И.С. Скоропанова Минск 2015 об Инсайдауте К.Кедрова
О стремлении обосновать Проект Духа данными науки свидетельствует книга
Константина Кедрова «Инсайдаут. Новый Альмагест» (2001). Поскольку
замысел К. Кедрова не менее грандиозен, чем сосноровский, — дать новую
модель мира и человека и превозгласить Благую весть космического
бессмертия, уготованного людям, он избирает и новую литературную форму,
основанную на культурном синтезе метафизики, науки, поэзии. Каждый из
пяти разделов книги — «Новый Альмагест», «… Или…», «Лексикон»,
«Компендиум», «Инсайдаут» — включает в себя наряду с прозаическими
текстами, разъясняющими авторскую концепцию, авангардистские
стихотворения, циклы стихотворений, поэмы — всего их 50. Стихи начинают и
завершают книгу, и многое из того, о чем К. Кедров пишет, ему, по
собственному признанию, первоначально открылось через поэзию. Она
рассматривается как важнейший инструмент познания и выражения
познанного, ибо поэзия «обладает всесокрушающей энергетикой» [4, с.
221], прорываясь за пределы мыслимого и немыслимого по непредсказуемой
траектории.
Автор «Инсайдаута» работает с миром идей, и поэзия его
интеллектуализирована. Более того, «поэтические строфы превращаются» у
К. Кедрова «в формулы — и наоборот» [4, с. 6]. Часто перекодированию
подвергаются архетипы, религиозные мифологемы, вечные образы мировой
литературы, что выводит философа / поэта за грань физического мира в
сферу метафизики.
К. Кедров — наследник футуризма и супрематизма, причем утверждает:
«Авангардизм — нормальная составляющая поэта» [4, с. 222];
следовательно, поэзия — это еще «вечно новый язык»: «Сказав новое слово,
надо тотчас же создавать другое новое слово. Vita nova — это для
авангарда» [4, с. 250]. Под «новым словом» имеется в виду не столько
новая лексика и образность (хотя и они тоже), сколько новая идея,
вносимая в культуру, даже новая философия, более того — новый проект
жизни, расцениваемый как определяющий перспективу развития человеческой
цивилизации. Таковой проект, который можно назвать космическим, и
предлагает К. Кедров в «Инсайдауте».
К. Кедров воскрешает традицию русского космизма, восходящую к Н.
Федорову, К. Циолковскому, В. Вернадскому, актуальную для творчества В.
Хлебникова, К. Малевича, Н. Заболоцкого, отчасти Л. Мартынова, внедряет в
нее идею инсайдаута, воспринятую у П. Флоренского и обнаруживаемую у
символиста А. Белого и сформированного символизмом Д. Андреева;
опирается на научные открытия первой половины ХХ века: теорию
относительности А. Эйнштейна, принцип неопределенности В. Гейзенберга,
концепцию опространствленного времени и овременного пространства Г.
Минковского, квантовую физику М. Планка, принцип дополнительности Н.
Бора, концепцию расширяющейся Вселенной А. Фридмана, теорему «черных
дыр» с их мнимым временем и пространством С. Хокинга и др. Апеллируя к
определенным положениям науки поэт/филлософ не только реабилитирует
верования различных религий, мистических и метафизических учений о
существовании невидимого — потустороннего мира и вечной жизни, но дает
этому новую интерпретацию, доказывая: «Потусторонний мир — это всего
лишь корпускулярный вариант нашего волнового мира» [4, с. 59], — и
характеризуя его как вечную светоносную энергетическую первореальность,
где опространствленные прошлое, настоящее и будущее сосуществуют вместе.
Данное положение автор конкретизирует на примере электрона: «…в
зависимости от приборов, применяемых в опыте», электрон «выявляется либо
как частица, либо как волна. Частица и волна — это как бы две ипостаси
одной реальности. … Получается, что в зримой волновой вселенной
содержится ее незримая ипостась из частиц. Мир — ;видимый же всем;
(волновой) и ;невидимый; (корпускулярный). Не следует думать, что волна и
частица существуют отдельно друг от друга. Электрон, фотон и т. д. —
это волна-частица» [4, с. 146]. Со ссылкой на современную космологию К.
Кедров указывает, что, помимо видимых нами трех измерений, в свернутом
состоянии на уровне микромира параллельно существуют и другие измерения.
«Теория относительности Эйнштейна открыла вселенную, где время и
пространство могут сжиматься и расширяться, где один миг может
растянуться в тысячелетия, а тысячелетия станут мигом» [4, с. 261]. В
цикле «Одиннадцатая заповедь» эту разницу между земным
пространством-временем и пространством-временем метамира фиксируют
строки:
Пока Гамлет говорит «Быть…»
во вселенной гибнет 500 галактик
«Быть» — раскрылось 1000 роз
«Или» — образовалась галактика Офелия
«Не» взорвалось 100 000 звезд
От избытка в космосе гелия [4, с. 31].
