Двадцать девятого февраля в самый странный из отмеченных на календаре дней…

8 марта 2015 — Тимур Ибатулин

Тимур Ибатулин (Timurmass)
Двадцать девятого февраля в самый странный из отмеченных на календаре дней…

 

Жизнь полна неожиданностей, мы все думаем, что главное случится потом: завтра, послезавтра, через год и годы или… через секунду. Проблема в том что главное не в будущем, оно – сейчас…

Но вернемся к главному вопросу литературы – «Что если?»

Со времен ветхого завета эта мысль будоражит умы «Что если бы в истории пошло так, а не этак?..», и многое в истории было подчинено этой попытке изменить мир. «…Мы сделаем выводы, шагнем вперед, и это «если» не произойдет». Как правило все равно происходит, только еще более кроваво – история циклична, а человечество в своих устремлениях, поступках и решениях не придумало пока ничего нового. Почти…

Что если… Богу надоест вся эта муть происходящая на земле?

Что если он захочет одномоментно и кардинально изменить мир?

Что если Он, зажатый обещаниями о новом пришествии на Землю, решит сделать это возвращение инкогнито? Придет в мир под новым именем, допустим «Пандем»; придет одномоментно «…двадцать девятого февраля в самый странный из отмеченных на календаре дней…»  каждому в голову, в мысли эмоции, действия…

Что если человечество так и не догадается кто это? Оно будет продолжать ждать своего спасителя, а спаситель в данный момент уже решил, что спасения заслуживают лишь некоторые – воспитанные им лично – как апостолы нового. Те кого Он взрастил, отобрал, выучил и подготовил к полету к звездам… вместе с Ним.

Что если он просто придумал построить снова «Новый Ковчег», но на этот раз под прямым присмотром за людьми, зверями и растениями? Он уйдет с этим Ковчегом к звездам с избранными оставив остальную паству на главную идею жизни человечества – свободу воли. Но Он все же Бог, и он любит свою паству – каждого, даже самого плохого – они тело его и энергия. Он устал и хочет новой попытки сотворить мир с более добрыми и целеустремленными людьми, он готовится к этому и только мир на Земле его тоже волнует. А потому последовательное и жесткое влияние на всех и вся с прямым двухсторонним общением с паствой.

И постепенный уход-разрыв связей с прежним человечеством по мере ухода на кораблях в бесконечный космос.

Может это тоже попытка изменить мир и увозимый с собой и оставляемый. Мир оставленный людям, где перед уходом создателя все налажено им для доброй хорошей жизни – бери и пользуйся Человечество! Может так и надо… когда-то дети вырастают из своих ребячьих сандалий и идут во взрослую жизнь. И здесь им уже самим приходится решать взрослые проблемы. А родители, возможно и смотрят издалека, и порой соломку подстилают, но все реже. Позволяют обжигаться в большом и малом – чтоб в будущем дитё не сгорело в неожиданном пожаре.

Да, конечно, Вы уже поняли, что речь о романе Марины и Сергея Дяченко «Пандем».

Конструктивно здесь сложились идеи нового пришествия, Ковчега, и качественной научной фантастики с миром будущего и полетами в космос, хотя для нас с Вами главное на Земле о том и речь в этом произведении авторов.

Очень интересна была манера написания.

Что если ее взять с братьев Стругацких, допустим с книги «Град Обреченный»?

Последовательное изложение истории человеческих отношений в течение нескольких поколений в замкнутой системе небольшого мирка – у Стругацких это город сдвигающийся каждые двадцать лет и пропускающий через себя все режимы: от революций и создания социалистической действительности и до капиталистических или фашистских режимов со всеми вытекающими последствиями для людей. У братьев Стругацких здесь просматривается идея просмотреть, как повлияет на жизнь одного поколения смена нескольких режимов власти, и как при этом будут изменяться люди. Ведь главное условие в Городе – каждые пять лет менять работу и обучаться новой. Граждане города все те же люди, со своими проблемами, привязанностями и желаниями, но есть одно свойство – приспособляемость. Каждый постепенно меняется в своих желаниях поступках и принципах в зависимости от занимаемой должности и общей ситуации в мире, но как бы что ни менялось заложенная в человека природой суть всегда остается с ним.

У Марины и Сергея Дяченко тоже с людьми происходят постепенные изменения под Пандемовым присмотром. И то, что вначале смотрелось как всеобщая пандемия с латинского в переводе, как всеобъемлющее заболевание, на деле оказывается очень тактичным, сохраняющем свободу воли почти божественным вмешательством. Почему «почти божественным»? Да потому, что нигде в тексте нет упоминания что Пандем это Бог, нигде ни слова о том, что Бог снова строит Ковчег с Ноем или в данном случае с Пандемом. И не понятно Бог ли этот Пандем или проводник воли Создателя или вообще третья сила со своими устремлениями и планами – пришедшая извне или выросшая на базе человеческого информационного поля – человеческого поля информации.

Да, конечно есть в структуре написания текста форма выражения снятая калькой с «Града обреченных» Стругацких. Но это не портит произведения – настолько виртуозно тонко это использовано, что не может называться плагиатом. Из идей о пришествии, Ковчеге и «Града обреченных» выросло самостоятельное замечательное произведение, которое после окончания чтения хочется прочесть снова.

Кстати я забыл сказать и о влиянии на произведение «Пандем» другого произведения авторов – романа «Цифровой». В двух произведениях есть определенные параллели – манипуляция людьми, ее этические и материальные аспекты. В «Цифровом» это искусственный интеллект возникший и бродящий в электронной сети и влияющий на жизнь людей, подчиняя ее своей воле и постепенно переводящий всех и вся в том числе и живое в цифровые копии. Может этот Цифровой и не продукт человеческой мысли – по книге он межзвездный скиталец случайно наткнувшийся на человечество и решивший его использовать в своих целях, но искусственный интеллект создаваемый людьми на данный момент вполне может оказаться тем самым Цифровым, со всеми опасностями для человечества. И главная опасность создаваемых на данный момент технологий, что используется не закрытая как у робота система мышления с тремя Азимовскими законами робототехники защищающими людей на всех случаях жизни, а наоборот открытая система мышления – как у человека. Данные исследования изучают строение мозга человека на клеточном и химическом уровне и программируют в компьютер сам процесс запоминания и обработки информации – как он происходит у человека на физическом и химическом уровне, то есть не мысли человека, а его структуру. В итоге получится машина с полностью чистым от информации мозгом, самообучающаяся, без ограничивающих систем запрета. Это получится такой же как у любого человека ребенок способный запоминать и делать выводы. Способный принимать любые самостоятельные решения, самостоятельно развивать понятие - что такое хорошо и что плохо. Беда в том что у человечества этот процесс занимал многие тысячи лет, методом проб и ошибок, а здесь сразу и еще вдобавок с доступом к цифровым технологиям интернета. До сих пор у человечества даже при небольшом сбое наследственного кода рождаются порой шизофреники, маньяки, и просто убогие люди. Что говорить о подобных пробах искусственного интеллекта – что если в числе первых нормальных искусственных интеллектов появятся искусственные интеллектуальные шизофреники?! Вот Вам и готовый ЦИФРОВОЙ!

С Пандемом ситуация иная, он тоже как и Цифровой по сути манипулятор, но он добрый и тактичный манипулятор, оставляющий свободу воли. По сути, таким мог бы быть Бог, если бы он пожелал спуститься на грешную землю и что-то поменять в нашей жизни…

 

В завершение очень хочется поблагодарить Марину и Сергея за замечательное произведение!

С надеждой на новые Ваши работы, искренне Ваш Тимур.

 

08.03.2015

Москва         
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0194245 от 8 марта 2015 в 14:24


Другие произведения автора:

Царствие свободы воли

Талант режиссера: Валерий Удовыдченков «Вечная Любовь»

Деда, а что такое счастье?

Рейтинг: 0Голосов: 0649 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!