Стихи со вкусом земляники
Стихи со вкусом
земляники…
(Мое восприятие поэзии
А.Ю.Аврутина)
Когда впервые сборник стихов ещё неизвестного мне поэта Анатолия Аврутина попал
в руки, и я прочитала одно, второе, третье стихотворение, мне показалось, что я
на земляничной поляне. Такой свежестью, таким ароматом повеяло от этих стихов,
что остановить себя я уже не смогла…
Удивительное мастерство автора, умеющего исчерпывающе использовать смысловой
потенциал слова и его звуковую силу, сделало свое дело – на одного читателя,
поклонника у Анатолия Юрьевича стало больше. Настоящее художественное слово
вызвало рефлексы, необходимые моему сердцу, уму, моей душе.
Прежде всего, слово привлекло таинственностью и необычностью. Я поняла, сколько
догадок тут можно выстроить, как развить каждую из них, в какие психологические
глубины заглянуть!
Читала долго, а книга, начатая с конца, не отпускала, будоража сознание,
располагала не только своей звуковой оснасткой, но и всеми красками того, о чём
шла речь. И они, эти образы, не были застывшими отпечатками движения или
действия, но являлись как бы самим движением и действием, живым и волнующим.
И чувство светлой, очищающей грусти долго не покидало меня, и не сразу поняла я
причину этой грусти…А строчки «Стоптанного неба» незримой тенью топтались со
мной у порога, ходили следом, то обгоняя, то путаясь у меня под ногами.
Даже небольшое по объёму стихотворение А.Аврутина требовало ключа для
расшифровки заложенных в нем многоступенчатых ассоциативных связей, намёков,
умолчаний и иносказаний. Неподготовленный читатель, возможно, отвернётся: не
разрубить ему гордиев узел сюжетных коллизий, любознательному же захочется
пройти весь путь постижения истины. Это и есть ценнейшее качество поэзии,
необходимое для того, чтобы мысль работала, чтобы истина добывалась собственным
трудом…
Стихи А.Аврутина для серьёзного, вдумчивого читателя – это я поняла с первой
строчки.
Здесь глубокая философия, своё проникновенное понимание жизни, своя система
взглядов, не узенькая, камерная, а настолько ёмкая и глубокая, что диву даёшься
от понимания этой глубинности.
Глубина во всём: в определении времени суток, поры года, в выборе слова для
описания и того, и другого.
У автора, на мой взгляд, любимое время суток – жизнь, время, когда утро
перетекает в день, а ночь проходит в ожидании утреннего света. Этому, дающему
свет поэту, верю, потому что он во всех своих движениях
естественен - и когда спешит « окунуться в мелодию прожитых лет», и когда «сам
прощён…но сердце виновато», и когда глядит «вспотевшими глазами на лес, на
дымку, на закат…»
У автора и любимая пора года – жизнь, время наглядного представления о той
истовости, с которой живёт человек, догадываясь о её скоротечности, потому что
«первый вскрик», и «смертную дорогу не отменить и не предугадать».
Справедливости ради надо отметить, что у каждого великого поэта есть стихи,
весьма полно и целостно отражающие и выражающие их взгляды на мир, на
общественное развитие, на человеческую сущность. Это чаще всего хрестоматийные
стихотворения. У Анатолия Юрьевича таких стихов – россыпи. Они о вечном: о
жизни, Родине, любви, времени, судьбе…Что их объединяет? На мой взгляд, душа…
И поэт, как и всякий другой человек, есть явление уникальное, единственное, с
душой, не похожей ни на чью другую. И если мы хотим понять его стихи, то должны
попытаться понять его душу, мы должны следить не за тем, чем он случайно похож
на Блока, Рубцова, Цветаеву, а лишь за тем, чем он ни на кого не похож.
Стихи Анатолия Юрьевича волнуют меня, и я позволяю себе эту роскошь –
тревожиться ими, плакать от них, и мне сегодня глубоко безразлично, к какому
литературному направлению они принадлежат. Хочется увидеть в его стихах именно
то, чего нет у других авторов.
Хочется понять то редкостное и странное нечто, которое именуется душой…
Все важно в поэзии: и фонетика, и стилистика, и композиция, и язык, но во всём
этом должна быть душа. В стихах А.Аврутина она не просто есть, она – главный
герой.
Да, странная она, эта душа: в ней все формы, стили, все музыкальные вибрации,
вся литературная техника. Автор оберегает свою душу от бездушия окружающих,
душа у него нараспашку, она превыше всего:
Но дух превыше звезд, превыше плоти – дух,
Превыше высоты и вечного молчанья.
С ним видит, кто не зряч, с ним слышит тот, кто глух,
С ним кается, кто век не верил в покаянье.
Да, душа как особая субстанция в стихах поэта, которая «болит», «терзается»,
«ликует», «поёт по-птичьи», «отгорает», «вопрошает»… Духовное начало в стихах
А.Аврутина – основа к постижению смысла вообще. Есть душа – есть смысл. « Не
тревожьте других, // если в душах у вас не тревожно…» - говорит поэт. И что
может быть мудрее сказанной мудрости?
И душа в стихах А.Аврутина – не что-то нематериальное, независимое от тела, а
то, что направляет человека и управляет им: «По ребрам бьёт душа под зябкой
кожей. И всё грозит: «Посмотришь, отгорю и стану лишь на искорку похожей».
