Татьяна Полежаева - стихи

20 октября 2012 — Любовь Царькова
article84442.jpg
Не только боль рождает стихи…
(О сборнике Татьяны Полежаевой «Где заря на мхи упала»)

Едва ли найдется на свете поэтесса, которая, подобно Татьяне Полежаевой, в начале лета может легко оставить свой дом и отправиться по родной архангельской земле пешком: в геологический маршрут длиною в летний полевой сезон… Вместе со своей лирической героиней – в поисках золота, алмазоносных кимберлитовых трубок или бокситов – руды для получения алюминия… Воистину, в поэзии такого еще не встречалось.

Зная мир не из окна квартиры или автомобиля, ее героиня «спит и ест вместе с землею», как говорил Уолт Уитмен. Ночует в палатке в лесу, вплотную соприкасаясь с природой и с историей: путь лежит по дорогам, которыми издревле проходили архангельские странники… Ее героиня видит Русь, и эти впечатления – одна из главных тем стихов. То деревенька, то старинная церковь: «…Я Беломорье своим сердцем меряю». «Сколько помню себя, все пряжу пряду, полную слова и света…».

В цикле КАРГОПОЛЬСКАЯ ТЕТРАДЬ - одна за другой мелькают картины архангельской глубинки. Читатель совершает «свой маршрут» вместе с поэтессой. Причудливое переплетение стари и нови, «истерзанная земля и весенние побеги зелени на ней», Порженский погост и «Сударыня река Онега», которая

летами носит сарафаны
зеленотравных берегов,
зимой – беленые кафтаны
парчевых северных снегов

Это ли не искусство: подарить другим (в стихах) наиболее типическое в предметах и явлениях, волшебно преобразив их? Поэтесса «наводит мосты» не только между людьми и землей, она духовными нитями соединяет читателя с историей… Ведь жить без связи с прошлым, как сказал народный поэт Латвии Имант Зиедонис – все равно, что шить иголкой, в которую не вдета нитка.

Плодами своей душевной и поэтической работы Татьяна Полежаева делится с каждым читателем «подушно». Тут и напоминание о том, как предки наши «укладно правили жилье…в миру с собой, с зверьем и небом»; – и обостренное ощущение красоты окружающего мира, красоты, которую она видит в произведениях человеческих рук … «Есть еще в мире красота!» – как бы восклицает поэтесса. По гениальному предвидению Федора Достоевского «красота спасет мир». Он прав: тот, кто разучился верить в бога, может воочию увидеть его совершенство в прекрасных и чистых вещах и явлениях, будь то полевой цветок или вдохновенная старинная постройка часовни, церкви. В стихотворении Порженский погост поэтесса показывает эту неразрывную связь времен:

Неизвестный мастер любо
каждый выложил венец
и приходов, и прирубов,
и шатров, и, наконец,
маковок – они венчают
все строение собой,
возлетясь крестов лучами
в неба купол голубой…
Храм таится, лишь с порога
виден, а не за версту.
Разучившись верить в Бога,
помолимся на красоту.

Такие стихи – зрелый плод поэтических трудов, с которым Татьяну Серафимовну можно поздравить, порадовавшись за нее и за себя. За то, что мы – русские и это написано на родном языке. В черновиках было так: «Разучившись верить в Бога, помолюсь на красоту». «Помолюсь» превратилось в призыв ко всем: «Помолимся на красоту». Мудро: пусть даже в ущерб поэтическому ладу. Удается вырваться из «пут личного» в высокое безличное служение.

Ее лирическая героиня – человек глубоко верующий, что подтверждается циклом «языческих» стихов, которыми завершается книга. Это искренняя вера в Бога, который Един, каким бы именем его не называли люди: Иисус, Аллах, Будда, Природа, Космос, Логос (Слово).

«И слово было Бог…» Чтение как благодать причастия к нему…Особенно в тех местах на свете, «где заря на мхи упала»… Сюжетная линия путешествия в пространстве и во времени по Руси северной переплетается с темой сложной душевной жизни героини. Это не просто с колебания настроения, а глубокие чувства. Вначале, кажется, они следуют за временами года: оживают, пробуждаются весной, стынут в зимнюю стужу… Однако образ женской души как частицы окружающего мира, послушной изменению внешней температуры, сердца, заледеневшего в северном городе, перерастает в другой. В минуту наивысшей тоски и богооставленности в душе лирической героини пробуждается стихия солнца, внутренний жар, неподвластный ничему, кроме воли Божией. Поэтесса говорит тогда:

Как много любви и прощенья у Бога
для нас, обнищавших в ничтожности дел.

Превозмочь стихию мрака и холода в душе дано не каждому. Особенно нелегко это сделать женщине, традиционно «завязанной» на служение мужчине или детям. «Любит, не любит…» – другой человек выступает в качестве символического «солнца», от воли которого зависит в жизни все… Не иллюзия ли – жить так и вкладывать только в это всю свою душу? В нашу эпоху, когда мужчина, зачастую, служит только собственным порочным страстям?…

«Последняя Ева», поэтесса со стихами-иконами (как их называют поэты), Татьяна Полежаева показывает в новых стихах прозрение женской души, обретающей истинного Бога, которому только и должно служить.


 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0084442 от 20 октября 2012 в 06:38


Другие произведения автора:

Александр Канюков - проза

Печорский травник

Коренное отличие литературы от графомании

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 14417 просмотров
Иннокентий Синичкин # 31 октября 2012 в 06:14 0
Как хорошо сказано!Браво вам и замечательной поэтессе Татьяне Полежаевой!
Любовь Царькова # 4 ноября 2012 в 22:32 0
Иннокентий, спасибо)))