Двадцать девятого февраля в самый странный из отмеченных на календаре дней…
Тимур Ибатулин (Timurmass)
Двадцать
девятого февраля в самый странный из отмеченных на календаре дней…
Жизнь
полна неожиданностей, мы все думаем, что главное случится потом: завтра,
послезавтра, через год и годы или… через секунду. Проблема в том что главное не
в будущем, оно – сейчас…
Но
вернемся к главному вопросу литературы – «Что если?»
Со
времен ветхого завета эта мысль будоражит умы «Что если бы в истории пошло так,
а не этак?..», и многое в истории было подчинено этой попытке изменить мир.
«…Мы сделаем выводы, шагнем вперед, и это «если» не произойдет». Как правило
все равно происходит, только еще более кроваво – история циклична, а
человечество в своих устремлениях, поступках и решениях не придумало пока
ничего нового. Почти…
Что
если… Богу надоест вся эта муть происходящая на земле?
Что если
он захочет одномоментно и кардинально изменить мир?
Что если
Он, зажатый обещаниями о новом пришествии на Землю, решит сделать это
возвращение инкогнито? Придет в мир под новым именем, допустим «Пандем»; придет
одномоментно «…двадцать девятого февраля
в самый странный из отмеченных на календаре дней…» каждому в голову, в мысли эмоции, действия…
Что если
человечество так и не догадается кто это? Оно будет продолжать ждать своего
спасителя, а спаситель в данный момент уже решил, что спасения заслуживают лишь
некоторые – воспитанные им лично – как апостолы нового. Те кого Он взрастил,
отобрал, выучил и подготовил к полету к звездам… вместе с Ним.
Что если
он просто придумал построить снова «Новый Ковчег», но на этот раз под прямым
присмотром за людьми, зверями и растениями? Он уйдет с этим Ковчегом к звездам
с избранными оставив остальную паству на главную идею жизни человечества –
свободу воли. Но Он все же Бог, и он любит свою паству – каждого, даже самого
плохого – они тело его и энергия. Он устал и хочет новой попытки сотворить мир
с более добрыми и целеустремленными людьми, он готовится к этому и только мир
на Земле его тоже волнует. А потому последовательное и жесткое влияние на всех
и вся с прямым двухсторонним общением с паствой.
И
постепенный уход-разрыв связей с прежним человечеством по мере ухода на
кораблях в бесконечный космос.
Может
это тоже попытка изменить мир и увозимый с собой и оставляемый. Мир оставленный
людям, где перед уходом создателя все налажено им для доброй хорошей жизни –
бери и пользуйся Человечество! Может так и надо… когда-то дети вырастают из
своих ребячьих сандалий и идут во взрослую жизнь. И здесь им уже самим
приходится решать взрослые проблемы. А родители, возможно и смотрят издалека, и
порой соломку подстилают, но все реже. Позволяют обжигаться в большом и малом –
чтоб в будущем дитё не сгорело в неожиданном пожаре.
Да,
конечно, Вы уже поняли, что речь о романе Марины и Сергея Дяченко «Пандем».
Конструктивно
здесь сложились идеи нового пришествия, Ковчега, и качественной научной
фантастики с миром будущего и полетами в космос, хотя для нас с Вами главное на
Земле о том и речь в этом произведении авторов.
Очень
интересна была манера написания.
Что если
ее взять с братьев Стругацких, допустим с книги «Град Обреченный»?
Последовательное
изложение истории человеческих отношений в течение нескольких поколений в
замкнутой системе небольшого мирка – у Стругацких это город сдвигающийся каждые
двадцать лет и пропускающий через себя все режимы: от революций и создания
социалистической действительности и до капиталистических или фашистских режимов
со всеми вытекающими последствиями для людей. У братьев Стругацких здесь
просматривается идея просмотреть, как повлияет на жизнь одного поколения смена нескольких
режимов власти, и как при этом будут изменяться люди. Ведь главное условие в Городе – каждые пять лет менять
работу и обучаться новой. Граждане города все те же люди, со своими проблемами,
привязанностями и желаниями, но есть одно свойство – приспособляемость. Каждый
постепенно меняется в своих желаниях поступках и принципах в зависимости от
занимаемой должности и общей ситуации в мире, но как бы что ни менялось
заложенная в человека природой суть всегда остается с ним.
