День рождения стихотворения "Сад " Марины Цветаевой
Автор: Марина Бойкова
Опубликовано: 4909 дней назад (15 июля 2011)
Сборник: Марина Ивановна Цветаева
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Не единожды замечала: те или иные строки не приходят в голову случайно, просто так… А уж когда касается Марины… вот как втемяшется и… несмотря на время суток за окном, наличие обязательств, еще ли какие обстоятельства… Не отпускает — и не отпустит. Пока не попробуешь понять: а в чем, собственно, на сей раз дело.
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
12 февраля 2006, Новосибирск, на часах 0:18:30 — соединение Луны с ретро-Сатурном во Льве, вблизи моего Меркурия… Хирон в оппозиции… Кету на моей Луне — что-то мое взбудоражило? Да, вроде, ран никто не бередил, ментально разве — ну так оно периодически там, сям… возникает. Опять же, Солнышко… по Белой Луне… Еще некоторые — с моей собственной картой — пересечения.
Цветаевская тема — мое, давнее, бередящее, рвущее, но… Отчего — так? До такой степени? Много лет не могу — хотя пытаюсь — понять. Загадка… Ловлю и ловлю себя на том, что интонационно даже получается часто — ее, под нее…
Ну да ладно.
Что все-таки со стихами?
* * *
Написаны 1 сентября 1934, семья живет в Париже. Период сложный, во многом для Цветаевой смутный.
Сергей Яковлевич весь в суете, весь в пресловутом — домой бы, вернуться бы; готов хоть сейчас, сразу — да вот Марина не хочет, а без нее… никак, не решается… а может, подспудно знает, что там, дома — всё, в смысле ничего, совсем для нее ничего?
У Али во многом своя жизнь, работа, попытки «отлепиться» от дома.
Разве только Мур радует: учеба, успехи — и в то же время, Марина с вящим огорчением отмечает умеренность в его характере того свойства, на которое сама всегда была ой как щедра, которое сама она называла «болевой чувствительностью»…
Цветаеву раздражает всё: взрослая жизнь дочери, индифферентность к важным — для нее важным — вещам сына, постоянные отлучки мужа, «мусор и зола быта». Но разве могло быть иначе? Луна дирекционная точно квадратирует ее Сатурн, управитель 6-го в 3-м:
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет...
А транзитный Сатурн в 7-м в квадрате к натальной Луне в Тельце, прогрессивный Плутон квадрат к ИС/МС. Недовольство бытом, вообще сложившимся на тот период жизненным укладом… Транзитный Хирон на Плутоне: бунт против Судьбы — и страстное желание творить, писать… создавать.
На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад...
Сатурн прогрессивный трин к Плутону, соуправителю 4-го, в ее 11-й… И одновременно трин Сатурна солярного с Плутоном радикса. Неприятие много чего, обстоятельств, первым делом, но — главное — неприятие эпохи.
Самой же Мариной Ивановной старательнейшим подчеркивалось то самое неприятие: «Я ненавижу свой век и благословляю Бога… что родилась еще в прошлом веке… Ненавижу свой век, потому что он век организованных масс, которые уже не есть стихия… не — упорядоченных, а именно «организованных», т.е. ограниченных и лишенных органичности, т.е. своего последнего…» Вообще, будь ведь там квадрат, ну, или хотя бы секстиль — она б не просто не принимала, она бы что-то — пред-принимала, банально шевелилась, чтоб ситуацию изменить, переломить, быть может. В очередной ли раз страну (прогрессивный Юпитер в оппозиции к Солнцу, управителю ее АСЦ и Меркурию — а ведь думала, в мыслях, по всему, и вправду оно было, что, может, да ну его, Париж… по своей любимой Чехии ведь — так и страдала). Что-то ли в доме, в жилье, в семье (Луна прогрессивная квадрат к ее Венере во 2-м). Но там, у Сатурнов в прогрессиях и соляре с ее Плутоном все же трины — да и не станется на них ничего менять, ну, разве только сетовать, возмущаться (Меркурий солярный на ее Уране): «А, черт! еще это! а ччче-ерт!» — ибо смириться не могу, ибо все это — не во имя высшего, а во имя низшего; чужой грязи и лени... Меня все, все считают «поэтичной», «непрактичной», в быту — дурой, душевно же — тираном, а окружающих — жертвами, не видя, что я из чужой грязи не вылезаю, что на коленях (физически, в неизбывной луже стирки и посуды) служу — неизвестно чему!» «...я очень постарела... почти вся голова седая... и морда зеленая: в цвет глаз, никакого отличия, — и вообще тьфу в зеркало».
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни — лица,
Без ни — души!
…И все же, снова к дате стихотворения. 1 сентября 1934. Прямо-таки очередная нервность в воздухе: опять квадрат Луна-Меркурий, опять смена лунной фазы — подобное бросалось ведь уже в глаза, с другими цветаевскими стихами, которые — меня, в частности, — цепляли… цепляют…
Без ни — ушка
Мне сад пошли:
Без ни — душка!
