ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ ПОЭЗИИ
Весной
2016 года на мою электронную почту пришло письмо с приглашением поучаствовать в
конкурсе поэтов «День кино». Мероприятие проходило на страничке Творческого
Объединения Остров на сайте «Стихи.ру» (Белоозёрский творческий Союз):
Пятого
июня, как и было объявлено, опубликовали результаты конкурса. Мою работу жюри
проигнорировало, зато высоко оценило стихотворение Александра Тулинова "Памяти
Шукшина", которое содержало разнообразные ошибки. Чтобы читателю было
понятно, о чем речь, привожу произведение, занявшее первое место:
ПАМЯТИ ШУКШИНА
Недалеких
дат глядят
цифры,
Словно замерли в стоп- кадр
титры.
А меж них- тире, скупой
прочерк:
Сколько сыгранных ролей
И написанных тобой
строчек!
Бия ленточкой течет
узкой,
Тракт моторами ревет
Чуйский.
От Алтая до Москвы-
рельсы.
Расписанья так просты,
Погляди же на часы.
Сверься.
И пойдет мужик простой
полем
Свежий воздух, да простор-
воля!
Возвращенные долги-
праздник!
Кто друзья, а кто- враги?
Слишком рано ты погиб,
Разин...
Сколько глаз в экран глядит!
Встреча...
Время, стой , не уходи
в вечность!
Ты проснись, не засыпай ,
совесть.
Допиши, перечитай,
Потихоньку пролистай
повесть.
Ветер дождь стряхнет с небес
редкий.
И поклонятся тебе
ветки.
Вспыхнул свет, погас экран.
Рядом
Гроздь пьянящих, как дурман,
Цвета крови свежих ран
ягод.
Почему
эту работу следует считать слабой, несмотря на метафоры, классические приемы, однородность
ритма, эмоциональное воздействие и актуальность?
Во-первых,
несовершенен стиль.
"Словно
замерли в стоп- кадр титры" – неправильное склонение. Замерли где? В
стоп-кадре.
"От
Алтая до Москвы- рельсы" – банальность. Даже школьник знает, что от Москвы
до Алтая не только автотрассы проложены.
«Потихоньку пролистай» – лишняя строка. Если повесть читают, то уже понятно,
что и листать приходится.
«Сколько глаз в экран глядит!» – смотрят НА экран.
Во-вторых, есть
замечание к рифме.
"ролей-тобой"
– очень плохо звучит.
В третьих,
нарушена логическая связность.
"Бия
ленточкой течет узкой" – Бия – это крупная река на Алтае. Она никак не
может быть "узкой ленточкой".
Теперь
даю свое стихотворение:
МАГИЯ
Ах, магия кино!
Чарует всех давно.
На кнопочку нажми,
И целый день смотри!
Допустим, ты устал.
Любимый сериал
Живой воды нальет,
И тяжесть вся уйдет.
Как волк, подкралась грусть, –
И пасть раскроет пусть!
Найди хороший фильм, –
Сверкнет улыбка с ним!
Актерская игра,
И музыка слышна.
Где мастера кино,
Там в небеса окно!
Здесь можно увидеть то же самое: метафоры, классические приемы, однородность
ритма, эмоциональное воздействие и актуальность. С той лишь разницей, что
произведение более оптимистичное и кажется простым из-за небольшого размера
строк. Недостатков логических или стилистических нет, рифмы в порядке. Если
работе Тулинова присудили победу, то «Магия», по-моему, тем более заслуживает
награду.
Изложив
свои соображения в комментарии, я разместил его на одной из конкурсных страниц:
Через
некоторое время ответила член жюри Алина Серёгина: «Александр Рубис, жюри не
обсуждает с участниками своих решений. Тем более в данном случае, на мой
взгляд, даже обсуждать нечего». Вот так, – сухо, кратко и безапелляционно. Что
тут «нечего обсуждать», непонятно, да и слишком уж удобна позиция жюри: принял
решение, и иди себе домой, ни за что не отвечая.
Пришлось
написать для любезной Алины письмецо: «Действительно, что здесь обсуждать?
Алина, вы даже в комментарии пишете неправильно.
"Не обсуждает с участниками своих решений" – не обсуждают кого, что?
Свои решения.
Кроме того, я не обсуждаю решение, а требую, чтобы жюри присудило первое место
не только Тулинову, но и мне».
Поэтесса
спряталась за гордым молчанием. Произведения других победителей я не читал, но
внутренний голос подсказывает, что в них тоже достаточно дефектов. А ведь в
жюри конкурса – люди, которые называют себя профессионалами, которые, наверно,
не одну собаку съели в литературном ремесле. На всякий случай, перечислю этих
специалистов:
Председатель
жюри – Сергей Леонтьев, поэт, член Союза писателей Росии, Союза журналистов
Москвы, руководитель творческого объединения «Остров», член оргкомитета
фестиваля.
Члены жюри:
Алина Серёгина, поэт, соучредитель творческого объединения «Остров», член Союза
журналистов России,
Андрей Жданов, поэт, член Союза писателей России, руководитель Белоозёрского
творческого Союза.
Алёна Подобед – поэт, прозаик, переводчик, член Союза писателей России,
администратор ЛИТО «Подворье» и блиц-клуба на литературном сайте «Литсовет»,
Марина Кабанова – поэт, член Союза писателей России, лауреат литературной
премии им. Р. Рождественского.
Не
правда ли, список выглядит солидным? И члены, и руководители, и поэты, и
лауреаты. Тогда почему они позволяют себе работать, спустя рукава, во вред
начинающим авторам и читательской аудитории, ведь она проглатывает все, что публикуется
в последнее время? Между прочим, в программе этой белоозерской компании –
приглашение людей на фестиваль, на час поэзии, где выступают все желающие. И
все это происходит в Подмосковье. То есть такие «победители» читают свои стихи
со сцены, их бесплатно публикуют в газете. Одним словом, кошмар.
Полезно
ознакомиться и со строками из конкурсного Положения:
«Цель
Конкурса
1. Показ богатства, красоты, чистоты и глубины русского языка.
2. Пропаганда русского языка как литературной, оценочной и нравственной основы
русской цивилизации.
3. Выявление талантливых современных русскоязычных поэтов, представление их
произведений читателям, издателям и литературоведам, привлечение внимания
широкой общественности к современной поэзии».
Лично
я особой красоты и глубины пока не нахожу. Пропаганда идет, но такой
современной поэзии, которую лучше не восхвалять. На мой взгляд, беда российской
литературы в том, что подобные сетевые конкурсы не контролируются настоящими
профессионалами, писателями, например, членами СПР. Вот поэтому и получаем мы
бестолковое поколение авторов и читателей, в которых отсутствует хороший
литературный вкус.
Рег.№ 0238209 от 22 июня 2016 в 18:33
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!