Бесполезно казаться неискренним, лгать, потому что «…от лжи бесконечной в душе
бесконечно тревожно, // И от вечной тревоги в душе бесконечная ложь…»
Душа – категория особенная, она часть любой материи, она способна зримо
резонировать:
Швырнули речке в душу камень,
Швырнули просто, не со зла.
По глади утренней кругами
Обида тихая пошла…
Это и есть страстно гражданственная поэзия без какого-то намёка на риторику,
поэзия глубокого лиризма. И Анатолий Юрьевич представляется мне в этом
отношении поэтом – новатором, расширяющим возможности поэзии и дополняющим её
содержательным и духовным началом.
В лиризме А.Аврутина немало живых интонаций, точных психологических поворотов,
трагических моментов. О ком пишет поэт? О нас с вами, о каждом, потому что мы
все – странники, путники, пилигримы на дороге жизни…
Посиди же со мной… Помолчи…
Я взгрустну, ты помолишься Богу,
Чтоб сыскал наконец-то дорогу
Странный путник в туманной ночи.
Кровавыми земляничными пятнами горят настоящие слова, полные смысла, высвечивая
всё мироздание поэзии Анатолия Юрьевича. Это – «душа», «Родина», «свет»,
«любовь»…
Трепетное, болевое слово в каждом стихе. То единственное слово, найденное
поэтом, которое, встав в строку, заставляет её звучать.
У поэта сильный инстинкт – стремление к совершенству, к такой поэтической
законченности, когда из стиха нельзя выкинуть ни одного слова. Инстинкт
единственного слова присущ Анатолию Юрьевичу – слово в строке незаменимо, ради
него снимается многослойная шелуха других слов. В стихе каждое слово на своём
месте:
Я случайно родился на самой смурной из планет,
Я случайно подслушал, что небо вещает народу…
И шальное перо, окуная в чернёную воду,
Соловьиную душу роняю в солёный рассвет.
Он доверяет словам как носителям вещих звуков, доверяет их причудливому
сплетению, в них он находит истину и смысл. Такое впечатление, что автор не
отделяет свой текст от себя, то есть не делает его объективным, не смотрит на
него со стороны. Он в нем живёт, он живёт с ним, ему важно выплеснуть своё
состояние, полное противоречий...
А сколько этих противоречий и сколько смысла в этих противоречиях!
Эпицентр стиха там, где автор, где его страдающая «соловьиная» душа, а она
везде и во всём. Душа поэта кажется настолько израненной, что никогда не сможет
излечиться – не хватит времени и снадобий таких, которые способны были бы
возродить её и сделать неуязвимой… Чувствовать чужую боль и принимать её как
свою - может только человек, у которого заживо содрали кожу. Вот почему
способен автор чувствовать «лучик дыханья», но «любовь от боли отличить не в
силах».
От стихов тянет волнующим запахом спелой земляники, он будоражит кровь.
Присутствует в них и горечь как неизбежность… Кто пробовал земляничное варенье,
тот знает: горечь присутствует - избавиться от нее почти невозможно, разве что
подмешать другую ягоду.
Диапазон чувствований поэта широк, а между ним – сотни, тысячи тончайших
оттенков. Через сердце поэта прошли и сомкнулись современное, прошлое, будущее:
эпоха Николая и время Пушкина, январь 1924-ого и бревенчатая Русь, двадцатый
век «в сраженьях и страстях»…
Мне видится каждое стихотворение Анатолия Юрьевича в определенном цвете.
И каждое понравившееся стихотворение - это та ароматная земляничка, которая
выстрадана из крови и плоти авторской души. Яркой мозаикой, несмотря на
классический черно-белый рисунок стихов, представляется мне двухтомник
"Времена".
Поэзия Анатолия Аврутина – это тайна, которую надо постичь, открыть, разгадать.
Поэт тоже тайна, он соткан из противоречий, сомнений, боли. Слова в текстах
стихов часто неясны и путаны, но они носители неотразимо заразительных ритмов,
которым подчиняешься против собственной воли - они очаровывают.
Кто-то сказал, что сочинение настоящих стихов ближе к богослужению. Автор на
службе у Бога, а читать стихи удивительного поэта Анатолия Аврутина – это
приобщение к чему-то очень большому, божественному, настоящему и вечному.
Безграничность поэтического мира – вот что показывает нам поэт. «Холодное,
мокрое лето», «Отчизна и кров», «февраль двенадцатого года», «две чужих и
холодных души», «век Золотой», «дитя - двадцатый век»…Что общего между столь
разрозненными в пространстве и во времени явлениями?..
Безграничный поэтический мир, включающий и то, и другое, и третье, и сто
двадцать третье в силу органичности восприятия мира явлений, предметов, вещей.
Анатолий Юрьевич Аврутин умеет соединять, казалось бы, несоединимое, далёкое
друг от друга. Из вопросов и ответов, из многих важных частностей соткана
поэзия человека, обладающего безукоризненным зрением поэта, ищущего ответы на
жизненные «почему» и «как».
…Как я жил на земле?
Был наивен, а, в общем,
Обычен.
Я любил соловья,
И любил, когда вишни цвели.
Ты на холмик присядь,
Набери-ка в ладонь
Земляничин,
И попробуй на вкус
Эти алые слезы земли,-
эти строчки «Монолога из неизвестности» о войне, о памяти, о жизни, о вечном…
Немножко горечью, немножко свежестью, а все-таки земляничным ароматом тянет от
настоящих стихов настоящего поэта…
И вкус у стихов – земляничный, родной, от земли…
Рег.№ 0188276 от 17 января 2015 в 19:16
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!