Константин
Кедров – великий поэт России, который изобрел такие термины, как
«метакод» и «метаметафора». Его теория о мироустройстве очень логична и
продумана, как и вся поэзия. Но до сих пор идут споры о том, кто есть
Кедров на самом деле? Некоторые называют его поэтом, другие – философом.
Однозначного ответа не могут дать даже старые друзья Константина. Но
одно о нем можно сказать наверняка – это выдающаяся личность,
воплотившая в гениальные поэтические строки великие идеи о мироздании и
человеческой сущности.
Детство и отрочество
В городе
Рыбинске, что находится в Ярославской области, родился Константин
Кедров. Биография будущего литературного критика и поэта началась в 1942
году, 12 ноября. Его отец, Александр Бердичевский, и мать, Надежда
Юматова, были артистами театра. Семья проживала в Рыбинске до эвакуации
1945-го. С детских лет Константин начал интересоваться поэзией. Уже в
пятнадцать лет он удивил своим творчеством известного журналиста Якова
Дамского, который говорил, что поэзия Константина поражает всех, кому
доводится ее прочесть. Было сложно поверить в то, что столь зрелые идеи и
красочные образы появились из-под пера пятнадцатилетнего юноши.
Годы обучения
В
1960 году Константин Кедров переехал в Москву. В течение одного года он
обучался журналистике в МГУ. После отчисления молодой человек решил
перевестись и продолжил свое обучение на историко-филологическом
факультете в Казанском университете. По завершении учебы он вновь
возвратился в столицу. В 1968 году Кедров захотел продолжить получать
знания в Литературном институте Союза писателей, где он и окончил
аспирантуру. Константин изучал творчество таких русских классиков, как
А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и других гениев пера. В 1973
году Кедров получил ученую степень кандидата филологических наук,
защитив диссертацию в МГУ. В этот же период он познакомился с А. Ф.
Лосевым, философом и приверженцем учения об имяславии.
Новый принцип в поэзии
В
течение двенадцати лет Константин Кедров преподавал историю русской
литературы. Местом его работы был Литературный институт имени Горького.
Именно здесь он познакомился с Алексеем Парщиковым, Ильей Кутиком и
Александром Еременко. Это были яркие личности, которых интересовала
авангардная сторона развития русской поэзии. В творчестве молодых
авторов и в своих работах Кедров выделил общий принцип под названием
метаметафора. Это был своего рода прорыв в литературе. Ведь ранее таких
метафор не существовало. В основном все сравнивалось. Поэт - как небо,
или как течение, или как воздух. Но Кедров сформулировал новую точку
зрения. Он утверждал, что человек – это все то, о чем он говорит, про
что он пишет. В метаметафоре каждая вещь обретает вселенский смысл. То
есть цветок не существует отдельно от земли, а космос – отдельно от
человека. Все взаимосвязано и нет тому разделения.
«Опасное» творчество
Константин
Кедров был поклонником авангардной линии в стихах, поэтому его работы
были независимыми по форме и содержанию. В то время поэтам разрешалось
печататься лишь с одобрения Союза писателей и только после глобальной
проверки на согласованность с коммунистической идеологией. По этой
причине творчество Кедрова считалось полулегальным. Поэта подозревали в
антисоветской агитации. В начале 1980-х годов ФСК завела на него дело
оперативной проверки, которое получило кодовое название «Лесник».
Процесс окончился лишь в августе, в 1990 году.
Избранное
Кедров
– поэт, имеющий тонкую душевную организацию. Он всегда остро чувствовал
любые изменения в окружающем мире. Стихи Кедрова Константина
рассказывают читателю о поисках и наблюдениях самого поэта. Цель автора –
показать народу свою точку зрения на различные трудности во
всевозможных жизненных сферах. Наиболее известные книги Кедрова –
«Поэтический космос» (1989 г.), «Компьютер любви» (1990 г.),
«Параллельные миры» (2001 г.), «За чертой Апокалипсиса» (2002 г.), а
также «Философия литературы» (2009 г.). Кедров работал и в жанре
драматургии. Из-под его пера вышли несколько пьес: «Ура-трагедия»,
«Голоса» и «Посвящение Сократа». Читая стихи Константина, нельзя не
заметить того, что поэт обладает обширными знаниями в области истории,
религии, литературы и искусства. Такие стихотворения, как «Кант»,
«Мандельштам», «Дирижер тишины», «Преобразования», «Поэма ниши»
превосходно демонстрируют неповторимый внутренний мир Кедрова, его
поиски себя и ответов на главные вопросы человеческой сущности.
Философские идеи
В
1988 году Кедров вышел на международный поэтический уровень. Он впервые
поехал за границу, в Финляндию, чтобы принять участие в фестивале,
который был посвящен советскому авангардному искусству. А в 1989 году
Константин издал монографию под названием «Поэтический космос». Здесь
автор как бы соединяет художественные образы с наукообразностью. Он
придает поэзии очевидный философский оттенок. Более того, Кедров вводит
новое понятие - метакод, которое обозначает устоявшуюся концепцию
астрономических символов, общих для различных культурных ареалов.
Константин Кедров, поэт-авангардист, создал логичную теорию о едином
коде для живой и неорганической вселенной. В своей работе «Поэтический
космос» Кедров объединяет свои новаторские взгляды на философию и
литературу. Новые понятия о метакоде и метаметафоре органично
переплетаются в строках монографии.
Создание ДООС
В
1984 году появляется организация ДООС, аббревиатура которой
расшифровывается, как Добровольное общество охраны стрекоз. Название
связано с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», а именно со
следующими строками: «Ты все пела? Это дело». Стихи Кедрова Константина
всегда отличались экспериментальными рифмами и неординарной смысловой
нагрузкой. Авангардистский характер поэзии Кедрова и нашел выражение в
рождении ДООС. Это удивительное сообщество, где искусство пения
провозглашалось как главное дело для творческого человека. Члены
организации считали, что данное занятие никак не связано ни с политикой,
ни с морализаторством. Но эта идея была озвучена лишь после краха
советской системы. Добровольному обществу охраны стрекоз уже больше
тридцати лет. Некогда его членами были такие известные поэты, как
Вознесенский, Ковальджи, Рабинович и другие. Но всех их объединяли
важные принципы: свобода в мышлении, отыскивание новых стихотворных
форм, словотворчество и, конечно, метаметафора, как основа общей точки
зрения на поэзию.
Жизнь сегодня
Многогранная
личность, философ, создатель теории о метакоде Кедров Константин,
личная жизнь которого так и осталась за пределами досягаемости
общественности, скрывает интимные детали из своего прошлого и
настоящего. Известно только, что у него есть жена. Ее имя - Елена
Кацюба. Она – поэтесса и верная подруга своего мужа. Жена Кедрова также
пребывает в обществе ДООС и разделяет его литературные и культурные
предписания. Константин познакомился с ней в начале перестройки. Тогда
он впервые увидел свою будущую жену во Дворце молодежи. Она
декламировала свои стихотворения. Кедрову запали в душу необычные рифмы
поэтессы, и он решил с ней познакомиться ближе.
Поэт
намеренно скрывает интимные детали из своего прошлого и настоящего. Но
он занимает активную позицию касательно важнейших политических и
культурных событий страны. Кедров не прекращает публиковаться в
средствах массовой информации, а также принимает участие в разнообразных
публичных акциях.