Где-то между

2 октября 2011 — Януш Мати

Где-то между... Рядом с пустотой 

Дышит время зыбким монолитом.

Вязкою блистают красотой

Тени черных дыр в лучах софитов.


Блик дробится. Силуэт фигур

Пограничных противостояний.

 Сорванною нитью на ветру -

Ожиданье в парке изваяний.


Звезды фонарями смотрят вниз,

Вдаль, куда-то, освящая место.

Времени написан эпикриз,

Богом, Демиургом - неизвестно.


Но когда надежда на исход

 По виску ведет незримым пальцем -

 Созревает нерожденный плод

Тускло-чёрным отраженьем в смальте.


 Призрачна упругая спираль 

В истинном своём предназначеньи -

Путь миров и тонкая вуаль. 

Вновь. С Начала. Вечное движенье. 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0015877 от 2 октября 2011 в 20:08


Другие произведения автора:

Се Дежа Вю

Приходит Он

При(У)шествие Музы

Рейтинг: +33Голосов: 332817 просмотров
Елена М. ( SONA ) # 2 октября 2011 в 20:32 0
Красиво пишите!!!!! vb070  arb10
Павел Серый # 3 октября 2011 в 09:47 +1
Здравствуйте, Януш!
Начнем разбор Вашего стиха с анализа ритмической структуры. Попутно я буду делать комментарии по образам, стилистике и пунктуации.

Как всегда, я употребляю следующие обозначения:

б - безударный слог;
у - стандартный ударный слог со средним усилением и долготой;
о - ослабленное ударение, характеризующееся незначительным выделением слога по силе и долготе по сравнению с безударным;
с - сильное ударение, характеризующееся как усилением (громкость), так удлинением (долгота) звука даже по сравнению с просто ударными слогами;
в - обычно безударный слог, получающий усиление по ритму или логике повествования; это практически эквивалентно слабому ударению (о).

Ритмические схемы строк достаточно условны в том смысле, что при декламации каждый выбирает сам места усилений и тем самым создает уникальную ритмику. Обычно бывают переходы у->с, у->о, у->б, б->в и даже б->у. Ну и обратные - тоже.

В начале строк я вставляю в скобках длину в слогах. Ритмический рисунок строки приводится под ней, дефис показывает объединение слогов в слова. Не ставлю здесь нигде сильных ударений (с), т.к. тут есть большая вариативность. Двойным слешем отделяю свои комментарии от авторского текста.

Стихотворение написано в базовом размере пятистопного хорея, с чередованием мужских и женских рифм, что приводит, вполне естественно, к неполной стопе в мужских рифмах.

(09) Где-то между... Рядом с пустотой // - пробел добавил после многоточия; я бы подумал о замене "рядом" чем-то вроде "смежно" (не очень хорошо, т.к. один корень с "между"). Смысл - уточнит, т.к. рядом - значит сбоку. Смежно - может быть и вперемешку, "В миксе", что кажется более логичным.
     в-б у-б у-б б-б-у
(10) Дышит время зыбким монолитом. // - очень интересное определение, образ: зыбкое, потому что как-бы колышится, дыша, хотя подвижно в частях, но неразрывно и поэтому - монолит.
     о-б у-б у-б б-б-у-б
(09) Вязкою блистают красотой // - тоже очень интересен образ "вязкой красоты теней черных дыр", любопытно, кто как это представляет?
     о-б-в б-у-б б-б-у
(10) Тени черных дыр в лучах софитов.
     о-б у-б у б-о б-у-б

(09) Блик дробится. Силуэт фигур
     о б-у-б в-б-у б-у
(10) Пограничных противостояний.
     о-б-у-б в-б-в-б-у-б
(09) Сорванною нитью на ветру(,) // - запятая не нужна, скорее всего нужно поставить тире вместо опущенного глагола "является"
     о-б-в-б у-б в б-у
(10) Ожиданье в парке изваяний.
     о-б-у-б у-б в-б-у-б

(09) Звезды фонарями смотрят вниз,
     о-б в-б-у-б у-б у
(10) Вдаль(,) куда-то, освящая место. // - составное наречие места, запятая не нужна; уточнить: делая место святым?
     о б-у-б в-б-у-б у-б
(09) Времени написан эпикриз,
     о-б-в б-у-б б-б-у
(10) Богом, Демиургом - неизвестно.
     о-б в-б-у-б в-б-у-б

