Александр Коткас
Поэт и нищенка
Пьеса-зарисовка
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Квазар, поэт.
Нищенка, неизвестная женщина неопределённого возраста.
Сцена изображает ночь. Желтая луна пристально взирает на засыпающий город. Квазар, местный поэт, возвращается домой. Он явно не спешит. По ходу дела у него уже начинают появляться в голове соответствующие настроению, состоянию и окружению строчки.Впереди он видит большие лужи. Придется их обойти. Справа кусты и дорога, слева мокрая трава и деревья.
Квазар:
(негромко декламируя)
Вперед, пока наружу рвутся к Тебе ведущие шаги, пока в душе потоки льются незримой жизненной реки…
Квазар задержал мысль, потому что увидел впереди силуэт, раскачивающийся из стороны в сторону.
Однако, приближаясь к ночному прохожему, он рассмотрел в черноте ночи, женщину. Это она брела, не разбирая дороги.
Квазар:
(обращаясь к незнакомке)
Постой, родная, ведь я здесь, тебя не знаю, но совесть есть…
Он протянул женщине руку со словами:
Не падайте, держитесь за меня!..
Женщина судорожно схватилась за протянутую руку. И тут Квазар почувствовал на своей руке как бы липкие клешни.
Квазар:
(тихо про себя)
О Ужас! Это женщина – бомж. Она вся грязная… От нее так просто не уйдешь, тем более, если она заразная…
Нищенка:
(обращаясь к Квазару)
Дыай зыакурить!..
У ней были выбиты несколько передних зубов. Её речь было трудно разобрать.
Квазар не курил, но как дань миру всегда с получки покупал зажигалку и пачку сигарет.
Он достал сигарету и дал женщине прикурить.
Нищенка:
Мне ныадо сесть. А то они меня побьют.
Квазар преодолел отвращение и подвел женщину к ближайшей лавке, стоящей у стола, за которым мужики играют в домино и пьют горькую.
Квазар:
(хотел откланяться)
Ты сиди, а я пойду!..
Нищенка:
(просит Квазара)
Посиди со мной!..
Квазар:
(про себя)
Если кто меня и просит посидеть с ней, то это – самая опущенная женщина. Почему так? Где эти королевы, ждущие моей любви и ласки?
Квазар в отчаяньи присел рядом.
Нищенка:
(с ударением)
А ты добрый!..
Квазар пригляделся к ней.
Квазар:
(опять про себя)
А лицо у нее изначально было ничего…
Когда-то это была красивая девчонка…
(громко и резко, обращаясь к Нищенке)
Почему ты так упала? Почему это произошло? Я чувствую, что раньше у тебя все было по-другому…
Нищенка:
(в раздумье…)
Метаморфозы жизни и судьбы толкают нас в пучину… и не спросят, согласны ль мы…
Квазар:
(искренне удивляясь…)
Ты хорошо говоришь!..
(тихо про себя …)
Откуда она берет такие слова?
Нищенка:
(начинает читать на немецком языке стихотворение)
Айн Мэрхен аус альтен Цайтен – дас коммт мир нихт аус дем Зинн…
Квазар:
(в шоке)
Откуда ты знаешь такие стихи?!!
Нищенка:
(ухмыляется)
Я тебя еще не тем удивлю… Я училась в продвинутой школе, а упала из-за мужа. Когда он ушел и я ушла. Он ушел туда, а я сюда…
… Я на плите могильной слезы лью опять и не могу тебя вернуть, мой милый… В тебе одном могла я созерцать признанье Красоты моей и силы… Лишь ты один готов меня понять, но ты ушел за каменные двери…Мне остается лишь осознавать Огромную печаль своей потери…
Квазар:
(Квазар начал понимать, что эта встреча неспроста)
Ты что это читаешь?
Нищенка:
(Вместо ответа женщина стала читать Шекспира на английском языке)
Tired with all these, for restful death I cry,
As, to behold desert a beggar born,
And needy nothing trimm'd in jollity,
And purest faith unhappily forsworn…
Нищенка:
(женщина потянула свои липкие руки к Квазару)
Сначала была я, затем Шекспир… Дай еще сигаретку!..
Удивительное дело. Сначала он не мог разобрать ее слова. Но теперь он понимал все, что она говорила.
Квазар:
Неужели тебе нравится так жить? Мы с тобой на равных, но я принадлежу миру, работаю, ращу детей, а ты предпочитаешь жить только сегодняшним днем. Неужели ты веришь?
Нищенка:
Мы с тобой на равных. Я верую.
Нам всё дано желанью вопреки, как можно без ключей открыть замки? У каждого есть запертые двери и только Бог откроет тем, кто верит…
Квазар:
Когда ты купалась в последний раз? Ты такая грязная…
Квазар боролся с отвращением, которое возникало, когда женщина протягивала к нему свои сильные руки.
