Окончание
Да от понимания многих правильных вещей до их воплощения в своей реальной жизни - путь долог и тернист: «То, что знаю, не делаю Знаньем – воля мне изменяет». Вы же сами призываете к победе духа, «порыву из не могу!» Или поддваться иллюзии, воображая, что поступаешь по своей воле, или жить по воле Божией.
Если уж подчиняться чему-то, зависеть от чего, то не лучше ли - от духовного, высшего? Порядок, гармонию в душе и в жизни надо делать (только беспорядок, хаос получается сам собой). Людям необходим регулирующий принцип, твердь. Раньше это была воля рода, традиции. Теперь человек должен сам делать индивидуальный выбор, сам найти свою твердь.
Вы и ваш герой продолжаете искать свою территорию, искать то, что не разрушится, испытывать все на прочность: “Рвется все, к чему не прикоснись! Я не знаю, как нам всем спастись”.
Полная пустота души
Гарантирует точное попадание
На нейтральную территорию разума
Между соци-умом и чистотой,
Где и совершаются все чудеса,
А именно: преображение духа.
Лао Дзе тоже говорил: “Достоинство души в бесконечной тишине”...
Пытаясь найти Бога в глубине своей души, молите:
Отче! Пусть я не верю в тебя,
но знаю!..
Отче! Дай мне силы для веры в тебя!
Дай мне ясность того пробуждения,
с которой
я постигаю тебя во сне.
Дай мне высшее знание, Господи,
- Знание Чистоты.
Вы подсознательно знаете Бога, но сознательно - не религиозны, не верите. Говорят, исторический Будда был атеистом. Он признавал только бессмертие души и ее перевоплощения (Он отрицал авторитет Вед для того, чтобы привлечь атеистов: они не верили в Бога, но поверили в Будду).
Академик Вернадский писал в своих дневниках о бессмертии души...
Проблемы всех времен: вера в Творца, поиск веры в себя и в свои силы, уверенности в том, что ты делаешь... Ваш герой ставит эти вопросы не только другим, а, прежде всего, самому себе. Что жизнь: «поиск неизвестного чего: магического знака единства, знака, за которым бессмысленные линии твоего неустроенного бытия обязательно должны совпасть с неведомой тебе структурой той, что выше и значимее всего человеческого эго».
Вы хотите найти духовные ценности, которые будут опорой и стержнем Вам, покажут выход из “тяжелой воды на сушу” другим.
Так или иначе, но высокие истины обычно могут быть усвоены большинством в упрощенном, профанированном виде. “Все опошляется пониманием”, – замечает поэт стремясь выйти на ясный и понятный всем путь из завалов духовной культуры. Чем образованнее человек, тем он меньше знает (это обычная ступенька в познании, мысль: “Я знаю, что ничего не знаю”. Многие именно здесь безнадежно застревают. Подчас простым людям о вечных вещах известно больше, чем «ученым» мужам и дамам, у которых часто совсем отсутствует цельность - “высшее образование души”, душа их расколота. Проблема согласования души и тела – во все исторические времена была весьма актуальной для человека (пока он живой).
Решая индивидуальные проблемы, вы делаете это для всех: “Млечный Путь – человечьи судьбы, безнадежно плывут в меня”. “Звездным нашатырем”, взглядом из космоса, пытаетесь привести в сознание “подушно” каждого, – ведь стихи обращены непосредственно к личности.
Когда!
Когда, наконец,
Мы поведаем богу о счастье!!!
Вот ощущение причастности к делу, ради которого жили и умирали выдающиеся “чародеи слова” прошедших веков: “Все поэты будущего и прошлого живут во мне. Я повторяю их, они повторяют меня. Нет образа, который бы передал такое единство!” Это предчувствие того, что Вам удастся согласовать земное и небесное, “Чтоб одной серебряной подковой... этот час и год и вечность подковать”, найти связь между людьми и звездами, которая порвалась.
Вы идете по жизни с надеждой и верой. Любовь? О ней мы поговорим в другой раз, это отдельный разговор. Вы не сдаетесь и восклицаете: “Безосновательность моего поколения – миф!”. Твердь, где есть достоинство и есть корни, существует.
Первая книга, четыре четверти круга, первого круга, который Вы прошли по тернистому пути познания жизни, заканчивается словами, исполненными надежды:
Через вечное Слово
к творящему смыслу молчанья!
Здесь живет Красота
здесь ее живородящее тело.
Продерись через все!
Доживи до Нее
Помоги!..
Ты - живой,
и живое подскажет...
Не отыскав в материальном мире Чистоты и Красоты, вы нашли их в Слове»: «Ничего, это легкая ноша…»
Во втором сборнике стихов вы говорите о себе: “ЛЕТУЧИЙ ГЕРМЕС ПО ДОСТАВКЕ НЕБЕСНОЙ ПОЧТЫ - ВОТ ПРИЗВАНЬЕ ДЛЯ МЕНЯ”... Помню этот день…
Было ваше лицо. Так смотрят на долгожданного ребенка: вы подписывали на память свою только что изданную книгу “Белым по черному”. Сразу пришли на память старые стихи:
... забываешь о времени,
о бремени чисел и дат,
а душа
становится той территорией,
где люди и звери
склонились над светлым младенцем...
“Светлый младенец” – новая книга «Черным по белому». Крестный отец – писатель Михаил Константинович Попов, составитель и редактор книги.