(09) Но когда надежда на исход
     в б-о б-у-б в б-у
(10) По виску ведет незримым пальцем, // - мне кажется лучше тире, т.к. оно подчеркивает связь со второй частью сложного предложения
     в б-у б-о б-у-б у-б
(09) Созревает не|рожденный плод(,) // - прилагательное и поэтому пишется с "не" слитно, запятая не нужна: "созревает ... тускло-черным..."
     о-б-у-б в-б-у-б у
(10) Тускло-чёрным отраженьем в смальте.
     в-б-у-б в-б-у-б у-б

(09) Призрачна упругая спираль(,) // - убрать запятую
     о-б-в б-у-б-в б-у
(10) В истинном своём предназначеньи -
     о-б-в б-у б-в-б-у-б
(09) Мира путь и тонкая вуаль. // - Я бы убрал инверсию, заменив на "Путь миров", смысл сохраняется, по-моему, а ритмика лучше; ведь здесь, как ни крути, более сильное, смысловое ударение на "миры", да еще кроме инверсии убирается стык "т-и-т": читается "Мира пути тонкая вуаль"; ударение не очень ослаблено на первом слоге, для "Путь миров" все в порядке, "путь" естественно получает ослабленное ударение.
     у-б о б у-б-в б у - ритм в исходной строке; замечу, что больше ни в одной строке стиха нет достаточно сильного ударения на первом слоге.
     о б-у б у-б-в б у - ритм после замены.
(10) Вновь. С Начала. Вечное движенье. // - хорошее заключение для стиха с глубоким философским смыслом.
     в б-у-б у-б-в б-у-б

Таким образом, ритмика стиха практически идеальна. Единственное место, вызвавшее сомнение из-за инверсии - отмечено в последнем катрене.

Стих хорошо написан, технически почти безупречно. По содержанию практически нет замечаний. Использованы необычные образы и сравнения, метафоры.

Цельное стихотворение, с философским смыслом, "зыбкий монолит" в общем. Мне понравилось.

С уважением. Павел.
Януш Мати # 3 октября 2011 в 12:48 0
Благодарю Вас!
Принимаю Ваши поправки, за исключением:
(10) Вдаль(,) куда-то, освящая место. // - составное наречие места, запятая не нужна; уточнить: делая место святым?
Мне кажется, что именно перечисление тут необходимо: "Вдаль, куда-то...". И именно освящая, делая святым. В славянстких языках совсем не случайно "свет" и "святость" родственные понятия.

С признательностью и поклоном, Януш Мати
Павел Серый # 3 октября 2011 в 13:44 -1
Да, в таком контексте - перечисление. Снимаю свое замечание. Пояснение к "святости" тоже принял. Можно считать разбор успешно законченным. Только не забудьте вставить пробел после многоточия в первой строке. И ещё - редактор тут кривой, трудно выровнять текст. Делайте так: выделив весь текст, в окне стилей выберите "заголовок 2" - все отступы и пробелы, кроме самого первого, пропадут. Потом раздергиваете на катрены и убираете лишний пробел. Цвет можно не менять. Скоро обещали поставить нормальный редактор...

Желаю успехов в творчестве!
С уважением, Павел.
Януш Мати # 3 октября 2011 в 14:36 0
Благодарю! :)
Аль Фернис # 19 июня 2012 в 01:59 -2
Януш, а тебе это "реально" помогло?
Я имею в виду не "встраиваемость" в общество - это ж удел женщин, и не всех..
А именно сам предмет - стишата.. Ась? ))))
Привет тебе от Ты-Поэта.. Может, ты там ещё маринуешься, а я уже исчез.. Не тот уровень, хотя модераторам - респект и поклон - не их вина этот муравейник..
Аль Фернис # 4 декабря 2015 в 21:44 0
Вы оба - черви из целлюлозы..
Или крысы, это - как приятней!
И спорить тут можно только о личной глупости..

Янаша - я знаю, и не переживаю об этой штучке для вас..!)))
Обманул вас - значит вы и есть ничтожны! )))
ОТ вас же я не жду качества?! ))
И что?
НАТАЛИ РИВАРА # 2 апреля 2012 в 14:29 0
Януш!
Завораживает!
Анатолий Филин # 16 мая 2012 в 00:31 0
vb115
иаааам # 4 июня 2012 в 07:08 0
Неудачное подражание символизму.
Иллайя-Лала (Айсара-Чечек) # 12 августа 2012 в 15:15 0
Не ПОНИМАЮ??
Зачем разбирать??
Это всё равно, если произведение разобрать на ноты(???) И сказать- а по-моему здесь- ля, а не си!)
Вы же не суп варите!)
Аль Фернис # 5 декабря 2013 в 00:34 -1
Какой ... мне минусы ставил?
А как ещё на серые разборы реагируют не фанаты?