|
Здравствуйте, Януш!
Начнем разбор Вашего стиха с анализа ритмической структуры. Попутно я буду делать комментарии по образам, стилистике и пунктуации.
Как всегда, я употребляю следующие обозначения:
б - безударный слог;
у - стандартный ударный слог со средним усилением и долготой;
о - ослабленное ударение, характеризующееся незначительным выделением слога по силе и долготе по сравнению с безударным;
с - сильное ударение, характеризующееся как усилением (громкость), так удлинением (долгота) звука даже по сравнению с просто ударными слогами;
в - обычно безударный слог, получающий усиление по ритму или логике повествования; это практически эквивалентно слабому ударению (о).
Ритмические схемы строк достаточно условны в том смысле, что при декламации каждый выбирает сам места усилений и тем самым создает уникальную ритмику. Обычно бывают переходы у->с, у->о, у->б, б->в и даже б->у. Ну и обратные - тоже.
В начале строк я вставляю в скобках длину в слогах. Ритмический рисунок строки приводится под ней, дефис показывает объединение слогов в слова. Не ставлю здесь нигде сильных ударений (с), т.к. тут есть большая вариативность. Двойным слешем отделяю свои комментарии от авторского текста.
Стихотворение написано в базовом размере пятистопного хорея, с чередованием мужских и женских рифм, что приводит, вполне естественно, к неполной стопе в мужских рифмах.
(09) Где-то между... Рядом с пустотой // - пробел добавил после многоточия; я бы подумал о замене "рядом" чем-то вроде "смежно" (не очень хорошо, т.к. один корень с "между"). Смысл - уточнит, т.к. рядом - значит сбоку. Смежно - может быть и вперемешку, "В миксе", что кажется более логичным.
в-б у-б у-б б-б-у
(10) Дышит время зыбким монолитом. // - очень интересное определение, образ: зыбкое, потому что как-бы колышится, дыша, хотя подвижно в частях, но неразрывно и поэтому - монолит.
о-б у-б у-б б-б-у-б
(09) Вязкою блистают красотой // - тоже очень интересен образ "вязкой красоты теней черных дыр", любопытно, кто как это представляет?
о-б-в б-у-б б-б-у
(10) Тени черных дыр в лучах софитов.
о-б у-б у б-о б-у-б
(09) Блик дробится. Силуэт фигур
о б-у-б в-б-у б-у
(10) Пограничных противостояний.
о-б-у-б в-б-в-б-у-б
(09) Сорванною нитью на ветру(,) // - запятая не нужна, скорее всего нужно поставить тире вместо опущенного глагола "является"
о-б-в-б у-б в б-у
(10) Ожиданье в парке изваяний.
о-б-у-б у-б в-б-у-б
(09) Звезды фонарями смотрят вниз,
о-б в-б-у-б у-б у
(10) Вдаль(,) куда-то, освящая место. // - составное наречие места, запятая не нужна; уточнить: делая место святым?
о б-у-б в-б-у-б у-б
(09) Времени написан эпикриз,
о-б-в б-у-б б-б-у
(10) Богом, Демиургом - неизвестно.
о-б в-б-у-б в-б-у-б
(09) Но когда надежда на исход
в б-о б-у-б в б-у
(10) По виску ведет незримым пальцем, // - мне кажется лучше тире, т.к. оно подчеркивает связь со второй частью сложного предложения
в б-у б-о б-у-б у-б
(09) Созревает не|рожденный плод(,) // - прилагательное и поэтому пишется с "не" слитно, запятая не нужна: "созревает ... тускло-черным..."
о-б-у-б в-б-у-б у
(10) Тускло-чёрным отраженьем в смальте.
в-б-у-б в-б-у-б у-б
(09) Призрачна упругая спираль(,) // - убрать запятую
о-б-в б-у-б-в б-у
(10) В истинном своём предназначеньи -
о-б-в б-у б-в-б-у-б
(09) Мира путь и тонкая вуаль. // - Я бы убрал инверсию, заменив на "Путь миров", смысл сохраняется, по-моему, а ритмика лучше; ведь здесь, как ни крути, более сильное, смысловое ударение на "миры", да еще кроме инверсии убирается стык "т-и-т": читается "Мира пути тонкая вуаль"; ударение не очень ослаблено на первом слоге, для "Путь миров" все в порядке, "путь" естественно получает ослабленное ударение.
у-б о б у-б-в б у - ритм в исходной строке; замечу, что больше ни в одной строке стиха нет достаточно сильного ударения на первом слоге.
о б-у б у-б-в б у - ритм после замены.
(10) Вновь. С Начала. Вечное движенье. // - хорошее заключение для стиха с глубоким философским смыслом.
в б-у-б у-б-в б-у-б
Таким образом, ритмика стиха практически идеальна. Единственное место, вызвавшее сомнение из-за инверсии - отмечено в последнем катрене.
Стих хорошо написан, технически почти безупречно. По содержанию практически нет замечаний. Использованы необычные образы и сравнения, метафоры.
Цельное стихотворение, с философским смыслом, "зыбкий монолит" в общем. Мне понравилось.
С уважением. Павел.
|