Рейтинг: 48638018 участников9 августа 2012 в 09:29
Адий (Аркадий) Кутилов.
Русский поэт, прозаик, художник .
Возможно, самый недооцененный русский поэт XX века.
Поэт Аркадий Кутилов родился 30 мая 1940 года в деревне Рысьи Иркутской области,, провел юность в деревне Бражниково Омской области, а умер в Омске при невыясненных обстоятельствах - найден мёртвым летом 1985 года в в сквере возле Транспортного института, место погребения не установлено) . При рождении был наречен Адием. Вот и получился Адий Кутилов из Бражниково.
БИОГРАФИЯ
Потеряв мужа (сразу же после войны), мать переезжает с двумя сыновьями на свою родину в Колосовский район Омской области в село Бражниково. Здесь и прошли детство и юность поэта. Особое место в его становлении занимали учительница русского языка и библиотекарь (была для подростка помощником в выборе книг). В бражниковской библиотеке Аркадий обнаружил маленький томик Марины Цветаевой и, благодаря этому случаю, впервые познакомился с опальной поэзией. Сила и образность цветаевского слова пробудили в нем неугасимый интерес к поэзии. Первые стихи появились примерно в 1957 (до семнадцатилетнего возраста основным увлечением была живопись). Начал со стихов, содержание которых определялось обобщающим названием «таёжная лирика».
В начале 1960-х жизненный путь юноши определился армейской службой в городе Смоленске, где он как начинающий поэт вошёл в литературное объединение, участвовал в семинарах и был замечен Твардовским. Стихи А. Кутилова появились в областных и армейских газетах. Роковое событие наложило отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Аркадий и группа солдат устроили на территории части кутёж, пили антифриз. В живых остался один Кутилов. Чувство неизбывной вины довело его до депрессивного состояния и в результате он был демобилизован по болезни. Вернулся в село Бражниково. Об этом периоде поэт пишет в сохранившихся автобиографических набросках:
В подавленном состоянии, потеряв интерес ко всему, я жил в деревне, считая, что жизнь прошла мимо. Самое яркое событие того времени — это момент, когда я впервые серьёзно оценил водку. Работал корреспондентом районной газеты, неумеренно пил, распутничал и даже не пытался исправить положение.
В эти психологически трудные для него времена он работал в редакции районной газеты «Вымпел», но после нескольких месяцев был уволен за пьянство. И всё же поэту удалось преодолеть болезненное состояние и он с головой уходит в работу — пишет невероятно много — сутками не отрывается от бумаги. И с оптимистической надеждой определиться в жизни переезжает в Омск.
1965 — стихи Аркадия Кутилова впервые появляются на страницах омской газеты «Молодой сибиряк».
1967 — умирает мать (похоронена в Бражниково)
Наивная индустрия —
двухтрубный маслозавод…
…Ах, мама моя Мария,
зачем умерла в тот год?!..
После смерти матери Аркадий Кутилов с молодой женой и сыном уезжает в места своего рождения иркутские земли. Работает в районной газете, много времени проводит в разъездах.
1969 — создан прозаический цикл «Рассказы колхозника Барабанова». Цикл публиковался фрагментами: полностью опубликовано после смерти (в 1989 в альманахе «Иртыш»). Семейный разлад заставил А. Кутилова вернуться в Омскую область.
Некоторое время он вёл кочевой образ жизни сельского журналиста, работал в районных газетах, нигде подолгу не задерживаясь. После смерти брата перебирается в Омск и оказывается как литератор не востребованным.
Начинается бродяжий период протяжённостью в семнадцать лет: его домом и рабочим кабинетом становятся чердаки, подвалы, узлы теплотрасс.
…Мир тоскует в транзисторном лепете,
люди песни поют не свои…
А в Стране дураков стонут лебеди,
плачут камни и ржут соловьи…
На человека с ярко выраженной личностью советский режим реагировал примитивно и стандартно — литератора прятали в психушки, «привлекали» за бродяжничество.
1971 — находится в заключении, пишет повесть «Соринка» (впервые опубликована в альманахе «Иртыш» за 1997 год).
Начиная с середины 1970-хх Кутилов писал без всякой надежды увидеть свои творения напечатанными: даже на само его имя наложили запрет. Причина — крамольные стихи, скандалы (литературные и политические), эпатажные «выставки» картин и рисунков в центре города; «глумление» над советским паспортом, страницы которого поэт исписал стихами.
Июль 1985 — поэт обнаружен мёртвым в зеленеющем сквере около Омского транспортного института. Обстоятельства смерти не выяснялись и остались не выясненными. Труп его в морге оказался не востребованным. Место захоронения поэта неизвестно.
Память
Одна из муниципальных библиотек Омска носит имя поэта.
К 70-тилетию поэта микроминиатюрист Анатолий Коненко издал микрокнигу .
Информационно-библиографический отдел Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина подготовил библиографический указатель к 70-летию поэта.
На бульваре Мартынова в Омске 30 июля 2010 года в рамках празднования дня города установлен мемориальный камень поэту .
