ФАЛЬШИВЫЙ КОРОЛЬ

29 апреля 2016 — Александр Рубис

                                     
     Разыскивая возможности проявить себя, я решил участвовать в
IV открытом конкурсе рассказа им. В.Г.Короленко-2016. Учредитель и организатор проекта – Санкт-Петербургский союз литераторов (СПСЛ). Допускались традиционные рассказы до 20000 печатных знаков. Я подготовил рассказ «Третья ступень» в соответствии с конкурсными требованиями, и отправил по указанному адресу.

     Когда наступило время подведения итогов, посмотрел список победителей. Моей фамилии не было. Тогда я задумал сравнить свое произведение с работами призеров. Первое место почему-то не присудили никому. Рассказ «Прозрение» участника, занявшего второе место, к сожалению, не нашел, но "Короля" Константина Мелихана (3 место) прочитал. Проанализировал произведение, и пришел к выводу: "Король" намного слабее "Третьей ступени". Почему?

     Вот рассказ Мелихана:

     Однажды в нашей школе решили поставить какую-нибудь пьесу.
Режиссёр собрал членов драмкружка и огласил список действующих лиц.
     — Чур, я король! — сразу сказал Рогов.
     Все, конечно, тоже захотели быть королями, но Рогов сказал:
     — Во-первых, я первым сказал. А, кроме того, у меня уж и корона из картона заготовлена.
     В общем, Рогов уговорил всех выбрать его королем. И режиссёр начал читать пьесу: пастух говорит то-то, свинарка — то-то, входит слуга, выходят солдаты. А короля всё нет. Рогов спросил у режиссёра:
     — Вы короля случайно не проморгали?
     – Король во втором акте будет, — сказал режиссёр и дальше читает.
     Кончил первый акт, второй начал.
     Рогов уже на стуле ёрзает, спрашивает:
     — Чего это у нас король такой неразговорчивый?
     А режиссёр всё читает да читает. А король всё молчит да молчит.
     Рогов вообще со стула вскочил:
     — Вы королю-то дадите слово?!
     И тут режиссёр читает: « К О Р О Л Ь (появляется из дворца). ЖИВИТЕ ДРУЖНО!
     Свинарка и пастух кланяются. З а н а в е с »
     — И всё?!—ахнул Рогов. — Выйти на два слова?!
     — Так ведь в короне же, — сказал режиссер.
     Рогов тогда стал канючить: дескать, и корона-то у него порвана, и рост для монарха маловат. Но желающих уже не было — играть такую микроскопическую роль. Начались репетиции.
     На репетиции Рогов вообще не ходил. Ему, собственно, и репетировать было нечего. Он только слонялся по коридорам и всем жаловался:
     — Такую молчаливую должность подсунули. Выйти раз перед занавеской и сказать: «Живите дружно!». Прямо свинью в мешке купил.
     Наконец настал день премьеры.
     В середине первого акта Рогов в огромной короне выскочил из своего дворца на сцену и, взмахнув саблей, прокричал:
     — Живите дружно!
     Когда на него зашикали: «Ты что, мыла поел? Не по расписанию вышел!» — он ответил, что плевал на все расписания с высокой башни.
     — Я король! — сказал он. — И когда хочу, тогда и появляюсь из своего дворца.
     Тут из дворца появился режиссёр в лохмотьях нищего и, бухнувшись перед королём на колени, стал его умолять:
     — Ваше высочество, не губите мою дипломную работу!
     Рогов велел режиссёру поцеловать ему руку. А потом благословил крестом его дипломную работу и удалился во дворец.
     Однако в начале второго акта Рогов опять выскочил на сцену, но уже — с чёрной повязкой на глазу, которая прикрывала синяк.
     — А ну! — рявкнул он. — Живите дружно!
     И обратил в бегство свинарку, произносившую страстный монолог. Свинарка с визгом носилась вокруг трона, а Рогов за ней. Сабля его громыхала, борода развевалась, а он орал:
     — Живите дружно! Дружно живите! И не ссорьтесь! А то всех казню!
Хорошо хоть вовремя подоспели слуги и торжественно уволокли короля за кулисы.
     Правда, он еще пару раз пытался прорваться на сцену с автоматом, но слуги ему как следует разъяснили, когда можно появляться из дворца, а когда нет.
     Вышел Рогов только в конце спектакля, как и положено королю. Его солдаты под конвоем вывели.
     Свинарка нахлобучила ему корону, а солдаты подтолкнули к переднему краю сцены. Но Рогов угрюмо смотрел в пол и молчал. Мантия его замоталась вокруг ноги, а борода сбилась на ухо.
     — Говори, скотина! — подсказал ему пастух и дал по шее.
     И тогда Рогов поднял голову и сквозь слёзы проговорил:
     — Отрекаюсь, отрекаюсь, к чёрту, от престола!