В этом контексте реальность так называемого мнимого времени и мнимого пространства может прочитываться как рай.
Но в том или ином виде мир выявляет себя лишь по отношению к
воспринимающему его субъекту. Поэтому и картина мира менялась: на смену
модели Птоломея с Землей в центре мироздания приходит модель Коперника и
Д. Бруно, а затем и сфера Н. Кузанского, где «центров бесконечное
множество, окружность — везде, а радиус бесконечен. Это уже вселенная
Нового Альмагеста» [4, с. 83]. Однако К. Кедров подчиняет вселенную Н.
Кузанского антропному принципу — центров у него столько же, сколько
людей, и распространяет двуипостасную природу мира также на человека:
Так электрон — частица и волна,
хотя он не волна и не частица.
А
я не я и в то же время я [4, с. 64], —
предлагая модель Человековселенной:
Человек — это изнанка неба.
Небо — это изнанка человека [4, с. 280], —
и конкретизируя:
как Мальтийский крест
я расчерчен… [4, с. 260].
Последнее уподобление отсылает к Г. Минковскому, который, по словам К.
Кедрова, «нащупал» светоносное вечное тело Вселенной, определил, что
своими очертаниями оно похоже на мальтийский (иксообразный) крест,
«пересекаемый в центре вечной линией мировых событий» [4, с. 206].
Наличие такого рода признаков у человека и призвано подчеркнуть, что
Вселенную он несет в себе, в своей душе, и не в переносном, а в прямом
смысле слова. Инобытие, по мысли автора «Инсайдаута», может быть
рассмотрено как мнимое опространствленное время «не в отдаленных местах
галактики, а в нашей душе» [4, с. 44].
К. Кедров исходит из представлений русского космизма о едином и
одушевленном космосе и теории густот Д. Панина, согласно которой мир
появился благодаря сгущению микрочастиц вакуума. Так как человек и
космос «генетически» едины (возникли из одного источника), то и душа, по
Д. Панину, представляет собой сгущение невидимых микрочастиц и попадает
после смерти в трансфизические слои космоса. Человек и вселенная у К.
Кедрова — две части общей таблицы-символа: «На одной начертаны письмена
звездного неба, но они не понятны без человека, который несет в себе
ключ к прочтению. Когда две части соединяются, генетический код человека
сливается со звездным кодом вселенной и начинает действовать МЕТАКОД —
общий код для человека и мироздания» [4, с. 74]. Следовательно, человек
несет в себе и временное и вечное. Земная жизнь человека уподобляется
частице, распространенная в вечность, в мир света — волне. Но это одна и
та же жизнь, настаивает философ/поэт, только в ее разных проявлениях.
Земная смерть у него — условие перехода в инобытное, бессмертное
состояние. Об этом строки стихотворения «9-я симфония для Бонапарта»:
Жизнь кончается там,
где смерть переходит в жизнь
Смерть кончается там,
где жизнь переходит в смерть [4, с. 80].
Признание мнимости смерти объясняет строки «Астраля», перефразирующие А. Пушкина:
Нас было много на челне
но многие уже в Овне [4, с. 86].
Раз каждый видимый, конечный объект в метамире может быть распространен в
бесконечность, для человека это означает возможность обретения
бесконечной массы и превращения во вселенную, что и символизирует в
стихотворении Овен.
Уже на земле, убежден К. Кедров, людям дано осознать свою сущность
посредством духовного инсайдаута, при котором преодолевается трагический
разрыв между земным и вселенским телом человека и вечность становится
«зримой и осязаемой». Инсайдаут, или выворачивание, по определению
автора, это
«— вовнутрение внешнего мира во всей его полноте и одновременное распространение внутреннего во внешнее до полного воплощения;
— воплощение мира в тело и развоплощение тела в мир с обретением иного
внутренне-внешнего и одновременно внешне-внутреннего пространства;
— вбирание всего времени в один бесконечно длящийся миг, с полным
слиянием прошлого, будущего и настоящего в новую временную реальность
настоящебудущепрошлого» [4, с. 263].
Более сжатое определение инсайдаута у К. Кедрова таково: «Рождение от
Духа, обретение космоса как своего космического бессмертного тела» [4,
с. 153]. В стихотворении «Сколько бы ни было лет Вселенной, у человека
времени больше…» читаем:
Сколько бы я ни прожил в этом мире
я проживу дольше, чем этот мир
Вылепил телом я звездную глыбу
где шестеренки лучей
тело мое высотой щекочут
из голубого огня
Обтекая галактику селезенкой
я улиткой звездной вполз в себя
медленно волоча за собой
вихревую галактику
как ракушку
Звездный мой дом опустел без меня
Неужели из нутряного ткачества
не выткать небо? [4, с. 72].
.
Здесь зафиксировано вбирание в себя, охватывание изнутри как бы
выворачивающимся наизнанку человеком звезд и планет, всей Вселенной, так
что человек обретает равновселенский статус.