Нищенка:
Это было… Пожалуй, не помню…
Квазар:
А летом ты хоть купаешься в речке?
Квазар все более удивлялся. Когда-то культурная девчонка упала в такую грязь…
Нищенка:
Да, купаюсь. Когда рядом нет никого…
Квазар:
Слушай, ты, наверно, есть хочешь. На, возьми…
Квазар протянул ей помидор из своего пакета. Она с жадностью начала есть.
А ты хочешь выбраться из того положения, в котором ты оказалась?
Пожалуй, это был интересный вопрос.
Нищенка:
Зачем ты мыслишь о былом? Суждение как осужденье! Себя корить за то, что пал с обрыва!.. Нелепо, ибо ты не знал о нем!.. Себя терзать за глупые ошибки? Но даже приготовившись к успеху, ты должен быть готов внезапно кануть…
Квазар:
Ты говоришь, как Гамлет, с рифмой в мысли. Как удается ум свой сохранить в подобном неприятном окруженьи?
Квазар вступил в ментальный контакт с девушкой за счет присоединения к ее слогу.
Нищенка:
Ум – не душа, его хранить не надо. Его хранит Великий Вседержитель, пока не грянет час его стереть. Душа – вот что хранить необходимо!.. Она одна – путевка на тот свет, где будет по путевке и леченье…
Квазар:
Скажи, родная, быть или не быть и в чем спасенье для души от тела?
Нищенка:
Телесный груз – он как противовес. Когда ты благ, тебя он соблазняет, наличьем демонических начал, что в клетках зашифровано программой. Бороться с телом вовсе невозможно, когда ведешь открытую войну. Избавиться от страсти как причуда!.. Как улететь без крыльев невозможно!.. А крылья появляются в паденьи, когда потребность жить = лететь. Мы лишь тогда превозмогаем тело, когда оно само не хочет падать, когда оно ментально протестует на клеток Зов…
Квазар:
Мудрено все, хотя и мне понятно. А есть ли смерть и в чем ее причина, ее, возможно, ветхое значенье?
Нищенка:
Смерть как и жизнь не может быть мгновенной. И если даже наступает быстро, в ней скрыт подготовительный этап!.. Ее причина – в совершеньи Кармы, когда пора платить, хоть денег нет. Она как Солнце вовсе неподкупна. С ее приходом рушатся программы, которые толкали Вас на грех. Но если выбран грех Итогом жизни, душа – в плену у клеточных программ, которым здесь без окрика служила. На клетках тела выдан пропуск в Ад. Душа ж или согласна в Ад сорваться или любой ценой взлететь готова…
Квазар:
А кто определяет эту цену?
Нищенка:
Она сама, определяя, платит. Ее не может обмануть Лукавство – ни правильных речей, ни Вызов плоти.
Квазар:
Раз ты со мной беседуешь о Главном, тогда скажи, где грань, что разделяет дурное и хорошее, и может ли постыдное быть правым, надежное порочным, а правда быть лишь маской?
Нищенка:
В душе открыты настежь Врата в Ад, а Врата в Рай порой вообще закрыты!.. Не только манит, но влечет как смерч пушинку, как смерть нас всюду Ад пасет…
Квазар:
А как же быть морали или долгу?
Нищенка:
Мораль для нас подобна одеянью, она лишь прикрывает наши мысли, запреты выставляет, не меняя ни нашей сути, ни порывов страсти. Она как цепь на шее у собаки, которая лишь с цепью безопасна… О долге долго говорить не буду: он – вексель, его надо оплатить. И если хочешь избежать расплаты, тогда плати!..
Квазар:
Пожалуй мне пора…
(про себя)
Мы с ней настолько разны и похожи, что надо убегать…
Нищенка:
Ну что ж, иди!.. Но береги глаза. Глаза твои пусть сердце не подводят… А мне пора домой в свою берлогу.
Квазар:
Прощай, увидимся не здесь, а за чертой!..
Нищенка:
Ты прав, раз здесь свело нас Провиденье, нам там найдется тема поболтать. Ты лишь собою будь не ради мщенья, а ради Бога, чтоб его обнять. Я Бога никогда не обнимала, но знаю, что меня обнимет Бог… Тогда я вспомню то, что раньше знала, и наконец узнаю я итог…
Квазар:
Прощай, прощай, но помни обо мне!..
Нищенка:
(посмотрела на Квазара с грустью)
Пока, мой друг, пойдем нести свой крест…
Женщина встала и, пошатываясь, побрела вдаль…
Занавес.
К О Н Е Ц
© Александр Коткас
Другие произведения автора:
Купидон
Не уходи! (Владимиру Кухарю)
Метаморфозы
Это произведение понравилось: