Лена, Павел очень грамотно разобрал Ваши стихи, но в вопросе "волка" я на Вашей стороне! Волки - изумительные создания (моя мама воспитывала волков), они и умны, и тактичны, и, конечно, они поют. Это мы считаем, что они воют. Я - за волка! А стихи, несомненно, хороши!
:)
Елена Картунова # 18 февраля 2012 в 09:31 +1
Елена, спасибо огромное за поддержку!!!!!!!!!!! arb16  love  arb10  ratch
Валентин Валевский # 17 февраля 2012 в 23:28 +2
Прекрасный разбор, Павел. Очень приятно, что люди сами стали обращаться за критикой и разбором, чтобы оптимизировать свое творчество. Это говорит об огромном успехе нашего сайта. Мои горячие поздравления!  br
Павел Серый # 18 февраля 2012 в 12:08 0
Спасибо, Валентин, за поддержку. Надо бы и другим критикам активность свою проявить в разборе.
Елена Картунова # 18 февраля 2012 в 12:32 +1
Павел, я много изменила, чтобы было понятнее, о чем все-таки стих. Он не просто о душевной боли, а о несбывшейся любви ЛГ.

Выглядит теперь все так:

Каленым железом я выжгу сердечную  боль.
Клин клином спасает ...
                                                  Когда-то затянется  рана...
Волчара, дружище, давай-ка споем мы с тобой,
укрывшись от мира прохладой лесного тумана.

Споем о любви, о тоске, о красивых мечтах.
В бездонности  рвущей сознание тихой печали,
украдкой всплакну...
                                        Мне без слез этой ночью - никак...
и ноет душа... и в смятении звездные дали...

Ты молча лизнешь мою руку... слегка удивлен,
тактично опустишь глаза и вздохнешь терпеливо.
Потом запоешь, разгоняя полуночный сон.
А я подпою  о  несбывшемся тихо, тоскливо.

Сочувствуя грусти, промчатся по кронам  ветра.
Обрушится небо дождем в полыхании молний.
И вырвется боль из души!  ... и уйдет во вчера...
Послушно покой заползет, все пустоты заполнив...

И я загрущу... потому что погаснет огонь
того, что пьянило, сбивая ревущим потоком...
...Проодет ли? ... пройдет.
                                                    Утешая, уткнулся в ладонь.
Луна подмигнула и спрятала желтое око...
.....................

Но это не окончательный вариант. Буду еще думать. Просто показала направление, в котором иду.
Павел Серый # 18 февраля 2012 в 14:35 0
Прекрасно, Елена! Ваше "движение" обозначено правильно! Так что - вперед!

Мелкие замечания:

1."Клин клином" нужно вставить в кавычки, т.к. тут не просто устойчивое выражение, а как бы цитата из него, т.е. крылатое выражение, применённое по контексту в урезанном виде. Для согласования времен "спасает" в "длительно-настоящем" времени не подходит. Везде идет будущее время и повелительное наклонение: "затянется", "давай споём", и т.д. Если бы было "спасёт" или "поможет"  - все было бы в порядке. Иначе - стилистическая ошибка. И не нужно раздергивать на две строки. Многоточие -уже паузу обозначает, и этого вполне достаточно. С дургой стороны, вот возможный вариант без всех этих премудростей:
"Клин клином" поможет - когда-то затянется  рана...

2. Другие места в ходе переделки потеряли стройность из-за, например, повторений "споём" и однокоренных с ним слов. Я бы вышел из положения, перефразировав две строки этого катрена так:

Волчара, дружище, давай погрустим чуть с тобой,
укрывшись от всех за прохладой лесного тумана.


Почему "чуть" вместо "мы"? Опять из-за правила: поэзия должна быть лаконичной. "Мы" в контексте, когда уже сказано "давай" - совершенно лишнее слово. Да и "чуть погрустим" - лучше звучит, ассонанс по "у" в строке появляется, оптимизм какой-то в том, что ненадолго вся эта грусть-тоска... Хотя слово "с тобой" тоже не смотрится, вроде как и оно вставлено только для неточной рифмы с "боль" и размера строки. Подумайте. "От всех" вставлено по смыслу и для стилистики. "Укрыться" за чем-то (за "прохладой тумана") - нормально. "Укрыться одеялом" - тоже. Но "укрыться прохладой тумана" - неточно. И "от мира" употреблено как раз в смысле "от всех".

3. Раздергивание строки не для улучшения ритмики стиха, а непонятно для чего (не только мне, но и многим другим), и идет не на пользу восприятию. Не рекомендую, а то можно подумать: "я не уверена, поймут ли меня... сделаю дополнительный намек, что тут пауза!". Ведь стоит же многоточие - хватит такого знака, не надо читателя считать таким несообразительным. И с новой строки поставить конечно же прописную букву "И", после "душа" просто запятая, а не многоточие. Так грамотнее. И в четвертом катрене после восклицательного знака за словом "душа" и многоточия - с заглавной буквы продолжать нужно, в соответствии с правилами русского языка.

4. Середина звучит замечательно. Посмотрим, как получится в окончательном варианте. Концовка смазана чуток. Про раздергивание скажу опять - оно отвлекает от восприятия сути, прямо раздражает уже. В чем его смысл? В рисунке строк? Т.е. Вы пишете фигурный стих? Убирайте без колебаний! Только при сложных ритмах, рваных и неустойчивых, в дольнике, как у Маяковского, применяют такую специальную разбивку как указание на ритмическую структуру стиха. Здеь это для чего - мне непонятно. У Вас лирический стих с ровным, даже очень гладким ритмом. Второе многоточие перед "пройдет" следует заменить на тире, и даже поставить потом восклицательный знак как жизнеутверждающий символ преодоления этой временной тоски. "Утешая, уткнулся в ладонь" - сомнения... А может как-то подумать ещё? Сформулировать не могу, но не очень нравится.
Елена Картунова # 19 февраля 2012 в 11:16 +1
Павел, убрала многоточия и по возможности внесла новые изменения:

Каленым железом я выжгу сердечную  боль.
"Клин клином" спасает, - затихнет саднящая рана.
Волчара, дружище,  давай-ка о чувствах  с тобой,                                            
укрывшись от мира  в прохладе  лесного тумана.

Споем о любви, о тоске, о красивых мечтах.
В бездонности  рвущей сознание тихой печали,
украдкой всплакну, - мне без слез этой ночью  никак,
и ноет душа,  и в смятении звездные дали.

Ты молча лизнешь мою руку, -  слегка удивлен,
тактично опустишь глаза и вздохнешь терпеливо.
Потом запоешь, разгоняя полуночный сон,
а я подпою  о  несбывшемся тихо, тоскливо.

Сочувствуя грусти, промчатся по кронам  ветра.
Обрушится небо дождем в полыхании молний.
И вырвется боль из души,  и уйдет во вчера.
Послушно покой заползет, все пустоты заполнив.

И я загрущу,  потому что исчезнет огонь
того, что пьянило, сбивая ревущим потоком...
Пройдет ли? - возможно.
                          Ты мягко уткнешься в ладонь.
А утро погасит рассветом янтарное око.
Павел Серый # 19 февраля 2012 в 11:31 0
Здесь сбой произошёл:
"Волчара, дружище,  давай-ка о чувствах  с тобой,                                            
укрывшись от мира  в прохладе  лесного тумана."

Где сказуемое? Оно пропало в переделках. Мне кажется "погрустим" как раз бы выполняло роль не только сказуемого, но и косвенно указывало на чувства. О чем ещё грустить, "укрывшись от мира  в прохладе  лесного тумана"?

В остальном уже кажется вполне нормально (раздвинутая строка никак не дается? Редактор текстов тут такой...). Конечно, можно что-то ещё и не раз подправить, подшлифовать. Может быть, подождав пару дней, недельку, автору следует вернуться к стиху со свежим взглядом и покорпеть над текстом снова.

Сделайте окончательный вариант, подправим пунктуацию и все пока. Там Вы тире неправильно кое-где используете, и кое-где запятые. Перед "затихнет" правильно либо тире, либо только запятая.

В "В бездонности  рвущей сознание тихой печали,
украдкой всплакну, - мне без слез этой ночью  никак" - первая запятая лишняя, т.к. это обычный член предложения - обстоятельство места (можно заменить только на "в печали"), вторая запятая тоже лишняя, т.к. во второй части сложносочинённого предложения идет пояснение первой части.

В "Ты молча лизнешь мою руку, (-)слегка удивлен" тире не нужно, это причастный оборот с причастием в краткой форме, и он выделяется только запятыми.

В "Пройдет ли? - возможно" - "возможно" следует написать с заглавной буквы. Это два предложения в виде: "ворпрос - ответ".

С уважением, Павел.
Елена Картунова # 19 февраля 2012 в 13:50 0
С препинаками малость разобралась.  rolleyes

А что касается замечаний по первому катрену, то я предлагаю так:

"Волчара, дружище,  затянем дуэтом  с тобой,                                            
укрывшись от мира  в прохладе  лесного тумана".
Павел Серый # 19 февраля 2012 в 14:09 0
А что, очень даже звучит неплохо... Нужно теперь дать стиху выстояться.
Елена Картунова # 19 февраля 2012 в 14:23 +1
Сколько времени будем "настаивать"?  vb115
Павел Серый # 19 февраля 2012 в 18:22 +1
Я бы не спешил. Это вопрос сложный. Иногда проходит неделя и возвращаешься к тексту, который уже кажется не улучшить. Иногда проходит день-два, а иногда - годы. Вы можете выставить последний вариант и заняться другими стихами или вообще переключиться на что-либо ещё. Стих сам Вас позовёт :), когда это будет нужно.
Елена Картунова # 20 февраля 2012 в 10:57 +1
А что потом? Разбор полетов будет где-то еще выставлен? Есть отдельная страница?
Павел Серый # 20 февраля 2012 в 14:28 +1
Нет, это всё. Ваш стих - где хотите, там и выставляете. А комментарии эти вместе с разбором так и будут как произведение на моей странице, как сейчас. Под названием "Рецензия...". Кроме того, это разбор виден в разделе "Критика", если по главному меню туда зайти...
Елена Картунова # 20 февраля 2012 в 18:19 +1
Павел! Вам высший балл за критику!  ratch  br
Спасибо огромное!
С Вами работать - одно наслаждение!
Можно через день - два еще прийти с очередным творением?  zst
Павел Серый # 20 февраля 2012 в 21:06 +1
Приходите ещё, но если кто окажется проворнее - придется в очередь, в очередь... дорогие сограждане! aa