Если в стихотворениях 80-х годов еще встречается проходная рифма (то есть рифма не единственно подходящая, незаменимая, а сами они представляют “поток сознания”, то в последующие годы появляется зрелое мастерство. Во многом вы ему обязаны верлибрами, которые помогли освободиться от проходных рифм и превратить поток сознания в цельные строфы с точными рифмами, которые бывают только у полностью раскрытых образов.
Верлибром написана заключительная часть первой книги “Четвертая четверть”. Это вольное письмо окрылило рифмы новых стихов. И, говоря по другому поводу, вы как бы отмечаете свою творческую раскрепощенность:
«... грех себе желать роз букет с циррозом рифмовать!»
Поэзия - зеркало своего времени, но не простое (хоть и отражающее явственно то, что многие просто не замечают), а волшебное, творческое.
Книга названа “Черным по белому” (или “Белым по черному”?)… Черной полиграфической краской по белому листу. Черным документальным кадром по белой тундре. Черным беспощадным зрачком по белому свету. Настоящие стихи меняют у читателя точку зрения, оплодотворяют душу, облагораживают человеческую природу.
Прошли времена литераторов, которые были, по существу, “барами” - обеспеченными людьми, понятия не имеющими о том, что такое настоящий ежедневный труд ради снискания хлеба насущного. Конечно, “в рудниках” своей поэзии они работали, но о труде обычных людей точного представления не имели, а (как в русской пословице) что до кого не доходило, тот того и не знает.
Современным поэтам и писателям пришлось узнать все. Но неизбывное стремление создавать творческие произведения, рождать их, берет свое – вопреки всем преградам. Вы говорите:
Я буду счастлив тем, что пел,
Спокоен буду, что не лгал.
Творческий человек находит свое счастье на самой горькой родине.
Зачем писать про местное ворье?..
Тесна провинция, здесь каждый угол острый!
Того гляди, из неба воронье
Просыплется птенцами Коза-ностры.
Адвокат противодействия и бытия… Призыв: “Очнитесь, посмотрите, к чему мы идем!” внушен инстинктом жизни. Внутренняя ценность вашей поэзии - это духовность. “Здесь не дьявол хозяйничал, - труд” - говорите вы. Тремя веками раньше и здесь же (Нарьян-Мар – преемник древнего Пустозерска) Аввакум написал: “Оставя промысел своего творца, да дьяволу работаете, безчинники!”
Вы ищете дорогу, выводящую отдельного человека из замкнутого круга. Найти твердь, ту “территорию”, где можно прочно стоять на ногах: истины, на которые можно опереться, чтобы удержаться от падения в пропасть, наконец, то, что греет душу, что можно любить! А путь для этого один - не быть марионеткой внушений, найти себя самого и «царя в голове». “Знать себя – это больше, чем знать, – это быть повелителем зренья”– говорите вы. Слова человека, который вырастает из юношества. Однако, молодого задора не теряет:
Я сам на вечной мерзлоте возрос.
Хоть по углям, хоть по стеклу чеши!
Хоть на бумаге что-то соверши!
Вы “совершаете” нечто не только в поэтическом блокноте, хотя и являетесь блестящим журналистом. Превращая слово в действенную силу, стремитесь изменить жизнь к лучшему. «Чтоб я вызвал грозу и очистился небом разъятым».
Очиститься, вызволить и себя, и других из безрадостной жизни, изгнать из души мрак и лед - этих “зловещих гадов” – вот задача, которую ставите вы. И несмотря на громы и молнии, которые подчас обрушиваются на голову, не отступаете от своего.
Запас тоски во мне иссяк.
Под веками иные сны.
Я поднимаю новый стяг,
Я поднимаю стяг весны.
Пока ж буравится январь
Со злой усмешкой к нам в дома,
Положим на ладонь янтарь
И ночью не сойдем с ума.
А вновь откроем белый свет
В глубинах сердца своего.
Которого на свете нет,
Но есть затмение его.
Эти строки написаны в январе, когда до полного таяния снега и вскрытия Печоры (май-июнь) еще пять месяцев! А до одухотворения, улучшения жизни - еще ого-го сколько...
Вы боретесь с холодом - душевным и внешним. Пройдет бесконечная полярная зима в Нарьян-Маре и в душе. Наступит лето... потом будет осень, которую вы любите, как любили Пушкин и Шергин... И зима, снова полярная зима, холод и тьма на много месяцев... «Счастлив я, что жизнь идет по кругу, мне возвращая дорогих людей...».
Становясь с годами зрелым и уверенным в себе человеком, вы сами приближаетесь к началу вожделенной “тверди”, которую столько лет искали. Вы молоды и полны сил – физических и духовных. “Несбывшиеся стихи” сбываются…Стихи - поиск слов “как откровенья вен иного бытия, иных объятий, иных небес, не знающих измен”.
..Мы так радовались выходу вашей второй книги!
Сборник “Черным по белому” состоит из девяти глав. К каждой из них сделаны рисунки. На координатной плоскости в абстрактной форме отображен художественный отзвук, своеобразный код главы. “Земной круг” книги завершается девятой главой под названием “Кода” с рисунком, который можно расшифровать как последнюю каплю и точку. Однако это вовсе не конец, не отчаяние. Просто закончился второй круг на вашем пути, тернистом пути поэта. Что дальше? Дай Бог вам, Андрей Владимирович, терпения и мудрости. А таланта ведь вам не занимать!
От друзей-землян
Весна 1998 г. - октябрь 2002 г.
Андрей Чуклин - ч.3
19 октября 2012 — Любовь Царькова
Рейтинг: 0Голосов: 01895 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!