Без ни — души!
Транзит Плутона с Марсом через ее 12-й — да что ж там за тайные не то страсти, не то страхи… Вследствие чего и стремление уединиться, как раз вот это «Без ни — лица, Без ни — души!».
Еще к тому же Черная и Белая Луны, и Кету — тоже как раз по ее 12-му, и возвращение Белой Луны близится, вот-вот:
Скажи: довольно мýки, — нá
Сад — одинокий, как сама.
А ведь период все-таки — бунта. Против времени, эпохи… Уже упомянутые аспекты с участием Марининого Плутона и ее же Сатурна, сама ведь свои ощущения так и описывала: «Есть (мне и всем подобным мне: ОНИ — ЕСТЬ) только щель: вглубь, из времени, щель ведущая в сталактитовые пещеры до-истории: в подземное царство Персефоны и Миноса — туда, где Орфей прощался: — в А — И — д» (обратим внимание: слова-то какие!).
И одновременно трин дирекционной же Луны к ее Урану в 4-м, управителю 7-го. А ведь бунт-то — и против мужа, против того, что делает, чем занят он… (Сколько уж времени случается читать, слушать ли рассуждения на тему, а знала ли Цветаева, чем именно был занят С.Эфрон, о его делах с НКВД, и, главное, при помощи чего и как вернуться-то в Россию намеревался — да знала, всё она знала, не могла не знать…)
Мятеж — против него тоже, поскольку он сам — часть вот этой ненавистной ей эпохи: он, ее родной, когда-то безумно любимый Сережа, к которому рвалась, в незнании о судьбе которого много лет назад так страдала, мучилась... Трин прогрессивного Марса к Урану, притом, что в радиксе Марс в 7-м и в Водолее … Но — повторюсь! — какое там бунтарство на трине, разве только эмоциональный (на квадрате прогрессивной Луны к ее Венере) пар наружу выпустить. Во многом — прогрессивный Меркурий в ее 5-м, Луна тоже вот-вот туда войдет — через творчество. Посредством творчества.
САД
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет...
На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад...
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни — лица,
Без ни — души!
Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!
Без ни — ушка
Мне сад пошли:
Без ни — душка!
Без ни — души!
Скажи: довольно мýки, — нá
Сад — одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
— Сад, одинокий, как ты Сам.
Такой мне сад на старость лет...
— Тот сад? А может быть — тот свет?
На старость лет моих пошли —
На отпущение души.
Марина Цветаева,
1 сентября 1934
----------------------------
©
Татьяна Занадворова
12 февраля 2006
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
12 февраля 2006, Новосибирск, на часах 0:18:30 — соединение Луны с ретро-Сатурном во Льве, вблизи моего Меркурия… Хирон в оппозиции… Кету на моей Луне — что-то мое взбудоражило? Да, вроде, ран никто не бередил, ментально разве — ну так оно периодически там, сям… возникает. Опять же, Солнышко… по Белой Луне… Еще некоторые — с моей собственной картой — пересечения.
Цветаевская тема — мое, давнее, бередящее, рвущее, но… Отчего — так? До такой степени? Много лет не могу — хотя пытаюсь — понять. Загадка… Ловлю и ловлю себя на том, что интонационно даже получается часто — ее, под нее…
Ну да ладно.
Что все-таки со стихами?
* * *
Написаны 1 сентября 1934, семья живет в Париже. Период сложный, во многом для Цветаевой смутный.
Сергей Яковлевич весь в суете, весь в пресловутом — домой бы, вернуться бы; готов хоть сейчас, сразу — да вот Марина не хочет, а без нее… никак, не решается… а может, подспудно знает, что там, дома — всё, в смысле ничего, совсем для нее ничего?
У Али во многом своя жизнь, работа, попытки «отлепиться» от дома.
Разве только Мур радует: учеба, успехи — и в то же время, Марина с вящим огорчением отмечает умеренность в его характере того свойства, на которое сама всегда была ой как щедра, которое сама она называла «болевой чувствительностью»…
Цветаеву раздражает всё: взрослая жизнь дочери, индифферентность к важным — для нее важным — вещам сына, постоянные отлучки мужа, «мусор и зола быта». Но разве могло быть иначе? Луна дирекционная точно квадратирует ее Сатурн, управитель 6-го в 3-м:
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет...
А транзитный Сатурн в 7-м в квадрате к натальной Луне в Тельце, прогрессивный Плутон квадрат к ИС/МС. Недовольство бытом, вообще сложившимся на тот период жизненным укладом… Транзитный Хирон на Плутоне: бунт против Судьбы — и страстное желание творить, писать… создавать.
На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад...