Библиография
Стихи вошли в антологию «Русская муза XX века»; включены в антологию «Русская поэзия XX столетия», изданную в Лондоне на английском. Поэзия А. Кутилова нашла свое отражение и в антологии «Строфы века».
«Скелет звезды» — стихи, поэмы, проза (вступ. Ст. Г. Великосельского), Омское книжное издательство, 1998. — С. 398. ISBN 5-85540-393-9 / 3000 экз.
«Мой триумфальный день настанет…»: биобиблиогр. указ. за 1965-2010 гг. / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина; сост. Е. И. Каткова. – Омск, 2010. – 74 с. Электронный вариант доступен: http://www.lib.okno.ru/Ukazatel_Kutilov/index_Kutilov.htm
«Город кенгуру» — стихотворные циклы, малая проза, Омск, изд. «A priori», 2005. — С. 143. ISBN 5-80420060-7 / 1000 экз.
«Провинциальная пристань» — стихи, Омское книжное издательство, 1990. — С. 207. ISBN 5-85540-191-X / 5000 экз
Из воспоминаний современников
«Замечательные молодые омские художники Владимиров, Клевакин, Герасимов буквально зачитали меня стихами Кутилова, так и не замеченного столичными журналами и критиками. Действительно, в городе Л. Мартынова жил и другой, достойно неоцененный нами при жизни поэт.» Е. Евтушенко
Автомировозрение поэта:
Как объясняется мой взгляд на мир:
1. Мои рисунки и стихи – это откровенная профанация искусства. Еще Вольтер говорил: «Чтобы скомпрометировать нелюбимое дело, нужно довести его до абсурда». Я не люблю все виды искусственности, и как результат – мои дикие матерщинные произведения.
2. Случайно, стихийно у меня иногда появляются вполне осмысленные произведения, с уклоном в современную философию. Но я – действующий философ-анархист и горжусь тем, что меня побаиваются художники-реалисты (соц.)
3. Заглавия в моих произведениях несут определенную нагрузку. Без них – рисунок бессилен. Но и заглавие без рисунка – просто красивая фраза. Вместе же они – деловая пародия на мир.
4. Позиция анархиста в искусстве дает мне полномочия вторгаться во все людские дела, начиная с космоса, кончая спальней. (Обратите внимание на темы, идеи моих рисунков. Это – безграничное поле деятельности!)
5. Абстракционистов я не люблю так же, как и реалистов: в их делах не видно поиска. А мнения зрителей я игнорирую. «Я буду разговаривать с тобой тогда, когда ты рядом с моими произведениями поставишь свои».
6. Моя Новая Система Воображения – это начало новой религии: без бога и других напыщенных авторитетов. Мое поведение в быту является отражением моей позиции в поэзии.
7. Я пацифист, и если рисую какого-то полковника, то не забываю вдернуть ему в нос кольцо (как у людоеда, который съел несчастного капитана Кука).
8. Соцреализм, как мамонт, обреченный на вымирание, и мне не стыдно дать этому животному хорошего пинка! – «Подыхай скорее, а на твоих развалинах взойдет цветок Познания номер 2 (после Ренессанса)».
9. Мое желание – иметь карманную водородную бомбу (я дистрофик, а это невыгодно в том мире, где хозяйничают волосатый кулак и голубой штык).
10. Я полностью верю в то, что 2х2=5, хотя иногда не могу доказать какому-нибудь бюрократу.
11. Главное мое оружие – ирония. Пытаюсь овладеть ею в совершенстве и, возможно, на краю могилы буду таким желчным, что меня не возьмет даже Смерть.
12. Жить без горя не могу!
Вот 12 заповедей, которые навсегда оккупировали мою душу. «Дурак – это надолго!» - говорят врачи. Я под этим щитом живу уже 39 лет. Позиция не совсем удобная, но дает одно преимущество: и с уборщицами, и с министрами я разговариваю одинаково. Если кто-то заметит у меня в поведении хоть на намек на подхалимаж, пусть скажет мне об этом, - и сгорю от стыда. Сгорю без остатка!
* * *
… Мое заявление о том, что я сверхчеловек, не совсем беспочвенно. Вот факты.
Меня много били (физически и морально), много обманывали… Я всю жизнь нахожусь в центре облавы и ровно на секунду опаздываю там, где надо быть на секунду раньше. В любви мне всегда достаются объедки, руины женщин, над которыми уже изрядно потрудились офицеры, повара, ответработники и даже негры.
Вот она, хорошо вспаханная почва, на которой должен зачахнуть благородный рыцарь, но непременно взойдет уродливый чертополох – supermen! Человек с ограниченной ответственностью, почти «агент 007» с правом на (логическое) убийство любого из окружающих. Sic!
* * *
Конфликт – боевая пружина независимого мышления, и благодаря ему я ослеп для общественных поручений и прозрел для творчества и преступлений.