У Марины
и Сергея Дяченко тоже с людьми происходят постепенные изменения под Пандемовым
присмотром. И то, что вначале смотрелось как всеобщая пандемия с латинского в
переводе, как всеобъемлющее заболевание, на деле оказывается очень тактичным,
сохраняющем свободу воли почти божественным вмешательством. Почему «почти
божественным»? Да потому, что нигде в тексте нет упоминания что Пандем это Бог,
нигде ни слова о том, что Бог снова строит Ковчег с Ноем или в данном случае с
Пандемом. И не понятно Бог ли этот Пандем или проводник воли Создателя или
вообще третья сила со своими устремлениями и планами – пришедшая извне или
выросшая на базе человеческого информационного поля – человеческого поля
информации.
Да,
конечно есть в структуре написания текста форма выражения снятая калькой с
«Града обреченных» Стругацких. Но это не портит произведения – настолько
виртуозно тонко это использовано, что не может называться плагиатом. Из идей о
пришествии, Ковчеге и «Града обреченных» выросло самостоятельное замечательное
произведение, которое после окончания чтения хочется прочесть снова.
Кстати я
забыл сказать и о влиянии на произведение «Пандем» другого произведения авторов
– романа «Цифровой». В двух произведениях есть определенные параллели –
манипуляция людьми, ее этические и материальные аспекты. В «Цифровом» это
искусственный интеллект возникший и бродящий в электронной сети и влияющий на
жизнь людей, подчиняя ее своей воле и постепенно переводящий всех и вся в том
числе и живое в цифровые копии. Может этот Цифровой и не продукт человеческой
мысли – по книге он межзвездный скиталец случайно наткнувшийся на человечество
и решивший его использовать в своих целях, но искусственный интеллект
создаваемый людьми на данный момент вполне может оказаться тем самым Цифровым,
со всеми опасностями для человечества. И главная опасность создаваемых на
данный момент технологий, что используется не закрытая как у робота система
мышления с тремя Азимовскими законами робототехники защищающими людей на всех
случаях жизни, а наоборот открытая система мышления – как у человека. Данные
исследования изучают строение мозга человека на клеточном и химическом уровне и
программируют в компьютер сам процесс запоминания и обработки информации – как
он происходит у человека на физическом и химическом уровне, то есть не мысли
человека, а его структуру. В итоге получится машина с полностью чистым от
информации мозгом, самообучающаяся, без ограничивающих систем запрета. Это
получится такой же как у любого человека ребенок способный запоминать и делать
выводы. Способный принимать любые
самостоятельные решения, самостоятельно развивать понятие - что такое хорошо и
что плохо. Беда в том что у человечества этот процесс занимал многие тысячи
лет, методом проб и ошибок, а здесь сразу и еще вдобавок с доступом к цифровым
технологиям интернета. До сих пор у человечества даже при небольшом сбое
наследственного кода рождаются порой шизофреники, маньяки, и просто убогие
люди. Что говорить о подобных пробах искусственного интеллекта – что если в
числе первых нормальных искусственных интеллектов появятся искусственные
интеллектуальные шизофреники?! Вот Вам и готовый ЦИФРОВОЙ!
С
Пандемом ситуация иная, он тоже как и Цифровой по сути манипулятор, но он
добрый и тактичный манипулятор, оставляющий свободу воли. По сути, таким мог бы
быть Бог, если бы он пожелал спуститься на грешную землю и что-то поменять в
нашей жизни…
В
завершение очень хочется поблагодарить Марину и Сергея за замечательное
произведение!
С
надеждой на новые Ваши работы, искренне Ваш Тимур.
08.03.2015
Рег.№ 0194245 от 8 марта 2015 в 14:24
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!