Как научиться рифмовать

Я рифмую уже двадцать лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за это время и медведь бы научился рифмовать. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….    

Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.

Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:

1.        Муза (для женщин – музык). Привлекательное существо противоположного пола (для гетеросексуалов) или одноименного (для гомосексуалов), либо неважно какого (для бисексуалов), которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно.

2.        Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.

3.        Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.

4.        Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

 

1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

 

Писать стихи по принуждЕНЬЮ –

Кошмарнее задачи нЕТ:

И не приходит вдохновЕНЬЕ,

И не слагается сюжЕТ…

 

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

 

К чему мне быть поэТОМ?

Нелёгкий это ТРУД;

А скажешь, что не наДО

Так в порошок соТРУТ….

 

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:

 

Да, я могу, чего скрывАТЬ,

Слова и буквы рифмовАТЬ,

Но у меня такое чувСТВО,

Что это не предмет искусСТВА…

 

4)  АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

 

Супруга графа де ля ФЕР

Любила в рот засунуть … палЕЦ.

Шокирован был граф-красавЕЦ

При виде сих дурных манЕР.

 

А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.     

 

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет один читатель – он сам. 

 

О содержании.

В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.

В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.

Писать надо только правду – вы же не будете врать себе?

При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.

Если вы можете не писать – не пишите.

Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.

Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.

Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.   

Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).

В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

 

Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

 

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас.  Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь достаточный объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

 

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом. 

 

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

 

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

 

 Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

 

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

 

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – 35 штук, это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

 

К чему мне быть поэтом? http://www.stihi.ru/2011/02/03/5155

Писать стихи http://www.stihi.ru/2011/02/03/5189

Поэтам-профессионалам http://www.stihi.ru/2011/02/03/5208

ПОЭТ И МУЗА http://www.stihi.ru/2011/02/03/5357

Сижу с блокнотом http://www.stihi.ru/2011/02/03/5373

В поэме главное http://www.stihi.ru/2011/02/03/5401

Покаяние http://www.stihi.ru/2011/02/03/5426

НЕ ТОТ ПИИТ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5464

УВЫ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5493

ДА, Я МОГУ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5512

МУЗА http://www.stihi.ru/2011/02/03/5535

Поэт в России http://www.stihi.ru/2011/02/05/2461

Уход поэта http://www.stihi.ru/2011/02/05/2565

Меморандум http://www.stihi.ru/2011/02/05/8272

Талант и гений http://www.stihi.ru/2011/02/05/8383

Поэтов жёнам посвящается http://www.stihi.ru/2011/02/06/2368

Понять человека http://www.stihi.ru/2011/02/06/4001

Ходил на дачу я Раневских http://www.stihi.ru/2011/02/07/5136

Зона поэзии http://www.stihi.ru/2011/02/08/9545

Имею я обыкновенье http://www.stihi.ru/2011/02/09/5154

Всем эта Ялта хороша http://www.stihi.ru/2011/02/09/5419

Писал стихи в тени оливы http://www.stihi.ru/2011/02/10/4945

Творить миры http://www.stihi.ru/2011/02/10/5047

Здесь приходит муза http://www.stihi.ru/2011/02/11/5189

Награда от Вселенной http://www.stihi.ru/2011/03/21/9766

Мысли и пальцы http://www.stihi.ru/2011/04/07/4960

ПОЭТ БЕЗ МУЗЫ http://www.stihi.ru/2011/04/08/5592

Желание музы http://www.stihi.ru/2011/07/07/7555

Неперловые стихи http://www.stihi.ru/2011/07/28/2359

Мой новый стих http://www.stihi.ru/2011/09/29/3417

Когда поэту столько лет http://www.stihi.ru/2011/10/18/3629

Поэзия и греки http://www.stihi.ru/2011/11/15/5530

И скажут мне http://www.stihi.ru/2011/11/24/4562

Стихи пишите по утрам http://www.stihi.ru/2011/12/07/3711

Творец http://www.stihi.ru/2011/12/08/3570

  

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0040811 от 24 марта 2012 в 10:08


Другие произведения автора:

Рождённый танком

Два с половиной тысяч баксов

Бредовый путь

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +3Голосов: 33034 просмотра
Олег Банников # 24 марта 2012 в 12:48 0
забрал в избранное, от души и спасибо
Юлиан Версификатор # 24 марта 2012 в 17:15 0
Значит недаром я это писал. Рифмуйте на здоровье :)
Леонид Зеленский # 26 марта 2012 в 20:49 0
vb115