...им веришь, веришь ему. Теперь, когда литературоведы сравнивают опального омского поэта с Иосифом Бродским и Венечкой Ерофеевым, у него оказалось много друзей. ...которые "похоронили" его заживо..и забыли. А вот Геннадий Великосельский, художник Омского музея имени Врубеля, более двадцати лет искал место захоронения Аркадия Кутилова. До сих пор винит себя - тогда, в 1985-м он не сразу хватился: друг-бродяга часто терялся. Лишь недавно Великосельский обнаружил в Бюро судебно-медицинской экспертизы руку поэта. Точнее, ее часть - в колбе с формалином. Это, вероятно, все, что осталось. Невостребованный труп, как выяснилось, был передан для медицинских исследований. Геннадий Великосельский и Аркадий Лейфер, председатель Омского отделения Союза российских писателей, уже отправили письмо в Министерство культуры Омской области, чтобы похоронить то, что осталось от Кутилова, в Омске, на мемориальном Старо-Северном кладбище. Там в будущем планируется памятник.
АРКАДИЙ КУТИЛОВ КАК ЗЕРКАЛО СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЕЕ АГОНИИ:
ОНИ БЕСКРЫЛЫ
Боготворю их, солнечных и милых,
люблю сиянье знойное зрачков...
Они бескрылы, но имеют силы
нас окрылять, бескрылых мужиков!
Границы платьев берегут их прочно...
Я, нарушитель ситцевых границ, –
они бескрылы – видел это точно!
А, впрочем, кто их знает, этих птиц...
***
Я вам пишу звездой падучей,
крылом лебяжьим по весне...
Я вам пишу про дикий случай
явленья вашего во мне.
Пишу о том, как пел несмело:
взойди, взойди, моя заря!..
Я ради вас талант подделал,
как орден скифского царя...
Как я дружу с нейтронным веком,
как ярким словом дорожу...
И как не стал я человеком,
я вам пишу...
* * *
Слезы вечно летят за глазами,
как за солнцем летят небеса...
Зазевайся, любуясь на пламя,
слезы тут же вонзятся в глаза!
* * *
Тюрьма на улице Искусства
сбивает мысли на лету.
Колючей проволоки сгусток
застрял у времени во рту.
* * *
...Петух красиво лег на плаху,
допев свое “кукареку”...
И каплю крови на рубаху
брезгливо бросил мужику.
* * *
Цвела гвоздика, рыжая сначала...
Потом зарделась яростней вина...
Растение о помощи кричало,
а мы не понимали ни хрена.
* * *
Эх, Аркаша, нам ли горевать.
в двух шагах от ядерного взрыва!..
Знай работу, “телек” и кровать,
да в субботу – пять бутылок пива.
Соблюдай умеренность в любви,
не умей свистать разбойным свистом
И во сне удачу не зови,
и не пей с лихим авантюристом.
Не теряй ни сон, ни аппетит,
пусть душа от горестей не хмурится...
И к тебе, конечно, прилетит
птица счастья – бройлерная курица.
* * *
Скелет звезды? Паучьи ножки?
Корона древнего вождя?..
Да нет, я пальцем на окошке
рисую атомы дождя.
Я знаю все! Ничуть не меньше.
Я свой в космических краях.
На Марсе – явно нету женщин.
А наше Солнце – в лишаях.
Рисую знаки Зодиака...
(И вдруг подумаю о том,
куда
бежит
вон та
собака –
с таким торжественным хвостом?!).
* * *
Горжусь своим культурным бытом,
я – современный негодяй.
Двадцатым веком я воспитан,
не словом “на”, а словом “дай”.
Я – покоренный. Непокорен!
Я не гожусь на колбасу!
По жизни, вымощенной горем,
с большим достоинством ползу!
* * *
Меня убили. Мозг втоптали в грязь.
И вот я стал обыкновенный “жмурик”.
Моя душа, паскудно матерясь,
сидит на мне. Сидит и, падла, курит!..
русский поэт, прозаик, журналист, художник. 1969 — создан прозаический цикл «Рассказы колхозника Барабанова». Некоторое время он вёл кочевой образ жизни сельского журналиста, работал в районных газетах, нигде подолгу не задерживаясь… Начинается бродяжий период протяжённостью в семнадцать лет… На человека с ярко выраженной личностью советский режим реагировал примитивно и стандартно — литератора прятали в психушки, «привлекали» за бродяжничество. 1971 — находясь в заключении пишет повесть «Соринка». Начиная с середины 70-х Кутилов писал без всякой надежды увидеть свои творения напечатанными: даже на само его имя наложили запрет. Причина — крамольные стихи, эпатажные «выставки» картин и рисунков в центре города; «глумление» над советским паспортом, страницы которого поэт исписал стихами. И в результате А. Кутилов был обнаружен мёртвым, а труп его оказался не востребованным. И место захоронения неизвестно…
Аркадий Кутилов...Настоящее имя - Адий,родился 30 мая 1940 года в деревне Рысьи Иркутской области,найден мертвым летом 1985 года в одном из скверов Омска,место погребения не установлено.
Я люблю! через горы и годы!..
Я люблю! сквозь любые погоды!..
Я люблю! сквозь погосты-кресты,
сквозь туманы-дороги-мосты!..
Сквозь цветы восковые у морга,
сквозь судьбу, что к молитвам глуха!..
Я люблю! ослеплённо и гордо!
От любви перекошена морда,
От любви перехвачено горло,
от любви не хватает дыха...