Сатурн прогрессивный трин к Плутону, соуправителю 4-го, в ее 11-й… И одновременно трин Сатурна солярного с Плутоном радикса. Неприятие много чего, обстоятельств, первым делом, но — главное — неприятие эпохи.
Самой же Мариной Ивановной старательнейшим подчеркивалось то самое неприятие: «Я ненавижу свой век и благословляю Бога… что родилась еще в прошлом веке… Ненавижу свой век, потому что он век организованных масс, которые уже не есть стихия… не — упорядоченных, а именно «организованных», т.е. ограниченных и лишенных органичности, т.е. своего последнего…» Вообще, будь ведь там квадрат, ну, или хотя бы секстиль — она б не просто не принимала, она бы что-то — пред-принимала, банально шевелилась, чтоб ситуацию изменить, переломить, быть может. В очередной ли раз страну (прогрессивный Юпитер в оппозиции к Солнцу, управителю ее АСЦ и Меркурию — а ведь думала, в мыслях, по всему, и вправду оно было, что, может, да ну его, Париж… по своей любимой Чехии ведь — так и страдала). Что-то ли в доме, в жилье, в семье (Луна прогрессивная квадрат к ее Венере во 2-м). Но там, у Сатурнов в прогрессиях и соляре с ее Плутоном все же трины — да и не станется на них ничего менять, ну, разве только сетовать, возмущаться (Меркурий солярный на ее Уране): «А, черт! еще это! а ччче-ерт!» — ибо смириться не могу, ибо все это — не во имя высшего, а во имя низшего; чужой грязи и лени... Меня все, все считают «поэтичной», «непрактичной», в быту — дурой, душевно же — тираном, а окружающих — жертвами, не видя, что я из чужой грязи не вылезаю, что на коленях (физически, в неизбывной луже стирки и посуды) служу — неизвестно чему!» «...я очень постарела... почти вся голова седая... и морда зеленая: в цвет глаз, никакого отличия, — и вообще тьфу в зеркало».
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни — лица,
Без ни — души!
…И все же, снова к дате стихотворения. 1 сентября 1934. Прямо-таки очередная нервность в воздухе: опять квадрат Луна-Меркурий, опять смена лунной фазы — подобное бросалось ведь уже в глаза, с другими цветаевскими стихами, которые — меня, в частности, — цепляли… цепляют…
Без ни — ушка
Мне сад пошли:
Без ни — душка!
Без ни — души!
Транзит Плутона с Марсом через ее 12-й — да что ж там за тайные не то страсти, не то страхи… Вследствие чего и стремление уединиться, как раз вот это «Без ни — лица, Без ни — души!».
Еще к тому же Черная и Белая Луны, и Кету — тоже как раз по ее 12-му, и возвращение Белой Луны близится, вот-вот:
Скажи: довольно мýки, — нá
Сад — одинокий, как сама.
А ведь период все-таки — бунта. Против времени, эпохи… Уже упомянутые аспекты с участием Марининого Плутона и ее же Сатурна, сама ведь свои ощущения так и описывала: «Есть (мне и всем подобным мне: ОНИ — ЕСТЬ) только щель: вглубь, из времени, щель ведущая в сталактитовые пещеры до-истории: в подземное царство Персефоны и Миноса — туда, где Орфей прощался: — в А — И — д» (обратим внимание: слова-то какие!).
И одновременно трин дирекционной же Луны к ее Урану в 4-м, управителю 7-го. А ведь бунт-то — и против мужа, против того, что делает, чем занят он… (Сколько уж времени случается читать, слушать ли рассуждения на тему, а знала ли Цветаева, чем именно был занят С.Эфрон, о его делах с НКВД, и, главное, при помощи чего и как вернуться-то в Россию намеревался — да знала, всё она знала, не могла не знать…)
Мятеж — против него тоже, поскольку он сам — часть вот этой ненавистной ей эпохи: он, ее родной, когда-то безумно любимый Сережа, к которому рвалась, в незнании о судьбе которого много лет назад так страдала, мучилась... Трин прогрессивного Марса к Урану, притом, что в радиксе Марс в 7-м и в Водолее … Но — повторюсь! — какое там бунтарство на трине, разве только эмоциональный (на квадрате прогрессивной Луны к ее Венере) пар наружу выпустить. Во многом — прогрессивный Меркурий в ее 5-м, Луна тоже вот-вот туда войдет — через творчество. Посредством творчества.
САД
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет...
На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад...
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни — лица,
Без ни — души!
Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!
Без ни — ушка
Мне сад пошли:
Без ни — душка!
Без ни — души!
Скажи: довольно мýки, — нá
Сад — одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
— Сад, одинокий, как ты Сам.
Такой мне сад на старость лет...
— Тот сад? А может быть — тот свет?
На старость лет моих пошли —
На отпущение души.
Марина Цветаева,
1 сентября 1934
----------------------------
©
Татьяна Занадворова
12 февраля 2006