     А вот мои замечания:

"Однажды в нашей школе решили поставить какую-нибудь пьесу.
Режиссёр собрал членов драмкружка и огласил список действующих лиц."
– какая-нибудь пьеса, то есть неизвестно, какая именно, а режиссер уже оглашает список действующих лиц. Это бессмыслица. Сначала определяют, какую пьесу ставить.

"сказал режиссёр и дальше читает." – пишется в прошедшем времени, и вдруг – переход на настоящее. Стилистически это неправильно, и дальше такая же картина.

"Кончил первый акт" – кончают с девкой в постели, а театральный акт ОКАНЧИВАЮТ.

"Рогов вообще со стула вскочил" – вообще – бестолковое слово, не украшает предложение и ничего не объясняет.

"Прямо свинью в мешке купил" – покупают КОТА в мешке, а свинью - подкладывают.

"Свинарка нахлобучила ему корону" – нахлобучивают НА него (или на его голову) корону.

"Мантия его замоталась вокруг ноги, а борода сбилась на ухо" – заматывают или забинтовывают рану, а на ногу НАматывают, и никаких "вокруг ноги".

     Из перечисленного видно, что элементарных знаний и логики в рассказе Константина явно не хватает. Это сатирическое произведение для детей, но смешно становится только во второй части, когда режиссер умоляет Короля. Понятно, что для такого короткого рассказа необязательны описания мест действия и героев, но предпочтение следует все же отдавать работе, в которой все это присутствует. Кроме того, нужны хотя бы чьи-то мысли – то ли автора, то ли героя, то ли первого лица.

     Теперь привожу фантастический рассказ «Третья ступень»:

 

     ‒ Улица Володарского, двадцать, ‒ длинноволосый старик с колючими маленькими глазками, казалось, нисколько не волновался. ‒ Хозяин ‒ одинокий коллекционер антиквариата. У него завалялось золотое кольцо в виде змейки. Завтра оно должно быть у меня. Хранится в простом сейфе, сигнализации в доме нет.

    Анатолий Паводков, тридцатилетний низкорослый мужчина в полосатой футболке, допил кофе. Собеседник носил больше золотых перстней, чем пуговиц. Как он не боялся ходить без телохранителей? В ресторане, где плавали в аквариумах розовые рыбки, а круглые столики накрывали чистейшие скатерти, собирались разные люди. Некоторые из них виртуозно обращались с ножами, отрезая дамские уши с украшениями.

     − Дом с антиквариатом, и без сигнализации? ‒ недоверчиво спросил Паводков.

     ‒ Да, но это не значит, что там нет охранных систем. Нашего клиента уже дважды пытались обчистить хорошие специалисты, и обоим не повезло. Один повис в воздухе, когда вошел во двор, другой – остался без отмычек, открыв дверь. Весь его инструмент превратился в серый порошок.

    Анатолий усмехнулся. Творческие люди славились чудачествами, но коллекционер превосходил все ожидания. Он не доверял ни охранникам, ни замкам, зато оборудовал дом редкими средствами защиты. Первая ее ступень, – очевидно, антигравитационный столб. Вторая ступень методом ускоренной коррозии «съедает» металлический инструмент взломщика. Вероятно, есть и третья ступень, охраняющая сейф.

     ‒ Наверно, они не очень хорошие специалисты, – сказал Паводков. – Я добуду кольцо…. За один миллион рублей.

    Приподняв брови, заказчик рассмеялся.

     ‒ Мне бы вашу уверенность.

     ‒ Вы согласны?

    Длинноволосый выложил на стол пухлый конверт.

     − Это аванс. Остальное получите по окончании дела.

    Взяв конверт, Анатолий вышел из ресторана и сел в черный «Форд». Через полчаса он лежал на диване в своей квартире. Она была скромно обставленной, но уютной. Жить красиво не запрещалось, однако привлекать к себе лишнее внимание пока не следовало.

    Коллекционер в ходе «операции» будет спать детским сном, а если не будет, то его можно усыпить. Первую ступень защиты способна обезвредить любая вещь – система реагирует только на один объект. Вторую ступень можно обмануть, покрасив металлические отмычки специальной краской. Но какая ловушка защищает сейф? Самые эффективные меры – парализующий газ и магнит, притягивающий органику. Однако коллекционер, у которого явно «поехала крыша», мог вооружиться, чем угодно.

    Через два часа все было готово. Покрашенные и высохшие отмычки прятались в кейсе. Там же лежали очки ночного видения и пистолет, заряженный сонными дротиками.

    Поужинав, Анатолий взял кейс и сел в машину. Городские огни, не спеша, поплыли навстречу. Кварталы, перекликавшиеся автомобильным гулом, казалось, никогда не спали. Что ж, их жители тем более потеряют сон, когда прочитают в газете о профессиональном ограблении.

    «Форд» достиг восточной окраины. Оставив машину за поворотом, Паводков продолжил путь пешком. Безлюдная улица выходила на заросшие луга, была плохо освещенной. Собаки иногда подавали недовольные голоса, у фонарей кружились ночные бабочки.

    Двухэтажный дом коллекционера, сложенный из белого кирпича, утопал  в зелени. Окна, огромные и черные, как пещеры, зияли зловеще.

    Паводков швырнул во двор теннисный мяч. Спортивный снаряд мгновенно замер в воздухе в трех метрах от земли.

    Оглядевшись по сторонам, Анатолий перелез через металлическую ограду и углубился в сад. Бетонная дорожка привела к двери дома. Открыть ее не представляло труда. Проверив в темной прихожей отмычки, Паводков удовлетворенно улыбнулся. Подготовка себя оправдала, ‒ инструмент остался невредимым.

    Кольцеобразный коридор пустовал, зато в кабинете стоило посмотреть на многое. Все было сделано из ценной древесины, кожи, золота и слоновой кости. На стенах висели старинные картины и ковры.

    Остановившись возле маленького сейфа, Паводков задумчиво открыл кейс. Наступал решающий момент. В случае удачи можно уехать на Багамские острова, в случае поражения ‒ ждал только Магадан.

    Тяжело вздохнув, Анатолий принялся за работу. Дверца поддалась даже быстрее, чем ожидалось. Паводков сместился в сторону и открыл ее. Ничего особенного не произошло. Одурманивающий газ не заполнил помещение, из недр сейфа не вылетела молния, механические захваты не попытались приковать конечности.

     На верхней полке среди пачек банкнот лежало кольцо в виде змейки. Это была красивая, безумно дорогая, но, к сожалению, чужая вещь.

     Как можно было находиться в чужом доме и беспокоить незнакомого, возможно, уважаемого человека? Коллекционер прикладывал немало сил, собирая предметы старины для потомков.

    Закрыв сейф, Паводков собрал инструмент и вышел на улицу. Устанавливая ловушки, хозяин усадьбы перестарался. Все усилия взломщиков перечеркивала третья ступень, которая делала честными всех людей. Это изобретение давно нужно было внедрить в серийное производство. Как преобразился бы тогда современный мир!

     На мосту Анатолий выбросил кейс в реку. Деньги следует вернуть заказчику. Чтобы заработать на кусок хлеба, придется найти легальную работу. Короче говоря, дел впереди виделось много – по сути, начиналась новая интересная жизнь.

 

     Профессионалы и даже простые читатели могут заметить, что в моем рассказе нет ошибок, похожих на те, которые содержит «Король». Есть описания мест действия и героев, мысли главного героя, логика, правописание и соответствующие знания, но жюри поставило на призовое место работу с целым рядом несовершенств. За что получит Мелихан шесть тысяч рублей? За маленький безграмотный рассказ? На мой взгляд, такое решение возмутительно.

    Государство должно сурово наказывать организаторов подобных конкурсов. Ведь в них порой участвуют действительно талантливые авторы, в том числе, молодые. Разочарование последних может дорого стоить. Но самое неприятное, – произведения «победителей» потом попадают в журналы, альманахи, книжные сборники. То есть читателей потчуют всякой ерундой, а это вредит нашему обществу и художественной литературе.

 

Ссылка на страницу конкурса: http://www.spsliterator.ru/contests/iv-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D0%B8%D0%BC.-%D0%B2.%D0%B3.-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE/

 

Ссылка на итоги конкурса: http://www.spsliterator.ru/contests/itog-iv-konkurs/

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0234512 от 29 апреля 2016 в 12:18


Другие произведения автора:

ХОЛОСТОЙ

ПЕРВЫЙ ПРОКОЛ «ПЯТОЙ СТИХИИ»

ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ ПОЭЗИИ

Рейтинг: 0Голосов: 0470 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!