В другом стихотворении — «Инсайдаут», завершающем книгу, отражен
взаимопереход внешнего во внутреннее, внутреннего во внешнее,
исчезновение верха и низа, своего и чужого, передающее чувство своей
вечности, бессмертности, испытываемое еще при жизни.
В результате инсайдаута рождается Человекомир (Человековселенная), Homo
Cosmicus, имеющий двуединое тело, вернее две проекции своего Я. Одно
индивидуальное, личное, земное, смертное, но имеющее статус вечности в
мироздании на линии мировых событий. Другое — вечное, состоящее из всей
вселенной. Оба тела голографически едины, их связывает третья зримая и
незримая ипостась Духа, которая зрительно выявляет себя как свет, а
незримо как энергия. Эта ипостась ощущается как Любовь» [4, с. 154].
Любовь трактуется как образ вечной жизни в пространстве жизни временной,
состояние влюбленного — райское. Ромео у К. Кедрова говорит Джульетте:
Ведь ад стал Раем
в день, когда Адам
увидел Еву.
А я тебя,
стоящей на балконе [4, с. 177].
Близость Ромео и Джульетты характеризуется как «Рай в раю». Двухтелесный
храм Ромео-Джульетта (или Гамлет-Офелия) у К. Кедрова — вторая земная
модель светового конуса мировых событий (первая — просто храм и алтарь в
нем).
На земле же Homo Cosmicus имеет два тела — мужское и женское, каковые
объединены любовью. «Таким образом можно говорить о трителесном составе
мирочеловека-человекамира: мужское, женское-вселенское. Дух-Любовь или
свет-энергия являются четвертой, как бы нетелесной ипостасью Homo
Cosmicus» [4, с. 269]. В эросе для К. Кедрова духовное и физическое
начала нераздельны. Но для инсайдаута этого недостаточно: он
предполагает триединство любви-эроса, филоса (дружбы), агапии (любви ко
всему мирозданию). В стихотворении «Инсайдаут»
Любовь — это скорость света
Обратно пропорциональная
Расстоянию между нами [4, с. 282].
Другими словами, это максимальная близость, наполненная светом, как
выражение идеи всеединства. Не случайно К. Кедров цитирует Ф. Тютчева:
Все во мне, и я во всем!...[12, с. 59].
Автор «Инсайдаута» считает, что перед людьми стоит задача второго,
космического рождения человечества, при котором каждый индивид увидит
«новое небо и новую землю» — метамир и обретет бессмертие.
Адекватным для воплощения кедровских идей оказался метаметафоризм.
К. Кедров дает 16 определений метаметафоры. Ее сжатое определение может
быть таким: метаметафора — разновидность метафоры ассоциативного типа,
основанная на проекции трехмерного зрения в четырехмерный континуум
пространства-времени, воссоздающая модель мира, возникающую при
инсайдауте, утверждающая новый образ Вселенной — Человеко-вселенной. Все
ассоциативные связи служат в метаметафоре раскрытию авторской
философии. Вот стихотворение:
Зеркальный паровоз
шел с четырех сторон
из четырех прозрачных перспектив
и преломлялся в пятой перспективе
шел с неба к небу
от земли к земле
шел из себя к себе
из света в свет [4, с.96].
Здесь запечатлен выход во все реальности сразу, совмещающий взгляд с
земли на небо со взглядом с неба на землю, дающий их пересечение в
обратной перспективе.
Прибегает К. Кедров и к «футуризации» поэтической лексики, наиболее
заметной в поэме «Астраль». Мотивируя тем, что после инсайдаута человек
не может изъясняться по-старому, он по примеру В. Хлебникова создает
свой звездный язык, который восходит к именам звезд, преобразуемым на
основе анаграмм. «Кульминационный момент поэмы, — разъясняет автор, —
полное растворение в звездной анаграмме всех событий земной истории,
астральная месса, или Астраль» [4, с. 137]. Она звучит так:
Мицар мерцал
Астраль царь зерцал и лиц
Денеб неб
Альтаир алтарь
Денебя до неба
Астралитет — таково мое credo [4, с. 88].
Молитва тоже перекодируется в инсайдаутском ключе:
Всегда ныне и присно и во Веги Вегов аминь [4, с. 88 ].
Вообще изобретательность поэта сказывается на каждой странице.
Необычность трактовок даже известного расшатывает стереотипы мышления,
побуждает думать, сопоставлять, осуществлять переоценку ценностей. Но
без философских тезисов и комментариев, Лексикона, Компендиума смысл
многих поэтических произведений оставался бы недоступным читателю.
Поэтому избранная форма синтетической книги представляется оправданной.
«Инсайдаут» побуждает раздвинуть духовные горизонты, формирует
космологическое мышление и возрождает идею всеединства, как никогда
актуальную на рубеже ХХ — ХХI вв.
Скоропанова об Инсайдауте К.Кедрова
23 ноября 2016 — константин кедров-челищев
Рейтинг: 0Голосов: 0320 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!