Поздней осенью 1847 года И.С.Тургенев писал из Парижа В.Г.Белинскому:
«Современник» идет хорошо. Одно: опечатки! Ни в одном трактирном тюфяке,
ни в одной женской кровати нет столько блох и клопов, как опечаток в
«Современнике». В моих «Отрывках» я их насчитал 22 важных, иногда обидно
искажающих смысл. «Сторожился» вместо «сторонился», «ложась» вместо
«ложились»... Фразы целиком пропущены и т.д. Сие есть неприятно. Нельзя
ли хоть на будущий год взять корректора? Ась? Скажите это г.г.
издателям».
Белинский не замедлил передать Н.А.Некрасову претензии автора по поводу
опубликованных в десятом номере журнала рассказов «Бурмистр» и
«Контора». Однако критик был в ту пору уже тяжело болен и не мог
предпринять более энергичных мер для улучшения качества близкого ему
издания. «Блохи и клопы» в «Современнике» продолжали плодиться. В начале
1849 года Некрасов опубликовал очередной рассказ из «Записок охотника»
под интригующим названием - «Гамлет Щигровского уезда», в котором автор
одним из первых в русской литературе сопоставил характер орловца с
шекспировским образом. В гостях у Николая Васильевича Киреевского, в его
родовом поместье Шаблыкино, Тургенев насмотрелся не только звериных
чучел, оленьих, лосиных рогов, кабаньих копыт, но и переночевал в
гостинице Киреевского, похожей на своеобразную охотничью кунсткамеру.
Здесь он познакомился с человеком, ставшим впоследствии «Гамлетом» -
героем рассказа. Уездный Гамлет умен, образован, но оказывается лишним
среди буйной помещичьей жизни, заполненной охотой и кутежами, а также
расширением доставшихся по наследству угодий. Лишним Гамлет чувствует
себя и среди мелких уездных чиновников, занятых постоянно тем, чтобы
«убыток навести на прибыток». Все, что характеризует Гамлета,
стилистически беспримесно, и это позволяет автору возвеличить героя из
глубинки, вывести его на европейский простор. Иначе обстоит дело с
другими действующими лицами. Лупихин, к примеру, говорит о штатском
генерале в отставке: «У него дочь из свекловичного сахару, и завод в
золотухе...» Тут читателю несложно догадаться, о чем речь. Лупихин
привык много болтать, иногда кажется: он жужжит, как пчела в родимом
улье. Торопясь высказаться, перепутал слова. Дальше следует уже
непосредственно авторский текст: «Сановник... с негодованием, доходившим
до голода, посмотрел на бороду князя Козельского и подал разоренному
штатскому генералу с заводом и дочерью указательный палец левой руки».
Во всем творчестве Тургенева нет более загадочной фразы, чем эта;
главным образом из-за слова «голод», вошедшего в причастный оборот. Как и
в случае с «Бурмистром» и «Конторой», при публикации «Гамлета
Щигровского уезда» в журнале «Современник» были допущены опечатки.
Впоследствии автор их поправил. Готовя рассказ для переиздания в 1880
году, Тургенев внес более ста исправлений. «Негодование, доходившее до
голода» в «Гамлете Щигровского уезда» осталось неизмененным. Необычный
синтаксический оборот, приобретши таким образом каноническую форму, стал
камнем преткновения для исследователей. Текстолог С.А.Рейсер пытался
разъяснить тайну следующим образом: «Ошибки такого рода возникают из
какой-то описки автора, когда рука не успевает зафиксировать мысль
полностью: скорее всего перед нами фрагмент фразы с какими-то
пропущенными словами».
Если бы дело обстояло так, то загадка давно была бы раскрыта. И в
академическом издании сочинений Тургенева мы не встретили бы
таинственной строки. Но она по-прежнему кочует из книги в книгу. В любом
издании «Записок охотника» без труда можно отыскать «негодование,
доходившее до голода». Слово «голод» в строке будто заколдовано. И в
этом есть великий смысл. Во-первых, оно совершенно четко написано
автором в черновой рукописи рассказа, хорошо сохранившейся до нашего
времени; во-вторых, Тургенев много раз перечитывал рассказ, готовя
прижизненные издания, и оставил в нем таинственный оборот без изменения.
Важный аргумент в пользу неприкосновенности текста - косноязычие
Лупихина. Оно предшествует загадочной строке, естественным образом
продолжает характеристику гостей орловского богача, в основном таких же
богачей, все еще чувствующих себя голодными, то есть постоянно занятых
приобретением новых имений. До Гамлета ли им с его самобичеванием?
Дмитрий ГАВРИЛЕНКО
(Первая публикация - газета "Орловская правда", г. Орёл).
Другие произведения автора:
Наша ёлка
Твой мобильник
Сексофазантрон
Это произведение понравилось: