Муслим Магомаев → Блог

Администратор сборника: Людмила Савина
Все рубрики (7)
Елена Грислис.Двенадцать песен о советском Орфее.
+1
Ссылка на источник:http://www.stihi.ru/2011/04/16/7807



Двенадцать песен о советском Орфее
Елена Грислис
                                                     К  70-летию со Дня Рождения
                                                     МУСЛИМА  МАГОМАЕВА



                                      Песнь  1.

Был праздник! То нитью сшивал золотой
Орфей сладкогласый причудливый строй
Республик советской единой семьи,
Куда заплывали его корабли.

Искусство певца было морю подобно:
Приливы…отливы…Все вольно…свободно!
Та страсть исторгалась как огненный шквал.
Шли годы… И натиск божественный спал.

Смотрите архивы! В них вал той любви
Которую годы не гасят в крови.
И, может, волшебный огонь тот храним
Кумиром, которого звали Муслим.

                      

                                                               Песнь 2.
                                                                                        
                                                   Сам ловкий  Фигаро в консерваторском зале,
                                                   Чуть поклонясь  рояля торжеству –
                                                   «Держателю» героев вечных арий,
                                                    Преодолевших  время и молву.

                                                   Тогда в Москве – без званий и отличий –
                                                   Муслим стал завоевывать Олимп.
                                                   А голос филигранно-мелодичный
                                                   Снискал Орфея благодатный нимб.

                                                   Он только из  «Ла Скала» возвратился,
                                                   Где технику «бельканто» постигал.
                                                   И  школой итальянскою гордился,
                                                   В которой Возрожденья дух блистал.

                                                  Стремительная, гордая фигура,
                                                  Улыбка, бархат глаз из глубины, -
                                                  Пленяли необычностью гламура,
                                                  Давая ощущенья новизны.

                                                 Казалось фантастическим и новым
                                                 Соединенье в мастере  одном
                                                 Беспечного азарта Казановы
                                                 И  жизни, что содеяна трудом.

                                                И виделось: чарующий «бельканто»
                                                Приумножал  живую красоту
                                                Вершителя огромного таланта,
                                                Что даст эстраде мощь и высоту.
                                                                  
                                                                  
                                                                Песнь   3.

                                               Он стал известным рано и нежданно –
                                               Как гром весенний долгою зимой.
                                               И люди улыбались вслед желанно…
                                               «Муслимчик?.. Здравствуй, здравствуй дорогой!
                                               Опять в Москве? Приехал снова в гости?…
                                               У нас – «текучки» суетной дела».
                                               Он улыбался скромно и без злости…
                                               Любимая певца – его – ждала!
                                               Он к ней спешил, шагая по бульвару
                                               Большой Москвы среди зевак, «светил».
                                               Вот у подъезда ходит баба Варя...
                                               И в ней Россию видел и любил!                                                    
      
                         Песнь  4.

Я не слыла фанаткой сумасбродной.
И все же в классе, кажется, в седьмом,
Влюбилась как и все …бесповоротно!
И не хотелось знать – кто болен мной.

Пора любви… Когда она приходит?!
Ответ читала в роковых глазах,
Сияющих с экрана приворотно,
Светящихся в любви простых словах.

Воспламеняя девственниц сосуды –
Тех ягодок, чье имя - «миллион»,-
Мужчина возникал как  будто чудо
И исчезал как лучезарный сон.
                  
                     Песнь   5.

Я как в наваждении слушала голос
Энергии чудной, и каждый мой волос
Дрожал, наслаждаясь волненьем флюид,
Летящих  и бьющих как волны в гранит.

Какой темперамент!  Захвачен весь зал!
Певец за роялем не  пел, а вещал!
И, вторя ему море страстно кипело –
И в дали звало и в тревоге гудело…

Из волн вознесся сам прекрасный Орфей.
О, не было в мире таких королей!
Черкесская стать, европейский костюм
И щедрой, по-русски, улыбки изюм.

Он к нам простирал свои длинные руки.
В том был знак доверья и тайной науки:
Как море бурлящее предано скалам -
И люди вольны стать такими, пусть в малом!

Давая уроки бессмертной любви,
Он сам в ней сгорал – как костер на крови!

                     Песнь 6.

Кавказец гордый, он был одержим
Мужчиной слыть, и только им одним!
Который любит и не предает.
Вино с друзьями на застольях пьет.

Расул Гамзатов рад был как джигит,
Что песня горской притчей прозвучит:
Мужчины настоящего удел –
Дарить любовь. И жалок, кто – не смел.

И в том счастливчика завидная судьба,
Что в песнях мог сказать, что есть  мольба
Доступная и  гою и царю,-
Чтобы, сгорев, шептать: благодарю…

                       Песнь 7.

Дыханье страсти ощущала
В движенье губ, мерцанье глаз,
Хоть одиночество качало
И убаюкивало нас…
Несчастных женщин всей России,
Где боль тоски, вины и бед.
Поля как сумерки косые…
И  «тот» мужчина… на весь свет!

                    

                                                               Песнь 8.
                                                        
                                                     Волшебная музыка Бабаджаняна –
                                                     Подарок от горных хребтов Еревана.
                                                     А мастер Арно продолжает звучать
                                                     В сонетах Муслима..Тому двадцать пять!
                                                     Поет в опьяненьи про море и солнце…
                                                     А славный маэстро все строит оконце,
                                                     В которое выпустит новых детей –
                                                     Горячие песни заснеженных дней.

                                                     В них Роберт Рождественский вечное слово
                                                     Предъявит как чувства земного основу.
                                                     Три друга: маэтро, певец и поэт
                                                     Предстанут во славе... на тысячу лет!!!  
                                                     Уж свадьба широкая пляшет по-русски
                                                     Армянской мелодике жаркой послушна.
                                                     И сердце влюбленных не стынет в снегу,
                                                     А «странная» женщина ждет и в пургу…

                                                     Сказав на прощанье священное: будь!
                                                     Свет в млечной дали продолжает  свой путь.

                      Песнь 9.

Россию  он   ДУШОЙ  своей считал.
Избранника подняв на пьедестал
И удостоив редкого венца,
Москва хранила верность до конца.

Он настигал размах большого друга.
…Сквозь гул Тверской доносится до слуха:
Лихач ямщик сидит на облучке,
И ушлый кум в заветном кушачке
Уж  тащит для ушицы судака…
Струилась вглубь великая река
Любви сердец и радужных надежд,
Утраченных под натиском невежд.

В той «смуте» места не нашлось творцу.
Теперь же бьют поклоны мертвецу.
Отдав когда-то своего «Карузо»,
Азербайджан схоронит тень Союза.
                                                                                        
                                                
Песнь   10.

Любивший дух Кавказа и друзей,
Был похоронен родиной своей,-
Которою не только был взращен,
Но на Аллее Славы погребен.
              
В октябрьский день не стало с нами льва,
Который подарил любви слова...

Когда  мир охватила смерти весть,
То гимном прозвучала его песнь
С есенинскою болью пополам:
«Прощай, Баку!»** Как общий дом и храм!


                        Песнь   11.
            
И вижу вновь Тамару*** в грустном зале.
Она скорбит, душа полна печалью.
Ну, а на пленке – торжество любви.
И вздох Муслима: милая, живи!..

                          Песнь   12.

Прощай, Союз!  Прощай, Орфей!..
Впаявший в скань звенящих песен
Единство рук, колен, локтей…
Мелодии любви стал тесен
Коммерческий пустой уют.
Прими же, витязь, на  прощанье
В последний скорбный твой приют
Слез благодарных воздыханье!

                                                




______________________________________________


Примечения автора:

* Магомаев Муслим Магометович (17.08.42 – 25.10.08) - выдающийся советский артист, признанный лучшим эстрадным певцом второй половины ХХ века.

** За месяц  до смерти Муслим Магомаев сочинил и записал свою последнюю песню «Прощай, Баку» на слова С.А.Есенина.

***Синявская Тамара Ильинична –певица, солистка Большого Театра, народная артистка СССР и  Азербайджана. Будучи женой и другом М.Магомаева , на протяжении  35 лет разделяла его жизненный и творческий путь. Беззаветно ухаживая за мужем в последний год его жизни, настояла  на  захоронении певца на родине - в г. Баку, столице Азербайджана.
Мелодия любви. М. Магомаеву
+4
Мелодия любви, Муслиму Магомаеву
Анатолий Агурицев

Великому певцу и замечательному человеку,
с глубокой благодарностью


Звучит мелодия любви ,
Околдовавшая когда-то ,
Сквозь годы , радости , утраты ,
Несёт отметины судьбы ...

Плывёт мелодия любви ,
По чёрно-белому накату ,
С тепла восхода , - в дрожь заката ,
Клавиатурного пути ...

Дрожит небесный камертон ,
Судьбой воздвигнутый когда-то...
Рукой бессмертного набата ,
Колоколов Орфея звон....

Звучи мелодия любви !
Мотивом розового детства ...
Орфея золотое сердце ,
Прошу тебя , убереги !

17.08.2006

http://www.stihi.ru/2006/09/27-2634
Памяти М. Магомаева
+1
Великий Баритон. Памяти Муслима Магомаева.

Владимир Светлов.

Великий, нежный баритон,
В своей бескрайней власти,
Был без сомнения сражён,
Своей же Музой - страстью.

А Муза, как всегда мила,
И любит до сих пор.
Того, кого она всегда ждала,
Возглавить стройный хор.

Муслим, покинув мир земной,
Воспрянув в небеса.
Остался в памяти людской
В Великих голосах.

http://www.stihi.ru/2008/10/25/3562
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
+1
На Новый год мне всегда шили красивые костюмы. Причем придумывал и руководил папа. Я училась в классе 7-8 ,когда папа предложил мне стать Мелодией...Я сначала не поняла идею, тогда папа поставил мне пластинку с песней Муслима Магомаева "Ты моя мелодия"...Помню, я почему-то так плакала от услышанного...Это было мое первое знакомство с Великим Человеком.
На новогоднем вечере мой костюм был лучший...
Лунная соната
+2
Мне снился сон – я стою в очереди  в буфете, а рядом Муслим Магомаев в белом, безупречном костюме.
Меня удивляет, что я могу с ним так просто разговаривать. Ведь я понимаю, что он уже умер.
Я задаю ему вопрос: «Какая музыка Вам нравится больше всего?»
Он ответил, не задумываясь и сразу: «Лунная соната…»  
«И мне…» - подумала я.
На следующий день я узнала, что рядом с посольством Азербайджана в г. Москве  
был заложен камень на месте будущего памятника Муслиму Магомаеву –великому певцу и композитору. Сейчас этот памятник уже открыт.      

Своё удивление  и  восхищение его талантом я сохраняю в себе и по сей день.

11.11.11 г.
памяти Магомаева.
+1
Стихи Аллы Гольцевой                  


                 П а м я т и     О р ф е я  

                Муслиму Магометовичу Магомаеву


Впервые не за автографом
Поклонников очередь длинная.
Губы навеки сомкнуты.
И опустела Гостиная.
Холод  тоски и отчаянья.
Застыли слова сокровенные.
Лица в немой печали,
Наполнена скорбью Вселенная.


                               А он, уходя, закрыть не успел
                               Заветной Гостиной дверь.
                               Он пел, словно жил, а жил, словно пел -
                               Ты песне его поверь!
                               Лишь ей до конца он верность хранил,
                                Любовью её  храним!
                                Он жил, словно пел, а пел, словно жил  
                                Великий Орфей - Муслим!


Длинны, словно годы, мгновения,
И жизнь на земле продолжается.
Другие грядут поколения,
Но песня его не кончается!
Голос Орфея неистовый
Снова волнует и радует.
Слёзы Вселенной чистые
На землю дождями падают...
Биография М.Магомаева.
+1
Детство и юность

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его отец — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за девять дней до Победы, мать — Айшет Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка. Дед по отцу — (Абдул-)Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки. О происхождении матери Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской[3]. Про происхождение отца он говорил, что мать его была татаркой, а кем по происхождению были предки по его отцу, неизвестно[3][4]. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем[4][5], а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать»[5].

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, а сына оставила на воспитание дяде Джамалу Муслимовичу Магомаеву. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор Бакинской консерватории виолончелист В. Ц. Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике»[6].

Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956-м был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Акимовича Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Исидоровны Кретинген (до 1960-го).

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим Магомаев пошёл втайне от семьи. В семье были против раннего выступления Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался, и потеря голоса ему не грозит.

Бакинскую консерваторию закончил по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году.
Международное признание

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.

В 1964—1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала»

в 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.[5]
Марка с изображением Магомаева

В конце 1960-х, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у ансамбля донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тысяч человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна, и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Выступление в Ростове-на-Дону стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.[7]

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской Олимпии Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжелое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил бакинскую консерваторию. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.[5]

В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах — «Золотую пластинку»[2].

В 1973 г. в возрасте 31 год ему было присвоено звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР. Он стал самым молодым в истории Народным артистом СССР[8]. С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е и 1970-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (русские романсы, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами», «Поёт Муслим Магомаев» и «Москва в нотах». Муслим Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам и театральным спектаклям. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца; написал книгу об этом певце.

В 1997 г. в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.[9]

В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт в Интернете. По поводу прекращения выступлений Муслим Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда,[10] несмотря на то, что Муслим Магомаев курил всю свою взрослую жизнь. Был личным другом Гейдара Алиева. Входил в руководство Всероссийского азербайджанского конгресса.[11]

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.
Уход из жизни

Муслим Магомаев умер 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины подлинно великого артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии. Своё соболезнование выразили и многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, а 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева (старшего) в Баку прошли церемонии прощания с певцом.[10][12][13] В тот же день он был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США[14][15].
Увековечение памяти

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской Государственной Академии Художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала[16].

14 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение «об увековечении памяти Муслима Магомаева». Согласно распоряжению, на доме, где проживал певец, 6 июля 2011 года установлена мемориальная доска, а одна из школ столицы названа именем Муслима Магомаева.[17].
Открытие памятника М. Магомаеву в Москве 15 сентября 2011 г.

Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла решение об установке памятника Муслиму Магомаеву в сквере по Леонтьевскому переулку, напротив здания посольства Азербайджана в Москве. Памятник должен был быть установлен за счёт ЗАО «Крокус-Интернешнл» с последующей передачей в дар городу[18]. 3 февраля 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника[19][20]. Авторы памятника скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Вознесенский[21]. 15 сентября 2011 года памятник М. Магомаеву был торжественно открыт[22].

В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева[23].

25 октября 2009 года был открыт концертный зал имени Муслима Магомаева в Крокус Сити.
Семья

Был женат на Тамаре Ильиничне Синявской, певице, народной артистке СССР. От первого брака с Офелией (1960), который распался через год, у Магомаева есть дочь — Марина. В настоящее время Марина живёт в США вместе с семьёй — мужем Александром Козловским и сыном Алленом.






Голос Магомаева — яркий, звучный баритон. Талант и профессионализм Магомаева позволили ему шагнуть далеко за пределы обычного баритонового репертуара. Так, например, при исполнении русской народной песни «Вдоль по Питерской» («коронного» номера Ф. И. Шаляпина) голос Магомаева звучит как бас-баритон. Магомаев спел куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» (предназначенные для баса) и артистично воссоздал этот образ на сцене. В неаполитанских песнях «Вернись в Сорренто», «Скажите, девушки», «Гранада» и др. голос Магомаева имитирует теноровую технику пения. Магомаев был талантливым пародистом-звукоимитатором, в частности, он записал вокальные партии Трубадура, Сыщика и Атаманши в радиопьесе Ю. Энтина и В. Ливанова «По следам бременских музыкантов».